Конспект родительского собрания в подготовительной группе на тему: "Формирование духовно-нравственных качеств личности старшего дошкольника средствами патриотического воспитания"
материал на тему

Степанец Наталья Александровна

 

Конспект

родительского собрания

в подготовительной группе

на тему:

"Формирование духовно-нравственных качеств личности старшего дошкольника средствами патриотического воспитания"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stepanets_n.a._sobranie.docx28.01 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Начальная школа – детский сад»

 города Сафоново Смоленской области

Конспект

родительского собрания

в подготовительной группе

на тему:

"Формирование духовно-нравственных качеств личности старшего дошкольника средствами патриотического воспитания"

                                                                                              Подготовила и провела

                                                                                 Воспитатель Н.А.Степанец

Форма проведения: круглый стол с элементами игры и продуктивной

деятельности.

Цель: привлечь родителей к обмену мнениями о духовно-нравственном средствами патриотического воспитания в семье.

Задачи:

- помочь родителям овладеть знаниями о  патриотическом воспитании;

- объединить усилия детского сада и семьи в вопросе формирования духовно- нравственных качеств у детей.

Предварительная работа:

- изготовление приглашений каждой семье;

- оформить группу мудрыми мыслями, цитатами по теме собрания (Приложение 1);

- подбор произведений для музыкального оформления («Родительский дом»,

«Малиновый звон» …);

- провести анкетирование родителей на тему «Формирование духовно-нравственных качеств личности старших дошкольников средствами и патриотического воспитания», которое поможет определить уровень знаний

родителей о духовно- нравственном и патриотическом воспитании (Приложение 2);

- дать родителям задание подготовить презентацию семьи на тему «Самая, самая семья …»;

- заучивание детьми стихотворений на тему «Семейное воспитание» (Приложение 4);

- подготовить атрибуты для игры «Бабушкин сундук»;

- на плакате подготовить правила работы за круглым столом;

- изготовить контур дома и фишки: красного, синего и черного цвета;

- подготовить материал для изготовления открытки (бумага, картон, ножницы, фломастеры, клей);- подготовить фрагменты пословиц о семейном, нравственном и патриотическом воспитании, для составления родителями;

- подготовить фотовыставку «Моя семья. Традиции нашей семьи»;

- подготовить книжки-раскраски для награждения за участие в конкурсе.

Участники: воспитатели, родители, дети.

Место проведения: помещение группы.

План проведения:

1. Вступительный этап:

- разминка «Сложи пословицу».

2. Основная часть:

- педагогический всеобуч (понятие: воспитание, семейное воспитание, духовно- нравственное и патриотическое воспитание);

- введение в проблему (выступление воспитателя группы на тему: «Духовно-нравственное и  патриотическое воспитание дошкольников»);

- игра «Бабушкин сундук»;

- презентация «Самая, самая семья ….

3. Практическая часть:

- «Веселая мастерская» – изготовление открытки.

4. Подведения итогов собрания.

- чтение детьми стихотворений;

- памятка «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание»;

- рефлексия.

Ход собрания

Вступительное слово:

- Добрый вечер, уважаемые родители. Мы рады приветствовать вас на очередном  родительском собрании. Сегодня вашему вниманию мы предлагаем круглый стол с элементами игры и продуктивной деятельности.- Мы бы хотели, чтобы все участники круглого стола были активны, инициативны, придерживались следующих правил:

1. Время свято – говори ясно и сжато.

2. Закон один: все слушают, когда говорит один.

3. Не согласен – возражай, возражаешь – предлагай, предлагаешь – действуй.

Основной этап:

- Итак, мы начинаем. Чтобы было ясно, какая сегодня тема нашего круглого стола, надо собрать из фрагментов пословицы. На трех столах разложены фрагменты пословиц. Родители делятся на группы и собирают пословицы. Звучит тихо в грамзаписи музыка «Родительский дом».

Зачитываются родителями пословицы:

1. Родительское слово мимо не молвится (семейное воспитание).

2. Добрый человек добру и учит (нравственное воспитание).

3. Родной край – сердцу рай (патриотическое воспитание).

Итог разминки.

- Уважаемые родители. Теперь можно сделать вывод, о чем мы сегодня будем с вами говорить. Тема нашего круглого стола «Формирование духовно-нравственных качеств личности старшего дошкольника средствами патриотического воспитания Основная часть

Педагог группы раскрывает понятия:

Воспитание – процесс целенаправленного воспитания личности.

Семейное воспитание – систематическое целенаправленное воздействие на

ребенка взрослых членов семьи и семейного уклада.

Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.

Нравственные качества – доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм, товарищество и т.д.

Патриотическое воспитание – это процесс формирования личности, воздействие на личность, которая будет любить свою Родину.

