Формирование духовно – нравственных ценностей у старших дошкольников в рамках реализации педагогического проекта «Сад добрых дел»
проект
Дошкольный возраст – это тот благоприятный период, когда у ребенка возникают первые осознанные нравственные качества. В процессе общения со сверстниками, взрослыми ребенок учится понимать, за что его хвалят, а за что порицают, за какие качества его ценят. В результате у ребенка формируется мировоззрение, он учится отличать добро от зла, оценивать поступки товарищей и анализировать свои действия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_sad_dobryh_del_-_kovalchuk_yu.k.docx | 48.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование духовно – нравственных ценностей у старших дошкольников в рамках реализации
педагогического проекта «Сад добрых дел»
Дошкольный возраст – это тот благоприятный период, когда у ребенка возникают первые осознанные нравственные качества. В процессе общения со сверстниками, взрослыми ребенок учится понимать, за что его хвалят, а за что порицают, за какие качества его ценят. В результате у ребенка формируется мировоззрение, он учится отличать добро от зла, оценивать поступки товарищей и анализировать свои действия.
Для решения задач духовно – нравственного воспитания в условиях реализации ФГОС ДОО возникает необходимость оптимизации образовательного процесса через использование адаптированных программ, методов обучения и воспитания, учебных пособий и дидактических материалов, адекватных возможностям наших воспитанников.
Особая роль в образовательном процессе отводится реализации педагогических проектов духовно – нравственном направленности. В МАДОУ г. Нижневартовска детский сад №4 «Сказка» педагогом-психологом был разработан проект «Сад добрых дел». Его методологической основой является программа «Социокультурные истоки». Интеграция в различных образовательных областях видов деятельности по ознакомлению дошкольников с нравственными качествами личности составляет значимость проекта.
Актуальность проекта обозначена нами из анализа того, что на фоне этих прогрессивных изменений, происходящих в образовании, развитию социальной и коммуникативной сфер ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других, они затрудняются дать оценку тому или иному нравственному качеству личности.
Педагогические исследования в области содержания и методов работы с дошкольниками выявили недостатки существующих методических рекомендаций по социально – нравственному развитию. Одним из таких недостатков является однообразие форм и методических приемов работы с дошкольниками. Потенциальные возможности игровых и практических методов используются в этом процессе не в полной мере.
Дошкольнику, что бы стать образованным, легко адаптирующимся в социуме, коммуникабельным, необходимо овладеть коммуникативной и социальной компетенцией, умением самостоятельно организовать игру, дать творческое задание. Эти умения будут составлять социальной потенциал ребенка.
К старшему дошкольному возрасту ребёнок овладевает коммуникативными навыками. Эту группу навыков составляют общеизвестные умения:
1. сотрудничать;
2. слушать и слышать;
3. воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию;
4. говорить самому.
Сформированные умения помогают ребенку при организации различные видов деятельности при условии удовлетворении потребностей в положительных эмоциональных контактах с окружающими, в любви, поддержке, активном познании и информационном обмене, самостоятельной деятельности, в общении, сотрудничестве с взрослыми и сверстниками, самоутверждении, самореализации и признании своих достижений со стороны окружающих.
Проект «Сад добрых дел» по типу - практико – ориентированный. Объектом проекта является процесс формирования духовно – нравственного начала у дошкольника старшего возраста. Предмет проекта - разработанная система ознакомления дошкольников с нравственными качествами личности.
Участники проекта: обучающиеся МАДОУ г. Нижневартовска ДС №4 «Сказка» группы старшего дошкольного возраста, родители (законные представители), воспитатели, педагог - психолог
Срок реализации проекта: 1,5 месяца
Актуальность проблемы поставила перед нами цель проекта: гармонизация духовно - нравственной сферы личности старшего дошкольника посредством проведения социально – психологических акций в рамках ДОУ.
Цель реализуется через следующие задачи:
1. Способствовать формированию положительных черт характера (уважение к людям, доброта, отзывчивость и др.) в игровой и других видах деятельности.
2. Формировать отрицательное отношение к проявлению негативных черт характера и желание их преодоления.
3. Способствовать полноценному развитию личности ребенка через самовыражение и творчество.
