МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯМ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ.
статья по коррекционной педагогике
В материале представлены рекомендации для воспитателей, работающих с детьми имеющими нарушения зрения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekmendatsii_vospitatelyam.docx | 19.69 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯМ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ.
- Воспитатель, работающий с дошкольниками, имеющими нарушение зрения должен хорошо знать диагностические данные воспитанников группы (острота зрения, этап лечения, особенности восприятия, сопутствующие нарушения, психофизические и поведенческие особенности). Эти знания ему должны предоставить специалисты: тифлопедагог, психолог, логопед.
- Рассаживать детей на занятии воспитатель должен только после согласования с тифлопедагогом и врачом-офтальмологом. Пересаживать детей необходимо с учетом работоспособности ведущего глаза. Если ребенку сделали атропинизацию, воспитатель дает минимальную зрительную нагрузку при работе, ребенок работает устно.
- В утреннее время, до 11 часов, лучше использовать наглядный материал ахроматичных цветов. Занятия по изобразительной деятельности проводить лучше во вторую половину дня до 16.00 - 16.30, в зависимости от времени года. Если на занятиях в первой половине дня используется цветной наглядный материал, то воспитателю необходимо продумать фон, на котором он демонстрируется, необходимо обвести контур предметного изображения, использовать яркие контрастные цвета при выборе демонстрируемого объекта.
- Воспитатель при первичном знакомстве детей с объектом или предметом должен жестом, движением, сопровождая словом -помочь показу.
- Желательно, чтобы па каждом этапе занятия воспитатель оценивал и подчеркивал положительные стороны деятельности и самостоятельности ребенка.
- Воспитатель, использую на занятии и в свободной деятельности дидактические игры, подбирает их с учетом рекомендаций врача-офтальмолога и тифлопедагога. Тифлопедагог, работающий на группе, помогает воспитателю подготовить дидактические игры соответственно зрительному диагнозу ребенка и этапа лечения, а также для закрепления знаний.
- При знакомстве детей с сюжетным изображением, воспитатель должен использовать 2-3 одинаковые картины, для постепенного введения и знакомства с предметной наполняемостью сюжетного изображения (на первой картине последовательно закрываются второстепенные персонажи, в дальнейшем они открываются).
- Сюжетные изображения, предметные картинки, используемые на занятиях
воспитателем должны быть яркими, четкими, при необходимости нужно обвести контур изображения черным цветом. Демонстрируемый материал должен быть. доступным. понятным и соответствовать возрасту детей, имеющих нарушение зрения.
9. При размещении объекта на доске, фланелеграфе воспитатель должен следить, чтобы демонстрируемый материал не сливался в единую линию, пятно и хорошо выделялся по отдельности.
10. При анализе детских работ воспитатель не должен располагать на доске все работы одновременно, а показывать их по группам: в младшем возрасте по 2- 3 объекта, в среднем возрасте 3-4 объекта, в старшем возрасте по 5 - 6 объектов.
- Воспитатель должен подготовить эталоны, образцы с учетом состояния зрительных функций и остроты зрения воспитанников. При необходимости детям с низкой остротой зрения помимо образца на доске дают индивидуальные эталоны на вертикальной подставке на рабочем столе. При рассматривании объемных предметов такому ребенку обязательно нужно дать возможность тактильно обследовать предмет.
- Воспитателю необходимо при первичном ознакомлении детей с объектом или предметом снижать темп ведения занятия, так как детям с нарушением зрения требуется более длительное время для зрительного восприятия и осмысления.
- Воспитатель должен позволять детям не вставать при ответах, а также подходить к объекту или предмету, предметному изображению и т.п. в процессе занятия.
- Воспитатель должен следить за позой детей в разных видах деятельности, за организацией игрового места во время и вне занятий. Детям, имеющим низкую остроту зрения допустимо менять позу так, чтобы возможно было качественно рассмотреть предлагаемый предмет.
15. В течение занятия воспитатель должен проводить физкультминутку и зрительную гимнастику. При выполнении физкультминуток и зрительной гимнастики он должен учитывать рекомендации врача-офтальмолога и тифлопедагога.
16. На праздниках, досугах детям можно снимать окклюзию для полноты восприятия. Если в подвижных играх воспитатель использует мяч, упражнения на координацию, равновесие, если дети будут заниматься лазанием окклюзию тоже можно снять, для того чтобы ребенок ощутил движения своего тела. Исключение составляют дети, готовящиеся к операции и имеющие большой угол косоглазия. Решение о возможности снятия очков на праздниках и досугах, физкультурных и музыкальных занятиях принимает врач-офтальмолог.
17. Воспитателю, для того чтобы заинтересовать детей на занятии, необходимо использовать игры и игровые упражнения, использовать сюрпризные моменты.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯМ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЗРИТЕЛЫ ЮЙ ГИМ11 АСТИ К И С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЕ
ЗРЕНИЯ.
- Демонстрируемый материал должен быть крупным (но не очень
большим), ярким.
- Показ предмета осуществляется в медленном темпе, для того, чтобы ребенок успел до конца проследить за его движением.
- Предмет показывается чуть выше уровня глаз впереди сидящих детей. Он не должен сливаться по цвету с одеждой воспитателя и окружающей обстановки.
- Дети с низкой остротой зрения располагаются ближе к педагогу, чем остальные дети.
- Зрительную гимнастику можно сопровождать словесной инструкцией, стихами, показом указкой.
- Обязательно отмечать желание, старания и результаты детей.
- Подбор упражнений для зрительной гимнастики осуществляют тифлопедагог совместно с врачом-офтальмологом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Зрительные тренажеры в работе с детьми, имеющими нарушения зрения.
Использование зрительных тренажеров и гимнастик в работе учителя-дефектолога....
Использование мультимедийных презентаций в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зрения.
В данной статье описывается использование мультимедийных презентаций в процессе коррекционной работы...
Статья "Элементы акватерапии в работе с детьми, имеющими нарушение зрения: Конспект досуга для детей старшего дошкольного возраста "Мыльная Царица".
В статье показано использование акватерапии в работе с детьми со зрительной патологией. Разработан конспект совместного досуга педагога-психолога и и нструктора по плаванию....
РЕФЕРАТ Коррекционная и профилактическая работа с детьми, имеющими нарушения зрения.
РЕФЕРАТКоррекционная и профилактическая работа с детьми, имеющими нарушения зрения....
Рекомендации воспитателям по работе с детьми с нарушением зрения
Воспитателям следует учитывать рекомендации учителя - дефектолога (тифлопедагога) по профилактике и преодолению трудностей, которые могут возникнуть в процессе воспитания, разввития и обучения д...
Рекомендации учителю - логопеду по работе с детьми, имеющими нарушения зрения.
Общие рекомендации и создание условий для лучшего зрительного восприятия детей с нарушениями зрения....
Рекомендации по использованию сюжетно-ролевых игр в работе с детьми, имеющими нарушение зрения
Для детей с нарушением зрения социально-бытовая ориентировка является эффективным средством социализации и адаптации детей в окружающих их мире и социуме, так как зрительные патологии мешают в полно м...