Конспект родительского собрания в подготовительной группе на тему: "Формирование духовно-нравственных качеств личности старшего дошкольника средствами патриотического воспитания"
материал на тему
Конспект
родительского собрания
в подготовительной группе
на тему:
"Формирование духовно-нравственных качеств личности старшего дошкольника средствами патриотического воспитания"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stepanets_n.a._sobranie.docx | 28.01 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Начальная школа – детский сад»
города Сафоново Смоленской области
Конспект
родительского собрания
в подготовительной группе
на тему:
"Формирование духовно-нравственных качеств личности старшего дошкольника средствами патриотического воспитания"
Подготовила и провела
Воспитатель Н.А.Степанец
Форма проведения: круглый стол с элементами игры и продуктивной
деятельности.
Цель: привлечь родителей к обмену мнениями о духовно-нравственном средствами патриотического воспитания в семье.
Задачи:
- помочь родителям овладеть знаниями о патриотическом воспитании;
- объединить усилия детского сада и семьи в вопросе формирования духовно- нравственных качеств у детей.
Предварительная работа:
- изготовление приглашений каждой семье;
- оформить группу мудрыми мыслями, цитатами по теме собрания (Приложение 1);
- подбор произведений для музыкального оформления («Родительский дом»,
«Малиновый звон» …);
- провести анкетирование родителей на тему «Формирование духовно-нравственных качеств личности старших дошкольников средствами и патриотического воспитания», которое поможет определить уровень знаний
родителей о духовно- нравственном и патриотическом воспитании (Приложение 2);
- дать родителям задание подготовить презентацию семьи на тему «Самая, самая семья …»;
- заучивание детьми стихотворений на тему «Семейное воспитание» (Приложение 4);
- подготовить атрибуты для игры «Бабушкин сундук»;
- на плакате подготовить правила работы за круглым столом;
- изготовить контур дома и фишки: красного, синего и черного цвета;
- подготовить материал для изготовления открытки (бумага, картон, ножницы, фломастеры, клей);- подготовить фрагменты пословиц о семейном, нравственном и патриотическом воспитании, для составления родителями;
- подготовить фотовыставку «Моя семья. Традиции нашей семьи»;
- подготовить книжки-раскраски для награждения за участие в конкурсе.
Участники: воспитатели, родители, дети.
Место проведения: помещение группы.
План проведения:
1. Вступительный этап:
- разминка «Сложи пословицу».
2. Основная часть:
- педагогический всеобуч (понятие: воспитание, семейное воспитание, духовно- нравственное и патриотическое воспитание);
- введение в проблему (выступление воспитателя группы на тему: «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников»);
- игра «Бабушкин сундук»;
- презентация «Самая, самая семья ….
3. Практическая часть:
- «Веселая мастерская» – изготовление открытки.
4. Подведения итогов собрания.
- чтение детьми стихотворений;
- памятка «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание»;
- рефлексия.
Ход собрания
Вступительное слово:
- Добрый вечер, уважаемые родители. Мы рады приветствовать вас на очередном родительском собрании. Сегодня вашему вниманию мы предлагаем круглый стол с элементами игры и продуктивной деятельности.- Мы бы хотели, чтобы все участники круглого стола были активны, инициативны, придерживались следующих правил:
1. Время свято – говори ясно и сжато.
2. Закон один: все слушают, когда говорит один.
3. Не согласен – возражай, возражаешь – предлагай, предлагаешь – действуй.
Основной этап:
- Итак, мы начинаем. Чтобы было ясно, какая сегодня тема нашего круглого стола, надо собрать из фрагментов пословицы. На трех столах разложены фрагменты пословиц. Родители делятся на группы и собирают пословицы. Звучит тихо в грамзаписи музыка «Родительский дом».
Зачитываются родителями пословицы:
1. Родительское слово мимо не молвится (семейное воспитание).
2. Добрый человек добру и учит (нравственное воспитание).
3. Родной край – сердцу рай (патриотическое воспитание).
Итог разминки.
- Уважаемые родители. Теперь можно сделать вывод, о чем мы сегодня будем с вами говорить. Тема нашего круглого стола «Формирование духовно-нравственных качеств личности старшего дошкольника средствами патриотического воспитания Основная часть
Педагог группы раскрывает понятия:
Воспитание – процесс целенаправленного воспитания личности.
Семейное воспитание – систематическое целенаправленное воздействие на
ребенка взрослых членов семьи и семейного уклада.
Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.
Нравственные качества – доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм, товарищество и т.д.
Патриотическое воспитание – это процесс формирования личности, воздействие на личность, которая будет любить свою Родину.
Патриотические качества – гордость, забота, гуманизм, милосердие,
общечеловеческие ценности и т.д.