4. Формировать устойчивую положительную самооценку.
5. Воспитывать желание помогать людям.
6. Способствовать развитию лидерского потенциала через внедрение социо-игровых технологий.
Реализация данного проекта предполагает получение следующих результатов:
1.Ребенок будет адекватно и грамотно оценивать свои поступки и поступки сверстников;
2.Сможет выражать свои мысли и желания, будет проявлять инициативу в общении, сумеет задавать вопросы, делать умозаключения.
3. Ребёнок будет активен, будет успешно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;
4.У ребенка сформируется положительное отношение к самому себе, окружающим, различным видам деятельности;
5.Ребенок будет обладать развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности.
Проект «Сад добрых дел» реализовывался поэтапно. Первый этап - подготовительный. На данном этапе педагогом – психологом проводится развивающее занятие на тему: «Что такое доброта?», на котором обозначается проблема – «В городе много людей, которые нуждаются в проявлении доброты, добросердечия, милосердия. Как можно им помочь?». Дети, совместно с педагогом обсуждают пословицу: «Добро не лихо, ходит тихо». Итогом занятие стало рисование на тему: «Фея доброты» - педагог – психолог просит детей представить, что к ним в гости тихими шагами вошла невидимая фея доброты. Что она рассказывает? Как можно ее изобразить?
На подготовительном этапе определяются цели и задачи проекта, прогнозируются результаты «Как можно показать добрые дела?», подбираются материалы и оборудование для реализации проекта.
На основном (практическом) этапе осуществляется непосредственная реализация деятельности по направлению проекта, включающая деятельность педагога и детей.
На первой неделе педагог предлагает детям творческое задание «Спасибо природе». Он организует детей в ресурсном кругу и проводит эмоциональную разминку, а так же записывает высказывания детей. Педагог предлагает детям разделиться на группы с помощью цветовых фишек (желтая, голубая, зеленая, красная). Дает каждой группе картинку с соответствующим цвету изображением - солнце, ручеек, цветок, трава и предлагает сказать, за что их можно поблагодарить. Завершает первую неделю работы игра «Птица благодарности»: педагог просит детей представить, что на землю прилетела птица благодарности. Она залетала в окна к тем, кто забыл поблагодарить за что – либо своих родителей, друзей или знакомых и напоминала им об этом. Затем дети должны представить, что птица благодарности залетела к ним в окно; вспомнить всех, кого они забыли поблагодарить, и мысленно сказать им спасибо.
Вторая неделя проекта начинается с игры «Солнышко милосердия». Педагог показывает солнышко милосердия и просит рассказать о каких-либо милосердных поступках, которые дети совершают по отношению друг к другу. Награждает каждого солнышком милосердия. «Солнышко милосердия подходит к кому – либо в круге, дотрагивается до него «своим лучиком» и дарит ему какой – либо солнечный подарок (солнечного зайчика, солнечный лучик, теплый день и т.д.). Каждый должен рассказать, как подарок солнышка поможет ему в трудную минуту». Интересным моментом проекта является оформление выставки рисунков «День милосердия». Детям было предложено представить, что по всей земле люди стали праздновать день милосердия, и рассказать, какие милосердные поступки они совершат в этот день и нарисовать их. По рисункам друг друга дети рассказывают, кому и как помогли милосердные поступки их друзей.
На третьей неделе педагог знакомит детей с пословицей «Жизнь дана на добрые дела» и проводит игру «Палочка – выручалочка». Дети делятся на подгруппы. Каждой группе дается красивая палочка – выручалочка. Дети одной группы должны вспомнить или придумать какую-то ситуацию, когда им нужна была нужна помощь. После этого дети говорят ведущему: «палочка – выручалочка, выручи нас». Ведущий подходит к ним, и они рассказывают ему о своей проблеме. Затем ведущий дотрагивается до них палочкой и просит помочь в беде.
Рисунок «Сад добрых дел» Предлагает детям макет дерева – яблони. Вместо яблок дети изображают доброе дело, сделанное ими. На другое дерево дети прикрепляют рисунки с добрыми делами, которые они хотели бы совершить.
