Методическая разработка развивающих занятий в рамках службы ранней помощи для детей раннего дошкольного возраста (с 1 года до 3 лет)
методическая разработка (младшая группа)

Данная Методическая разработка создана для развития детей от 1 года до  3-х лет. Методической основой являются методические пособия Галановой А.С. «Психическое и физическое развитие ребенка от одного года до трех лет», Дороновой Т.Н. «Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования» и другие.

Методика рассчитана на занятия с детьми в присутствии родителей, что способствует более легкой адаптации ребенка к новым условиям. А так же  дети с большей готовностью идут на контакт с другими взрослыми и  детьми, учатся слушать другого взрослого, выполнять инструкцию, играть со взрослыми и детьми. Что, в последствии, способствует быстрой адаптации ребенка к ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка развивающих занятий в рамках службы ранней помощи для детей раннего дошкольного возраста

(с 1 года до 3 лет)

Автор:Салимьянова Кристина Николаевна

Педагог-психолог

МА ДОУ ДС №12 «Росинка»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная Методическая разработка создана для развития детей от 1 года до 3-х лет. Методической основой являются методические пособия Галановой А.С. «Психическое и физическое развитие ребенка от одного года до трех лет», Дороновой Т.Н. «Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования» и другие.

Методика рассчитана на занятия с детьми в присутствии родителей, что способствует более легкой адаптации ребенка к новым условиям. А так же дети с большей готовностью идут на контакт с другими взрослыми и детьми, учатся слушать другого взрослого, выполнять инструкцию, играть со взрослыми и детьми. Что, в последствии, способствует быстрой адаптации ребенка к ДОУ.

Первые годы жизни ребенка являются наиболее важными для формирования и развития речи, познавательной активности, любознательности, уверенности в себе, доверии к людям, настойчивости, воображения и т.п.. Развитие детей в возрасте от одного года до трех лет имеет огромное значение, поскольку именно в этом возрасте ребенок приобретает до 70% информации об окружающем мире.

Цель: Активизация речевых и познавательных процессов, развитие мелкой моторики и укрепление мускулатуры детей раннего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Развитие и активизация речи.
  2. Развитие внимания, восприятия, мышления, воображения.
  3. Развитие мускулатуры и мелкой моторики, координации движений, ловкости.
  4. Развитие навыков общения и взаимодействия детей со взрослыми и другими детьми.
  5. Повышение психолого-педагогической грамотности родителей.

Сроки реализации 3 – 6 месяцев

Форма и режим занятий: индивидуальные и групповые занятия с детьми и их родителями в количественном составе группы 3 – 4 пары «родитель – ребенок»

Длительность занятия 45 минут, периодичность занятий – 1 раз в неделю. Структура занятий: вводная часть (приветствие), основная часть (непосредственно-образовательная деятельность), заключительная часть (прощание).

Ожидаемые результаты:

#1040;ктивизация речи и увеличение пассивного словаря детей, знание некоторых сенсорных эталонов и тактильных ощущений, социализация детей раннего возраста в обществе сверстников, получение элементарных математических знаний, умение концентрировать внимание на определенной деятельности.

#1055;овышение у родителей психолого-педагогических знаний, методов и приемов эффективного взаимодействия с детьми раннего возраста.

Материально-техническое обеспечение: совместная деятельность педагогов с родителями и детьми проходит в специализированном помещении, оснащенных необходимым оборудованием и материалами в соответствии с видами деятельности детей раннего возраста. Речевой, двигательный, музыкальный материал, используемый на занятиях, частично повторяется для лучшего запоминания детьми.

Содержание программы включает следующие виды деятельности:

  • ознакомление с окружающим – развитие познавательной сферы через формирование представлений о свойствах предметного мира;
  • развитие речи – формирование устной речи, навыков речевого общения, обогащение активного словаря и расширение пассивного;
  • сенсорное развитие – формирование умения действовать с предметами в соответствии с их свойствами, различать предметы по величине, цвету, форме;
  • физическое развитие – создание условий для развития основных движений; развитие координации, ловкости и согласованности движений;
  • изобразительная деятельность – развитие воображения, творчества, интереса к художественным материалам;
  • музыкальное развитие – развитие эмоциональной отзывчивости и чувства ритма малышей;
  • ознакомление с художественной литературой – развивать интерес детей к книгам, формировать умение внимательно слушать;
  • образ Я – формирование знаний о самом себе, умения идентифицировать себя со своим именем, отражением в зеркале, местоимением Я.

