" За нужное дело берись смело"
проект

Митрофанова Валентина Эдуардовна

Проект по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_za_nuzhnoe_delo_beris_smelo.docx33.38 КБ

Предварительный просмотр:

«За нужное дело берись смело»

Подготовили: учитель-дефектолог Моисеева Людмила Мидхатовна

Воспитатель Митрофанова Валентина Эдуардовна

Пояснительная записка

Данный проект имеет коррекционно-развивающую направленность и адресован детям с тяжёлым недоразвитием речи и направлен на формирование способности оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, Отечеству, миру в целом, на развитие коммуникативных навыков и развитие всех функций речи (коммуникативной, познавательной и регулирующей).

В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья уделяется большое внимание формированию всех психических функций, таких как, восприятие, мышление, память и речь. Однако необходимо не забывать о проведении работы по воспитанию и формированию нравственных качеств у детей с задержкой психического развития. Имея набор нравственных качеств ребёнку легче будет социализироваться в обществе. А проблема социализации - одна из наиболее важных проблем стоящих перед людьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и детей с задержкой психического развития.

Ребёнок с задержкой психического развития развивается особенным образом, поэтому организация его непосредственной образовательной деятельности должна быть организованна с учетом его возможностей, а так же и способы формирования нравственных качеств должны соответствовать его возможностям.

Духовно-нравственное воспитание для детей с задержкой психического развития имеет большое значение, так как оно помогает:

- сформировать нравственные качества: успешность этого процесса зависит от уровня эмоционально-личностного и познавательного развития, сформированности адекватных представлений об окружающем мире и социальных отношениях;

- способствовать социальной адаптации: усвоение социальных норм поведения важно для успешной интеграции ребёнка в общество;

- развивать способность к сопереживанию: детей нужно учить понимать, когда кто-то оказывается в трудной ситуации и нуждается в помощи, и показать, что помощь обязательно надо оказать;

- формировать умение взаимодействовать в коллективе: например, групповое участие в различных акциях, организованная деятельность по бытовому труду, изготовление коллективных поделок, рисунков способствуют развитию взаимопомощи и отзывчивости;

- помогает ребёнку осваивать окружающую действительность, выраженную в музыкально-художественных образах и познавать общечеловеческие ценности, связанные с природой, человеком, предметами окружающего мира.

Данный проект реализуется в тесном взаимодействии с родителями обучающихся в разновозрастной группе детей с задержкой психического развития.

Новизна.Использование предполагает большую гибкость, т.к. практика показывает, что детей с особыми образовательными потребностями часто зачисляют в коррекционную группу в возрасте 3-8 лет. Если ребёнок включается в коррекционное обучение не в раннем дошкольном возрасте, то программа позволяет начать обучение со времени его зачисления. Время освоения содержания проекта строго индивидуально и зависит от целого комплекса причин, определяющих структуру нарушения у конкретного ребёнка. В проекте даются рекомендации родителям.

Данная методическая разработка может быть полезна коррекционным педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста, имеющими задержку психического развития. В проекте предлагаются методические разработки мероприятий, которые позволят участникам образовательного процесса вступить в продуктивное педагогическое взаимодействие по проблемам воспитания у детей положительных качеств характера, способствованию сплочению коллектива, мотивации детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей на основе традиционных ценностей.

Руководитель проекта: учитель-дефектолог Моисеева Л.М.

Вид проекта: познавательный, творческий, долгосрочный проект (так как происходит постоянная смена детского и родительского коллективов).

Продолжительность проекта: с 2021-2025 уч. г.г.

Участники проекта: учитель-дефектолог, воспитатели группы разновозрастной детей с ЗПР, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, родители воспитанников.

Актуальность:

В настоящее время в сфере изменений в жизни людей, в образовании признается духовно-нравственное начало человека, что позволяет по-новому взглянуть на самого человека и на задачи в образовании и воспитании, в частности на проблему духовно-нравственного становления маленьких граждан страны. Духовность нельзя воспитать из вне, она может быть развита только изнутри. Нравственность является условием для развития духовности. Поэтому в детстве человек должен пройти школу воспитания добрых чувств. Человеческая доброта, умение радоваться и переживать за окружающий мир и людей, создает основу человеческого счастья. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

Духовно-нравственное воспитание в дошкольном образовательном учреждении проявляется в формировании любых нравственных качеств, чувств, привычек, представлений; взращивании у детей разного возраста гуманного отношения к другим людям; начале формирования патриотического чувства, гордость за свою родину; воспитании терпимости к другим людям, национальностям и религиям; умении жить и работать в коллективе; культивировании трудолюбия.

