Из опыта работы "Формирование духовно-нравственных чувств у старших дошкольников на традициях отечественной культуры в процессе кружковой работы"
статья на тему
Большую работу по воспитанию у детей духовно-нравственных чувств важно начинать с самых ранних лет. Возрождение духовности, обращение к национальным и культурно - историческим традициям, является одной из важнейших задач современного общества. Формирование духовных ценностей помогает расширять детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_duhovno-nravstvennyh_chuvstv_u_.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Одними из приоритетных направлений в работе детского сада явля-ются познавательное и духовно-нравственное развитие детей. В рамках дан-ного направления мною была выбрана тема опыта «Формирование духовно-нравственных чувств у старших дошкольников на традициях отечественной культуры в процессе кружковой работы».
Русское православие традиционно видит смысл образования в духовном просвещении и воспитании человека. Сила православия заключается в приоритете духовных ценностей над материальными благами, в неискаженном духовном мироощущении и назначении человека. Духовность понимается, как ценностное измерение высших начал: добра, любви, истины, правды, красоты, жизни, человечности, сочувствия, как приоритет таких ценностей как Родина, семья, долг, подвиг. Они должны стать нормами нашей жизни, и жизни детей.
Было выявлено, что дети имеют недостаточные знания о Родине, ее истории, православных традициях, святых людях. В результате мониторин-га: высокий уровень составил - 10%; средний уровень - 40%; низкий уровень - 50% .
Полученные данные позволяют констатировать тот факт, что традици-онное обучение не обеспечивает достаточного уровня сформированности у детей знаний о Родине, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях. Следовательно, нужны такие техноло-гии, которые активизируют данный процесс, как среди воспитанников, так и среди родителей.
Как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения православных духовных ценностей необходимо всегда. В связи с этим значи-тельно возросла роль образовательных учреждений, в рамках которых про-исходит духовно – нравственное становление детей, подготовка их к само-стоятельной жизни. Духовно – нравственное чувство не возникает само по себе. Это воспитание требует, чтобы уже в раннем возрасте, еще прежде, чем дети станут хорошо сознавать себя, внушать им стремление ко всему доброму, истинному, прекрасному и благородному. Известны педагогические принципы – любовь и доброжелательные отношения начинаются с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, окружающим людям. Большую работу по воспитанию духовно – нравственных чувств у детей необходимо вести в дошкольных образовательных учреждениях.
Большую работу по воспитанию у детей духовно-нравственных чувств важно начинать с самых ранних лет. Возрождение духовности, обращение к национальным и культурно - историческим традициям, является одной из важнейших задач современного общества. Формирование духовных ценностей помогает расширять детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи. Тема эта весьма актуальна по ряду причин. Во-первых, помогает получить ребенку знания о традициях в семье. Во-вторых, привлекает внимание к истокам отечественной культуры, как средства духовно – нравственного и эстетического развития личности. В-третьих, расширяет базу знаний о православных обычаях, календарных праздниках и традициях русского народа. Именно воспитание духовно - нравственных чувств на традициях Отечественной культуры помогает в приобретении нравственного поведения, наполненного содержанием общечеловеческих ценностей и его освоения в семье, детском саду, в окружающем мире.
Актуальность опыта состоит еще и в том, чтобы донести до сознания коллег, родителей, детей важность данной проблемы, активизировать взаи-модействие между семьей и детским садом.
Это породило ряд противоречий, которые должен решить данный опыт: между необходимостью формирования у детей духовно-нравственных чувств и недостаточной проработкой этого процесса в условиях традиционного обучения в детском саду; между необходимостью формирования у дошкольников определенной системы знаний о православных традициях и недостаточной осведомленностью родителей об истории традиций отечественной культуры.
Отсюда вытекает проблема исследования – каким образом знакомить детей старшего дошкольного возраста с народными традициями, чтобы спо-собствовать воспитанию духовно – нравственных чувств. Именно знание на-родных традиций дает ребенку возможность экспериментировать, системати-зировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуни-кативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к школьному обучению.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в совершенствовании работы с детьми по формированию духовно – нравственных чувств на тради-циях отечественной культуры в процессе кружковой работы.
