"Артикуляционные сказки по лексическим темам в работе воспитателя с детьми, имеющими нарушения речи"
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

Кольвейвина Анастасия Владимировна

Консультация для педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Артикуляционные сказки по лексическим темам в работе воспитателя

с детьми, имеющими нарушения речи»

(консультация для воспитателей)

Преодоление нарушений звукопроизношения у детей имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, внимание, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Своевременное устранение недостатков произношения помогает предотвратить трудности, во-первых, в овладении навыками чтения и письма, во-вторых, в социальной адаптации ребёнка. Перед педагогами, работающим с детьми с речевыми нарушениями, стоит задача поиска эффективных методов формирования произносительных возможностей, создания такой артикуляционной базы, которая обеспечивала бы успешное овладение навыками нормативного произношения. Требуется осмысленный нестандартный подход в работе, по формированию у ребёнка прочных навыков. Необходимо формировать у дошкольников мотивы, волевые качества, необходимые для продолжительной работы, дающей стабильные результаты. И всё это нужно делать легко, непринужденно, в игровой форме, заинтересовывая ребёнка. Чтобы исправить недостатки звукопроизношения у воспитанников необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой.

Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного

произнесения звуков.

Артикуляционная гимнастика призвана подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произношению звуков родного языка.

Условия, обеспечивающие эффективность артикуляторной гимнастики:

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

2. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

3. Если ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

4. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

5. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему. После прочного усвоения необходимых упражнений артикуляторную гимнастику можно проводить без зеркала, обеспечивая тем самым развитие кинестетических ощущений от органов артикуляторного аппарата.

К сожалению, процесс подготовки артикуляционного аппарата к правильному произношению достаточно длителен. Одни и те же упражнения быстро надоедают ребенку. И каждый педагог старается как-то его разнообразить, сделать более интересным для ребёнка. Учитывая ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста и в целях повышения интереса к выполнению артикуляционных упражнений, необходимо стремимся выполнять их в игровой форме, включая в работу различные анализаторы и используя многообразие вспомогательного материала.

В настоящее время существуют разнообразные комплексы артикуляционных гимнастик. Особый интерес представляют «Сказки о Веселом Язычке», в интересной форме рассказывающие о приключениях героя. Каждый комплекс ориентирован на определенную лексическую тему, это удобно в повседневной работе воспитателя с детьми. Выполнение комплекса артикуляционной гимнастики можно разнообразить заранее подготовленными предметными и сюжетными картинками. После выполнения артикуляционной гимнастики можно провести небольшую беседу, вспомнить, куда отправился Язычок, что он делал, с кем познакомился, как пели птицы и т.д. На этом этапе необходимо следить за правильным построением предложения, согласованием слов в роде, числе и падеже. Беседа поможет активизировать лексический запас, развить

наблюдательность, внимание, память, научить улавливать зависимость между конкретными действиями, событиями или явлениями. Вопросы, предлагаемые для беседы, направлены преимущественно на познавательную активность ребенка и соответствуют основным закономерностям развития психических процессов в период дошкольного детства.

Сказка о Веселом Язычке

Жил на свете язычок. Был у него свой домик. Домик назывался ротик. Домик открывался и закрывался. Посмотри, чем закрывался домик. (Взрослый медленно и четко смыкает и размыкает зубы). Зубами! Нижние зубы - крылечко, а верхние зубы - дверка. Жил Язычок в своем домике и часто глядел на улицу. Откроет дверку, высунется из нее и опять спрячется в домик. Посмотри! (Взрослый показывает несколько раз широкий язык и прячет его). Язык был очень любопытным. Все ему хотелось знать. Увидит, как котенок молоко лакает, и думает: "Дай-ка и я так попробую". Высунет широкий хвостик на крылечко и опять спрячет. Высунет и спрячет, высунет и спрячет. Сначала медленно, а потом быстрей. Совсем как у котенка получается. А ты так умеешь? А ну-ка, попробуй! А еще любил Язычок песни петь. Веселый он был. Что увидит и услышит на улице то и поет. Услышит, как дети кричат "а - а - а", откроет дверку широко - широко и запоет: "А - а - а". Услышит, как лошадка ржет "и- и - и", узенькую щелку в дверке сделает и запоет: "И - и - и". Услышит, как поезд гудит "у - у - у", кругленькую дырочку в дверке сделает и запоет: "У – у - у". Так незаметно у Язычка и день пройдет. Устанет Язычок, закроет дверку и спать уляжется. Вот и сказке конец.

