Формирование духовно – нравственных ценностей у старших дошкольников в рамках реализации педагогического проекта «Сад добрых дел»
проект

Юлия Константиновна Ковальчук

Дошкольный возраст – это тот благоприятный период, когда у ребенка возникают первые осознанные нравственные качества. В процессе общения со сверстниками, взрослыми ребенок учится понимать, за что его хвалят, а за что порицают, за какие качества его ценят. В результате у ребенка формируется мировоззрение, он учится отличать добро от зла, оценивать поступки товарищей и анализировать свои действия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_sad_dobryh_del_-_kovalchuk_yu.k.docx48.29 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование духовно – нравственных ценностей у старших дошкольников в рамках реализации

педагогического проекта «Сад добрых дел»

         Дошкольный возраст – это тот благоприятный период, когда у ребенка возникают первые осознанные нравственные качества. В процессе общения со сверстниками, взрослыми ребенок учится понимать, за что его хвалят, а за что порицают, за какие качества его ценят. В результате у ребенка формируется мировоззрение, он учится отличать добро от зла, оценивать поступки товарищей и анализировать свои действия.

       Для решения задач духовно – нравственного воспитания в условиях реализации ФГОС ДОО возникает необходимость оптимизации образовательного процесса через использование адаптированных программ, методов обучения и воспитания, учебных пособий и дидактических материалов, адекватных возможностям наших воспитанников.

       Особая роль в образовательном процессе отводится реализации педагогических проектов духовно – нравственном направленности.  В МАДОУ г. Нижневартовска детский сад №4 «Сказка» педагогом-психологом был разработан проект «Сад добрых дел». Его методологической основой является программа «Социокультурные истоки». Интеграция в различных образовательных областях видов деятельности по ознакомлению дошкольников с нравственными качествами личности составляет значимость проекта.

      Актуальность проекта обозначена нами из анализа того, что на фоне этих прогрессивных изменений, происходящих в образовании, развитию социальной и коммуникативной сфер ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других, они затрудняются дать оценку тому или иному нравственному качеству личности.  

     Педагогические исследования в области содержания и методов работы с дошкольниками выявили недостатки существующих методических рекомендаций по социально – нравственному развитию. Одним из таких недостатков является однообразие форм и методических приемов работы с дошкольниками. Потенциальные возможности игровых и практических методов используются в этом процессе не в полной мере.

    Дошкольнику, что бы стать образованным, легко адаптирующимся в социуме, коммуникабельным, необходимо овладеть коммуникативной и социальной компетенцией, умением самостоятельно организовать игру, дать творческое задание. Эти умения будут составлять социальной потенциал ребенка.

    К старшему дошкольному возрасту ребёнок овладевает коммуникативными навыками. Эту группу навыков составляют общеизвестные умения:

1.        сотрудничать;

2.        слушать и слышать;

3.        воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию;

4.        говорить самому.

   Сформированные умения помогают ребенку при организации различные видов деятельности при условии удовлетворении потребностей в положительных эмоциональных контактах с окружающими, в любви, поддержке, активном познании и информационном обмене, самостоятельной деятельности, в общении, сотрудничестве с взрослыми и сверстниками, самоутверждении, самореализации и признании своих достижений со стороны окружающих.

Проект «Сад добрых дел» по типу - практико – ориентированный. Объектом проекта является процесс формирования духовно – нравственного начала у дошкольника старшего возраста. Предмет проекта -  разработанная система ознакомления дошкольников с нравственными качествами личности.

Участники проекта: обучающиеся МАДОУ г. Нижневартовска ДС №4 «Сказка» группы старшего дошкольного возраста, родители (законные представители), воспитатели, педагог - психолог

Срок реализации проекта: 1,5 месяца

       Актуальность проблемы поставила перед нами цель проекта: гармонизация духовно - нравственной сферы личности старшего дошкольника посредством проведения социально – психологических акций в рамках ДОУ.

      Цель реализуется через следующие задачи: 

1.        Способствовать формированию положительных черт характера (уважение к людям, доброта, отзывчивость и др.) в игровой и других видах деятельности.

2.        Формировать отрицательное отношение к проявлению негативных черт характера и желание их преодоления.

3.        Способствовать полноценному развитию личности ребенка через самовыражение и творчество.