Работа над опытом велась в течение 3-х лет. Проводилась она поэтапно.
I этап. Констатирующий. (сентябрь 2011 – октябрь 2011 год)
- подбор и изучение методической и справочной литературы для кружковой работы;
- создание развивающей предметно-пространственной среды для кружковой работы;
- оформление наглядно – демонстрационных, дидактических материалов;
- разработка конспектов занятий, развлечений, игр, экскурсий.
II этап. Формирующий. (ноябрь 2011 – апрель 2014 год)
- апробация новых форм и методов воспитательно-образовательной работы с детьми в процессе кружковой работы;
- вовлечение родителей в педагогический процесс по данной теме.
III этап. Заключительный. (май 2014 год)
- установление динамики усвоения материала полученных на занятиях по духовно – нравственному воспитанию детей;
- диагностическое обследование детей;
- подведение итогов работы кружка и определение ее эффективности.
Представленный опыт раскрывает поэтапную систему (блоки) кружковой работы с детьми на основе которой изучались традиции отечественной культуры через: экскурсии, беседы, чтение художественной литературы, организованную образовательную деятельность, игровую деятельность, развлечения, проекты; взаимодействие с другими педагогами и родителями (консультации, методические рекомендации, практические занятия, совместные праздники и развлечения, проектная деятельность).
Новизну опыта составляет система комбинирования элементов извест-ных методик и инновационных технологий, нацеленных на достижение ре-зультатов в процессе кружковой работы по формированию духовно-нравственных чувств у старших дошкольников на традициях отечественной культуры.
Следующим элементом новизны данного опыта является усовершенст-вование условий воспитательно – образовательной работы кружка, его мето-дического обеспечения.
Цель опыта: формирование духовно-нравственных чувств у старших дошкольников на традициях отечественной культуры в процессе кружковой работы.
Задачи:
1. Вызывать интерес и внимание к занятиям по в процессе кружковой рабо-ты.
2. Способствовать обогащению знаний о традициях отечественной культуры.
3. Формировать чувство любви и добра к людям и окружающему миру.
4. Расширять представления детей о жизни святых людей, о праздниках, о традициях русского народа.
5. Прививать любовь к духовной литературе, русским былинам, сказкам, учить ценить красоту жизни.
6. Закреплять умение использовать знания в окружающей жизни.
Для решения поставленных задач была продумана система работы:
1. Разработана программа кружка «Зернышки».
2. Составлен тематический план, который помог правильно дозировать познавательный материал.
3. Организована работа с родителями, педагогами, священнослужителем. 4. Разработана диагностика знаний детей.
5. Собран наглядный материал.
6. Создана материально – техническая база.
7. Оформлена мини – библиотека.
Началом работы над темой опыта стала разработка программы кружко-вой работы по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников. Была определена направленность программы: приобщение дошкольников к богатствам национальной культуры и традициям с учетом историко-культурологического подхода в образовании.
Для более полной реализации поставленных задач кружка была разра-ботана карта диагностического обследования знаний детей о традициях оте-чественной культуры (основываясь на программу «Духовно - нравственное воспитание дошкольников на традициях отечественной культуры» под ре-дакцией А.В. Пересыпкиной).
Затем был составлен тематический план, который помогал правильно дозировать познавательный материал. Темы в плане разбиты по блокам, которые повторяются, но усложняются задачи с учетом возрастных особенностей детей.
Расширение представлений детей о семье и людях, которые их окружа-ют, воспитание любви к родителям и дружеских отношений к сверстникам, знакомство с православными традициями русского народа – задачи темати-ческого блока «Я и моя семья».
В рамках данного направления были проведены занятия: «Дружная се-мейка», «Дерево добрых дел», тематическая беседа «Генеалогическое древо» и др. Для поиска новых форм взаимодействия детского сада с семьей, повы-шения педагогической культуры родителей было проведено открытое меро-приятие для старшей группы «Семейный очаг», в ходе которого воспитыва-лось у детей чувство любви, уважения к родителям, гордость за свою семью.