Домик для Язычка

Жил-был Язычок, очень грустный Язычок. Да и откуда взяться веселью, если у него не было своего дома? Язычку ничего другого не оставалось, как жить на улице, а там осенью дождь, зимой снег и летом дни холодные случаются. Плохо было Язычку, он часто простужался и подолгу болел. Но в один прекрасный день Язычок нашёл себе дом. Какой? Рот. Обрадовался Язычок и решил привести свой новый дом в полный порядок. Дом должен быть крепостью, поэтому Язычок установил две двери: первая дверь - губы, вторая дверь - зубы. В новом доме Язычка не было окон, зато были стены, правда, очень странные. Они могли раздуваться, как шарики. Как они называются? Щёки. А потолок был твёрдым и назывался нёбо. Нёбо неровное и напоминает

купол. Передняя часть потолка-нёба заканчивается маленькими бугорками. Это альвеолы. Они расположены за верхними зубами. Язычку очень понравилось его новое жилище.

Язычок делает ремонт.

Из-за постоянной сырости Язычку часто приходилось делать ремонт. Прежде всего, он проветривал свой дом, для чего сначала открывал первую дверь - губы, затем вторую дверь - зубы, после чего протирал их с наружной и внутренней стороны. (Дети выполняют соответствующие движения языком.) Потом Язычок брал большую кисть и красил потолок-нёбо. Красить надо было тщательно, а для этого крепко прижимать кисточку. (Широко открыв рот, ребёнок двигает языком 5-10 раз вперёд-назад и из стороны в сторону по нёбу - упражнение "Маляр"). Выполнив эту работу, Язычок приступал к оклейке стен-щёк обоями. Делал он это очень аккуратно, педантично наклеивая одну полоску за другой. (Движения языка сверху-вниз по внутренней стороне обеих щёк.) После ремонта Язычок мыл полы. (Движения кончиком языка из

стороны в сторону под языком и возле передних зубов; рот открыт.) Чинил Язычок и двери-зубы. (Губы раздвинуты в улыбке, видны плотно сжатые верхние и нижние зубы - упражнение "Забор").


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О работе воспитателя с детьми, имеющими нарушения речи.

Консультация предназначена воспитателям, начинающим работать в логопедических группах с детьми имеющими  ОНР. Они узнают о речевых и психологических особенностях своих воспитанников и взаимомсвяз...

Рекомендации по работе дома с детьми, имеющими нарушения речи

Консультация для родителей и воспитателей...

Организация работы педагогов с детьми, имеющими нарушения речи при адаптации к новым условиям

Рассмтривается проблема адаптации детей с нарушениями речи и особенности взаимодействия специалистов дошкольного учреждения в коррекционно-развивающей работе....

Программа дополнительного образования на тему: «Песочная терапия, как нетрадиционный метод воздействия в работе логопеда с детьми, имеющими нарушения речи». «Песочные чудеса»

Программа дополнительного образования на тему: «Песочная терапия, как нетрадиционный метод воздействия в работе логопеда с детьми, имеющими нарушения речи».«Песочные чудеса»...

Методические рекомендации по работе дома с детьми, имеющими нарушения речи

Прежде всего, стоит отметить, что полноценная коррекционная работа, направленная на устранение речевых нарушений у детей, не возможна без регулярной работы дома. Чем сильнее выражен речевой дефект у р...

Программа дополнительного образования «Песочная терапия, как нетрадиционный метод воздействия в работе логопеда с детьми, имеющими нарушения речи». «Песочные чудеса»

Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии....

Рекомендации для родителей по работе дома с детьми, имеющими нарушения речи.

Рекомендации для родителейпо работе дома с детьми, имеющими нарушения речи.Прежде всего, стоит отметить, что полноценная коррекционная работа, направленная на устранение речевых нарушений у детей, не ...