Введение в проблему
Круглый стол «Патриотическое воспитание дошкольников».
Выступление воспитателя (Приложение 3).
(Звучит тихая музыка «Малиновый звон)
Игра «Бабушкин сундук».
- Уважаемые мамы, папы, бабушка и дедушки, сейчас мы с вами поиграем в игру «Бабушкин сундук». Для игры используется бутафорский сундук, в котором находятся несколько предметов, необходимых, с точки зрения условной бабушки, для успешного воспитания ребенка. Воспитатель поочередно достает предметы и предлагает родителям догадаться о вариантах использования этих предметов ввоспитании детей. Родители вместе решают, оставить этот предмет в сундуке как инструмент воспитания или удалить его из бабушкиного арсенала.
В сундуке находятся:
- большая красивая книга русских народных сказок;
- альбом и краски;
- букварь;
- банка варенья, шоколад, конфеты;
- котенок;
- старинные семейные фотографии;
- игрушки бабушек и дедушек;
- картинки с изображением орденов и медалей;
- кукла, одетая в военную форму;
- пилотка;
- пряники, ватрушки;
- кулинарная книга;
- спортивные атрибуты;
- перчаточные куклы для кукольного театра;
- рыбий жир.
Презентация семьи «Самая, самая семья…»
Воспитатель приглашает в группу детей, предлагает всем желающим родителям и детям поучаствовать в конкурсе «Самая, самая семья…».
- Уважаемые, родители и дети, в своем выступлении вы должны рассказать:
- из кого состоит семья (родословная);
- историю происхождения семейной фамилии, имен членов семьи;
- о семейных реликвиях;
- о семейных традициях;
- о семейном увлечении, хобби;
- о семейной мечте.
По итогам презентации, награждение семей книжками – раскрасками.
Практическая часть «Веселая мастерская»
Воспитатель предлагает родителям вместе с детьми сделать общую открытку на тему «Цветок дружбы».
- Дорогие наши родители, сейчас мы вместе с вами и нашими детьми сделаем
открытку под названием «Цветок дружбы». Пожалуйста, следите за моими
действиями, и выполняйте вместе со мной. (Педагог вместе с родителями и детьми, выполняет поделку).
- А сейчас развернем открытку и увидим с вами, что у нас получилось. Какое чудо, вот это настоящий цветок дружбы!
Подведение итогов собрания.
Чтение детьми стихотворений на тему «Семейное воспитание» (Приложение 4).
Рефлексия
- Уважаемые родители, просим оценить наше собрание. Около выхода, расположен контур дома и цветные фишки: если вы полностью удовлетворены содержанием собрания, то прикрепите красную фишку, если частично – синюю, а если не удовлетворены – черную. Желающие могут написать отзывы, свои предложения.
Раздать памятки и рекомендации. (Приложение 5, 6).
- Наше собрание подошло к концу. Благодарим вас за активное участие и
творческую работу. Желаем вам успехов и благополучия в ваших семьях.
Приложение 1.
Пословицы
1. Вся семья вместе и душа на месте.
2. В первое время важнее всего материнское воспитание, ибо нравственность должна
быть насаждена в ребенке, как чувство.
Гегель
3. Ребёнок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях
отражается нравственная чистота матери и отца…
В.С. Сухомлинский.
4. Воспитание должно опираться на две основы - нравственность и благоразумие:
первая поддерживает добродетель, вторая защищает от чужих пороков.
Никола де Шамфор
5. Воспитывать - значит возвышать ум и характер, значит вести к вершинам.
Андре Моруа
6. Патриот - это человек, служащий родине, а родина - это прежде всего народ.
Н.Г.Чернышевский
7. Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта
любовь была у отцов.
А. Колчак
Приложение 2
Анкета для родителей: «Патриотическое воспитание»
Уважаемые родители!
Для подготовки и проведения собрания на тему «Семейное воспитание»
(воспитание патриотических качеств), нам необходимо знать ваше
мнение по некоторым вопросам. Заранее благодарим Вас за сотрудничество.
1.Что вы считаете главным в семейном воспитании?
2.Что Вы понимаете под термином «духовное воспитание»?
3. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?
4. Что Вы понимаете под термином «нравственное воспитание»?
5. Возможно ли духовно- нравственно - воспитание в детском саду?
6. Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за духовно- нравственное воспитание детей - педагоги или родители?
7. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с
символикой государства, традициями, памятными датами?
8. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?
Спасибо!
Приложение 3.
Доклад:
«Патриотическое воспитание старших дошкольников как средство духовно-нравственного воспитания в ДОУ»
Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых
актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей
стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме,
доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели гимны своей страны, то сейчас о ней говорят восновном негативно. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Возрождение духовно-нравственного воспитания это шаг к возрождению России.