Очень важным условием духовно-нравственного воспитания, воспитания любви к родному краю является тесная взаимосвязь с родителями. Данные задачи реализовались в блоке «Родной край». Для лучшего представления о профессиях горожан воспитанники посетили близлежащую аптеку, магазины, библиотеку, автостанцию, автомойку.
В подготовительной группе полученные знания расширяются: дети зна-комились с историей города, его достопримечательностями и традициями.
Знакомство со святынями своего города осуществлялось во время реализации мероприятий следующего блока – «Православные храмы».
Во время экскурсии в «Спасо-Преображенский Собор» с детьми была проведена беседа «Православные Храмы России». Во время беседы они узнали о том, зачем нужны храмы, в честь каких святых они названы.
Блок «Да святится свет Ваш» был направлен на ознакомление детей с традицией празднования дня Ангела. Педагог старался донести до детей по-нимание, что у каждого христианина есть небесный покровитель. Дети зна-комились с примером доброй жизни святого, имя которого они носят. С большим интересом слушали рассказы Б. Ганаго. Эти произведения побуж-дают детей к проявлению положительного отношения к людям, анализу сво-их поступков.
В процессе кружковой работы с детьми проводились беседы о христи-анских праздниках зимы, о традициях их празднования, об истории появле-ния праздников и святочных игр. Игры, также как и занятия, способствуют решению задач духовно – нравственного воспитания, стоящих в блоке «У нас праздник». Игры «Наблюдательность», «Что для чего годиться?» - развивают воображение, наблюдательность, уточняют знания об окружающем мире, а игры «Семь сыновей», «В ежовых рукавицах», «Веселые комарики» - развивают ловкость, быстроту, находчивость.
На занятиях, проводимых в процессе реализации следующего блока «Чем ты сильнее, тем будь добрей» я подводила детей к пониманию того, что добрые дела – это, прежде всего, душевные, сердечные слова и мысли. Для размышления детям были прочитаны произведения В. Сутеева «Под грибом», А. Потапова «Хорошие слова», В. Катаева «Цветик – семицветик» и др. Были проведены занятия: «В мире доброты» «Милосердие и жестокость», целью которых было углубить представление детей о добре как ценном, неотъемлемом качестве человека.
Чтобы побудить детей к продуктивной деятельности на занятиях круж-ка, воспитанников знакомили с жизнью бабушек и дедушек, их бытом, ору-диями труда. Решая задачи тематического блока «Чудесная мастерская» в группе был подобран специальный материал, связанный с жителями Белго-родской области. Неоднократно в детском саду организовывались выставки поделок с привлечением родителей на тему: «Я с мамой», «Я и папа», «Наша дружная семья», «Подарки малышам», «Мастерская Деда Мороза», «Пасхальная ярмарка», «Семейный очаг» и др. Такие мероприятия сплачивают семью, делают детей трудолюбивыми, добрыми, щедрыми, заботливыми. У них возникает желание помогать людям, приносить им радость.
В процессе кружковой работы происходило знакомство детей не только с православными праздниками. В ходе знакомства с календарными праздниками, такими как «День Матери», «Новый год», «23 Февраля», «8 Марта», «День Победы», с детьми были выучены стихи, песни, изготовлены открытки, проведены беседы, оформлены тематические выставки, фтовыставки.
Цель блока «Заветы отцов» - привить чувство благодарности к своим корням, предкам, защищавшим страну. Знакомство с подвигами св. князя Александра Невского и св. благоверного Дмитрия Донского происходило в ходе рассматривания репродукций П. Корина «Александр Невский», М. Авилова «Поединок на Куликовом поле». Дать элементарные представления о защитниках нашей страны, сформировать чувство гордости за свою землю, воспитать чувство глубокой благодарности к защитникам нашей Родины в годы Великой Отечественной войны помогли произведения А. Митяева «Дедушкин орден», слушание музыки В. Карасевой «Молодой солдат», знакомство с репродукцией А. Дейнеки «Будущие летчики». Вместе с родителями была организованна экскурсия к памятнику героям Великой Отечественной войны «Неизвестный солдат».