Патриотические качества – гордость, забота, гуманизм, милосердие,

общечеловеческие ценности и т.д.

Введение в проблему

Круглый стол «Патриотическое воспитание дошкольников».

Выступление воспитателя (Приложение 3).

(Звучит тихая музыка «Малиновый звон)

Игра «Бабушкин сундук».

- Уважаемые мамы, папы, бабушка и дедушки, сейчас мы с вами поиграем в игру «Бабушкин сундук». Для игры используется бутафорский сундук, в котором  находятся несколько предметов, необходимых, с точки зрения условной бабушки, для успешного воспитания ребенка. Воспитатель поочередно достает предметы и предлагает родителям догадаться о вариантах использования этих предметов ввоспитании детей. Родители вместе решают, оставить этот предмет в сундуке как инструмент воспитания или удалить его из бабушкиного арсенала.

В сундуке находятся:

- большая красивая книга русских народных сказок;

- альбом и краски;

- букварь;

- банка варенья, шоколад, конфеты;

- котенок;

- старинные семейные фотографии;

- игрушки бабушек и дедушек;

- картинки с изображением орденов и медалей;

- кукла, одетая в военную форму;

- пилотка;

- пряники, ватрушки;

- кулинарная книга;

- спортивные атрибуты;

- перчаточные куклы для кукольного театра;

- рыбий жир.

Презентация семьи «Самая, самая семья…»

Воспитатель приглашает в группу детей, предлагает всем желающим родителям и детям поучаствовать в конкурсе «Самая, самая семья…».

- Уважаемые, родители и дети, в своем выступлении вы должны рассказать:

- из кого состоит семья (родословная);

- историю происхождения семейной фамилии, имен членов семьи;

- о семейных реликвиях;

- о семейных традициях;

- о семейном увлечении, хобби;

- о семейной мечте.

По итогам презентации, награждение семей книжками – раскрасками.

Практическая часть «Веселая мастерская»

Воспитатель предлагает родителям вместе с детьми сделать общую открытку на тему «Цветок дружбы».

- Дорогие наши родители, сейчас мы вместе с вами и нашими детьми сделаем

открытку под названием «Цветок дружбы». Пожалуйста, следите за моими

действиями, и выполняйте вместе со мной. (Педагог вместе с родителями и детьми, выполняет поделку).

- А сейчас развернем открытку и увидим с вами, что у нас получилось. Какое чудо, вот это настоящий цветок дружбы!

Подведение итогов собрания.

Чтение детьми стихотворений на тему «Семейное воспитание» (Приложение 4).

Рефлексия

- Уважаемые родители, просим оценить наше собрание. Около выхода, расположен контур дома и цветные фишки: если вы полностью удовлетворены содержанием собрания, то прикрепите красную фишку, если частично – синюю, а если не удовлетворены – черную. Желающие могут написать отзывы, свои предложения.

Раздать памятки и рекомендации. (Приложение 5, 6).

- Наше собрание подошло к концу. Благодарим вас за активное участие и

творческую работу. Желаем вам успехов и благополучия в ваших семьях.

Приложение 1.

Пословицы

1. Вся семья вместе и душа на месте.

2. В первое время важнее всего материнское воспитание, ибо нравственность должна

быть насаждена в ребенке, как чувство.

Гегель

3. Ребёнок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях

отражается нравственная чистота матери и отца…

В.С. Сухомлинский.

4. Воспитание должно опираться на две основы - нравственность и благоразумие:

первая поддерживает добродетель, вторая защищает от чужих пороков.

Никола де Шамфор

5. Воспитывать - значит возвышать ум и характер, значит вести к вершинам.

Андре Моруа

6. Патриот - это человек, служащий родине, а родина - это прежде всего народ.

Н.Г.Чернышевский

7. Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта

любовь была у отцов.

А. Колчак

Приложение 2

Анкета для родителей: «Патриотическое воспитание»

Уважаемые родители!

Для подготовки и проведения собрания на тему «Семейное воспитание»

(воспитание патриотических качеств), нам необходимо знать ваше

мнение по некоторым вопросам. Заранее благодарим Вас за сотрудничество.

1.Что вы считаете главным в семейном воспитании?

2.Что Вы понимаете под термином «духовное воспитание»?

3. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?

4. Что Вы понимаете под термином «нравственное воспитание»?

5. Возможно ли духовно- нравственно - воспитание в детском саду?

6. Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за духовно- нравственное воспитание детей - педагоги или родители?

7. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с

символикой государства, традициями, памятными датами?

8. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?

Спасибо!

Приложение 3.

