Специфика работы логопеда с детьми,имеющими нарушения зрения.
статья на тему
Учителям-логопедам, работающим с детьми с нарушениями зрения могут пригодиться в работе некоторые рекомендации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
СПЕЦИФИКА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.
В последнее время, у детей в дошкольном возрасте очень часто отмечаются нарушения зрения. И чаще, чем у детей с нормой зрения, у слабовидящих детей возникают проблемы в овладении речью. Это объясняется тем, что формирование речи таких детей протекает в более сложных условиях, чем у детей с нормальным зрением.
Работая ранее в учреждении, имеющем специализированные группы для детей с патологией зрения, я хотела бы поделиться опытом работы и рассказать о специфике логопедического воздействия при данном дефекте. Считаю, что тема может быть весьма актуальна для учителей-логопедов, работающих в обычных логопедических группах, но занимающихся с детьми, речевые нарушения которых отягощены глазной патологией.
Когда в группе появляется ребенок, имеющий нарушение зрения, логопед должен ясно представлять себе его индивидуальные возможности и потребности, и то, чем они отличаются от потребностей и возможностей, нормально видящих сверстников, с которыми ему придется взаимодействовать. В работе со слабовидящими детьми следует учитывать такие индивидуально-психологические особенности, как медлительность при выполнении задания, частая отвлекаемость, связанные с быстрой утомляемостью. Особенно там, где имеет место непрерывная зрительная работа (например, перед зеркалом).
Работа логопеда с детьми, имеющими нарушения зрения, требует определенных знаний в офтальмологии, тифлопедагогике, владения соответствующими приемами обучения, применения средств наглядности.
- Организация рабочего места на занятиях.
Обязательным требованием является использование искусственного освещения. При светобоязни ребенка нужно усадить так, чтобы не было прямого раздражающего попадания света в глаза.
Рассаживать детей рекомендуется относительно месторасположения логопеда с учетом остроты зрения.
- дети с низкой остротой зрения рассаживаются на первые места:
1ряд – с остротой зрения ниже 0,4
2ряд – с остротой зрения 0,4-0,6
3ряд - с остротой зрения 0,6-1,0;
- при расходящемся косоглазии (КГ) рассаживаются по центру во 2-3 ряд;
- при разной остроте зрения обоих глаз ребенка необходимо усадить лучше видящим глазом к центру;
- если у ребенка окклюзия («заклейка») какого-либо глаза, то он должен расположиться свободным глазом ближе к логопеду.
При рассматривании картин рассаживать лучше полукругом.
- Требования к проведению занятия.
- Темп занятия, проводимого логопедом, должен быть снижен. Так как детям с нарушенным зрением требуется более длительный срок времени для зрительного восприятия.
- Обязательным является проведение не только физкультурных минуток, но и специальной гимнастики для глаз. Желательно также, проводить и минутки отдыха (например, упражнения на релаксацию).
- Непрерывная зрительная нагрузка не должна превышать 10 минут.
- Применение игровых приемов способствует повышению уровня мотивации при выполнении заданий.
- Демонстрационный материал должен быть обязательно зафиксирован.
Материал для демонстрации предъявляется не далее 1м. от ребенка. Целесообразным является использование указок.
- Наиболее благоприятен показ предмета на черном, либо белом фоне (соблюдение контрастности). Так же можно использовать зеленый фон (успокаивающий), коричневый (спокойный) или оранжевый (стимулирующий).
- При расходящемся КГ у детей рабочая поверхность должна быть горизонтальной, а при сходящемся, миопии, глаукоме – вертикальной (использование подставок). Расстояние от глаз ребенка до рабочей поверхности должно быть не менее 30 см.
- Специальная наглядность – важный коррекционный прием.
- Размер демонстрационного материала должен быть не менее 15*20см.
- Наглядный материал, желательно, плоскостной и объемный, предметный и реалистичный. Предпочтение отдается природному материалу.
- Применение адаптированных дидактических игр и пособий (рисунки с чётким контуром – можно использовать черный фломастер).
