Долгосрочный проект «За нужное дело берись смело» (формирование духовно-нравственного начала у дошкольников с ЗПР)
проект по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Моисеева Людмила Мидхатовна

Пояснительная записка

Данная методическая разработка имеет коррекционно-развивающую направленность и адресована детям с тяжёлым недоразвитием речи и направлена на формирование способности оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, Отечеству, миру в целом, на развитие коммуникативных навыков и развитие всех функций речи (коммуникативной, познавательной и регулирующей).

В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья уделяется большое внимание формированию всех психических функций, таких как, восприятие, мышление, память и речь. Однако необходимо не забывать о проведении работы по воспитанию и формированию нравственных качеств у детей с задержкой психического развития. Имея набор нравственных качеств ребёнку легче будет социализироваться в обществе. А проблема социализации - одна из наиболее важных проблем стоящих перед людьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и детей с задержкой психического развития. Ребёнок с задержкой психического развития развивается особенным образом, поэтому организация его непосредственной образовательной деятельности должна быть организованна с учетом его возможностей, а так же и способы формирования нравственных качеств должны соответствовать его возможностям.

Духовно-нравственное воспитание для детей с задержкой психического развития имеет большое значение, так как оно помогает:

- сформировать нравственные качества: успешность этого процесса зависит от уровня эмоционально-личностного и познавательного развития, сформированности адекватных представлений об окружающем мире и социальных отношениях; - способствовать социальной адаптации: усвоение социальных норм поведения важно для успешной интеграции ребёнка в общество;

- развивать способность к сопереживанию: детей нужно учить понимать, когда кто-то оказывается в трудной ситуации и нуждается в помощи, и показать, что помощь обязательно надо оказать;

- формировать умение взаимодействовать в коллективе: например, групповое участие в различных акциях, организованная деятельность по бытовому труду, изготовление коллективных поделок, рисунков способствуют развитию взаимопомощи и отзывчивости;

- помогает ребёнку осваивать окружающую действительность, выраженную в музыкально-художественных образах и познавать общечеловеческие ценности, связанные с природой, человеком, предметами окружающего мира.

Данная методическая разработка реализуется в тесном взаимодействии с родителями обучающихся в разновозрастной группе детей с задержкой психического развития.

Новизна методической разработки. Её использование предполагает большую гибкость, т.к. практика показывает, что детей с особыми образовательными потребностями часто зачисляют в коррекционную группу в возрасте 3-6 лет. Если ребёнок включается в коррекционное обучение не в раннем дошкольном возрасте, то программа позволяет начать обучение со времени его зачисления. Время освоения содержания методической разработки строго индивидуально и зависит от целого комплекса причин, определяющих структуру нарушения у конкретного ребёнка. В программе даются рекомендации родителям.

Данная методическая разработка может быть полезна коррекционным педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста, имеющими задержку психического развития.

В проекте предлагаются методические разработки мероприятий, которые позволят участникам образовательного процесса вступить в продуктивное педагогическое взаимодействие по проблемам воспитания у детей положительных качеств характера, способствованию сплочению коллектива, мотивации детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей на основе традиционных ценностей.

Руководитель проекта: учитель-дефектолог Моисеева Л.М.

Вид проекта: познавательный, творческий, долгосрочный проект (так как происходит постоянная смена детского и родительского коллективов) Продолжительность проекта: с 2024-2025 г.г.

Участники проекта: учитель-дефектолог, воспитатели группы разновозрастной детей с ЗПР, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, родители воспитанников.

Актуальность:

В настоящее время в сфере изменений в жизни людей, в образовании признается духовно-нравственное начало человека, что позволяет по-новому взглянуть на самого человека и на задачи в образовании и воспитании, в частности на проблему духовно-нравственного становления маленьких граждан страны. Духовность нельзя воспитать из вне, она может быть развита только изнутри. Нравственность является условием для развития духовности. Поэтому в детстве человек должен пройти школу воспитания добрых чувств. Человеческая доброта, умение радоваться и переживать за окружающий мир и людей, создает основу человеческого счастья. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Духовно-нравственное воспитание в дошкольном образовательном учреждении проявляется в формировании любых нравственных качеств, чувств, привычек, представлений; взращивании у детей разного возраста гуманного отношения к другим людям; начале формирования патриотического чувства, гордость за свою родину; воспитании терпимости к другим людям, национальностям и религиям; умении жить и работать в коллективе; культивировании трудолюбия.

Цель проекта: Воспитание у детей положительных качеств характера, способствовать сплочению коллектива, мотивировать детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей.

Задачи: - Развивать уверенность в себе и своих возможностях; - Развивать познавательные, регулятивные и коммуникативные навыки общения; - Способствовать эмоциональному, духовно-нравственному и интеллектуальному развитию; - Формировать у детей положительное отношение к людям; - Совершенствовать коммуникативные навыки (умения выслушивать товарища, искренно высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей); - Поощрять стремление ребенка совершать добрые поступки, приходить на помощь; - Воспитывать доброту, отзывчивость, дружелюбие, желание сделать что-то для других людей, принести им пользу; - Повышать заинтересованность родителей к продуктивной деятельности с детьми.

Ожидаемые результаты проекта:

1. Умеют налаживать дружеские взаимоотношения со сверстниками;

2. У детей возникает желание совершать хорошие поступки;

3. Умеют помогать друг другу;

4. Постоянно пользуются при общении со взрослыми и сверстниками вежливыми словами;

5. Бережно относятся к живой природе.