На четвертой неделе дети, совместно с родителями выполняют творческое задание «Ромашка помощи», а в группе проводится их обсуждение. Из всех ромашек делается букет или венок (по желанию детей) помощи.
Игра «Отзывчивый колобок» учит детей рассматривать решение проблемы с разных ситуаций.У ведущего – маленький колобок. Он - отзывчивый колобок. Каждый придумывает и рассказывает колобку какую – либо трудную ситуацию, в которую попал. Колобок должен помочь детям найти сказочный выход из той или иной ситуации. После того, как колобок поможет кому – либо из детей, этот человек меняется с ним местами и игра продолжается.
Результатом на этом этапе – выставка рисунков «Дерево добрых дел» и другое по предложению детей.
На заключительном этапе проводится обобщение результатов проекта, анализ деятельности анализ деятельности всех участников проекта и его презентация.
В данном случае результатом становится социальная акция «Счастливое детство»
Прочитайте детям пословицу: «Счастлив тот, кто в радости живет». Каждая группу придумать какое – либо одно правило счастья, чтобы всем детям в группе жилось радостно. Все правила счастья записываются педагогом, украшаются рисунками и вывешиваются на стенд.
Прогноз возможных рисков и эффектов инновационного проекта
Таблица 4
Возможные риски | Эффекты |
Тема данного проекта будет для ребенка неинтересна, вследствие низкого уровня познавательной инициативы, интеллектуальной пассивности | Ребенок будет адекватно и грамотно оценивать свои поступки и поступки сверстников; сможет выражать свои мысли и желания, будет проявлять инициативу в общении, сумеет задавать вопросы, делать умозаключения |
Определенное количество воспитанников не сможет адекватно участвовать в упражнениях, проводить их самостоятельно, так как у них низкий уровень коммуникативного развития. | Ребёнок будет активен, будет успешно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми; у него сформируется положительное отношение к самому себе, окружающим, различным видам деятельности |
Предъявляемые этюды и упражнения будут отличатся примитивность вследствие низкого уровня творческого воображения дошкольников | Ребенок будет обладать развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности |
Низкий уровень участия родителей в реализации данного проекта | У родителей (законных представителей) повысится психолого-педагогическая грамотность и компетентности в области взаимодействия с ребенком в процессе выполнения творческих заданий |
Работа по данному проекту требует временных затрат и некоторой индивидуальной работы | У педагогов повысится компетентность в области формирования у старших дошкольников знаний о нравственных качествах личности |
Развивающее оценивание (мониторинг) уровня духовно – нравственного развития дошкольника
Диагностический инструментарий представлен авторскими методиками:
- Индивидуальная беседа (автор Е.З.Басина)
Цель: исследование когнитивного компонента (осознанности и критичности) самооценки.
Процедура проведения.
Детям предлагается ответить на вопросы:
- Представь себе человека, который тебе так нравится, что ты бы хотел быть таким, как он. Какой он? Каким бы ты хотел быть?
- Представь себе человека, который тебе не так нравится, и ты бы не хотел быть таким, как он. Какой он? Каким бы ты не хотел быть?
- Какой ты сам?
Анализ ответов на 1-й и 2-й вопросы позволяют выделить три уровня осознанности и критичности суждений о себе:
Первый уровень – дети называют свои положительные и отрицательные черты характера.
Второй уровень – дети апеллируют к конкретным людям (родителям, близким родственникам, ровесникам, сказочным персонажам), которые обладают положительными и отрицательными качествами;
Третий уровень – дети затрудняются дать ответы на предложенные вопросы.
- Методика «Закончи историю» (Г.А. Урунтаева, Ю.А, Афонькина)
Цель. Изучение понимания детьми старшего дошкольного возраста нравственных норм (щедрость – жадность, трудолюбие – лень, внимание к людям – равнодушие и т.д.); определять умение детей соотносить эти нормы с реальными жизненными ситуациями, разрешать проблемные ситуации на основе нравственных норм и давать им элементарную нравственную оценку.
Проведение. Исследование проводится индивидуально. Ребенку говорят следующее: «Я буду рассказывать истории, а ты их закончи».
1. У девочки из корзинки па дорогу высыпались игрушки. Рядом стоял мальчик. Он подошел к девочке и сказал... Что он сказал? Почему он так сказал? Как он поступил? Почему ты так думаешь?