Доклад:

«Патриотическое воспитание старших дошкольников как средство духовно-нравственного воспитания в ДОУ»

Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых

актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей

стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме,

доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели гимны своей страны, то сейчас о ней говорят восновном негативно. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной  приостановки патриотического воспитания. Возрождение духовно-нравственного воспитания это шаг к возрождению России.

В.В. Сухомлинский утверждал, что детство - это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

В дошкольном учреждении всегда уделялось большое внимание воспитанию у подрастающих поколений нравственных качеств личности, коллективизма,

гражданственности, любви к своей Родине, уважительного отношения к истории своей Родины.

Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.

Родной город... Надо показать ребенку, что родной город славен своей

историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими

людьми.

Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети-

-четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад.

- Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.

- Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется —это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты.

Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает

осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности,

взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает

знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами. В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример

взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни

старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой подвиг" и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом

государства. Организованная таким образом работа будет способствовать

правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране. Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

- повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных;

рабочие делают машины и т.д.);

- везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;

- повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают

друг другу;

- люди берегут и охраняют природу;

- есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Приложение 4.

Стихи о Родине

Наш дом

На карте мира не найдешь

Тот дом, в котором ты живешь.

И даже улицы роднойТы не найдешь на карте той,

Но мы всегда с тобой найдем

Свою страну, наш общий дом.

Е. Аксельрод.

Берегите Россию

Берегите Россию

Нет России другой.

Берегите ее тишину и покой,

Это небо и солнце,

Это хлеб на столе

И родное оконце

В позабытом селе!

Н. Гусева.

Родное

Я узнал, что у меня

Есть огромная родня:

И тропинка, и лесок,

В поле – каждый колосок,

Речка, небо надо мною.

Это все мой дом родной!

В. Орлова.

Наша армия

На горах высоких,

На степном просторе

Охраняет нашу Родину солдат.

Он взлетает в небо,

Он уходит в море,

Не страшны защитнику

Дождь и снегопад.

В. Степанова.

Приложение 5.

Рекомендации для родителей.

Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него:

родного дома, улицы, где он живет, детского сада.

- Обращайте внимание ребенка на красоту родного города.

-Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о

значении каждого объекта.

-Дайте представление о работе общественных учреждений.

-Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению

своего двора.

-Расширяйте собственный кругозор.

- Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других.

-Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа.

-Поощряйте ребенка за стремление поддержать порядок, примерное поведение в

общественных местах.

Приложение 6.Памятка

Этапы знакомства дошкольников с родным городом, страной ( нравственно-

патриотическое воспитание)

Знакомство дошкольников с родным городом является непростой задачей,

потому что дошкольнику трудно представить устройство большого города,

историю его возникновения, достопримечательности.

Работа ведется последовательно:

- семья;

- детский сад;

- микрорайон;

-район;

- город;

- достопримечательности, исторические места и памятники;

- страна.

В процессе работы у ребенка постепенно складывается образ собственного

дома с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Это чувство

«родительского дома» ложится в основу любви к Родине.

Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами

России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.

Список источников

1.Комарова И.И., Кондрашов А.П. Великие мысли великих людей. Антология

афоризма. 1998.

2. Нечаева В.Г., Маркова Т.А. Нравственное воспитание в детском саду: Пособие

для воспитателей. – М.: Просвещение, 1984. – 272с.

3. Осипова Л.Е. Родительские собрания в детском саду. Подготовительная группа. – М.:

«Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 64с.

4. Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду. Старшая группа. – М.:

ВАКО, 2011. – 240с

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение к семинару на тему: «Формирование социально – нравственных качеств у старших дошкольников как аспект подготовки к школе»

Социализация и нравственность. Что объединяет эти два понятия и как они связаны с дошкольниками? Нужно ли формировать эти качества у детей и что дадут им эти знания в дальнейшем?  Для начала надо...

Разработка по теме "Развитие духовно - нравственных качеств личности старшего дошкольника в процессе взаимодействия его с окружающим миром"

Представлен примерный план семейного календаря, который поможет родителям планировать общение с ребёнком по привитию знаний по теме "Народные праздники и обычаи"...

Методическая разработка ТЕМА: «ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственного воспитания. Одна из опасностей подстерегающих наше общество сегодня - это разрушение личности и дезориен...

Проект по формированию патриотических качеств личности старших дошкольников "Наш город Покачи"

Цель:  Развитие познавательных интересов дошкольников в процессе  исследования своей малой родины.Задачи: · формировать патриотическое сознание дошкольников в процессе...

Доклад на тему: «Формирование духовно-нравственных ценностей через эстетическое развитие дошкольников».

Доклад на тему: «Формирование духовно-нравственных ценностей через эстетическое развитие дошкольников»....

Доклад на тему: "Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников".

Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Дошкольное учреждение, как начальное звено системы образования РФ обязано решать задачи нра...