Система работы взаимодействия учителя-дефектолога (тифлопедагога) и учителя-логопеда в работе детьми, имеющими нарушения зрения и речи
статья по коррекционной педагогике (старшая группа) по теме
В данной статье показаны примерные формы работы по взаимодействию учителя-дефектолога (тифлопедагога) и учителя-логопеда; конкретно описывается роль специалистов в коррекционной работе. Авторы данной статьи представили систему работы из собственного опыта.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Система работы взаимодействия учителя-дефектолога (тифлопедагога) и учителя-логопеда в работе детьми, имеющими нарушения зрения и речи
«Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения является системным образованием, имеющим свои цели, задачи, содержание, структуру, средства воздействия на ход психофизического развития» Л.И.Плаксина [1, c.16].
Коррекционная работа тифлопедагога непосредственно связана с работой учителя-логопеда. Деятельность тифлопедагога с детьми направлена на развитие зрительного восприятия, на формирование предметных представлений, вербализацию сенсорного опыта, активизацию предметной соотнесённости слова и образа, развитие пространственной и социально-бытовой ориентировки, на развитие мелкой моторики. А деятельность учителя-логопеда направлена на формирование лексического и грамматического строя языка, развитие связной речи, исправление нарушений звукопроизношения, развитие фонематического восприятия и слоговой структуры слова.
Так как первичным дефектом является зрение, соответственно и зрительные нарушения влияют на развитие речевой функции, на формирование словарного запаса, на понимание смысловой стороны речи, неумение связно высказаться. У слабовидящих детей быстро наступает утомление, понижается работоспособность. Общая особенность таких детей – это нарушение словесного опосредования. Если ребёнок правильно называет предмет, это не значит, что у него имеются чёткие представления о нём, так как он не может соотнести слово и образ. Поэтому и необходимо проводить соответствующую коррекционную работу тифлопедагогом. В системе комплексной помощи детям с нарушением зрения коррекционная работа учителя-дефектолога и учителя-логопеда только тогда даёт хорошие результаты, когда между специалистами осуществляется тесное взаимодействие.
Тифлопедагог на своих коррекционных занятиях даёт первоначальные знания о предметах, учит правильно узнавать и называть предметы в разных изображениях и различных ракурсах. Решая свои коррекционные задачи, педагог опирается на рекомендации учителя-логопеда: обогащает словарь детей по данной теме, проводит игры и упражнения на формирование грамматического строя речи, развивает связную речь детей при описании сюжетных картин, следит за поставленными звуками.
Взаимодействие тифлопедагога и учителя-логопеда в нашем детском учреждении направлено на:
- составление единого перспективно-тематического плана. В течение года, работая над определённой лексической темой, каждый педагог своими приёмами и средствами на занятиях решает свои коррекционные задачи;
- обсуждение результатов обследования с целью получения полной информации о развитии ребёнка, определения структуры нарушения;
- выполнение рекомендаций врача-офтальмолога и соблюдение этапов лечения при выполнении коррекционных заданий;
- определение лексики по заданной теме;
- обсуждение и проведение совместных коррекционных мероприятий с детьми;
- планирование и проведение с педагогами ДОУ консультаций, семинаров, мастер-классов;
- планирование и проведение с родителями воспитанников консультаций, собраний, выставок методической литературы и дидактических пособий.
На специальных коррекционных занятиях, как тифлопедагога, так и учителя-логопеда проводится пальчиковая и зрительная гимнастика, которая соответствует лексической теме; используются игровые упражнения и задания для развития тонкой моторики; при рассматривании используются картинки с силуэтным, контурным и зашумлёнными изображениями; педагогами подбирается специальная наглядность по остроте зрения и зрительному нарушению. Обязательной частью любого занятия являются физкультминутки с элементами логоритмики. В коррекционно-логопедической работе устанавливается контакт с каждым ребёнком, что свидетельствует о индивидуально-дифференцированном подходе.
Одной из эффективных форм взаимодействия являются интегрированные комплексные занятия тифлопедагога и логопеда. Целью интегрированных занятий является систематизация, обобщение личного опыта детей, осмысленное восприятие окружающего мира, приведение сформированных знаний в соответствующую систему средствами разных видов деятельности, поддержание положительно-эмоционального настроения.
Так при проведении интегрированного занятия с детьми старшего возраста по теме «Поездка на Олимпиаду» были включены интересные и разнообразные игры и упражнения. Составленные коррекционные задачи были направлены на уточнение, классификацию знаний о транспорте, на развитие ориентировки в микро и макропространстве, на развитие зрительного восприятия, на совершенствование лексико-грамматического строя речи. Во вводной части занятия была создана проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску её решения. Нужно было отправиться в путешествие, используя карту схему маршрута. В основной части занятия дети выполняли задания, необходимые для решения проблемного вопроса: отгадывали загадки о транспорте, проводили артикуляционную гимнастику в игровой форме, играли в игры: «Что лишнее?», «Скажи ласково», «Раздели на слоги слово», «Из чего какой?». Интересным моментом было использование грамзаписи с различными звуками разных видов транспорта. К примеру, в игровом моменте «поездка в поезде», дети не только имитировали движения, но и учились правильно согласовывать движения с речью и заданным ритмом, используя шумовые погремушки. В течение всего занятия дети «путешествовали» на разных видах транспорта, используя схему маршрута. Под музыку дети имитировали «полёт самолёта». В заключительной части занятия детям было предложено практическое задание, где дети должны были правильно найти и показать в рисунке «зашумленные предметы» по теме «транспорт». На данном занятии в сочетании эффективно были использованы наглядные, словесные и практические методы и приёмы: демонстрация наглядных пособий, использование электронных пособий, беседа, объяснение, пояснение, вопросы, анализ детской деятельности, моделирование, игры и упражнения. Дети показали свои знания, умения и речевые способности.
