Работа с семьей по реабилитации детей дошкольного возраста после кохлеарной имплантации
статья по коррекционной педагогике
В статье раскрыта работа с семьей по реабилитации детей дошкольного возраста после кохлеарной имплантации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_semey_po_reabilitatsii_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 38.65 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4 имени Героя Советского Союза Д.П.Левина г.о.Сызрань Самарской области,
структурное подразделение, реализующее общеобразовательные программы
дошкольного образования, «Детский сад №56»
Работа с семьей по реабилитации детей дошкольного возраста
после кохлеарной имплантации
Н.В.Чубукина учитель-дефектолог
Долгое время глухие люди были обречены жить в мире безмолвия. Но теперь кохлеарная имплантация (КИ) дает им возможность слышать все звуки, даже самые тихие! Глухой ребенок с КИ получает возможность научиться понимать речь и говорить. А имплантация малыша в возрасте до 2 лет создает потенциальные условия для того, чтобы он развивался так же, как нормальнослышащий ребенок и полноценно интегрировался в общество слышащих. И сегодня уже не возникает сомнения, что КИ является самым эффективным методом реабилитации глухих детей и взрослых. К счастью, число пользователей КИ растет и в нашей стране.
Кохлеарная имплантация - это не только хирургическая операция, а система мероприятий, в том числе и послеоперационная слухоречевая реабилитация. Эффективность КИ зависит от правильной организации педагогической реабилитации. У детей послеоперационная реабилитация является самым трудоемким и длительным периодом, который длится от 5 и более лет. Основная работа с имплантированным ребенком ложится на плечи специалистов (сурдопедагога, логопеда, психолога) и только совместная систематическая, целенаправленная работа специалистов и родителей ведет к определенному результату.
Мы работаем в разновозрастной группе для слабослышащих детейс 2 до 7 лет, в которой есть дети слухопротезированные биноурально слуховыми аппаратами и дети с КИ. Кабинет сурдопедагога оснащен звукоусиливающей аппаратурой, которая используется для детей с тугоухостью.
Наша практика показывает, что достижение коррекционного
эффекта в результате специальных занятий с ребенком в детском саду само по себе не гарантирует переноса позитивных изменений в повседневную жизнь малыша. Необходима преемственность работы образовательного учреждения и воспитания в семье.
Задачи, поставленные педагогическим коллективом нашего структурного подразделения в работе с семьей
- повысить мотивацию родителей на сотрудничество с работниками дошкольного учреждения;
- укрепить семейные отношения в семье;
- повысить успешность слухо-речевой реабилитации детей после КИ;
- помочь родителям в воспитании и обучении детей с КИ;
- оказать родителям психолого-педагогическую помощь.
Семья – микросоциум, в котором ребенок не просто живет, но в котором формируются его нравственные качества, отношение к миру людей, представления о характере межличностных и социальных связей. Семья рассматривается как системообразующая детерминанта в социально-культурном статусе ребенка, предопределяющая его дальнейшее и психофизическое и социальное развитие. В современных исследованиях выявлена прямая зависимость влияние семейного фактора на особенности развития ребенка, чем сильнее проявляется семейное неблагополучие, тем более выражены нарушения развития у ребенка.
Для родителей нарушение слуха у их ребенка является фрустрирующим препятствием к установлению естественного социального контакта и межличностных связей. Это влечет за собой искажение внутрисемейных отношений и родительских позиций, провоцирует отношение глухих детей к близким и оказывает деформирующее влияние на развитие личности глухих детей.
Родителей тоже надо формировать, воспитывать, но с учетом их возрастного и жизненного опыта. Обучить взрослых порой гораздо сложнее, нежели детей, а степень такта, чуткости, терпения и профессионализма должна быть та же самая.
Требования, предъявляемые к нашим педагогам в работе с родителями:
- умение располагать к диалогу;
- внимание к проблемам родителей;
- научная грамотность, доступность изложения материала;
- гибкость образовательной программы, разнообразие образовательных услуг, методов и форм ведения занятий;
- своевременная информированность об успехах и неудачах ребенка;
- способность к оказанию психологической поддержки;
- способность видеть малейшие достижения и вселять веру в успех.