4.        Формировать устойчивую положительную самооценку.

5.        Воспитывать желание помогать людям.

6.        Способствовать развитию лидерского потенциала через внедрение социо-игровых технологий.

Реализация данного проекта предполагает получение следующих результатов:

1.Ребенок будет адекватно и грамотно оценивать свои поступки и поступки сверстников;

2.Сможет выражать свои мысли и желания, будет проявлять инициативу в общении, сумеет задавать вопросы, делать умозаключения.

3. Ребёнок будет активен, будет успешно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;

4.У ребенка сформируется положительное отношение к самому себе, окружающим, различным видам деятельности;

5.Ребенок будет обладать развитым воображением, которое     реализуется в разных видах деятельности.

     Проект «Сад добрых дел» реализовывался поэтапно. Первый этап  -  подготовительный. На данном этапе педагогом – психологом проводится развивающее занятие на тему: «Что такое доброта?», на котором обозначается проблема – «В городе много людей, которые нуждаются в проявлении доброты, добросердечия, милосердия. Как можно им помочь?». Дети, совместно с педагогом обсуждают пословицу: «Добро не лихо, ходит тихо».  Итогом занятие стало рисование на тему: «Фея доброты» - педагог – психолог просит детей представить, что к ним в гости тихими шагами вошла невидимая фея доброты. Что она рассказывает? Как можно ее изобразить?

На подготовительном этапе определяются цели и задачи проекта, прогнозируются результаты «Как можно показать добрые дела?», подбираются материалы и оборудование для реализации проекта.

     На основном (практическом) этапе осуществляется непосредственная реализация деятельности по направлению проекта, включающая деятельность педагога и детей.

На первой неделе педагог предлагает детям творческое задание «Спасибо природе». Он организует детей в ресурсном кругу и проводит эмоциональную разминку, а так же записывает высказывания детей. Педагог предлагает детям разделиться на группы с помощью цветовых фишек (желтая, голубая, зеленая, красная). Дает каждой группе картинку с соответствующим цвету изображением -  солнце, ручеек, цветок, трава и предлагает сказать, за что их можно поблагодарить. Завершает первую неделю работы игра «Птица благодарности»: педагог просит детей представить, что на землю прилетела птица благодарности. Она залетала в окна к тем, кто забыл поблагодарить за что – либо своих родителей, друзей или знакомых и напоминала им об этом. Затем дети должны представить, что птица благодарности залетела к ним в окно; вспомнить всех, кого они забыли поблагодарить, и мысленно сказать им спасибо. 

Вторая неделя проекта начинается с игры «Солнышко милосердия». Педагог показывает солнышко милосердия и просит рассказать о каких-либо милосердных поступках, которые дети совершают по отношению друг к другу. Награждает каждого солнышком милосердия. «Солнышко милосердия подходит к кому – либо в круге, дотрагивается до него «своим лучиком» и дарит ему какой – либо солнечный подарок (солнечного зайчика, солнечный лучик, теплый день и т.д.). Каждый должен рассказать, как подарок солнышка поможет ему в трудную минуту». Интересным моментом проекта является оформление выставки рисунков «День милосердия». Детям было предложено представить, что по всей земле люди стали праздновать день милосердия, и рассказать, какие милосердные поступки они совершат в этот день и нарисовать их. По рисункам друг друга дети рассказывают, кому и как помогли милосердные поступки их друзей.

На третьей неделе педагог знакомит детей с пословицей «Жизнь дана на добрые дела» и проводит игру «Палочка – выручалочка». Дети делятся на подгруппы. Каждой группе дается красивая палочка – выручалочка. Дети одной группы должны вспомнить или придумать какую-то ситуацию, когда им нужна была нужна помощь. После этого дети говорят ведущему: «палочка – выручалочка, выручи нас». Ведущий подходит к ним, и они рассказывают ему о своей проблеме. Затем ведущий дотрагивается до них палочкой и просит помочь в беде.

Рисунок «Сад добрых дел» Предлагает детям макет дерева – яблони. Вместо яблок дети изображают доброе дело, сделанное ими. На другое дерево дети прикрепляют рисунки с добрыми делами, которые они хотели бы совершить.

