Презентация " Особенности работы воспитателя с детьми, имеющими нарушения слуха"
презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация " Особенности работы воспитателя с детьми, имеющими нарушения слуха | 343.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Введение. Актуальность темы Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) предполагает учет «индивидуальных потребностей ребенка, связанных с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющий особые условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья; и возможности освоения ребёнком Программы на разных этапах её реализации». Развитие у детей общения со взрослыми и сверстниками является, согласно ФГОС дошкольного образования, одним из важнейших целевых ориентиров, который обеспечивает успешную социализацию ребенка. Это может быть достижимо при достаточно хорошем усвоении и понимании ребёнком устной речи, что возможно при сохранном слухе или ношении слухового аппарата, или после кохлеарной имплантации. К оличество детей, перенесших кохлеарную имплантацию. В рамках инклюзивного образования эти дети поступают в дошкольные образовательные организации общеразвивающего вида. Следовательно, педагогу необходимо иметь представление о видах нарушений слуха, их проявлениях, особенностях работы с данными детьми. Современному педагогу необходимо уметь строить педагогический процесс с учётом возрастных индивидуальных особенностей, особых образовательных потребностей, возможностей каждого ребёнка (в том числе детей с ОВЗ), создавать условия для развития детей, их успешной адаптации и социализации .
Особенности развития детей с нарушением слуха Учёт основного способа восприятия устной речи. Для полноценного понимания речи говорящего дети с нарушением слуха должны видеть его лицо, губы и слышать с помощью слухового аппарата. Использование наглядных материалов. В наглядных пособиях должны чётко выделяться основные стороны, признаки предметов и явлений. Дублирование звуковой информации зрительной. Звуковую информацию нужно обязательно дублировать зрительной. Чёткая и выразительная речь. Следует говорить чётко, избегая скороговорок, создавая условия для переспроса, для уточнения непонятого. Организация рабочего пространства. Нужно подготовить место ученика с нарушением слуха, проверить исправность слуховых аппаратов, индивидуальные дидактические пособия. Сотрудничество с сурдопедагогом и родителями ребёнка. Необходимо стимулировать полноценное взаимодействие глухого или слабослышащего ребёнка со сверстниками и способствовать скорейшей адаптации его в детском коллективе. Организация специальных коррекционных занятий. Работа над произносительной стороной речи и развитием слухового восприятия происходит на занятиях с сурдопедагогом или логопедом.
Цели и задачи работы воспитателя Цель воспитателя — создание условий для всестороннего развития, слухоречевого развития, коррекции и компенсации особенностей физического и психического развития, а также профилактики нарушений, имеющих следственный (вторичный, социальный) характер. З адачи: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей с нарушением слуха, в том числе их эмоционального благополучия; обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка, имеющего нарушения слуха, в период дошкольного детства обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования; создание благоприятных условий развития детей с нарушением слуха в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи и общества; формирование общей культуры личности детей с нарушением слуха обогащение общего и речевого развития, формирование устной речи и развитие слухового восприятия; формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
Методы и приёмы работы В процессе обучения ребенка с нарушенным слухом в общеобразовательном учреждении происходит значительное, но недостаточное расширение и пополнение словарного запаса. Наглядные приемы для расширения лексического запаса речи: использование самих предметов или их изображений ; демонстрация слайдов, учебных фильмов; демонстрация действий и создание наглядных ситуаций. Тактильные методы обучения. Использование тактильной речи и специальных техник физического контакта. Развитие тактильного восприятия. Для этого используют различные материалы с разными текстурами, например массажные мячи, клеящиеся игрушки или шерстяные ткани. Речевое чтение губ. Родители и специалисты моделируют движения губ при произношении слов. Ролевые игры и драматизация. С их помощью развивают коммуникативные навыки. Психологические занятия. Они направлены на развитие самооценки, социальных навыков и эмоциональной стабильности у детей. При работе с детьми с нарушением слуха важно учитывать индивидуальные потребности и возможности каждого ребёнка. Одной из эффективных организационных форм работы по адаптации глухих и слабослышащих обучающихся к жизни в обществе является экскурсия.