Помощь нужна родителям именно в выполнении ими родительских функций, ибо последние имеют свою специфику (необходимо знание медицинских, сурдологических, психологических основ помощи своей семье и своему ребенку и др.). Родительство - очень важная часть самореализации взрослого человека. Родители видят в детях свое продолжение. Им больно видеть, если их ребенок страдает от какого — то недуга, не такой, как все. В такой ситуации родителей нельзя загонять в угол. Если человек не знает, что делать, а ему указывают на ошибки и промахи, то научиться он вряд ли сумеет, а вот усилить социальное сиротство своих детей — сможет.
Очень важна роль семьи в воспитании ребенка, особенно для ребенка с особыми потребностями в обучении. Наличие у родителей опыта систематических самостоятельных занятий является одним из важных условий для успешной реабилитации детей после КИ. Родителей необходимо настроить на систематические, самостоятельные занятия с ребенком, предоставить им информацию о том, как развивать у него слух, речь, общие когнитивные и моторные навыки для достижения результатов имплантации.
Из всего вышесказанного мы считаем наиболее приемлемыми следующие
организованные формы образования родителей
- курсы, занятия, лекции
- практические занятия для родителей и детей, мастер-классы
- индивидуальное консультирование
- тематические конференции
- посещение родительских собраний
- всеобуч для родителей «Знаю, умею, применяю»
- родительские ассоциации
Формы взаимодействия педагогов с родителей
- коллективные
- просвещение (диспут, дискуссия, информационный листок, электронные презентации)
- обучение (деловая игра, практикумы, всеобучи, проектная деятельность)
- дни открытых дверей, совместные праздники и развлечения, экскурсии
- индивидуальные
- методическое консультирование
- психологическое консультирование
После проведения операции КИ, подключения родители ждут быстрого видимого результата, им следует знать, что в первое время ребенок может не реагировать на звуки, возможно, он будет более капризным, быстрее утомляться. Наши родители должны быть терпеливыми и знать, что во многих случаях, особенно если с ребенком мало занимались, результаты использования КИ будут видны не сразу. И для всех детей потребуется долгая кропотливая работа, в результате которой ребенок сможет понимать речь и говорить. Мы учим родителей наблюдать за реакциями и поведением ребенка, контролировать работоспособность и усиление КИ, оценивать правильность его настройки, знать особенности и некоторые ограничении восприятия речи с помощью КИ.
Стараемся доказать родителям, что развитие разных умений у ребенка, в том числе слуха и речи, происходит не только и не столько во время целенаправленных занятий, а каждую минуту, когда они что-то делают вместе или малыш делает что-то сам, а они направляют, помогают ему.
Нередко родители, начав активно заниматься с малышом (до или после операции), превращают жизнь ребенка в сплошное занятие. И в результате ребенок отказывается заниматься и с ними и с сурдопедагогом, устраивает истерики на занятиях. Чтобы решить эту проблему, мы объясняем родителям, что занятия должны быть интересны для малыша, и подобрать вместе с ними подходящие формы работы. Главное — научить родителей делать то же самое при выполнении обычных дел и игр, а не сидя за столом. Мама не должна заменять сурдопедагога.
Кроме того, мы учим родителей больше следовать за интересами и возможностями ребенка во время занятий и в обычной жизни при его обучении. Одни дети обучаются быстрее, другие — медленнее. Педагоги стараются помочь родителям разобраться, что можно требовать от малыша, а что еще слишком сложно для него на каждом этапе его развития.
Участие родителей в достижении высоких результатов речевого и интеллектуального развития ребенка с КИ играет очень важную роль. Как показывает наш опыт, родители детей, научившихся успешно использовать КИ для развития речи и подготовленных к обучению в массовой или речевой школе, после имплантации ежедневно занимались с детьми самостоятельно 2-3 часа (по 10-20 мин. в форме игры и совместных обычных действиях) в течение 2-3 лет.
Многолетний опыт и просто здравый смысл убеждают: невозможно научить глухого ребенка понимать речь и говорить, если его родители не будут главными участниками процесса обучения. Но этот же опыт свидетельствует, что даже при проведении имплантации в раннем возрасте ребенок и родители нуждаются в многолетней профессиональной поддержке сурдопедагога, и то, насколько квалифицированной она будет, определяет успешность имплантации.