На четвертой неделе дети, совместно с родителями выполняют творческое задание «Ромашка помощи», а в группе проводится их обсуждение. Из всех ромашек делается букет или венок (по желанию детей) помощи.

Игра «Отзывчивый колобок» учит детей рассматривать решение проблемы с разных ситуаций.У ведущего – маленький колобок. Он - отзывчивый колобок. Каждый придумывает и рассказывает колобку какую – либо трудную ситуацию, в которую попал. Колобок должен помочь детям найти сказочный выход из той или иной ситуации. После того, как колобок поможет кому – либо из детей, этот человек меняется с ним местами и игра продолжается.

Результатом на этом этапе – выставка рисунков «Дерево добрых дел» и другое по предложению детей.

На заключительном этапе проводится обобщение результатов проекта, анализ деятельности анализ деятельности всех участников проекта и его презентация.

В данном случае результатом становится социальная акция «Счастливое детство»

Прочитайте детям пословицу: «Счастлив тот, кто в радости живет». Каждая группу придумать какое – либо одно правило счастья, чтобы всем детям в группе жилось радостно. Все правила счастья записываются педагогом, украшаются рисунками и вывешиваются на стенд.

Прогноз возможных рисков и эффектов инновационного проекта

Таблица 4

Возможные риски

Эффекты

Тема данного проекта будет для ребенка неинтересна, вследствие низкого уровня познавательной инициативы, интеллектуальной пассивности

Ребенок будет адекватно и грамотно оценивать свои поступки и поступки сверстников; сможет выражать свои мысли и желания, будет проявлять инициативу в общении, сумеет задавать вопросы, делать умозаключения

Определенное количество воспитанников не сможет адекватно участвовать в упражнениях, проводить их самостоятельно, так как у них низкий уровень коммуникативного развития.

Ребёнок будет активен, будет успешно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми; у него сформируется положительное отношение к самому себе, окружающим, различным видам деятельности

Предъявляемые этюды и упражнения будут отличатся примитивность вследствие низкого уровня творческого воображения дошкольников

Ребенок будет обладать развитым воображением, которое     реализуется в разных видах деятельности

Низкий уровень участия родителей в реализации данного проекта

У родителей (законных представителей) повысится психолого-педагогическая грамотность и компетентности в области взаимодействия с ребенком в процессе выполнения творческих заданий

Работа по данному проекту требует временных затрат и некоторой индивидуальной работы

У педагогов повысится компетентность в области формирования у старших дошкольников знаний о нравственных качествах личности

 Развивающее оценивание (мониторинг) уровня духовно – нравственного развития дошкольника 

 Диагностический инструментарий представлен авторскими методиками:

  1. Индивидуальная беседа (автор Е.З.Басина)

Цель: исследование когнитивного компонента (осознанности и критичности) самооценки.

Процедура проведения.

Детям предлагается ответить на вопросы:

  1. Представь себе человека, который тебе так нравится, что ты бы хотел быть таким, как он. Какой он? Каким бы ты хотел быть?
  2. Представь себе человека, который тебе не так нравится, и ты бы не хотел быть таким, как он. Какой он? Каким бы ты не хотел быть?
  3. Какой ты сам?

Анализ ответов на 1-й и 2-й вопросы позволяют выделить три уровня осознанности и критичности суждений о себе:

Первый уровень – дети называют свои положительные и отрицательные черты характера.

Второй уровень – дети апеллируют к конкретным людям (родителям, близким родственникам, ровесникам, сказочным персонажам), которые обладают положительными и отрицательными качествами;

Третий уровень – дети затрудняются дать ответы на предложенные вопросы.

  1. Методика «Закончи историю» (Г.А. Урунтаева, Ю.А, Афонькина)

Цель. Изучение понимания детьми старшего дошкольного возраста нравственных норм (щедрость – жадность, трудолюбие – лень, внимание к людям – равнодушие и т.д.); определять умение детей соотносить эти нормы с реальными жизненными ситуациями, разрешать проблемные ситуации на основе нравственных норм и давать им элементарную нравственную оценку.

Проведение. Исследование проводится индивидуально. Ребенку говорят следующее: «Я буду рассказывать истории, а ты их закончи».

1. У девочки из корзинки па дорогу высыпались игрушки. Рядом стоял мальчик. Он подошел к девочке и сказал... Что он сказал? Почему он так сказал? Как он поступил? Почему ты так думаешь?

