Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего дошкольного возраста после операции кохлеарной имплантации
статья по коррекционной педагогике (младшая группа)
Кохлеарная имплантация - это современная технология, которая даёт возможность детям с тяжёлыми нарушениями слуха воспринимать окружающие звуки и речь. Но воспользоваться этими новыми возможностями ребёнок сам не может. Ему требуется длительная коррекционно-педагогический помощь.
В статье представлены игровые приемы для развития у ребенка с КИ эмоционального взаимодействия с окружающими, формирование слухового восприятия, формирование понимания речи.
Данная статья адресована учителям-дефектологам, учителям-логопедам, воспитателям, работающим с детьми раннего дошкольного возраста после кохлеарной имплантации, а также будет полезна родителям.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего дошкольного возраста
после операции кохлеарной имплантации
Ожгибесова Е.И.,
учитель-дефектолог высшей квалификационной категории,
КОУ «Нижневартовская школа для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья №1»
Аннотация:
Кохлеарная имплантация - это современная технология, которая даёт возможность детям с тяжёлыми нарушениями слуха воспринимать окружающие звуки и речь. Но воспользоваться этими новыми возможностями ребёнок сам не может. Ему требуется длительная коррекционно-педагогический помощь.
В статье представлены игровые приемы для развития у ребенка с КИ эмоционального взаимодействия с окружающими, формирование слухового восприятия, формирование понимания речи.
Данная статья адресована учителям-дефектологам, учителям-логопедам, воспитателям, работающим с детьми раннего дошкольного возраста после кохлеарной имплантации, а также будет полезна родителям.
Ключевые слова: кохлеарная имплантация, КИ, ребенок раннего дошкольного возраста, эмоциональное взаимодействие, слуховое восприятие, понимание речи.
Кохлеарная имплантация – это та технология, которая принципиально изменила представления о возможностях реабилитации детей с тяжелыми нарушениями слуха. Она дает возможность ребенку воспринимать окружающие звуки и речь практически так же, как воспринимает их ребенок с нормальным слухом. Но эффективность имплантации определяется многими факторами:
- возраст, в котором наступила тотальная потеря слуха;
- своевременный подбор индивидуальных слуховых аппаратов, их правильных настроек (наличие слухового опыта до КИ);
- индивидуальные особенности ребенка (способность к обучению, интеллектуальные возможности);
- желание близких научиться правильно взаимодействовать, общаться и организовывать занятия со своим ребенком.
Для того чтобы малыш после операции КИ смог воспользоваться новыми слуховыми возможностями, смог перейти на путь естественного развития коммуникации и речи, был подготовлен к обучению в общеобразовательной среде, необходима длительная реабилитация, в которой определяющую роль играет коррекционно-педагогический аспект.
Поэтому основными задачами коррекционно-педагогической помощи детям раннего возраста с КИ являются: развитие эмоционального взаимодействия с окружающими (родителями, педагогами); формирование слухового восприятия; формирование понимания речи; спонтанное освоение речи в естественной коммуникации.
Одновременно маленький ребенок нуждается и в формировании других навыков, которые у неслышащих обычно развиваются с нарушением: развитие мышления, памяти, внимания, общих преставлений об окружающем мире; развитие двигательной активности и координации движений крупной и мелкой моторики.
У всех детей все эти навыки развиваются параллельно. Поэтому с самого начала работа проводится во всех направлениях с привлечением всех участников педпроцесса: родителей, психолога, воспитателей, музыкального работника, дефектолога.
Учитель-дефектолог проводит занятия с ребенком по формированию элементарных математических представлений, по развитию речи, по развитию слухового восприятия и обучению произношению и консультирует родителей и воспитателей по вопросам развития слуховых и речевых навыков течение дня, обсуждает достигнутые результаты.