Этапы реализации проекта.

1 этап: Организационный 1. Изучение и подбор материала. Разработка структуры проекта;

2. Пополнение РППС в группе по теме проекта;

3. Подбор литературы: стихотворения, песенки, рассказы, сказки, пословицы, поговорки;

4. Создание видеотеки: мультфильмов и иллюстраций по данной теме;

5. Подборка различных игр (дидактических, сюжетно-ролевых, настольно-печатных);

6. Ознакомление родителей с темой проекта и дальнейшая работа по взаимодействию в рамках проекта;

7. Составление: Комплексно-тематического плана проекта. Разработка занятий, консультация для родителей и педагогов. Определение тематики бесед, картотек игр.

2 этап: Основной: реализация проекта

3. Заключительный этап:

- Выставки творческих работ, поделок, рисунков детей, выполненных в ходе реализации проекта;

- Презентация проекта;

- Проведение развлечения совместно с родителями «Идем дорогою добра»;

- Создание совместно с детьми «Копилки добрых дел»;

- Доброе чаепитие.

Родительские посиделки с играми и танцами.

Итоговое обсуждение о проделанной работе.

Были получены следующие результаты: Большая часть детей научились налаживать дружеские взаимоотношения со сверстниками. У детей возникает желание совершать хорошие поступки. Умеют помогать друг другу; Пользуются при общении с взрослыми и сверстниками вежливыми словами; Дети стали бережнее относиться к живому миру природы. Повысилась активность участия родителей в жизнедеятельности группы. В группе созданы необходимые условия для формирования представлений детей о нравственных чувствах и эмоциях. В центре детской литературы постоянно проводится работа по «ремонту» книг, дети самостоятельно отслеживают какие книги необходимо отремонтировать. Активное участие родителей и детей в экологических конкурсах-акциях: «Батарейки, сдавайтесь!», «Панно из крышек», «ПЭТбум-2024», «Сдай макулатуру, спаси дерево», «Помочь может каждый» (окопная свеча), «Помоги детям и их родителям, попавшим в трудную жизненную ситуацию» (сбор гуманитарной помощи), «Кормушка для птиц» еще больше сплотило педагогов, детей и их родителей.

Выводы и высокую оценку продуктивности данной методической разработки, можно отметить на основе самоанализа полученных результатов нашей педагогической деятельности. В результате используемых специальных духовно-нравственных методов и создания специальных игровых условий в коррекционно-развивающем процессе, у дошкольников произошли изменения в качестве знаний, в овладении практическими умениями, сопряжённых с духовно-нравственным воспитанием.

Немаловажным фактором в пользу успешного применения вышеописанных методов и условий, говорят качественные изменения в уровне воспитанности почти каждого ребёнка, посещающего нашу группу. Именно поэтому, говорить о необычайном значении применения указанной формы работы в коррекционно-развивающем процессе с детьми не только указанной категории, но и с другими категориями дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, не приходиться. 

Список использованной литературы: 1. Федеральная образовательная программа дошкольного образования, разработанная и утверждённая приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 года № 874. 2. Галкина С. П. Материалы занятия по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе «В мире доброты и дружбы» 3. Лопатина А, Скребцова М. Искусство видеть мир. Книга для занятий по духовно-нравственному воспитанию. /книга IV. – М.: ИПЦ «Русский Раритет», 1997. – 576 с. 4. Морозова И. А., Пушкарева М. А. Развитие речевого восприятия. Конспекты занятий для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР. 5. Морозова И. А., Пушкарева М. А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий для работы с детьми 5-6 дет с ЗПР. 6. Морозова И. А., Пушкарева М. А. Занятия по развитию речи в специальном детском саду.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование духовно-нравственных качеств у старших дошкольников на материале музыкальных сказок

Статья направлена на воспитание в человеке только положительного, приобщение детей к прекрасному, светлому и радостному в жизни через музыкальные сказки....

Из опыта работы "Формирование духовно-нравственных чувств у старших дошкольников на традициях отечественной культуры в процессе кружковой работы"

Большую работу по воспитанию у детей духовно-нравственных чувств важно начинать с самых ранних лет. Возрождение духовности, обращение к национальным и  культурно -  историческим традициям, я...

ПРОЕКТ СОЗДАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ТЕАТР НА ПОДУШКАХ»

С целью приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры в МБДОУ «ДСОВ № 91» мною организована театрально – фольклорная студия «Росинка».  В рамках работы студии...

Конспект родительского собрания в подготовительной группе на тему: "Формирование духовно-нравственных качеств личности старшего дошкольника средствами патриотического воспитания"

Конспектродительского собранияв подготовительной группена тему:"Формирование духовно-нравственных качеств личности старшего дошкольника средствами патриотического воспитания"...

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРАКТИКЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО С СЕМЬЕЙ

Работа имеет практическое значение, так как предложенные в ней методические рекомендации по проведению мероприятий, направлены на формирования духовно-нравственных семейных ценностей у дошкольников в ...

Формирование духовно – нравственных ценностей у старших дошкольников в рамках реализации педагогического проекта «Сад добрых дел»

Дошкольный возраст – это тот благоприятный период, когда у ребенка возникают первые осознанные нравственные качества. В процессе общения со сверстниками, взрослыми ребенок учится понимать, за чт...

ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ "Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников"

ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ"Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников"Проект разработан для работы с детьми старшего и подгот...