Для работы с родителями подобран богатый консультативный материал: «Воспитание у детей нравственных чувств через любовь к родному краю», «Ребенок в «эмансипированной» семье», «Воспитание у детей любви к народным традициям», «Свет в окне», «Творческое начало» и др.
С большим интересом родители просмотрели на родительском собрании видеоролики «Воспитание детей нужно начинать с самого раннего детства», «Семья и семейные ценности в современном обществе», после чего высказали свое мнение и вносили предложения по продолжению работы в данном направлении.
В процессе реализации педагогического опыта проводилась работа с педагогическим коллективом. Для воспитателей были даны консультации «Воспитание любви к родному городу», «Использование духовно-нравственных традиций в современном образовательном процессе».
В результате проведенной работы, дети стали более любознательны, наблюдательны, обогатилась их речь. Беседы, экскурсии, занятия в процессе кружковой работы расширили и углубили знания дошкольников о право-славных традициях России, о родном городе, о семье и о семейных традици-ях. У детей появилось стремление ко всему доброму, истинному, прекрасно-му, благородному. Дети стали более доброжелательными, отзывчивыми, дружелюбными. Об этом можно судить по результатам проведенной диагно-стики.
В сентябре 2011 года уровень усвоения материла по духовно-нравственному воспитанию составил: высокий уровень - 15%; средний уровень - 50%; низкий уровень - 35% от общего усвоения знаний. На май 2014 года были выявлены следующие результаты: высокий уровень - 40%, средний уровень - 45%, низкий уровень - 15%. Следовательно, данный опыт по формированию духовно-нравственных чувств у старших дошкольников на традициях отечественной культуры расширил знания о православных и календарных праздниках, о истории родного края и отечественной культурой в основе которой лежат ценности русского народа.
Положительный результат в работе побудил меня к дальнейшей новаторской, творческой деятельности по духовно нравственному направлению. В перспективе стоит задача по разработке программы сотрудничества с семьей «Воспитание у родителей чувств отцовства и материнства».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
формирование духовно-нравственных качеств у старших дошкольников на материале музыкальных сказок
Статья направлена на воспитание в человеке только положительного, приобщение детей к прекрасному, светлому и радостному в жизни через музыкальные сказки....
Конспект родительского собрания в подготовительной группе на тему: "Формирование духовно-нравственных качеств личности старшего дошкольника средствами патриотического воспитания"
Конспектродительского собранияв подготовительной группена тему:"Формирование духовно-нравственных качеств личности старшего дошкольника средствами патриотического воспитания"...
Формирование духовно – нравственных ценностей у старших дошкольников в рамках реализации педагогического проекта «Сад добрых дел»
Дошкольный возраст – это тот благоприятный период, когда у ребенка возникают первые осознанные нравственные качества. В процессе общения со сверстниками, взрослыми ребенок учится понимать, за чт...
Формирование духовно-нравственных ценностей у старших дошкольников посредством краеведения ( из опыта работы)
Цель моей работы: повышение уровня сформированности духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста через краеведение....
опыт работы "Лэпбук как инновационное средство в процессе формирования духовно-нравственных ценностей у старших дошкольников"
Управление образования муниципального образованияГородской округ «Долинский» Сахалинской области РФМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Со...
Опыт работы воспитателя на тему "Формирование духовно-нравственных ценностей у старших дошкольников на основе программы «Добрый мир» Л.Л. Шевченко"
Формирование духовно-нравственных ценностей у старших дошкольников на основе программы «Добрый мир» Л.Л. Шевченко...
Презентация опыта работы "Формирование духовно-нравственных ценностей- приоритетная задача в сфере воспитания дошкольника".
Презентация опыта работы "Формирование духовно-нравственных ценностей- приоритетная задача в сфере воспитания дошкольника"....