Методы и приёмы работы «Угадай, кто это» Цель: развивать внимание, наблюдательность в ходе игрового упражнения «Угадай, кто это» Ход игры: упражнение выполняется в парах. Один ребёнок (по договорённости) закрывает глаза, второй — меняется местом с ребёнком из другой пары. Первый на ощупь определяет, кто к нему подошёл, и называет его имя. Выигрывает тот, кто сможет с закрытыми глазами определить нового партнёра. «Вопрос – ответ» Цель: развивать у детей умение отвечать на вопросы партнёра в ходе игрового упраднения «Вопрос-ответ» Ход игры: дети стоят в кругу. У одного из них в руках мяч. Произнеся реплику-вопрос, игрок бросает мяч партнёру. Партнёр, поймав мяч, отвечает на вопрос и перебрасывает его другому игроку, при этом задаёт собственный вопрос и т.д. (“Как тебя зовут?” — “Катя”. “Кто твой друг” — “Рома” и так далее). «Тихо – громко». Дети становятся друг за другом и идут по кругу. Педагога стучит в бубен то тихо, то громко. Если бубен звучит тихо дети идут на носочках, если более громко, идут обычным шагом, если ещё громче –бегут. Кто ошибся, то становится в конец колонны.
Заключение В условиях современной социально-экономической ситуации в стране все большую остроту приобретает вопрос о роли специального обучения и воспитания в подготовке обучающихся к самостоятельной жизни, в решении проблем социализации обучающихся с проблемами слуха. В связи с этим переосмысливаются цели, задачи, содержание и технологии обучения и воспитания обучающихся с проблемами развития. Л.С. Выготский определял последствия отклонений в развитии как «социальный вывих» и считал, что специальное воспитание должно быть подчинено социальному, слиться с ним, быть его составной частью. Социальное воспитание обучающихся должно пронизывать все разделы коррекционной работы, и педагоги должны акцентировать внимание обучающихся на социальных отношениях в процессе сюжетно-ролевых, театрализованных и других игр, упражнений, формирующих партнерские отношения, навыки взаимодействия друг с другом. Большое значение придается на взаимодействие обучающихся с родителями. Семья играет важную роль в социализации глухого и слабослышащего ребенка. Родители формируют у детей навыки самообслуживания, положительное отношение к учебе, готовя детей к участию в бытовом и общественно-полезном труде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О работе воспитателя с детьми, имеющими нарушения речи.
Консультация предназначена воспитателям, начинающим работать в логопедических группах с детьми имеющими ОНР. Они узнают о речевых и психологических особенностях своих воспитанников и взаимомсвяз...
«Коррекционно-педагогическая работа на занятиях по художественному-творчеству с детьми, имеющими нарушения слуха»
Материал предназначен для воспитателей дошкольных учреждений...
Система коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушение слуха
Методическая разработка для педагогов...
Презентация "Особенности работы воспитателя с детьми с нарушениями речи"
Дети с нарушениями речи – это дети, имеющие отклонения в речи, при нормальном слухе и интеллекте. В настоящее время процент детей с речевыми нарушениями, посещающими ДОУ остается стабильно высок...
Особенности логопедической работы с детьми, имеющими нарушение слуха
Содержание Введение………………………………………………………&h...
"Артикуляционные сказки по лексическим темам в работе воспитателя с детьми, имеющими нарушения речи"
Консультация для педагогов...
Памятка для воспитателей «Правила взаимодействия педагога с детьми, имеющими нарушения слуха, в условиях инклюзии»
Памятка для воспитателей«Правила взаимодействия педагога с детьми, имеющими нарушения слуха, в условиях инклюзии»Ребенок с особыми образовательными потребностями имеет и общие для всех пот...