Упражнения и игры используемые на занятиях.

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Приветствие (пусковой механизм, включающий в работу).

Задачи: Введение в процесс занятия. Формирование умение ориентироваться в своем теле. Развитие речевого аппарата – артикуляционная гимнастика, по словам песенки. Развитие умения действовать по образцу. Введение в пассивный словарь слов: ЩЕЧКИ, ГУБКИ, ЗУБКИ, НОСИК. Игра – песенка «Здравствуйте ладошки».

Игра проводится согласно словам песенки:

– Здравствуйте ладошки ХЛОП, ХЛОП, ХЛОП (ребенок хлопает в ладоши, взрослый показывает и проговаривает слово «ХЛОП», если ребенок не хлопает сам, то взрослый приемом «рука в руке» помогает)

– Здравствуйте ножки ТОП, ТОП, ТОП (ребенок топает ногами, взрослый показывает и проговаривает слово «ТОП», если у малыша не получается поднимать ноги, то взрослый помогает – либо по – очереди поднимая ножки ребенка, либо немного покачивая ребенка в стороны)

– Здравствуйте щечки ПЛЮХ, ПЛЮХ. ПЛЮХ, пухленькие щечки ПЛЮХ, ПЛЮХ. ПЛЮХ (ребенок легонько похлопывает себя по щекам, взрослый показывает и проговаривает слово ПЛЮХ, если у ребенка не получается, взрослый приемом «рука в руке» помогает выполнить движение.

– Здравствуйте губки чмок чмок чмок ( не словами, а действием) взрослый показывает как делает губами целующее движение, ребенок старается повторить)

– Здравствуйте зубки кусь, кусь, кусь (взрослый показывает как смыкаются зубы, ребенок пытается повторить)

– Здравствуй мой носик БИ БИ БИ (ПИ ПИ ПИ) (ребенок пальцем показывает и нажимает на носик, взрослый показывает и проговаривает «БИ» либо «ПИ», если у ребенка не получается, взрослый приемом «рука в руке» помогает выполнить движение

– Здравствуйте малышки! Всем Привет! (машем рукам в приветствии. Взрослый ярко, эмоционально окрашено, восклицает «Привет!»)

Гимнастика.

Задачи: Формирование умение управлять своим телом, удерживать определенное положение тела в пространстве. Введение понятий вперед – назад, бегом, шагом, прыжок. Умение слышать слова песенки и выполнять инструкцию.

Игра – песенка «Зарядка».

Игра проводится согласно словам песенки:

1 куплет – прыжки в высоту на месте

2 куплет – шаги н месте, шаг вперед, шаг назад и хлопаем в ладоши

Проигрыш – бег – «Догоню!»

3 куплет – наклоны в стороны

Нейрогимнастика.

Задачи: Укрепление связей между полушариями коры головного мозга. Стимуляция развития мыслительной деятельности. Укрепление вестибулярного аппарата. Закрепление названий пальцев рук, введение слов в пассивный и активный словарь.

Стучим руками по ровной поверхности или по массажным коврикам, удобнее сидя на стуле за столом. Если ребенок сам не справляется, используем прием «рука в руке», помогаем и постепенно убираем свои руки.

Ладони вниз Мы со столиком играли и ладошками стучали

Тук – тук, тук – тук-тук!

Ладони вверх. Пальцы стараемся держать не закрывая кулачок Ручки мы перевернули Тук – тук, тук – тук-тук!

Пальцы в кулак, кулак на ребро

Пальцы в кулачки согнули Тук – тук, тук – тук-тук!

Кулачки закрытыми пальцами вниз

На животик кулачки, мы такие молодцы!

Тук – тук, тук – тук-тук!

Кулачки закрытыми пальцами вверх

А на спинке кулачки побежали как жучки!

Тук – тук, тук – тук-тук!

Раскрытая ладонь стоит на ребре, стараемся держать пальчики вместе

Надо нам рубить капусту, И не будет зайке грустно!

Тук – тук, тук – тук-тук!

Делаем бегающие движения пальцами как при игр на пианино

Дружно столик пощекочем, Очень весело хохочем!

Щекочем ребенка и даем ему пощекотать взрослого

Всех ребят защекочу, С детками играть хочу!

Стучим пальчиками по очереди, обязательно называя название пальца

Пальчик наш стучит Тук – тук! Указательный тут звук!