Развитие эмоционального взаимодействия ребенка
с окружающими
С первых коррекционных занятий сурдопедагог устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, вовлекает его в эмоциональное взаимодействие, в ходе которого осуществляет эмоциональный диалог. С этой целью я использую разнообразные эмоциональные игры: со звучащими и заводными игрушками, с водой (вычерпывание игрушек), с платочками в прятки, с мыльными пузырями, воздушными шариками, тактильно–ориентированные игры (Коза рогатая); потешки, песенки и др. Все игровые действия обязательно эмоционально комментирую (Что это? Ах, пузыри! Много. Пузыри летят. Дуй! Ой, лопнул), для пояснения ситуации использую естественные жесты, позы, «живую» мимику. В результате такого взаимодействия у ребенка возникают улыбка, смех, интерес к взрослому, голосовые реакции.
На начальном этапе реабилитации в ходе консультаций, бесед обучаю родителей эмоциональному взаимодействию с ребенком в игре, в режимных моментах, знакомлю со способами побуждения ребенка к невербальному и вербальному общению.
Формирование слухового восприятия
После подключения речевого процессора ребенку важно научить реагировать на окружающие разнообразные звуки.
Малыша начинаю обучать активно экспериментировать со звуками. Для этого предлагаю ребенку действовать с различными предметами, с помощью которых можно воспроизвести звучание. Например, сжимать пищащие игрушки, трясти погремушку, дуть в свисток, шуршать пакетом и др. Я показываю источник звука, называю его, имитирую его голосом и движениями, побуждаю ребёнка извлечь звук. Для подкрепления желания ребенка изучать окружающие предметы хвалю, поощряю малыша.
После появления у ребенка первых адекватных поведенческих реакций на звуки родителям рекомендуется специально создавать дома для малыша развивающую звучащую предметную среду. То есть насытить ее таким образом, чтобы любой предмет, который попадает в руки ребенка, «начинал звучать».
Также родители имеют огромные возможности в привлечении внимания ребенка к окружающим бытовым шумам (в ванной комнате – вода льется, машинка стирает и др, на кухне – звук работающего чайника, звон ложки в чашке, крышки о кастрюлю и др), звукам улицы (звук мотора машины, самолета, сигнал машины, голоса животных, людей, пение птиц, шуршание листьев под ногами, скрип снега, звук шагов, грома, дождя, звон колокола и др) и т.п., вызывают у него интерес к слушанию, побуждают пользоваться голосом. Поэтому сурдопедагог консультирует и обучает родителей специфическим методам и приемам. В нашей школе на протяжении многих лет функционирует «Университет для родителей». На заседаниях которого родителей на практике учат играть, взаимодействовать с детьми, знакомят с вопросами воспитания и обучения неслышащих обучающихся.
Особое внимание на этом этапе важно уделять обучению условной двигательной реакции неречевых и речевых звуков. Это умение поможет сурдологу и сурдопедагогу уточнять параметры настройки речевого процессора, определить расстояние, на котором ребенок слышит звуки различной громкости и частоты. Источниками звуков могут быть музыкальные игрушки и инструменты, бытовые предметы и голос. Слогосочетания и слова могут произноситься как голосом разговорной громкости, так и шёпотом. Важно, чтобы ребенок умел реагировать не только на многократно повторяющиеся (папапа, пупупу, сисиси), но и на однократные (у, ш, с, х, м, р, в и т.п.) звучания. Правильно сформированная условная двигательная реакция на звук характеризуется следующим: ребенок, не видя лицо говорящего, ждет сигнал, незамедлительно реагирует на его начало.
