Презентация "Особенности работы воспитателя с детьми, имеющими нарушения зрения в ДОО"
презентация по коррекционной педагогике

Гамбург Евгения Сергеевна

В России, по данным Министерства здравоохранения, более миллиона детей страдают различными нарушениями зрения. И с каждым годом число таких детей растёт

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narushenie_zreniya.pptx176.53 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности работы воспитателя с детьми, имеющими нарушения зрения в ДОО.

Слайд 2

Введение. Актуальность темы. Проблема коррекционно-образовательной работы с детьми, имеющими сложные нарушения развития, в настоящее время приобретает все большую актуальность. Это связано, как с многообразием комбинаций сочетанных патологий, так и с возросшим за последние годы количеством детей, рождающихся с отклонениями в развитии. К одной из таких групп можно отнести детей с нарушениями зрения. В России, по данным Министерства здравоохранения, более миллиона детей страдают различными нарушениями зрения: близорукостью, дальнозоркостью, косоглазием, амблиопией (слабовидением), нарушениями преломляющей способности глаза. И с каждым годом число таких детей растёт. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) для детей с нарушениями зрения включают ФГОС НОО слепых и ФГОС НОО слабовидящих. Они разработаны на основе приказа Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 года №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Слайд 3

Особенности развития детей с нарушениями зрения. Восприятие . Нарушается целостность восприятия объекта, в образе часто отсутствуют определяющие детали, что ведёт к фрагментарности и неточности отражения окружающего мира. Внимание . Замедленность процесса восприятия сказывается на темпе переключения внимания и проявляется в неполноте и фрагментарности образов, в снижении объёма и устойчивости внимания. Память . Для детей с нарушениями зрения характерно недостаточное осмысление запоминаемого материала. Трудности классификации, сравнения, анализа и синтеза, связанные с нечётко воспринимаемыми качествами объектов, приводят к недостаточности логической памяти. Мышление . Для слепых и слабовидящих младших школьников характерно недостаточное развитие наглядно-образного и наглядно-действенного уровней мыслительной деятельности. Речь . Недостатки развития речи объясняются трудностями в установлении предметной отнесённости слова и образа, понимании конкретного значения слов, правильном использовании их в речевой практике. Особенности эмоционально-волевой сферы: выражается в несамостоятельности, повышенной внушаемости, стремлении к получению удовольствия от игровой деятельности, беспечности, незрелости чувства долга, ответственности, неумение подчинять свое поведение требованиям, неспособность сдерживать проявления чувств. Особенности социальной адаптации: Проблемы с ориентировкой в пространстве, недостаток навыков социально-бытовой ориентировки, коммуникативные нарушения.

Слайд 4

Цели и задачи работы воспитателя. Цель работы воспитателя детей с нарушениями зрения — подготовить их к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении. Это заключается в формировании личности, умеющей самостоятельно строить свою жизнь, нести за неё ответственность, принимать решения и действовать в быстро изменяющемся мире . Задачи: формирование у детей адекватных представлений об окружающем мире на основе использования нарушенного или остаточного зрения и сохранных анализаторов; формирование умения осмысливать и отражать в речи воспринимаемые предметы, свойства, качества; обучение детей пониманию и правильному отражению в речи сути происходящих событий и явлений; развитие у детей зрительно-пространственной адаптации; создание условий для успешной коррекции недостатков в психофизическом и социальном развитии детей; обеспечение эмоционального благополучия каждого ребёнка; развитие общей и мелкой моторики, графомоторных навыков; формирование правильного отношения к своему здоровью.