Средний пальчик застучал Он за братцем побежал!

Тук – тук, тук – тук-тук!

Безымянный пальчик в лад Застучал, он ищет клад!

Тук – тук, тук – тук-тук! (громко!)

Гладим стол или массажный коврик открытой ладонью

Мы со столиком играли, и немножечко устали!

Мы погладим столик ручкой, и не будет деткам скучно!

Поочередно стучим локтем правой – левой руки

Локоточком постучим и минутку помолчим!

Другой ручкой постучим И тихонько пошумим

Тук – тук, тук – тук-тук!

Стучим локтями двух рук, удар происходит вместе

А теперь двумя руками постучим, покажем маме!Тук – тук, тук – тук-тук!

Массаж с помощью мячиков.

Задачи: Воздействие на биологически активные точки, находящиеся на поверхности пальцев, ладони. Развитие моторной ловкости и координации движений.

Катается ежик – не головы не ножек!

  1. По ладошке он катался

Всем ребятам улыбался,

На пальчики забегал

Про большой не забывал!

Он по ручке поднимался

И по плечику катался.

Он по шейке побежал

И по ушку поскакал

Катается ежик – не головы не ножек!

По головке покружился

И по носику спустился.

На животик прибежал

И животик щекотал!

Отдохнул совсем немножко

Прыгнул снова на ладошку!

Катается ежик – не головы не ножек!

По ладошке он катался

Всем ребятам улыбался,

На пальчики забегал

Про большой не забывал!

Он по ручке поднимался

И по плечику катался.

Он по шейке побежал

И по ушку поскакал

Катается ежик – не головы не ножек!

  1. По головке покружился

По затылочку спустился.

Он на спинку прибежал

Спинку нам пощекотал!

Отдохнул совсем немножко

Прыгнул снова на ладошку!

Катается ежик – не головы не ножек!

Катаем по раскрытой ладони

По пальцам

По большому пальцу

Катим вверх по руке до плеча

плечо круговыми движениями

По шее от плеча до плеча

По уху с отрывом, прыжками

Катаем по голове круговыми движениями

Прямым движением,

Спускается, чуть косаясь носа

круговыми движениями

покалывающими движениями

Катаем по раскрытой ладони

По пальцам

По большому пальцу

Катим вверх по руке до плеча

плечо круговыми движениями

По шее от плеча до плеча

По уху с отрывом, прыжками

Катаем по голове круговыми движениями

Круговым движением,

спускается по затылку

круговыми движениями

покалывающими движениями

заканчиваем, катая в двух руках

Жмем мячик одной рукой, затем другой, дергаем пальцами за колючки. Катаем мяч из руки в руку, следим глазами за мячом КАТИ, ЛОВИ

Катаем мяч друг другу КАТИ, ЛОВИ

Точечный массаж.

Задачи: Воздействие на биологически активные точки, находящиеся на ушах, лице, руках. Формирование знаний о своем теле. Введение в словарь слов обозначающих части тела.

Пощипывающими движениями сверху вниз подвигаемся по ушкам

3- 4 раза

Круговыми движениями по щекам

2 – 3 раза

Тянущими движениями от подбородка к ушам

3 раза

Тянущими движениями от губ к ушам

3 раза

Тянущими движениями от носа к ушам

3 раза

Погладить шейный отдел

2 – 4 раза

От запястья к пальцам растираем руки

3 раза

Растираем каждый палец

2 – 3 оборота

Встряхиваем руки («чужая рука» – расслабленная) Полетели – полетели, на головку сели

2 раза

Широко развести руки, свести лопатки, скрестить, обнять себя и погладить (сначала правая рука вверху, затем левая)

По 1 разу каждая рука

Ортопедические дорожки и горка.

Задачи: Повышение эластичности и улучшения тонуса мышц. Укрепление стопы и стимуляция активных точек. Улучшение кровообращения всего организма и питания мозга через активное воздействие на нервные окончания, расположенные на стопах. Переживание эмоций при непосредственном динамическом тактильном контакте при скольжении с горки. Осознание контакта своего тела с различными видами опор. Развитие общей моторики.

Дети идут, ползут, прыгают по разнообразным ортопедическим дорожкам, скатываются с горки, пролезают через тоннель и сенсорную трубу, качаются на сибирском борде, подлезают под него.

Окончание занятия (завершающий ритуал).