Специалисты нашего структурного подразделения объясняют родителям, как правильно организовать корекционно – педагогическую помощь детям, знакомят их с её методами и приемами в целях формирования слухового восприятия и устной речи. Осуществление такой помощи в семье тесно связано с организацией деятельности малышей в течение всего дня, как при проведении различных режимных моментов, свободной деятельности и пр.
В решаемые родителями задачи семейного обучения и воспитания детей после КИ входит: ознакомление и закрепление у ребенка культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, приучение их к порядку, аккуратности, бережному отношению к игрушкам, книгам; развитие стремления к полезной деятельности, к посильным трудовым процессам. Однако особое внимание следует уделять продолжению работы специалистов по формированию и развитию слуховой деятельности, речи и закреплению речевых навыков. Первая группа задач – формирование слухового восприятия в новых условиях: поддержание условной двигательной реакции при слуховом восприятии неречевых и речевых стимулов с помощью кохлеарногоимпланта и слухового аппарата, что обеспечивает бинауральное восприятие звуковых сигналов; развитие зрительной и слуховой активности и на их основе зрительно-слухового сосредоточения; обучение различению звуков окружающего мира и их характеристик. Вторая группа задач – подготовка к овладению устной речью, которая предполагает развитие подражательной способности детей и обучение на их основе пониманию обращенной речи. Обозначенные выше задачи определили содержание коррекционно-педагогической помощи.
В настоящее время семье как социальному институту уделяется большое внимание. Большинство специалистов рассматривают семью как структуру, обладающую значительным реабилитационным потенциалом, существенная доля которого до настоящего времени была не востребована.
Предлагаемая психолого-педагогическая помощь семье, воспитывающей ребенка с нарушением развития, позволяет в большинстве случаев нейтрализовать переживания родителей и направить их деятельность на реальную помощь ребенку. Позитивное отношение к ребенку с нарушением слуха и формирование установки на принятие его дефекта, позволяет родителю обрести новый жизненный смысл, повысить самооценку, гармонизировать самосознание и взаимоотношения с ребенком. Положительное влияние родителей на ребенка оптимизирует его отношение с социальным окружением, формирует в нем нравственные качества и доброе отношение к миру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация Формы работы с семьей по оздоровлению детей дошкольного возраста.
Воспитание здорового ребенка - одна из главнейших задач семьи и дошкольного учреждения. Хорошо, когда здоровый образ жизни является традицией семьи. Но, зачастую родители, занятые работой, с одной сто...
доклад к презентации « Формы работы с семьей по оздоровлению детей дошкольного возраста»
Пояснительная записка: Воспитание здорового ребенка - одна из главнейших задач семьи и дошкольного учреждения. Хорошо, когда здоровый образ жизни является традицией семьи. Но, зачастую род...
« Формы работы с семьей по оздоровлению детей дошкольного возраста»
Пояснительная записка: Воспитание здорового ребенка - одна из главнейших задач семьи и дошкольного учреждения. Хорошо, когда здоровый образ жизни является традицией семьи. Но, зачастую родители,...
Консультация для педагогов и родителей " «Как заниматься с детьми дошкольного возраста после кохлеарной имплантации».
Консультация для педагогов и родителей "Как заниматься с детьми дошкольного возраста после кохлеарной имплантации"...
Использование ИКТ в работе учителя-логопеда, в условиях ФГОС с детьми после кохлеарной имплантации
В современных условиях мы ищем наиболее оптимальные системы обучения и воспитания детей с особыми возможностями здоровья и различными патологиями, в структуру которых входят и ...
Пояснительная записка к программе: "Психолого-педагогическая реабилитация детей в период после кохлеарной имплантации"
В пояснительной записке представлены актуальность программы, цели, задачи, этапы работы с детьми и предполагаемые результаты (объемные показатели, количественные характеристики работы)...
ФОРМЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Современные родители испытывают затруднения в воспитании детей, хотяобладают широким доступом через интернет ресурсы к литературе из области пе-дагогики. У родителей не всегда получается применить пол...