Специфика работы логопеда с детьми,имеющими нарушения зрения.
статья на тему

Махо Ирина Владимировна

Учителям-логопедам, работающим с детьми с нарушениями зрения могут пригодиться в работе некоторые рекомендации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon статья43 КБ

Предварительный просмотр:

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.

В последнее время, у детей в дошкольном возрасте очень часто отмечаются нарушения зрения. И чаще, чем у детей с нормой зрения, у слабовидящих детей возникают проблемы в овладении речью. Это объясняется тем, что формирование речи таких детей протекает в более сложных условиях, чем у детей с нормальным зрением.

Работая ранее в  учреждении, имеющем специализированные группы  для детей с патологией зрения, я хотела бы поделиться опытом работы и рассказать о специфике логопедического воздействия при данном дефекте. Считаю, что тема может быть  весьма актуальна для учителей-логопедов, работающих в обычных логопедических группах, но занимающихся с детьми, речевые нарушения которых отягощены глазной патологией.

Когда в группе появляется ребенок, имеющий нарушение зрения, логопед должен ясно представлять себе его индивидуальные возможности и потребности, и то, чем они отличаются от потребностей и возможностей, нормально видящих сверстников, с которыми ему придется взаимодействовать. В работе со слабовидящими детьми следует учитывать такие индивидуально-психологические особенности, как медлительность при выполнении задания, частая отвлекаемость, связанные с быстрой утомляемостью.  Особенно там, где имеет место непрерывная зрительная работа (например, перед зеркалом).

Работа логопеда с детьми, имеющими нарушения зрения, требует определенных знаний в офтальмологии, тифлопедагогике, владения соответствующими приемами обучения, применения средств наглядности.

  • Организация рабочего места на занятиях.

Обязательным требованием является использование искусственного  освещения. При светобоязни ребенка нужно усадить так, чтобы не было прямого раздражающего попадания света в глаза.

Рассаживать детей рекомендуется относительно месторасположения логопеда с учетом остроты зрения.

- дети с низкой остротой зрения рассаживаются на первые места:

1ряд – с остротой зрения ниже 0,4

2ряд – с остротой зрения 0,4-0,6

3ряд - с остротой зрения 0,6-1,0;

- при расходящемся косоглазии (КГ) рассаживаются по центру во 2-3 ряд;

- при разной остроте зрения обоих глаз ребенка необходимо усадить лучше видящим глазом к центру;

- если у ребенка окклюзия («заклейка») какого-либо глаза, то он должен расположиться свободным глазом ближе к логопеду.

При рассматривании картин рассаживать лучше полукругом.

  • Требования к проведению занятия.

- Темп занятия, проводимого логопедом,  должен быть снижен. Так как детям с нарушенным  зрением требуется более длительный срок времени для зрительного восприятия.

- Обязательным является проведение не только физкультурных минуток, но и специальной гимнастики для глаз. Желательно также, проводить и минутки отдыха (например, упражнения на релаксацию).

- Непрерывная зрительная нагрузка не должна превышать 10 минут.

- Применение игровых приемов способствует повышению уровня мотивации при выполнении заданий.

- Демонстрационный материал должен быть обязательно зафиксирован.

Материал для демонстрации предъявляется не далее 1м. от ребенка. Целесообразным является использование указок.

- Наиболее благоприятен показ предмета на черном, либо белом фоне (соблюдение контрастности). Так же можно использовать зеленый фон (успокаивающий), коричневый (спокойный) или оранжевый  (стимулирующий).

- При расходящемся КГ у детей рабочая поверхность должна быть горизонтальной, а при сходящемся, миопии, глаукоме – вертикальной (использование подставок). Расстояние от глаз ребенка до рабочей поверхности должно быть не менее 30 см.

  • Специальная наглядность – важный коррекционный прием.

-  Размер демонстрационного материала должен быть не менее 15*20см.

- Наглядный материал, желательно, плоскостной и объемный, предметный и реалистичный. Предпочтение отдается природному материалу.