2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя начала играть. К ней подошла младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Катя ответила...
3. Дети строили город. Оля не хотела принимать участия в игре, она стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница: «Пора ужинать. Кубики надо сложить в коробку. Попросите Олю помочь вам». Оля ответила...
4. Петя и Вова играли вместе и сломали красивую дорогую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?». Петя ответил...
Обработка результатов.
1 балл - ребенок не может оценить поступки детей.
2 балла - ребенок может оценить поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует.
3 балла - ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.
4 балла - ребенок называет норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.
Оценка эффективности развития ребенка по данному направлению программы проводится два раза (в начале реализации проекта, контрольная). Критерием эффективности будет служить положительная динамика.
Качественные показатели, характеризующие эмоциональную сферу и поведение ребенка при обследовании:
- Особенности контакта ребенка;
- Эмоциональная реакция на ситуацию обследования;
- Реакция на одобрение;
- Реакция на неудачи;
- Эмоциональное состояние во время выполнения заданий;
- Эмоциональная подвижность;
- Реакция на результат.
Качественные показатели, характеризующие деятельность ребенка:
- Наличие и стойкость интереса к заданию;
- Понимание инструкции;
- Самостоятельность выполнения задания;
- Характер деятельности (целенаправленность и активность);
- Темп и динамика деятельности, особенности регуляции деятельности;
- Работоспособность;
- Организация помощи.
Качественная, всесторонняя и системная педагогическая диагностика позволяет выявить особенности понимания детьми характеристик нравственных качеств личности человека, установить имеющиеся трудности восприятия, потенциальные возможности ребенка и дает возможность прогнозировать его развитие.
Условия организации и реализации проекта
Для эффективной реализации проекта необходимы:
- Квалифицированные специалисты: воспитатель, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физо, учитель – дефектолог.
- Методическая и художественная литература по духовно – нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста, разработки, диагностические методики и пособия к ним.
- Технические средства (музыкальный центр, компьютер, принтер, ксерокс, мультимедиа проектор, экран).
- Просторное помещение.
- Игрушки и игровое оборудование для дидактических игр, драматизаций, инсценировок.
- Изобразительные средства.
- Музейное пространство.
Методическое обеспечение проекта включает перспективные и календарные планы, планы взаимоработы с воспитателями, рекомендации для родителей в виде картотеки игр для всех возрастных групп.
Программное обеспечение
1 Адаптированная образовательная программа дошкольного образования МАДОУ ДС № 4 «Сказка»
2. Программа духовно-нравственного «Социокультурные истоки» И.А.Кузьмин, А.В.Камкин
3. «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
В процессе реализации проекта практически оправдано системное использование инновационных педагогических технологий, которые позволяют повысить эффективность применения методов, приемов работы по духовно – нравственному воспитанию старших дошкольников (таблица 2).
Таблица 5
Технология | Содержание технологии |
Игровая технология | Игровая форма педагогических мероприятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности. Целью игровых технологий является решение ряда задач: 1.Дидактических (формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.); 2.Развивающих (формирование умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.); 3.Воспитывающих (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма). 4.Социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды и др.). |
Технология проблемного обучения (И. Я. Лернер, Т. В. Кудрявцев, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов) | Суть проблемного обучения в детском саду заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания. |
Технология развивающего обучения | Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития ребенка. Зона ближайшего развития — большая или меньшая возможность перейти от того, что ребенок умеет делать самостоятельно, к тому, что он может, умеет делать в сотрудничестве. |
Инновационная технология О.А. Бизиковой «Развитие диалогической речи дошкольников в игре» | Дошкольнику, что бы стать образованным, легко адаптирующимся в социуме, коммуникабельным, необходимо овладеть коммуникативной компетенцией и важнейшей ее составляющей – диалогическими умениями. Диалог является основной формой общения дошкольников. Диалогические умения детей - важная предпосылка их благополучия в социальном и интеллектуальном развитии. К старшему дошкольному возрасту ребёнок уже должен овладеть коммуникативными навыками. Эту группу навыков составляют общеизвестные умения: 1. сотрудничать; 2. слушать и слышать; 3. воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию; 4. говорить самому. Коммуникативное развитие детей происходит успешно при условии удовлетворении всех их потребностей в положительных эмоциональных контактах с окружающими, в любви, поддержке, активном познании и информационном обмене, самостоятельной деятельности (по интересам), в общении, сотрудничестве с взрослыми и сверстниками, самоутверждении, самореализации и признании своих достижений со стороны окружающих. |