В.В. Сухомлинский утверждал, что детство - это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.
В дошкольном учреждении всегда уделялось большое внимание воспитанию у подрастающих поколений нравственных качеств личности, коллективизма,
гражданственности, любви к своей Родине, уважительного отношения к истории своей Родины.
Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.
Родной город... Надо показать ребенку, что родной город славен своей
историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими
людьми.
Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети-
-четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад.
- Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.
- Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется —это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты.
Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает
осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности,
взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает
знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами. В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример
взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни
старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой подвиг" и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом
государства. Организованная таким образом работа будет способствовать
правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране. Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:
- повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных;
рабочие делают машины и т.д.);
- везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;
- повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают
друг другу;
- люди берегут и охраняют природу;
- есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Приложение 4.
Стихи о Родине
Наш дом
На карте мира не найдешь
Тот дом, в котором ты живешь.
И даже улицы роднойТы не найдешь на карте той,
Но мы всегда с тобой найдем
Свою страну, наш общий дом.
Е. Аксельрод.
Берегите Россию
Берегите Россию
Нет России другой.
Берегите ее тишину и покой,
Это небо и солнце,
Это хлеб на столе
И родное оконце
В позабытом селе!
Н. Гусева.
Родное
Я узнал, что у меня
Есть огромная родня:
И тропинка, и лесок,
В поле – каждый колосок,
Речка, небо надо мною.
Это все мой дом родной!
В. Орлова.
Наша армия
На горах высоких,
На степном просторе
Охраняет нашу Родину солдат.
Он взлетает в небо,
Он уходит в море,
Не страшны защитнику
Дождь и снегопад.
В. Степанова.
Приложение 5.
Рекомендации для родителей.
Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него:
родного дома, улицы, где он живет, детского сада.
- Обращайте внимание ребенка на красоту родного города.
-Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о
значении каждого объекта.
-Дайте представление о работе общественных учреждений.
-Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению
своего двора.
-Расширяйте собственный кругозор.
- Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других.
-Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа.
-Поощряйте ребенка за стремление поддержать порядок, примерное поведение в
общественных местах.
Приложение 6.Памятка
Этапы знакомства дошкольников с родным городом, страной ( нравственно-
патриотическое воспитание)
Знакомство дошкольников с родным городом является непростой задачей,
потому что дошкольнику трудно представить устройство большого города,
историю его возникновения, достопримечательности.
Работа ведется последовательно:
- семья;
- детский сад;
- микрорайон;
-район;
- город;
- достопримечательности, исторические места и памятники;
- страна.
В процессе работы у ребенка постепенно складывается образ собственного
дома с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Это чувство
«родительского дома» ложится в основу любви к Родине.
Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами
России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.
Список источников
1.Комарова И.И., Кондрашов А.П. Великие мысли великих людей. Антология
афоризма. 1998.
2. Нечаева В.Г., Маркова Т.А. Нравственное воспитание в детском саду: Пособие
для воспитателей. – М.: Просвещение, 1984. – 272с.
3. Осипова Л.Е. Родительские собрания в детском саду. Подготовительная группа. – М.:
«Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 64с.
4. Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду. Старшая группа. – М.:
ВАКО, 2011. – 240с
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение к семинару на тему: «Формирование социально – нравственных качеств у старших дошкольников как аспект подготовки к школе»
Социализация и нравственность. Что объединяет эти два понятия и как они связаны с дошкольниками? Нужно ли формировать эти качества у детей и что дадут им эти знания в дальнейшем? Для начала надо...
Разработка по теме "Развитие духовно - нравственных качеств личности старшего дошкольника в процессе взаимодействия его с окружающим миром"
Представлен примерный план семейного календаря, который поможет родителям планировать общение с ребёнком по привитию знаний по теме "Народные праздники и обычаи"...
Проект Тема: «Формирование духовно-нравственных представлений о матери у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) По курсу «Технологии духовно-нравственного воспитания дошкольников и младших школьников на основе православных ценностей и традиций»
Цель проекта Формирование духо...
Методическая разработка ТЕМА: «ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственного воспитания. Одна из опасностей подстерегающих наше общество сегодня - это разрушение личности и дезориен...
Проект по формированию патриотических качеств личности старших дошкольников "Наш город Покачи"
Цель: Развитие познавательных интересов дошкольников в процессе исследования своей малой родины.Задачи: · формировать патриотическое сознание дошкольников в процессе...
Доклад на тему: «Формирование духовно-нравственных ценностей через эстетическое развитие дошкольников».
Доклад на тему: «Формирование духовно-нравственных ценностей через эстетическое развитие дошкольников»....
Доклад на тему: "Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников".
Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Дошкольное учреждение, как начальное звено системы образования РФ обязано решать задачи нра...