2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя начала играть. К ней подошла младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Катя ответила...

3. Дети строили город. Оля не хотела принимать участия в игре, она стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница: «Пора ужинать. Кубики надо сложить в коробку. Попросите Олю помочь вам». Оля ответила...

4. Петя и Вова играли вместе и сломали красивую дорогую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?». Петя ответил...

Обработка результатов.

1 балл - ребенок не может оценить поступки детей.

2 балла - ребенок может оценить поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует.

3 балла - ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.

4 балла - ребенок называет норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.

Оценка эффективности развития ребенка по данному направлению программы проводится два раза (в начале реализации проекта, контрольная). Критерием эффективности будет служить положительная динамика.

       

Качественные показатели, характеризующие эмоциональную сферу и поведение ребенка при обследовании:

  • Особенности контакта ребенка;
  • Эмоциональная реакция на ситуацию обследования;
  • Реакция на одобрение;
  • Реакция на неудачи;
  • Эмоциональное состояние во время выполнения заданий;
  • Эмоциональная подвижность;
  • Реакция на результат.

Качественные показатели, характеризующие деятельность ребенка:

  • Наличие и стойкость интереса к заданию;
  • Понимание инструкции;
  • Самостоятельность выполнения задания;
  • Характер деятельности (целенаправленность и активность);
  • Темп и динамика деятельности, особенности регуляции деятельности;
  • Работоспособность;
  • Организация помощи.

Качественная, всесторонняя и системная педагогическая диагностика позволяет выявить особенности понимания детьми характеристик нравственных качеств личности человека, установить имеющиеся трудности восприятия, потенциальные возможности ребенка и дает возможность прогнозировать его развитие.

Условия организации и реализации проекта

Для эффективной реализации проекта необходимы:

  • Квалифицированные специалисты: воспитатель, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физо, учитель – дефектолог.
  • Методическая и художественная литература по духовно – нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста, разработки, диагностические методики и пособия к ним.
  • Технические средства (музыкальный центр, компьютер, принтер, ксерокс, мультимедиа проектор, экран).
  • Просторное помещение.
  • Игрушки и игровое оборудование для дидактических игр, драматизаций, инсценировок.
  • Изобразительные средства.
  • Музейное пространство.

Методическое обеспечение проекта включает перспективные и календарные планы, планы взаимоработы с воспитателями, рекомендации для родителей в виде картотеки игр для всех возрастных групп.

Программное обеспечение

1 Адаптированная образовательная программа дошкольного образования МАДОУ ДС № 4 «Сказка»

2. Программа духовно-нравственного «Социокультурные истоки» И.А.Кузьмин, А.В.Камкин

 3. «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

В процессе реализации проекта практически оправдано системное использование инновационных педагогических технологий, которые позволяют повысить эффективность применения методов, приемов работы по духовно – нравственному воспитанию старших дошкольников (таблица 2).

Таблица 5

Технология

Содержание технологии

Игровая технология

Игровая форма педагогических мероприятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности.  Целью игровых технологий является решение ряда задач:

1.Дидактических (формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.);

2.Развивающих (формирование умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);

3.Воспитывающих (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма).

4.Социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды и др.).

Технология проблемного обучения 

(И. Я. Лернер,

Т. В. Кудрявцев, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов)

Суть проблемного обучения в детском саду заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.

Технология развивающего обучения

Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития ребенка. Зона ближайшего развития — большая или меньшая возможность перейти от того, что ребенок умеет делать самостоятельно, к тому, что он может, умеет делать в сотрудничестве.

Инновационная технология О.А. Бизиковой «Развитие диалогической речи дошкольников  в игре»

Дошкольнику, что бы стать образованным, легко адаптирующимся в социуме, коммуникабельным, необходимо овладеть коммуникативной компетенцией и важнейшей ее составляющей – диалогическими умениями. Диалог является основной формой общения дошкольников. Диалогические умения детей - важная предпосылка их благополучия в социальном и интеллектуальном развитии.

    К старшему дошкольному возрасту ребёнок уже должен овладеть коммуникативными навыками. Эту группу навыков составляют общеизвестные умения:

1.        сотрудничать;

2.        слушать и слышать;

3.        воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию;

4.        говорить самому.