«Социо -игровая педагогика» Е.Е. Шулешко, А. П. Ершова, В. М. Букатов. | Образовательная деятельность детей организуется как игра-жизнь между микрогруппами детей (малыми социумами – отсюда и термин «социо -игровая») Данную технологию используется в организации образовательной деятельности . Это дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением ее в коллективную. |
Технология сказкотерапии | Объединение различных педагогических и психотерапевтических приемов в единый сказочный контекст составляет новизну и актуальность метода комплексной сказкотерапии. Одна из особенностей метода состоит в создании сказочной среды, в которой могут проявляться и пониматься самими детьми особенности их личности. Сказка соответствует детской системе мироощущения и создает благоприятные условия для углубления знаний о своем внешнем и внутреннем «Я», способах взаимоотношений между людьми, возможностях самореализации. Ребенок естественным путем учится действовать осознанно, видеть причинно-следственные связи, исследует собственные способности и качества, осознанно и неосознанно проявляет творческие способности Трудно отрицать роль сказок и художественных произведений в воспитании правильной устной речи. |
Технология проектной деятельности | Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Суть "метода проектов” в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий, проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность. "Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить” – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями. |
Технология О.А. Капитовской, М.Г. Плохотнюк. | Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития диалогической речи (как средства вербального общения) и в то же время развитие диалогической речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций. Полноценное развитие диалогической речи у детей возможно только при создании самых благоприятных условий для совместной деятельности ребенка и взрослого. |
Литература
1. Козлова, С.А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру. - М., 2000.
2. Лопатина А.А «Начала мудрости. 50 уроков о добрых чувствах для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста» - М: Амрита – Русь, 2005г.
3. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.
4. Развитие социальной уверенности у дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002.
5. Рылеева, Е.В. Вместе веселее! Дидактические игры для развития навыков сотрудничества у детей 4-6 лет. - М.: Айрис-ПРЕСС, 2000.
10. Степанова, Г.Б. Эмоциональное состояние ребенка-дошкольника и их педагогическая оценка в условиях детского сада. // Дошкольное воспитание. - 1998. - №5.
11. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических заведений / Г.А. Урунтаева. – М.: Издательский центр Академия, 1996. – 336 с.
12. Федерально - государственные требования к системе воспитательно - образовательной работы в дошкольном учреждении
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
формирование духовно-нравственных качеств у старших дошкольников на материале музыкальных сказок
Статья направлена на воспитание в человеке только положительного, приобщение детей к прекрасному, светлому и радостному в жизни через музыкальные сказки....
Из опыта работы "Формирование духовно-нравственных чувств у старших дошкольников на традициях отечественной культуры в процессе кружковой работы"
Большую работу по воспитанию у детей духовно-нравственных чувств важно начинать с самых ранних лет. Возрождение духовности, обращение к национальным и культурно - историческим традициям, я...
Формирование духовно-нравственных ценностей у старших дошкольников посредством краеведения ( из опыта работы)
Цель моей работы: повышение уровня сформированности духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста через краеведение....
опыт работы "Лэпбук как инновационное средство в процессе формирования духовно-нравственных ценностей у старших дошкольников"
Управление образования муниципального образованияГородской округ «Долинский» Сахалинской области РФМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Со...
Опыт работы воспитателя на тему "Формирование духовно-нравственных ценностей у старших дошкольников на основе программы «Добрый мир» Л.Л. Шевченко"
Формирование духовно-нравственных ценностей у старших дошкольников на основе программы «Добрый мир» Л.Л. Шевченко...
«Формирование духовно-нравственных ценностей у старших дошкольников средствами краеведческой деятельности»
Актуальность рассматриваемой темы мы связываем в первую очередь с тем, что в настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов детских садов и школ...