- Для детей с косоглазием и амблиопией эффективнее всего использовать желтый фон и фигуры красного, оранжевого и зеленого цвета.
- Индивидуальный и дифференцированный подход.
Дифференцированный подход зависит от уровня владения ребенком приемами и навыками, от степени его самостоятельности, от остроты зрения.
В зависимости от этого происходит и подбор раздаточного материала определенного размера, индивидуальных пособий, упрощенных или усложненных вариантов заданий.
Острота зрения | Размер пособий |
0,4 и выше 0,2-0,3 0,05-0,1 0,01-0,04 | 2 см 2-3 см 3-4 см 4-5 см |
- Использование сохранных анализаторов.
Чем ниже острота зрения у ребенка, тем более активно должны включаться сохранные анализаторы (слух, обоняние, осязание). Например, можно предложить ребенку сосчитать, сколько звуков прозвучало на музыкальном инструменте или было произнесено; на ощупь определить название буквы, сосчитать, сколько звуков в слове. При выполнении звукового анализа с детьми, имеющими нарушения зрения, логопед может использовать кружки или фишки, различающиеся не только по цвету, но и по структуре поверхности (тактильно). Так как близкое расположение цветов, близких по спектру, может давать слияние этих цветов и их изменение (синий-зеленый).
- Поэтапное преподнесение знаний и практическое выполнение действий детьми.
Поэтапный способ объяснения и показа облегчает процесс овладения детьми практическими навыками и умениями, а также формирует умения осмысливать процесс работы и передавать его словом. Логопед показывает, что нужно делать, дети одновременно с ним выполняют действие. Затем анализируют выполненное задание. При звуковом анализе логопед сначала проговаривает слово, потом вместе с детьми называет звук и ставит фишку. Дети выкладывают у себя на столе.
- Дозировка в преподнесении материала.
- Оречевление своих действий детьми.
Поскольку речь детей с амблиопией и КГ не наполнена предметным содержанием, детей необходимо учить соотносить слово с конкретным образом, признаком, свойством. Дети должны проговаривать, комментировать все свои действия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация совместной работы педагога - психолога и логопеда с детьми, имеющими речевые нарушения
Презентация интегрированного занятия...
Особенности работы учителя-дефектолога и учителя-логопеда с детьми, имеющими множественные нарушения развития,в условиях Центра Социальной Реабилитации Инвалидов Выборгского района.
Одно из условий успешной реабилитации детей, имеющих сочетание нескольких патологий, это совместная работа разнопрофильных специалистов - дефектолога, логопеда, психолога. Некоторые аспекты этой работ...
Индивидуальная коррекционная работа с детьми, имеющими тяжелые нарушения зрения, в дошкольном подразделении.
В нашем дошкольном отделении (ГБОУ СОШ № 1460 г. Москвы) уже несколько лет существует группа кратковременного пребывания «Особый ребёнок» для детей с тяжёлой зрительной патологией, в кото...
Использование игровых приёмов театрализованной деятельности в работе учителя-логопеда с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи
Работая с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи, учитель-логопед должен использовать весь арсенал доступных таким детям методов и приёмов. Важно, чтобы каждое занятие было для детей не только ...
Выступление из опыта работы: «Нетрадиционные формы здоровьесберегающих технологий в работе логопеда с детьми, имеющими речевые нарушения».
В данной статье рассматриваются здоровьесберегающие технологии, которые может использовать логопед в своей коррекционной работе для оптимизация процесса коррекции речи и поддержания и обогащения здоро...
статья "Работа логопеда с детьми, имеющими речевые нарушения".
об основных задачах и направлениях деятельности логопеда....
Использование тактильно – кинестетической стимуляции при автоматизации и дифференциации звуков в работе логопеда с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.
При коррекции речевых нарушений очень часто традиционные подходы оказываются не эффективными, и это объективно подталкивает к поискам нетрадиционных приёмов в коррекционной работе.За основу взята мето...