Задачи: Развитие координации движений, формирование умения управлять своим телом и удерживать положение тела в пространстве. Дать ребенку понимание того, что занятие закончено, необходимо попрощаться жестом или словами.

ИЗМЕНЯЕМАЯ ЧАСТЬ

В зависимости от необходимостей и возможностей ребенка

  1. П.И. типа «Собери мячики», «Кидай мяч» (бросок мяча двумя руками).

Задачи: Развитие моторной ловкости. Формирование навыков общения с взрослым. Введение в словарь эмоционально окрашенного слова БУХ. Введение в словарь слов ЛОВИ, КИДАЙ. Развитие быстроты реакции. Формирование ориентировки в пространстве. Расширение зрительного поля и фиксации взора. Снижение излишней двигательной активности. Тренировка дыхательной системы. Формирование умений игры с мячом – отталкивать, бросать, ловить и т.п.

  • Мячики или небольшие мягкие игрушки раскидать по полу. «Помоги собрать!» Покажите, как можно с силой кинуть мяч в корзинку, весело скажите «БУХ!», когда ребенок подходит к корзине и замахивается для броска, командуйте «КИДАЙ» или «БРОСАЙ».
  • Мячики или мягкие игрушки лежат в емкости (можно использовать неглубокий контейнер или таз). Взрослый берет по одной игрушке и называет ребенка по имени, привлекая его внимание. Когда ребенок видит взрослого, дается команда «ЛОВИ» и взрослый кидает ребенку игрушку. Если малыш сам не может поймать, то в игре должны участвовать двое взрослых и применяется прием «рука в руке».

  1. Игра – сортер типа «Найди яблочки (любые мелкие предметы)» с использованием фасоли, орехов, макаронных изделий, манки, и т.п..

Задачи: Развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности и усидчивости. Формирование зрительно – моторной координации. Включение в поочередное взаимодействие с двумя взрослыми. Использование в речи слов НА, ДАЙ, ЕЩЕ, ТАКОЙ, БОЛЬШОЙ, МАЛЕНЬКИЙ и тд.

  • Небольшие игрушки или макарошки, или орешки и т.п. прячем в крупе. Просим помочь достать (угостить ежика и т.п.) показываем, как можно пальчиками достать из крупы игрушку, просим достать правой – левой рукой. Просим ребенка дать предметы – ДАЙ МАМЕ, ДАЙ ТЕТЕ.
  • Орехи или шишки разной величины завернуть в фольгу. РАЗВЕРНИ, ДАЙ МАМЕ, ДАЙ ТЕТЕ, УГОСТИ БЕЛКУ(ЕЖА)
  • Макароны разной формы разделить по коробочкам – угостим игрушки

  1. Игры на концентрацию внимания и координацию движений типа «Найди вертолет», «Куда укатился мяч», «Где спряталась машинка» и тп.

Задачи: Развитие зрительно – моторной координации. Формирование умения ориентироваться в пространстве и использования указательного жеста. Развитие концентрации внимания.

  • Показать ребенку, что у вас в руках игрушка, запустить машинку (катнуть мяч) «Куда укатилась? НАЙДИ!»
  1. П.И. типа «Листопад», «Собери снежинки» и т.п.(собрать листочки (снежинки) в полном приседе и отнести маме, другу, сложить в корзинку и т.п.).

Задачи: Развитие умения необходимого для общения с другими людьми – брать и давать. Введение в словарь фразы «НА, МАМА». Повышение работоспособности организма ребенка, развитие крупной моторики. Формирование двигательных умений и навыков. Развитие навыков общения и взаимодействия детей друг с другом, с взрослым.

  • На пол разложить листочки или снежинки (плоскостные предметы), предложить ребенку помочь собрать. Показываем, сто можно наклониться к предмету, а можно присесть.
  • Просит дать в руки «ДАЙ!» «НА, МАМА!»

  1. П.И. типа «Сбей кегли», «Катаем мяч друг другу» «Катаем машинку друг другу» и т.п. (бросок либо прокатывание мяча, машики сидя на полу с взрослым, помочь взрослому поставить кегли на место)

Задачи: Формирование умения принимать посильное участие в подготовке игры. Побуждение к обращению за помощью к взрослому. Акцентирование внимания на совместной деятельности. Активизация в речи глаголов КАТИ, ЛОВИ, БРОСАЙ, СИДИ, ЖДИ. Побуждение к проговариванию и повторению за взрослым отдельных слов, фраз. Формировать интерес к игре и умение действовать с игрушками. Развивать умение концентрировать внимание на выполнение 1 – 3 последовательных задач в игре. Формирование зрительно – двигательной координации.