Одним из самых распространённых видов детского творчества является театральная деятельность. C помощью театрализации произведений можно решить коррекционные задачи разных специалистов.
Цель использования театральной деятельности – создание условий для коррекции нарушений зрения и речи детей и развитие их мотивации на устранение своих дефектов.
В этом учебном году в нашем дошкольном учреждении проводился конкурс «Театр и дети». Работая в тесном сотрудничестве, мы подготовили детей к конкурсу и представили сказку «Колобок на новый лад». В постановке сказки участвовали дети не только со зрительными и речевыми нарушениями, но и с сочетанной патологией (дети с ДЦП). Подготовка к показу проходила в несколько этапов:
- Вводная беседа – это подготовка к восприятию произведения. Тифлопедагогом была проведена предварительная работа: просмотр мультфильма, рассматривание цветных изображений, узнавание сказочных героев в цветном и силуэтном изображении, раскрашивание контурных изображений (героев сказки и сказочных действий). Предварительная работа учителя-логопеда направлена развитие силы голоса, интонации, темпа речи через игры «Скажи грустно, весело, удивлённо, громко, тихо, медленно, быстро».
- Выразительное рассказывание сказки (образец выразительной речи).
- Беседа по содержанию сказки. На этом этапе важно выяснить, правильно ли дети поняли содержание и смысл сказки. Учитель-логопед проводит с детьми словарную работу и беседу по вопросам по тексту произведения, с целью понимания содержания сказки. Тифлопедагог проводит игры: «Что сначала, что потом»; «Выложи в последовательности», для уточнения последовательности событий и действий сказочных героев.
- Повторное рассказывание сказки для закрепления её целостного восприятия. Перед повторным рассказыванием детям даётся установка на внимательное прослушивание сказки для последующей инсценировки.
- Инсценировка сказки детьми. На начальном этапе педагог должен активно участвовать в постановке сказки – озвучивать слова автора, и помогать детям исполнять и озвучивать их роли. Логопед учит детей проговаривать текст, рассказывать стихи выразительно и с различной интонацией. Используемые игры: «Скажи голосами разных героев (животных) по-разному», «Узнай по голосу животное». Тифлопедагог на данном этапе работает с детьми над развитием эмоций. Используемые игры: «Определи настроение», «Изобрази эмоцию», «Выложи эмоцию».
- Организация окончания сказки. Сказочный герой отмечает положительные моменты, поощряет старания детей; зрители дарят аплодисменты. По окончании сказки им подарена книга «Колобок на новый лад», с ранее раскрашенными детьми картинками; вручены поощрительные призы. Постановка данной сказки была отмечена грамотой.
В процессе такой работы дети учатся использовать различные интонации, силу голоса, темп речи, передавать своё отношение к персонажам, событиям, действиям. Речь детей становится эмоциональнее, выразительнее и содержательнее, что поможет быть общительными и уверенными в социуме.
Нами был проведен ряд семинаров и консультаций для педагогов ДОУ: «Коррекционная направленность занятий тифлопедагога, учителя-логопеда и воспитателей в образовательной деятельности», «Советы по контролю за поставленными звуками на коррекционных занятиях, в образовательной деятельности и в режимных моментах».
Коррекционная работа учителей-дефектологов направлена на закрепление знаний, умений и навыков с родителями наших воспитанников. Поэтому, в течение года, родителям даны были рекомендации по закреплению пройденного материала по определённой лексической теме; проведены семинары для родителей: «Обогащение словарного запаса через чтение художественной литературы», «Коррекционно-развивающая работа с детьми с различными нарушениями зрения» и другие.
Только при взаимодействии учителя-дефектолога и учителя-логопеда можно добиться реализации основных коррекционных задач и положительной динамики в развитии детей с данной патологией.
Библиографический список
- Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения. – М.: Издательство «Город», 1998.
- Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми с ОНР: Пособие для логопедов. Дефектологов и воспитателей. – М.: «Мозаика-Синтез», 2005.
- Щеткин А.В. Театрализованная деятельность в детском саду. – М.: «Мозаика-синтез», 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Специфика работы учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения зрения
Описание специфики работы учителя-логопеда в рамках специализированной группы....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ И РЕЧИ.
Русские народные сказки - поистине богатство нашего народа. они являются гениальными произведениями народного творчества и издавна составляют элемент народной педагогики....
Взаимодействие музыкального руководителя и учителя дефектолога при работе с детьми, имеющими нарушения зрения.
В материале представлен опыт работы, а так же несколько музыкально-ритмических упражнений для детей с нарушениями зрения....
Конспект коррекционно-развивающего занятия учителя-дефектолога (тифлопедагога) в группе раннего возраста для детей с нарушением зрения "Мышка-мастерица"
Тема занятия: "Мышка-мастерица" (одежда)Возрастная категория: ранний возраст (2-3 года)Тип занятия: развитие мелкой моторики...
Особенности работы учителя-дефектолога (тифлопедагога) в дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушением зрения
Консультация...
Система современных технологий для работы с детьми, имеющими нарушения зрения
Материал для родителей и педагогов...
Консультация учителя-дефектолога по теме "Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения зрения"
Консультация учителя-дефектолога по теме "Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения зрения"...