В дополнение к условно-двигательной реакции мы учим малышей следующим умениям: определять наличие и отсутствие звука (есть-нет), например, танцевать, когда звучит музыка и сесть на коврик, если музыки нет; определять количество звучаний (один-много), например, дунуть на 1 перышко, если слышит один удар барабана, и на много перышек, если слышит много ударов барабана; определять характеристики звуков: интенсивность (громкий-тихий), например, под тихий звук прыгает маленький зайка, под громкий - большой, длительность (длинный-короткий), например, если слышишь долгий звук дудки, то идешь по длинной дороге, а если короткий, то по короткой, непрерывность (слитный-прерывистый), высота (высокий-низкий), например, взрослый показывает ребенку два мишки: папа медведь и медвежонок. Папа медведь говорит низким голосом: «ООООО», медвежонок говорит высоким голосом: «ооо». При этом взрослый говорит высоким и низким голосом за медведей, а ребенок должен показать, кто говорил, папа медведь или медвежонок; действовать по сигналу (реагировать на его начало и продолжительность – выполнять игровое действие, пока он звучит), направление источника звучания, например, ребенку предлагается с помощью беспроводной кнопки звонка найти сам звонок; различать музыкальные игрушки. Сначала различение происходит на слухо-зрительной основе, затем только на слух при выборе из 2-3 игрушек.
Также для формирования у детей выше перечисленных навыков я использую серию пособий «Я слышу мир» Санкт-Петербургского НИИ уха, горла, носа и речи. Здесь все игры объединены единым сюжетом - участием героев мультфильма «Смешарики». Это добавляет эмоциональность и сюрпризность в процесс обучения.
Развитие эмоционального взаимодействия взрослого и ребенка с КИ, появление у него устойчивого интереса к звукам окружающего мира способствуют его слухоречевому развитию, овладению им пониманием речи.
Формирование понимания речи
Понимание речи складывается сначала в конкретных ситуациях. В игровой форме ребенку предлагаю различные задания, поручения, которые будут способствовать развитию понимания звукоподражаний, слов, фраз, вопросов. Например, перед ребенком лежит мяч, а педагог говорит: «Кати мяч». Важно, чтобы игровые ситуации были интересны и понятны ребенку.
Поэтому к речи взрослого на данном этапе реабилитации предъявляется ряд требований:
-говорить короткими фразами, повторяющимися изо дня в день;
- во время общения взрослый должен смотреть на ребенка;
- необходимо выдерживать паузу для ответа ребенка;
- речь взрослого должна быть эмоциональной, орфоэпически правильной;
- эмоционально комментировать свою деятельность;
- оречевлять просьбы ребенка и подводить к тому, чтобы он сам попросил на доступном для него уровне;
- постепенное усложнение речевого общения с ребенком
Понимание речи формируется воспитателями и в процессе ежедневных режимных моментов: умывание, кормление, одевание, прогулка, а также в совместной деятельности с ребенком – рисование, лепка, разнообразные игры.
Но необходимо помнить, что одни и те же ситуации ребенку быстро надоедают, поэтому игры должны быть разнообразны. Например, при знакомстве со звукоподражаниями: машина (би-би), самолет (ууу), поезд (ту-ту), можно использовать следующие игры в течение нескольких дней: «Прятки» (Ребенок прячет игрушку в коробку. Спрячь машину би-би); «Построй гараж» (Строить гараж и ставить транспорт); «Что пропало?» (Перед ребенком стоят машина, самолет, поезд. Ребенок закрывает глаза, а взрослый прячет игрушку. Взрослый удивляется: «Где поезд, ту-ту?». Далее вместе ищут и радуются, когда находят: «Вот поезд, ту-ту!»); «Изобрази предмет» (Ребенку предлагается показать, как летит самолет, ууу).
Любой предмет имеет свои признаки, с которыми можно воспроизвести разное количество действий. Поэтому уже на начальном этапе формирую понимание разнообразных признаков и действий. Показывая предметы и игрушки, играя с ними, называю форму, цвет, размер, вкусовые и тактильные ощущения, характерные действия с ними. Как только ребенок заинтересовался предметом, важно научить понимать вопросы. Любой вопрос должен подкрепляться естественными жестами и мимикой лица. Например, перед ребенком ёж, мишка (большой), волк. Можно задать такие вопросы: Кто большой? (разводим руки в стороны); Кто колючий? (Ой! Показать пальчиком «как будто укололся»); Кто воет, УУУ? (показать, как воет волк). Конечно, эти действия должны быть обыграны ранее.
