формирование духовно-нравственных качеств у старших дошкольников на материале музыкальных сказок
статья (подготовительная группа) по теме

Статья направлена на воспитание в человеке только положительного, приобщение детей к прекрасному, светлому и радостному в жизни через музыкальные сказки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_formirovanie_duhovno-nravstvennyh_kachestv.docx19.49 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Формирование духовно-нравственных качеств у старших дошкольников на материале музыкальных сказок

Снижение значения нравственных ценностей и в связи с этим необходимость повышения роли духовного начала в жизни общества делают актуальными вопросы моей воспитательной работы. В моей работе поднимается вопрос о формировании духовно - нравственных качеств у дошкольников на материале музыкальных сказок. Выбор темы, ее актуальность определяются потребностями общества в формировании у детей образа жизни достойного Человека.

Сложность и глубина проблемы духовно-нравственного воспитания детей заключается в том, что сегодня наша страна находиться в духовной растерянности, усиливающейся безнравственностью многих людей. Основной целью духовно-нравственного воспитания является:

  1. формирование желания жить по совести;
  2. развитие способности понимать другого человека, сострадать, сопереживать, сочувствовать;
  3. воспитание стремления к любви, добру, терпимости, мужеству;
  4. воспитание чувства собственного достоинства, уверенности в своих возможностях. Важно, чтобы ребенок считал, что ему присущи такие качества, как честность, доброта, готовность прийти на помощь, ответственность за свои действия;
  5. формирование положительного отношения к соблюдению и отрицательного отношения к нарушению тех норм, с которыми дети сталкиваются в повседневной жизни. Например, к проявлениям честности - нечестности, правдивости - лживости, жадности - щедрости;
  6. формирование доброжелательного отношения к товарищам, уважение их прав и интересов.

При воспитании духовно - нравственных качеств у старших дошкольников необходимо широко использовать фольклор, в частности музыкальные сказки, которые являются носителями духовно нравственных начал. Сказка дает мощный толчок развитию самых добрых чувств в маленьком человеке. В сказках осуждается глупость, лень, нерадивость, лживость, а восхваляются ум, трудолюбие, скромность, честность, доброта, дружба и другие необходимые для счастливой жизни качества человека.

Усиливает воспитательную суть сказки музыка. Воздействие музыки на духовно- нравственное воспитание ребенка я связываю, прежде всего, со спецификой музыки, ее образно - эмоциональным воздействием на людей. По мнению ученых, музыка является одним из наиболее эффективных путей эстетического воспитания, так как, отражая чувства, переживания и состояние внутреннего мира человека, она влияет на формирование его нравственных качеств, художественных взглядов, эмоциональной отзывчивости. Музыка утешает в минуты скорби, делает полнее радость людей, захватывает единым переживанием и объединяет, воодушевляет и сплачивает в совместной деятельности. Люди древности не могли объяснить эти явления, потому считали музыку магической. Но со временем люди научились распознавать и использовать в своих целях то зло и добро, которое для них было заключено в звуках.

      Музыка- это язык души, один из наиболее эмоциональных видов искусства. И если внимательно присмотреться, регулярно слушая классическую музыку, то можно заметить, что после прослушивания музыкальных произведений многие люди на какое - то время внутренне изменяются. Музыка, воздействуя на нравственность человека, совершенствует не только эмоциональную отзывчивость, но и весь чувственный, сенсорный аппарат. Постоянное общение с музыкой помогает ребенку, человеку более остро, чутко и глубоко реагировать на все явления окружающей жизни, в том числе и духовно- нравственные.

     Восприятие музыки не ограничивается ее прослушиванием, а заставляет человека размышлять над его содержанием, приводит к анализу того впечатления, которое на него произвело музыкальное произведение. Музыка захватывает человека целиком, воздействует на все стороны его личности. В музыке существует принцип музыкального воздействия, который направляет на всемерное доведение до слушателя духовно - эстетического содержания произведения, на активное внедрение в сознание человека его нравственной идеи.

