О работе воспитателя с детьми, имеющими нарушения речи.
консультация по логопедии на тему

Шувалова Ирина Анатольевна

Консультация предназначена воспитателям, начинающим работать в логопедических группах с детьми имеющими  ОНР. Они узнают о речевых и психологических особенностях своих воспитанников и взаимомсвязи в работе с учителем-логопедом.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitatel_v_gruppe_onr_-_kon-tsiya.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей:

«О работе воспитателя с детьми, имеющими нарушения речи»

Подготовила: учитель-логопед МБДОУ детский сад  комбинированного вида № 24 Шувалова И.А.

Одной из главных задач дошкольных учреждений является подготовка детей к школе. Однако есть ребята, которые при нормальном умственном развитии имеют отклонения в речи и не в состоянии овладеть необходимыми навыками при подготовке к обучению чтению и письму. Им нужно специальное обучение. Это дети с общим недоразвитием речи (ОНР).

Дети с речевым недоразвитием к 5-ти годам, как правило, неправильно произносят от 10 до 20 звуков, а также не различают на слух близкие по звучанию звуки. Большинству из них недоступно произнесение слов со сложной слоговой структурой, например: водопроводчик, перекрёсток, воспитательница и т.п.

Естественно, что у таких детей в старшем дошкольном возрасте отсутствует готовность к звуковому анализу и синтезу. Кроме того, словарь их беден. Рассказы таких детей схематичны, примитивны, лишены эпитетов и сравнений. Часты неточности в согласовании слов, пропуски или замены предлогов. Другими словами – нарушение всех составных частей языковой системы: фонетики, лексики и грамматики.

Пятилетние дети при нормальном уровне речевого развития произносят правильно все звуки, используют разнообразные конструкции сложных предложений, легко воспроизводят многосложные слова. Они свободно излагают свои мысли, общаются со сверстниками и взрослыми, без труда пересказывают сказки и рассказы.

Наряду с указанными речевыми особенностями, для детей с ОНР характерна недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно: нарушение внимания и памяти, артикуляционной и пальцевой моторики; недостаточная сформированность словесно-логического мышления.

Нарушение внимания и памяти проявляется у таких детей в следующем: они трудно восстанавливают порядок предметов или картинок после их перестановки, не замечают неточности в рисунках-шутках, не всегда выделяют предметы, геометрические фигуры или слова по заданному признаку.

Характерно, что нарушение внимания и памяти в большей степени затрагивают произвольную деятельность.

Нарушение артикуляционной моторики проявляется в ограниченности, неточности или слабости их движений. Естественно, что нарушение артикуляции звуков приводит к их дефектному произношению, а часто и к общей невнятности, смазанности речи.

Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследованиями учёных Института физиологии детей и подростков. Если движения пальцев соответствует возрасту, установили они, то и речь соответствует возрасту, если развитие движений отстаёт, то и речь не соответствует возрастным нормам.

У значительного большинства детей с ОНР пальцы малоподвижны, движения их неточные или несогласованные. Многие держат ложку в кулаке,                                               либо с трудом берут правильно кисточку и карандаш, иногда не могут застёгивать пуговицы, зашнуровать ботинки и т.п.

Словесно-логическое мышление детей с речевым недоразвитием несколько ниже возрастной нормы. Дети испытывают затруднения при классификации предметов, обобщении предметов и признаков. Нередко их суждения и умозаключения бедны, отрывочны, логически не связаны друг с другом.

Все перечисленные процессы теснейшим образом связаны с речевой функцией, и иногда трудно бывает определить, что является причиной, а что следствием. В частности, это касается словесно-логического мышления и внимания.

Характерологические особенности детей с ОНР заметны любому воспитателю. Это проявляется на занятиях, в игровой и бытовой деятельности.

На занятиях часть детей быстро утомляется, они начинают вертеться, разговаривать, т.е. перестают воспринимать учебный материал. Другие, напротив, сидят тихо, спокойно, но на вопросы не отвечают или отвечают невпопад, задания не воспринимают, а иногда и не могут повторить ответ товарища.

Учитывая вышесказанное, в работе воспитателя логопедической группы можно выделить два основных направления – это коррекционно-воспитательное и образовательное. Другими словами, воспитатель помогает логопеду в исправлении ОНР и процессов, тесно связанных с ним и, кроме того, осуществляет ряд образовательных задач, предусмотренных программой массового детского сада. Однако, необходимо помнить, что из двух направлений коррекционно-воспитательное является наиболее значимым, ведущим.

Всесторонняя коррекция ОНР и одновременное выполнение программы массового детского сада в полном объёме невозможно по нескольким причинам. Прежде всего, значительная часть времени отводится логопедическим занятиям и занятиям воспитателя по заданию логопеда.

Кроме того, ребята, поступающие в группы указанного профиля в 5-летнем возрасте, по запасу знаний и сведений, реакции на обучение, по своему психическому развитию соответствуют 3-4-летним детям. Дети в группах указанного профиля, как правило, ослаблены, расторможены, быстро утомляются, и увеличение допустимой по возрасту учебной нагрузки им противопоказано.

Коррекционная работа в группе осуществляется под руководством и контролем логопеда. Воспитатель в логопедической группе является помощником логопеда в исправлении речевого и сопутствующих нарушений, это его главная и в то же время специфическая функция.

К коррекционным задачам, осуществляемым воспитателем, можно отнести следующее:

  • Закрепление речевых навыков на индивидуальных и фронтальных занятиях по заданию логопеда;
  • Максимальное пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей в процессе режимных моментов;
  • Систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей;
  • Развитие внимания и памяти – процессов, тесно связанных с речью;
  • Совершенствование словесно-логического мышления как одной из функций речи;
  • Развитие артикуляционной и пальцевой моторики, связанных с речевой функцией.

Индивидуальные занятия по заданию логопеда воспитатель проводит во второй половине дня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по работе дома с детьми, имеющими нарушения речи

Консультация для родителей и воспитателей...

Организация работы педагогов с детьми, имеющими нарушения речи при адаптации к новым условиям

Рассмтривается проблема адаптации детей с нарушениями речи и особенности взаимодействия специалистов дошкольного учреждения в коррекционно-развивающей работе....

Программа дополнительного образования на тему: «Песочная терапия, как нетрадиционный метод воздействия в работе логопеда с детьми, имеющими нарушения речи». «Песочные чудеса»

Программа дополнительного образования на тему: «Песочная терапия, как нетрадиционный метод воздействия в работе логопеда с детьми, имеющими нарушения речи».«Песочные чудеса»...

Методические рекомендации по работе дома с детьми, имеющими нарушения речи

Прежде всего, стоит отметить, что полноценная коррекционная работа, направленная на устранение речевых нарушений у детей, не возможна без регулярной работы дома. Чем сильнее выражен речевой дефект у р...

Программа дополнительного образования «Песочная терапия, как нетрадиционный метод воздействия в работе логопеда с детьми, имеющими нарушения речи». «Песочные чудеса»

Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии....

Рекомендации для родителей по работе дома с детьми, имеющими нарушения речи.

Рекомендации для родителейпо работе дома с детьми, имеющими нарушения речи.Прежде всего, стоит отметить, что полноценная коррекционная работа, направленная на устранение речевых нарушений у детей, не ...