Цель проекта: Формирование способности оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, Отечеству, миру в целом, развитие коммуникативных навыков и развитие всех функций речи (коммуникативной, познавательной и регулирующей).

Задачи реализации проекта:

1. Формирование у детей патриотических чувств через ознакомление с родным краем, родиной страной, Армией;

2. Способствовать эмоциональному, духовно-нравственному и интеллектуальному развитию;

3. Совершенствовать коммуникативные навыки (умения выслушивать товарища, искренно высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей);

4. Воспитывать у детей положительные качества характера, способствовать сплочению коллектива, мотивировать детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей.

5. Повышать заинтересованность родителей к совместной деятельности с детьми.

Ожидаемые результаты проекта:

1. Умеют налаживать дружеские взаимоотношения со сверстниками;

2. У детей возникает желание совершать хорошие поступки;.

3. Знают и понимают что такое Родина, армия, край родной;

4. Постоянно пользуются при общении с взрослыми и сверстниками вежливыми словами;

5. Бережно относятся к живой природе.

Этапы реализации проекта.

1 этап: Организационный

1. Изучение и подбор материала. Разработка структуры проекта;

2. Пополнение РППС в группе по теме проекта;

3. Подбор литературы: стихотворения, песенки, рассказы, сказки, пословицы, поговорки;

4. Создание видеотеки: мультфильмов и иллюстраций по данной теме;

5. Подборка различных игр (дидактических, сюжетно-ролевых, настольно-печатных);

6. Ознакомление родителей с темой проекта и дальнейшая работа по взаимодействию в рамках проекта;

7. Составление: Комплексно-тематического плана проекта. Разработка занятий, консультация для родителей и педагогов. Определение тематики бесед, картотек игр.

2 этап: Основной

Реализация проектной деятельности в образовательные области

№ п/п

Направление

Содержание

Младшая подгруппа

Старшая подгруппа

1

Речевое развитие:

1. Чтение произведений:

С. Маршак «Пожелание друзьям», Б. Заходер «Мы друзья», Н. Кузнецовой «Мы поссорились с подружкой», стихов А. Барто из цикла «Вовка – добрая душа»

2. Заучивание Мирилок, которые помогают детям помириться.

3. Чтение и проведение бесед по произведениям:

Сказка Г. Цыферова «Петушок и солнышко»,

В. Сутеев сказки, сказка «Как светлячок друга искал»

4. Составление рассказов по сюжетным картинкам на тему добра.

1. Словесные игры: «Кто больше скажет добрых и теплых слов», «Наоборот», «Угадай слово».

2. Составление рассказов по опорным картинкам: «Уроки доброты», «Что случилось?»

3. Чтение и проведение бесед по произведениям: Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо»; ненецкие сказки «Айога», «Три сына», В. Осеева «Добрые слова», «Сыновья», В. Драгунский «Друг детства», В. Катаев «Цветик – семицветик». В. Катаев " Цветик- Семицветик" Г. Х. Андерсен "Снежная Королева", А. Волков " Волшебник изумрудного города",

4. Заучивание стихотворений:

А. Кузнецова «Подружки»,

Е. Серова «Нехорошая история»,

Е. Благинина «Подарок».

2

Художественно-эстетическое развитие

1. «Торт для друзей» (пластилинография);

2. «Ромашка с пожеланиями»(аппликация) к «Дню семьи»;

3. «Рисунок для друзей»(рисование отпечатком);

4. «Дерево дружбы»(рисование – коллективная работа);

1. Аппликация. Коллективный коллаж «Дерево добра и зла»;

2. Лепка. «Твори добро»;

3. «Город для друзей»(рисование – коллективная работа);

4. «Подари добро» - поделка из бросового материала к «Дню пожилого человека»;

3

Музыкальное развитие:

Прослушивание музыкальных произведений о добре и дружбе: «Дорогою добра», «Доброта» (м/ф про Фунтика), Барбарики «Доброта», Леопольд «Ярко светит солнце», В. Шаинский «Все мы делим пополам», В. Шаинский «О дружбе»;