-  Применение адаптированных дидактических игр и пособий (рисунки с чётким контуром – можно использовать черный фломастер).

- Для детей с косоглазием и амблиопией эффективнее всего использовать желтый фон и фигуры красного, оранжевого и зеленого цвета.

  • Индивидуальный и дифференцированный подход.

Дифференцированный подход зависит от уровня владения ребенком приемами и навыками, от степени его самостоятельности, от остроты зрения.

В зависимости от этого происходит и подбор раздаточного материала определенного размера, индивидуальных пособий, упрощенных или усложненных вариантов заданий.

Острота зрения

Размер пособий

0,4 и выше

0,2-0,3

0,05-0,1

0,01-0,04

2 см

2-3 см

3-4 см

4-5 см


  • Использование сохранных анализаторов.

Чем ниже острота зрения у ребенка, тем более активно должны включаться сохранные анализаторы (слух, обоняние, осязание). Например, можно предложить ребенку сосчитать, сколько звуков прозвучало на музыкальном инструменте или было произнесено; на ощупь определить название буквы, сосчитать, сколько звуков в слове. При выполнении звукового анализа с детьми, имеющими нарушения зрения, логопед может использовать кружки или фишки, различающиеся не только по цвету, но и по структуре поверхности (тактильно). Так как близкое расположение цветов, близких по спектру, может давать слияние этих цветов и их изменение (синий-зеленый).

  • Поэтапное преподнесение знаний и практическое выполнение действий детьми.

Поэтапный способ объяснения и показа облегчает процесс овладения детьми практическими навыками и умениями, а также формирует умения осмысливать процесс работы и передавать его словом. Логопед показывает, что нужно делать, дети одновременно с ним выполняют действие. Затем анализируют выполненное задание. При звуковом анализе логопед сначала проговаривает слово, потом вместе с детьми называет звук и ставит фишку. Дети выкладывают у себя на столе.

  • Дозировка в преподнесении материала.
  • Оречевление своих действий детьми.

Поскольку речь детей с амблиопией и КГ не наполнена предметным содержанием, детей необходимо учить соотносить слово с конкретным образом, признаком, свойством. Дети должны проговаривать, комментировать все свои действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы учителя-дефектолога и учителя-логопеда с детьми, имеющими множественные нарушения развития,в условиях Центра Социальной Реабилитации Инвалидов Выборгского района.

Одно из условий успешной реабилитации детей, имеющих сочетание нескольких патологий, это совместная работа разнопрофильных специалистов - дефектолога, логопеда, психолога. Некоторые аспекты этой работ...

Индивидуальная коррекционная работа с детьми, имеющими тяжелые нарушения зрения, в дошкольном подразделении.

 В нашем дошкольном отделении (ГБОУ СОШ № 1460 г. Москвы) уже несколько лет существует группа кратковременного пребывания «Особый ребёнок» для детей с тяжёлой зрительной патологией, в кото...

Использование игровых приёмов театрализованной деятельности в работе учителя-логопеда с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи

Работая с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи, учитель-логопед  должен использовать весь арсенал доступных таким детям методов и приёмов. Важно, чтобы каждое занятие было для детей не только ...

Выступление из опыта работы: «Нетрадиционные формы здоровьесберегающих технологий в работе логопеда с детьми, имеющими речевые нарушения».

В данной статье рассматриваются здоровьесберегающие технологии, которые может использовать логопед в своей коррекционной работе для оптимизация процесса коррекции речи и поддержания и обогащения здоро...

статья "Работа логопеда с детьми, имеющими речевые нарушения".

 об основных задачах и направлениях деятельности логопеда....

Использование тактильно – кинестетической стимуляции при автоматизации и дифференциации звуков в работе логопеда с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.

При коррекции речевых нарушений очень часто традиционные подходы оказываются не эффективными, и это объективно подталкивает к поискам нетрадиционных приёмов в коррекционной работе.За основу взята мето...