Коммуникативное развитие  детей происходит успешно при условии удовлетворении всех их потребностей в положительных эмоциональных контактах с окружающими, в любви, поддержке, активном познании и информационном обмене, самостоятельной деятельности (по интересам), в общении, сотрудничестве с взрослыми и сверстниками, самоутверждении, самореализации и признании своих достижений со стороны окружающих.

«Социо -игровая педагогика»

Е.Е. Шулешко,  

А. П.  Ершова,  

В. М. Букатов.

Образовательная  деятельность детей  организуется как игра-жизнь между микрогруппами детей (малыми социумами – отсюда и термин «социо -игровая»)  Данную технологию  используется  в организации образовательной деятельности . Это дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением ее в коллективную.

Технология сказкотерапии

Объединение различных педагогических и психотерапевтических приемов в единый сказочный контекст составляет новизну и актуальность метода комплексной сказкотерапии. Одна из особенностей метода состоит в создании сказочной среды, в которой могут проявляться и пониматься самими детьми особенности их личности. Сказка соответствует детской системе мироощущения и создает благоприятные условия для углубления знаний о своем внешнем и внутреннем «Я», способах взаимоотношений между людьми, возможностях самореализации. Ребенок естественным путем учится действовать осознанно, видеть причинно-следственные связи, исследует собственные способности и качества, осознанно и неосознанно проявляет творческие способности Трудно отрицать роль сказок и художественных произведений в воспитании правильной устной речи.

Технология проектной деятельности

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Суть "метода проектов” в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий, проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность. "Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить” – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

Технология  

О.А. Капитовской, М.Г. Плохотнюк.

Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития диалогической речи (как средства вербального общения) и в то же время развитие диалогической речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций. Полноценное развитие диалогической речи у детей возможно только при создании самых благоприятных условий для совместной деятельности ребенка и взрослого.

Литература

1. Козлова, С.А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру. - М., 2000.

2. Лопатина А.А «Начала мудрости. 50 уроков о добрых чувствах для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста» - М: Амрита – Русь, 2005г.

3. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.

4. Развитие социальной уверенности у дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002.

5. Рылеева, Е.В. Вместе веселее! Дидактические игры для развития навыков сотрудничества у детей 4-6 лет. - М.: Айрис-ПРЕСС, 2000.

10. Степанова, Г.Б. Эмоциональное состояние ребенка-дошкольника и их педагогическая оценка в условиях детского сада. // Дошкольное воспитание. - 1998. - №5.

11. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических заведений / Г.А. Урунтаева. – М.: Издательский центр Академия, 1996. – 336 с.

12. Федерально - государственные требования к системе воспитательно - образовательной работы в дошкольном учреждении


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование духовно-нравственных качеств у старших дошкольников на материале музыкальных сказок

Статья направлена на воспитание в человеке только положительного, приобщение детей к прекрасному, светлому и радостному в жизни через музыкальные сказки....

Из опыта работы "Формирование духовно-нравственных чувств у старших дошкольников на традициях отечественной культуры в процессе кружковой работы"

Большую работу по воспитанию у детей духовно-нравственных чувств важно начинать с самых ранних лет. Возрождение духовности, обращение к национальным и  культурно -  историческим традициям, я...

Формирование духовно-нравственных ценностей у старших дошкольников посредством краеведения ( из опыта работы)

Цель моей работы: повышение уровня сформированности духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста через краеведение....

опыт работы "Лэпбук как инновационное средство в процессе формирования духовно-нравственных ценностей у старших дошкольников"

Управление образования муниципального образованияГородской округ «Долинский» Сахалинской области РФМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Со...

Опыт работы воспитателя на тему "Формирование духовно-нравственных ценностей у старших дошкольников на основе программы «Добрый мир» Л.Л. Шевченко"

Формирование духовно-нравственных ценностей у старших дошкольников на основе программы «Добрый мир» Л.Л. Шевченко...

«Формирование духовно-нравственных ценностей у старших дошкольников средствами краеведческой деятельности»

 Актуальность рассматриваемой темы мы связываем в первую очередь с тем, что в настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов детских садов и школ...