Прослушивание музыкальных произведений о добре и дружбе:

Тропинка "Гимн доброте"; «Игрушки - Добрые дела»;«Дорогою добра», «Доброта» (м/ф про Фунтика), Барбарики «Доброта», Леопольд «Ярко светит солнце», В. Шаинский «Все мы делим пополам», В. Шаинский «О дружбе»;

Давайте, друзья, всегда друг другу желать добра (Т. Мухаметшина)

Экология «Пусть бьётся всегда зеленое сердце природы» Мохова Лилия; «Наша земля» Наталия Лансере;

4

Познавательное развитие

1. Проведение бесед:

"Я - хороший", «Ваши добрые поступки», "Волшебные слова"(А. Кузнецова, «Мы поссорились», "Если плачет друг, пожалей его", «Что такое доброта?»

Просмотр мультфильмов: "Золушка", " Кот Леопольд", Мульт/коллекция по сказкам В. Сутеева.

1. Беседы о добрых поступках и делах. Беседа «О доброте, взаимопомощи», «Что такое взаимопомощь?», «О дружбе», «Что такое друг», «Для чего нужны друзья».

2. Моделирование ситуаций.

3. Просмотр и обсуждение мультфильмов "Котенок по имени Гав","Умка", "Тимка и Димка","Винни Пух", "38 попугаев".

5

Физическое развитие:

Спортивные развлечения: «Мы весёлые ребята», Командная игра «Смени флажок», игра с мячом «Волшебное слово неизвестному другу», «Папа, мама, Я – здоровая семья» - формирование у детей дошкольного возраста положительного отношения к ЗОЖ, понимания его важности закаливания и правильного питания для человека.

6

Социально коммуникативное развитие:

Дидактические игры: «Оцени поступок», «Да или нет», «Маленькие помощники», «Ласковое слово» «Комплименты», «Цветок доброты», «Добрые и вежливые слова», «Передай своё настроение», «Угадай настроение», «Скажи, кто твой друг?»

1. Подвижные игры: «Добрые эльфы», «Театр теней!», «Волшебный стул»;

Игры «Мост дружбы», «Радио», «Секрет», «Добрые и вежливые слова», «Добрые приветствия», «Солнце».

2. Дидактические игры: «Что такое хорошо, что такое плохо», «Дополни рисунок», «Школа вежливости», «Я не должен - я должен», «Оцени поступок».

7

Социально значимые акции

1. Организовать постоянную работу по реставрации книг в группе. Работа в уголке книги: «лечим» книги. Задачи: Предложить детям рассмотреть книги в центре детской литературы, выяснить, какие экземпляры нужно ремонтировать, предположить, почему порвались книги, что стало причиной, рассказать, как правильно обращаться с книгами.

2. Организовать постоянную помощь «младшим друзьям-птицам»: изготовление кормушек, скворечников, кормление птиц в холодное время года. Цель: Формирование знаний детей об особенностях жизни птиц нашего края, о роли

человека в жизни птиц. Задачи: #1056;асширить, систематизировать и закрепить представление детей о птицах; 2. Сформировать представление о перелётных и зимующих птицах; 3. Знакомить детей с повадками, внешним видом, питанием птиц. #1040;ктивизировать внимание и память детей, развивать умение логически мыслить, наблюдательность, самостоятельность, творческое мышление; #1060;ормировать у детей основы экологической культуры, приобщать родителей к экологически направленной деятельности, осознание необходимости.

3. Поздравления к значимым праздникам близких людей.

4. Совместно с родителями участие в экологических конкурсах-акциях: «Батарейки, сдавайтесь!», «Панно из крышек», «ПЭТбум-2024», «Сдай макулатуру, спаси дерево», «Помочь может каждый» (окопная свеча), «Помоги детям и их родителям, попавшим в трудную жизненную ситуацию» (сбор гуманитарной помощи) и другие.