  • Предложить покатать мяч или машинку друг другу или просто вперед, сбить кегли мячом (или машинкой).
  • Употребляем в речи глаголы «КАТИ», «ЛОВИ», «БРОСАЙ».
  • Целенаправленно делает так, чтобы машинка укатилась, просим «ДОГОНИ!», «СИДИ, ЖДИ! – приносим сами
  1. Игры с песком, манкой типа «Пересыпь», «Найди, что спрятано», «Спрячь» и т.п.

Задачи: Развитие зрительно- моторной координации. Развитие и расширение представлений об окружающем мире живой и неживой природы. Развитие сенсорного восприятия. Развитие умения классифицировать предметы по их признакам (цвет, форма, величина). Формировать умение справляться со своими негативными эмоциями, тревогой.

  • Прячем мелкие игрушки в песок, манку, «ДОСТАНЬ! « руками, только пальчиками.
  • Предлагаем разложить предметы в сортер по признакам ( одинаковые игрушки, цвет, форм, величина)

  1. Упражнения типа «Разверни», «Разложи», «Достань» и тп.

Задачи: Развитие концентрации внимания и усидчивости. Получение новых сенсорных ощущений. Развитие зрительно – моторной координации, ловкости рук. Развитие мелкой мускулатуры рук и пальцев. Развитие умение сравнивать и классифицировать предметы по различным признакам. Снятие напряженности, тревожности, агрессии.

  • Заворачиваем в фольгу или бумажные салфетки мелкие предметы, шишки, орехи и т.п., «РАЗВЕРНИ» «ДОСТАНЬ»
  • Предлагаем разложить «сокровища « в сортер по определенному признаку.
  1. Упражнения с кубиками типа «перевези», «Построй» и тп.

Задачи: Формирование быстроты реакции, ловкости, зрительно – моторной координации. Развитие умения создавать несложную конструкцию. Формирование указательного жеста через показ кубика определенного цвета. Формировать цветовосприятие и учить название цветов.

  • Строим из кубиков высокие и низкие башни, большие и маленькие дома и т.п.
  • Если башня падает – восклицаем эмоционально – окрашенным голосом «БУХ» «БАХ» «БАМ» и т.п.
  1. Упражнения с использованием щипцов, пипеток.

Задачи: Формировать пинцетный захват. Развивать силу пальцев, мелкую мускулатуру рук. Развивать зрительно – моторную координацию. Развитие быстроты реакции и ловкости. Расширение зрительного поля и фиксации взгляда.

  • Предлагаем различные мелкие игрушки, крупы, макароны; для сортировки используем пинцеты, щипцы, ложку.
  • Переливаем цветную воду с помощью пипетки, смешивая краски
  1. Игры типа «Найди такой!»

Задачи: Развитие умения сравнивать и классифицировать предметы по определенным признакам, устанавливая сходства и различия. Развитие концентрации внимания и тактильной памяти. Активизация в речи эмоционально окрашенных восклицаний АХ, ОЙ, УРА, ВО. Введение в пассивный и активный словарь слов обозначающих те или иные признаки предмета (цвет, форма, величина).

  • Предлагаем игрушки, кусочки ткани, картинки, вещи, предметы быта, просим найти такой сначала на столе, затем в комнате.
  • Просим разложить в сортер по эталону «ТАКОЙ СЮДА!»
  1. Упражнение «Собери(мячи, игрушки, листочки, снежинки, тряпочки, и т.п.)»

Задачи: Развитие сенсорного восприятия при соприкосновении с предметами из различных материалов. Развитие мелкой мускулатуры рук и крупной моторики. Развитие умения слышать и понимать инструкции взрослого. Формирование интереса к игре с другими детьми. Совершенствовать двигательные умения и навыки (наклоны, приседания, бег, ходьба). Развитие быстроты реакции, ловкости, концентрации внимания, глазомера. Создание положительного эмоционального настроя, веселого настроения.

  1. Игры с водой типа «Помой посуду», «Перелей»

Задачи: Создание условий для получения новых сенсорных ощущений. Развитие тактильных ощущений. Развитие глазомера, силы рук, концентрации внимания. Создание положительной атмосферы и интереса к игре с взрослыми и другими детьми. Формировать умение справляться с негативными эмоциями.