Для активизации голосовой реакции детей, для вызывания и закрепления доступных дошкольникам звуков речи, развития интонационно-ритмической стороны речи, для развития подражательной способности на индивидуальных и подгрупповых занятиях я использую элементы фонетическую ритмику.
Спонтанное освоение речи в естественной коммуникации
При формировании понимания речи в процессе эмоционального взаимодействия ребенка с КИ и взрослого появляются первые слова (спонтанно освоенные в процессе естественной коммуникации).
Появлению первых слов у глухого ребенка с КИ предшествуют те же этапы речевого развития, которые проходит нормально слышащий ребенок. Поэтому сначала необходимо стимулировать голосовые реакции, их интонационную окрашенность, появление выраженных интонаций в вокализациях. Следует добиваться того, чтобы ребенок больше и дольше «звучал». Это приводит к тому, что он начинает произносить звукокомплексы, которые напоминают детский лепет. Постепенно лепет ребенка становится более разнообразным, в нем появляются новые звуки. Затем, взаимодействуя со взрослым, ребенок начинает произносить первые слова, воспроизводя их в усеченной форме («обу» - обувайся, «ся» - сядь), или передавая слого-ритмическую структуру слова («аИна» - машина), или используя звукоподражания («ав-ав» - собака, «мяу» - кошка, «туТУ» - самолет).
С каждым днем у ребенка расширяется словарь пассивный и активный, начинают появляться первые полные слова, простые фразы, их звуковой состав постепенно совершенствуется под слуховым контролем.
Таким образом, появление устойчивой потребности в общении со слышащими взрослыми, интереса ребенкак звукам окружающего мира, появление естественных реакций на звуки окружающего мира, понимания речи не только в узкой, наглядной ситуации, но и вне ее, появление в речи ребенка новых слов и фраз свидетельствуют о том, что произошла перестройка коммуникации и взаимодействия ребенка с окружающим миром на основеизменившихся слуховых возможностей на путь естественногоразвития речи.
Список литературы
- Баудэ Е.А. Первые шаги в реабилитации дошкольников с кохлеарными имплантами. Методическое пособие, М., 2022
- Зонтова О.В. Коррекционно-педагогическая помощь детям после кохлеарной имплантации: Методические рекомендации, СПб., 2007
- Шматко Н.Д. Если малыш не слышит: Пособие для учителя / Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымская. М.: Просвещение, 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы коррекционно-педагогической помощи детям раннего возраста с нарушением интеллекта
Дипломная работа...
Коррекционно-педагогическая работа с детьми раннего и дошкольного возраста с нарушениями в развитии на тему «Игры на познавательное развитие детей раннего возраста»
Игры на познавательное развитие детей раннего возраста...
Организация коррекционно-педагогической работы учителя-дефектолога по формированию мыслительных операций у детей с ограниченными возможностями здоровья
Проблема развития мыслительных операций у детей с детским церебральным параличом (ДЦП) в дошкольном возрасте актуальна тем, что это является неотъемлемым компонентом любо...
Консультация для педагогов и родителей " «Как заниматься с детьми дошкольного возраста после кохлеарной имплантации».
Консультация для педагогов и родителей "Как заниматься с детьми дошкольного возраста после кохлеарной имплантации"...
Игры для развития слухоречевого восприятия у детей с нарушением слуха после кохлеарной имплантации (КИ)
Кохлеарная имплантация - это система мероприятий, направленная на восстановление отсутствующего слуха. КИ не восстанавливает слух полностью. Поскольку число стимулируемых электродом...
Работа с семьей по реабилитации детей дошкольного возраста после кохлеарной имплантации
В статье раскрыта работа с семьей по реабилитации детей дошкольного возраста после кохлеарной имплантации....
Методическая разработка развивающих занятий в рамках службы ранней помощи для детей раннего дошкольного возраста (с 1 года до 3 лет)
Данная Методическая разработка создана для развития детей от 1 года до 3-х лет. Методической основой являются методические пособия Галановой А.С. «Психическое и физическое развитие ребенка...