8

Организация образовательной деятельности в режимные моменты

1. Прослушивание на CD русской народной сказки «Белая уточка»

2. Разучивание стихов, пословиц и поговорок о добре, взаимовыручке, Родине, родном крае, богатырях;

3. Упражнения (например, «Болезнь куклы»), воспитывает у детей умение сопереживать, сочувствовать (при прослушивании музыкальной пьесы Чайковского дети качают, гладят кукол, укладывают их, прижимают к себе);

4. Игры-хороводы (например, «Зайка»), что способствует объединению детей, положительной эмоциональной окраске детского поведения. При этом обращать внимание детей на их общие достижения (например, ровней стал круг), на моменты, когда действия детей были взаимосвязаны и общий результат зависел от старания каждого;

5. Игры-драматизации (например, в сказке «Заюшкина избушка» зайчик вызывает сочувствие у детей);

6. Чтение художественной литературы (в сказке В. Сутеева «Палочка-выручалочка» положительный герой - отзывчивый Ежик);

7. дидактические игры «Похвали соседа», «У нас все хорошие»;

8. подвижные игры «Развеселим дедушку»;

9. сюжетно-ролевые игры «Дочки-матери», помочь одеть куклу;

10. создание ситуаций взаимной поддержки и взаимной помощи детей «Мы помощники в группе», «Помоги младшему» - при организации режимных моментов (одевание на прогулку, например, «помоги завязать шапку»; умывание).

9

Работа с родителями:

Участие родителей в акции «Кормушка для птиц» - изготовление родителями вместе с детьми кормушек и вывешивание их на участке.

Оформление родительского уголка: размещение статей, консультаций, рекомендаций по теме: «Посеять в детских душах доброту и отзывчивость», «Воспитание у детей заботливого отношения к окружающим».

Участие родителей в экологических конкурсах-акциях: «Батарейки, сдавайтесь!», «Панно из крышек», «ПЭТбум-2024», «Сдай макулатуру, спаси дерево», «Помочь может каждый» (окопная свеча), «Помоги детям и их родителям, попавшим в трудную жизненную ситуацию» (сбор гуманитарной помощи) и другие.

10

Продукты проекта

1. Создание картотеки стихов, пословиц и поговорок о доброте, дружбе и взаимопомощи;

2. Создание картотеки мирилок;

3. Подготовка консультаций для родителей: «Посеять в детских душах доброту»;

4. Совместная работа родителей с детьми «Кормушка для птиц»;

5. Выставка детских рисунков на тему: «Взаимная помощь».

3. Заключительный этап:

- Выставки творческих работ, поделок, рисунков детей, выполненных в ходе реализации проекта;

- Презентация проекта;

- Проведение развлечения совместно с родителями «Идем дорогою добра»;

- Создание совместно с детьми «Копилки добрых дел»;

- Доброе чаепитие. Родительские посиделки с играми и танцами. Итоговое обсуждение о проделанной работе.

Были получены следующие результаты:

Большая часть детей научились налаживать дружеские взаимоотношения со сверстниками. У детей возникает желание совершать хорошие поступки. Умеют помогать друг другу;

Пользуются при общении с взрослыми и сверстниками вежливыми словами;

Дети стали бережнее относиться к живому миру природы.

Повысилась активность участия родителей в жизнедеятельности группы.

В группе созданы необходимые условия для формирования представлений детей о нравственных чувствах и эмоциях.

В центре детской литературы постоянно проводится работа по «ремонту» книг, дети самостоятельно отслеживают какие книги необходимо отремонтировать.

Активное участие родителей и детей в экологических конкурсах-акциях: «Батарейки, сдавайтесь!», «Панно из крышек», «ПЭТбум-2024», «Сдай макулатуру, спаси дерево», «Помочь может каждый» (окопная свеча), «Помоги детям и их родителям, попавшим в трудную жизненную ситуацию» (сбор гуманитарной помощи), «Кормушка для птиц» еще больше сплотило педагогов, детей и их родителей.

Выводы и высокую оценку продуктивности данной методической разработки, можно отметить на основе самоанализа полученных результатов нашей педагогической деятельности.

В результате используемых специальных духовно-нравственных методов и создания специальных игровых условий в коррекционно-развивающем процессе, у дошкольников произошли изменения в качестве знаний, в овладении практическими умениями, сопряжённых с духовно-нравственным воспитанием. Немаловажным фактором в пользу успешного применения вышеописанных методов и условий, говорят качественные изменения в уровне воспитанности почти каждого ребёнка, посещающего нашу группу. Именно поэтому, говорить о необычайном значении применения указанной формы работы в коррекционно-развивающем процессе с детьми не только указанной категории, но и с другими категориями дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, не приходиться.