  • Предложить (показать как) напенить губку сжимающими движениями и намылить игрушечную посуду губкой. «ЖМИ!» «ТРИ!» . Прополаскать и снова отжать губку.
  • Называем все предметы, которые моем, просим детей повторить

#1050;атание с горки.

Задачи: Развитие координации движений. Формирование умения подниматься по лестнице переменным шагом. Развитие равновесия и вестибулярного аппарата. Тренировка дыхательной системы. Укрепление мускулатуры рук, ног, спины.

#1041;алансиры.

Задачи: Профилактика плоскостопия. Развитие мозжечковой стимуляции и межполушарного взаимодействия. Тренировка вестибулярного аппарата и координации. Укрепление мелких мышц – стабилизаторов. Улучшение кровообращения и повышение выносливости. Развитие ощущения и контроля движения тела в пространстве.

  1. Тоннели

Задачи: Формировать зрительно- двигательную координацию, целенаправленность движений. Повышение безопасности и точности движений. Формирование умения контролировать положение тела в пространстве.

  1. Игры с музыкальными игрушками (погремушки, бубны, колокольчики)

Задачи: Формировать умение воспринимать простой ритм. Формировать умение соотносить музыкальные игрушки с их звучанием и звукоподражанием (сопряженно, отраженно, самостоятельно).Развивать умение различать знакомые неречевые звуки, соотносить их с предметами и соответствующим звукоподражанием. Совершенствовать умение активно использовать осязание, зрение, слух.

  1. Игры на поддувание типа «Перышко», «Сдуй ватку» «Подуй на кашку» и т.п..

Задачи: Развитие артикуляционной моторики. Развитие умения делать длительный выдох с усилением направленной струи воздуха. Формирование произвольного ротового выдоха.

  1. Лепка, рисование, аппликация

Задачи: Формирование предпосылок к продуктивной деятельности. Формирование подражательной продуктивной деятельности в процессе рисования, лепки, аппликации. Развитие эмоциональности и образности. Развитие мелкой мускулатуры пальцев и рук. Формирование пинцетного захвата и захвата «в кулак»

  • Все атрибуты для аппликации готовит взрослый, детям предлагаем намазать клей, зажав его в кулак, приклеить – пригладить ладонью и пальцами.
  • Рисуем красками – плацами, ватными палочками, тычками, пластилином, широкой кистью, делаем штампы. Каждый рисунок обыгрываем – например – рисунок «ТУЧКА» – под дождем гуляет кот (на лист с тучкой приклеиваем картинку котика) и т.п.
  • В процессе лепки, дети с помощью взрослого делят пластилин, отщипывают небольшие кусочки, катают на ладони и между пальчиков, прижимают к листу бумаги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по исследованию уровня развития мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Хочу поделиться материалом ,который помог мне в определении уровня развития мелкой моторики у детей с общим недоразвитим речи. Подобные методики можно использовать  как в среднем,так  в стар...

Методическая разработка по теме "Развитие элементарных естественно- научных представлений у детей старшего дошкольного возраста"

В представленной методической  разработке отражены:- пояснительная записка, в которой  отражены основные принципы работы с детьми : обучающий и развивающий; поисково- исследовательский; ...

методическая разработка на тему"Развитие сенсорных эталонов и социализации личности детей младшего дошкольного возрастав процессе организации предметно развивающей среды

Развитие сенсорных эталонов и социализации личности детей младшего дошкольного возраста в процессе организации предметно развивающей среды...

"Дикие животные Африки" Методическая разработка интегрированного занятия с использованием технологии игрового стретчинга для детей старшего дошкольного возраста.

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Систематическое выполнение физических упражнений – один из способов достижения человеком гармонии. Регулярные занятия фи...

Методическая разработка конспектов занятий по формированию здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

Конспекты занятий по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста...

Методическая разработка для воспитателей и педагогов Доклад по теме: «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с правилами безопасности на улице в условиях дошкольного образовательного учреждения»

В настоящее время сохранение здоровья детей и формирование у них навыков безопасного поведения в отношении своей жизни являются основными задачами системы образования. Согласно Федеральному государств...

Методическая разработка - Конспект занятия "Дифференциация гласных звуков Ы/И" для детей среднего дошкольного возраста

Конспект по развитию звуковой культуры речи для детей среднего дошкольного возраста "Дифференциация гласных звуков ы-и" с приложением....