     В музыкальных сказках духовно - нравственное содержание усиливается музыкальным сопровождением, эмоционально - чувственным воздействием. Определенный настрой, установка на восприятие способствует пробуждению в слушателях инстинкта сопереживания, соучастия, сотворчества, актуализации их нравственного опыта.

      Основная роль музыки в сказках заключается в том, что она не просто иллюстрирует основные нравственные истины, но переводит их в «живую плоть и кровь», формирует убеждения и тем самым вносит незаменимую лепту в процесс становления духовно- нравственного мира ребенка. Таким образом, решается главная задача музыкального воспитания « не только обучение музыки само по себе, сколько воздействие через музыку на нравственность детей».

     Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что при воспитании духовно- нравственных качеств у старших дошкольников необходимо широко использовать музыкальные сказки. Музыкальная сказка - это яркое, эмоциональное изложение сказочных событий, имеющих духовно - нравственное содержание. Воздействуя на чувства, музыкальная сказка помогает детям понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения, раскрывает содержание нравственных понятий, вызывает у ребят положительное отношение к поступкам, соответствующим духовно - нравственным нормам.

      В течение двух лет я проводила углубленную работу по формированию духовно- нравственных качеств с детьми старшего дошкольного возраста. В первый год моей работы по данной теме мною был разработан цикл бесед под названием «Музыкальные сказки» (приложение 1). Первая беседа была посвящена музыкальным сказкам. Говорили о добре и зле, о том, какой он - красивый человек. Это вызвало у детей большую заинтересованность. Кроме того, уже в первой беседе дети говорили о том, что красивый человек - это человек добрый, ласковый, трудолюбивый, умный, смелый, честный и т.д. В сознании детей закрепилось знание о том, что музыка в сказках отражает чувства, переживания, внутренний мир человека, делает человека добрее, выше, чище.

     Следующая беседа под названием «Путешествие в мир театра» включает в себя предварительное обсуждение и посещение театра вместе с родителями. «Говорим о сказках» - следующая беседа, где происходило обсуждение просмотренных музыкальных сказок. Посещение театра и живая игра артистов оставили большое впечатление в сознании детей. Дети очень эмоционально, активно, с интересом рассказывали о просмотренной сказке и внимательно слушали друг друга. Обсуждение положительных и отрицательных героев, чем понравились положительные и за что мы не любим отрицательных героев.

     Посещение театра и это занятие не оставило детей равнодушными, очень порадовало, что практически все дети хотели быть похожими на своих положительных героев, их поступки дети сумели охарактеризовать, выражали свое мнение по отношению к добру и злу, что добрых людей должно быть как можно больше. Дети уяснили, что главное достоинство и украшение человека - это наличие у него таких духовно- нравственных качеств как доброта, дружба, справедливость, сострадание, искренность. Помимо этого у детей развивается наблюдательность, эмоциональная и образная память.

     «Волшебная фантазия» - четвертая беседа, на которой дети сами сочиняли сказки (приложение 2). Занятие было направлено на то, чтобы дети в сказках «сочиняли» своих положительных героев, стремились совершать добрые поступки. Анализ сказок, сочиненных детьми, показал, что предыдущие занятия, направленные на формирование духовно- нравственных качеств, имеют важное значение и дают определенные результаты. В ответах детей на вопрос: «Как бы вы попали в Волшебную страну?» мы видим, что ребята в большинстве случаев обращались к доброй Феи, доброй Золушке, к Каю и Герде, то есть к героям, которые являются носителями таких духовно - нравственных качеств, как доброта, любовь, преданность, взаимопомощь. А также это занятие развивает детскую фантазию, творчество, дает ребенку свободу мысли.

     Но главное то, что дети сочиняют про «доброго волшебника - ветра», их привлекают положительные герои, они понимают, что нельзя совершать плохих поступков. Они убеждены, что человек должен быть честным, справедливым, а не наоборот. Дети не только сочиняли сказки, но и озвучивали их на музыкальных инструментах. Музыка помогала детям сопереживать героям сказки. Озвучивая сказку, ребенок подбирает тот музыкальный инструмент, который наиболее подходит по звучанию к образу, характеру персонажа. Например, кувшинку на воде дети озвучили звучанием арфы, веселых гномиков дети озвучили колокольчиками, шум ветра озвучили  румбой, шум ласточек - глиссандо на металлофоне и т.д. В большинстве случаев дети правильно подбирают инструменты. Образ, персонаж или действие соответствует тембру, окраски музыкального инструмента. Происходит не только развитие детского творчества, но и развитие тембрового восприятия у детей.