Заключение

Всё лучшее, начинает формироваться в дошкольном возрасте т.е. в детском саду, оказывает влияние на развитие духовно-нравственных достижений человека и найдёт отражение в дальнейшей жизни. У ребёнка закрепляются привычки к делам милосердия, сострадания, сопереживания, соучастия. Будущее российского общества и государства определяется духовно-нравственным здоровьем народа, развитием культурного наследия, бережным сохранением исторических и культурных традиций, национального достояния народов России.

Нам, педагогам следует постоянно помнить об ответственности, которая на нас ложится, в процессе духовно-нравственного воспитания детей и родителей. Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы плохо ни было настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им правильную достойную жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научить их понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней.

Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Эта наша с вами главная задача, потому что мы ответственны за то, чтобы детство наших детей было счастливым.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что работа по развитию нравственного начала в детях сложна, многогранна и никогда не кончается. Мы надеемся, что добрые семена взрастут в детских душах и наши дети вырастут добрыми и умными, хорошими гражданами родной страны.

Список использованной литературы:

1. Федеральная образовательная программа дошкольного образования, разработанная и утверждённая приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 года № 874.

2. Галкина С. П. Материалы занятия по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе «В мире доброты и дружбы»

3. Лопатина А, Скребцова М. Искусство видеть мир. Книга для занятий по духовно-нравственному воспитанию. /книга IV. – М.: ИПЦ «Русский Раритет», 1997. – 576 с.

4. Морозова И. А., Пушкарева М. А. Развитие речевого восприятия. Конспекты занятий для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР.

5. Морозова И. А., Пушкарева М. А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий для работы с детьми 5-6 дет с ЗПР.

6. Морозова И. А., Пушкарева М. А. Занятия по развитию речи в специальном детском саду.

Интернет-источники:

Антропова Т. А. Мареева Г. А. Страна чудесных слов. ;dl=DOlFIa7QpUZrPGMxGy7AnjxOXDtePUWTzHWcXr1GvX4

Видео-игры на внимание. Весна.

Котова Е. Учусь читать и говорить. Азбука-пропись. Обучение чтению и письму печатными буквами. ;dl=7QJ7YZ6eyKMUTBfajjr0AZXKPhGzuttFEJng7qSZKX4.

От слова к рассказу. ;dl=lZvk30ZAJsiAHzWTZFbmoRs9ZU4LhI87zVyzzVCYleP

Соболева А.В. Загадки-смекалки. ;dl=MEUwN5IvyABI7fbYlNcU1iozvse5pNy0MzGPRx2gIY0


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия в подготовительной к школе группе "За правое дело- стой смело!"

Учить детей понимать значение слова "Родина";Расширять представления о защитниках Отечества;Формировать эмоционально- полодительное отношение к воинам, их подвигам;Развивать любознательность,чувство с...

Сколько раз нужно делать добрые дела?

Конспект образовательной деятельностидля детей старшего дошкольного возрастана тему «Сколько раз нужно делать добрые дела?». Цель:Развитие логических представлений у детей старшего дошкольн...

Рукоделие "За всякое дело берись умело"

Рукоде́лие — вид ручного труда, искусство выполнения вещей из бумаги, ткани, ниток, шерсти и других материалов.Многие виды ручного искусства нашли своё место в цветоделии, аппликации, квиллинге. ...

Квест-путешествие для детей и родителей «За всякое дело – берись смело!»

Квест-путешествие для детей и родителей "За всякое дело - берись смело!"...

Спортивно-патриотическая игра "За правое дело сражайся смело" для детей старшего дошкольного возраста

Цель: воспитывать чувство гордости, благодарности и уважения к Российской армии, любви к Родине.Образовательные задачи:- расширить и систематизировать знания детей о Российской армииРазвивающие задачи...

Проект "За всякое дело берись умело"

Данный проект по трудовому воспитанию помогает дошкольникам сформировать нравственно - трудовые качества....

Долгосрочный проект «За нужное дело берись смело» (формирование духовно-нравственного начала у дошкольников с ЗПР)

Пояснительная запискаДанная методическая разработка имеет коррекционно-развивающую направленность и адресована детям с тяжёлым недоразвитием речи и направлена на формирование способности оценивать и с...