Слайд 5

Методы и приемы работы Наглядный метод . Способствует обогащению сенсорного опыта, развитию наблюдательности и формированию образов памяти. При использовании наглядного материала для детей с нарушениями зрения важно учитывать, что он должен быть крупным (до 15–20 см) и чётким и контрастным. Словесный метод . Помогает ребёнку осознать и осмыслить воспринимаемый образ. Среди приёмов этого метода — беседа (для актуализации опыта детей), описание объекта восприятия или рассматривания, объяснение, вопросы (для организации восприятия, концентрации внимания и активизации мыслительной деятельности). Практический метод . Даёт возможность ребёнку самостоятельно, путём практических действий с предметами или их изображениями, определить их основные свойства. Среди приёмов этого метода — игровые задания (элементы дидактической игры, графические задания, направленные на сенсорные операции, оперирование образами, регуляцию и контроль за действиями). Методы стимулирования зрительных функций . К ним относятся, например, методика В. Ф. Базарного, методика У. Г. Бейтса , зрительные нагрузки по системе Л. А. Григорян, гимнастика для глаз, игры и упражнения в сенсорной комнате.

Слайд 6

Методы и приемы работы Примеры эффективных методик и технологий . Чудесный мешочек Цель: Учить узнавать предметы по характерным признакам с помощью одного из анализаторов. Найди свой дом Цель: формировать осмысленное восприятие формы геометрических фигур, формировать представление об основных цветах и о геометрических фигурах. Собери бусы Цель: закрепление цветового спектра; обогащение тактильной чувствительности рук через совершенствование мелкой моторики в действиях с бусинами; развитие внимания, логического мышления, закреплению счёта в пределах 10.

Слайд 7

Заключение Индивидуальный и дифференцированный подход воспитателя при обучении и коррекции нарушений зрения позволяет оптимально решить проблему преодоления отклонений в развитии слабовидящих детей. Положительная динамика диагностических данных по развитию зрительного восприятия у слабовидящих детей подтверждает значимость индивидуального и дифференцированного подхода в системе общего развития ребёнка. Список литературы: 1. Болдинова, О. Г. Психолого-педагогическая диагностика развития компенсаторных способов действий у детей с нарушениями зрения [Текст] / О. Г. Болдинова // Дефектология. — 2024. — № 1. — С. 24-33. 2. Кудрина Т.П. Дети с нарушением зрения/ Т.П . Кудрина . - М.: Владос , 2017. - 912c. 3. Фомичева ,Л.В. Коррекция познавательного развития дошкольников с нарушениями зрения в проектной деятельности ДОУ /Л.В. Фомичева - Санкт-Петербург, 2022. – 102с. 4. Шведова, Н. П. Методические аспекты формирования пространственных представлений у слепых и слабовидящих обучающихся [Текст] / Н. П. Шведова, И. С. Исмаилова , В. З. Денискина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2024. — № 4. — С. 69-79.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика работы логопеда с детьми,имеющими нарушения зрения.

Учителям-логопедам, работающим с детьми с нарушениями зрения могут пригодиться в работе некоторые рекомендации....

О работе воспитателя с детьми, имеющими нарушения речи.

Консультация предназначена воспитателям, начинающим работать в логопедических группах с детьми имеющими  ОНР. Они узнают о речевых и психологических особенностях своих воспитанников и взаимомсвяз...

Система работы взаимодействия учителя-дефектолога (тифлопедагога) и учителя-логопеда в работе детьми, имеющими нарушения зрения и речи

В данной статье показаны примерные формы работы по взаимодействию учителя-дефектолога (тифлопедагога) и учителя-логопеда; конкретно описывается роль специалистов в коррекционной работе. Авторы данной ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯМ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ.

В материале представлены рекомендации для воспитателей, работающих с детьми имеющими нарушения зрения...

Презентация " Особенности работы воспитателя с детьми, имеющими нарушения слуха"

В процессе обучения ребенка с нарушенным слухом в общеобразовательном учреждении происходит значительное, но недостаточное расширение и пополнение словарного запаса. Наглядные приемы для расширения л...

Презентация "Особенности работы воспитателя с детьми, имеющими нарушения интеллекта в ДОО"

Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии является весьма острой и актуальной на сегодняшний день. На современном этапе развития системы образования на первый...