     После посещения театра. После сочинения детьми сказок я предлагаю детям самим поставить музыкальную сказку. Дети сами выбирали и решили поставить сказку «Колосок». Все дети очень хотели участвовать в сказке, охотно ходили на репетиции и с нетерпением ждали представления сказки. Ребята помогали готовить декорации - разукрашивали крышу дома, солнце; для персонажей сказки - мышат - были сделаны маски, дети помогали приклеивать с обратной стороны тесемки.

     Во время подготовки к сказке дети очень сдружились, подсказывали текст тем, кто забывал. Дети чувствовали, что на них лежит ответственность за успешное представление и старались все выполнить правильно. Дети играли эмоционально, ярко, выразительно. А главное, происходит формирование таких духовно - нравственных качеств как трудолюбие (совместный труд), дружба, ответственность, сопереживание, взаимопомощь. А успех в совместной работе вызывает желание продолжать эту работу, формируется положительное отношение к музыкальным сказкам. Кроме того, дети учатся свободно держаться на сцене, выразительно петь и выполнять движения, передавать образ того или иного героя. Например, с начала девочки - мышки очень хорошо, выразительно, эмоционально передали образ веселых, беззаботных мышат, которым было очень стыдно за свое поведение. Также у детей происходит развитие четкого произношения, закрепляется умение красиво петь и выполнять движения.

     Следующее мероприятие «Угадай-ка» является проверкой знаний детей музыкальных сказок, а также развивает внимание, память, сосредоточенность детей. Эта проверка показала, что дети знакомы со многими музыкальными сказками во многом благодаря предыдущим занятиям. Дети не только закрепляли свои знания, но и пополняли их.

     Последнюю беседу мы посвятили оформлению альбома, в котором записывали название музыкальной сказки, композитора, положительных героев и их духовно - нравственные качества. С увлечением и интересом прошло это занятие. Дети сами называли все духовно - нравственные качества сказочных героев. Эмоциональный настрой детей позволил мне судить о том, что музыкальные сказки - благодатный материал для формирования у детей духовно - нравственных качеств. Детям нравятся музыкальные сказки, и поэтому усвоение материала происходит легко и ненавязчиво.

     Формирование духовно - нравственных качеств у детей на основе музыкальных сказок происходило не только на разработанных мною беседах, но и на развлечениях, в работе театрального кружка «Непоседы», в самостоятельной деятельности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование духовно-нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования русских народных сказок.

Выпускная проектировочная работа Формирование духовно-нравственных представлений  у детей старшего дошкольного возраста посредством использования русских народных сказок....

Формирование духовно-нравственного воспитания у детей старшего дошкольного возраста при взаимодействии ДОУ и семьи

Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится поздн...

Консультация для педагогов «Роль экологического воспитания в формировании духовно – нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Воспитав человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества».Теодор Рузвельт...

Презентация проекта "Формирование духовно-нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на тему: "О маме".

Цель проекта     Формирование духовно-нравственных представлений у детей   старшего дошкольного возраста на тему «О маме»....

«Формирование духовно-нравственных ценностей через эстетическое развитие дошкольников»

laquo;Формирование духовно-нравственных ценностей через эстетическое развитие дошкольников»...

Доклад на тему: «Формирование духовно-нравственных ценностей через эстетическое развитие дошкольников».

Доклад на тему: «Формирование духовно-нравственных ценностей через эстетическое развитие дошкольников»....

Формирование эмоциональной сферы старшего дошкольника через использование музыкальных сказок

Статья посвящена исследованию актуальной проблемы формирования эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста через использование музыкальных сказок. Огромная роль в развитии и воспитании реб...