Организация коррекционно-педагогической работы учителя-дефектолога по формированию мыслительных операций у детей с ограниченными возможностями здоровья
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему
Проблема развития мыслительных операций у детей с детским церебральным параличом (ДЦП) в дошкольном возрасте актуальна тем, что это является неотъемлемым компонентом любой формы познавательной деятельности ребёнка, его поведения в целом. Поэтому целью моей педагогической деятельности стало формирование мыслительных операций у детей с ограниченными возможностями здоровья. В этом материале отражена система из опыта работы по формированию мыслительных операций у детей с ДЦП.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Материал из опыта работы по формированию мыслительных операций у детей с ОВЗ | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация коррекционно-педагогической работы учителя-дефектолога по формированию мыслительных операций у детей
с ограниченными возможностями здоровья
Колохматова Г. Ю.
Дошкольное детство – период, когда происходит общее развитие ребенка и закладывается фундамент этого развития. Определенное направление развития получают все стороны психики ребенка, но более интенсивно идет познавательное развитие.
Проблема развития мыслительных операций у детей с детским церебральным параличом (ДЦП) в дошкольном возрасте актуальна тем, что это является неотъемлемым компонентом любой формы познавательной деятельности ребёнка, его поведения в целом.
Дети с ДЦП имеют заболевание незрелого мозга, которое возникает под влиянием различных вредных факторов. Эти факторы поражают двигательные зоны головного мозга, происходит задержка и нарушение его созревания в целом. Несформированность высших корковых функций является важным звеном нарушений, как познавательной деятельности, так и мыслительных операций.
Поэтому целью моей педагогической деятельности стало формирование мыслительных операций у детей с ограниченными возможностями здоровья, осуществление квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников с интеллектуальной недостаточностью.
Комплексный подход к данной проблеме, предполагает активное участие и взаимодействие педагогов и родителей.
Нашу группу посещают дети со сложным дефектом (имеющие сочетание 2 или более недостатков в физическом и психическом развитии).
Диагностика, показала: что у детей нашей группы значительное отставание в развитии мыслительной деятельности:
- это выражается в несформированности мыслительных операций;
- анализ объектов дети проводят с меньшей полнотой и недостаточной тонкостью;
- недостаточно сформированы операции обобщения;
- слабо владеют различными формами классификации;
- наблюдаются сложности ориентировки в выполнении заданий;
- низкая сформированность фаз анализа и синтеза;
- непонимание зависимости между частью и целым.
Поэтому для реализации цели, мной были определены основные задачи работы:
Задачи работы с детьми:
- Провести комплексное исследование мыслительных операций у детей, имеющих отклонения в развитии.
- Разработать индивидуальные программы развития детей по формированию мыслительных операций в соответствии с уровнем развития каждого ребёнка.
- Создать оптимальные условия для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей.
Задачи по взаимодействию с родителями:
- Оказать помощь в осознании важности совместной работы специалистов детского сада и родителей в решении проблем ребенка по формированию мыслительных операций.
- Повышать педагогическую компетентность родителей по формированию мыслительных операций и познавательной деятельности ребенка.
- Обучать родителей методам и приемам по формированию мыслительных операций и познавательной деятельности.
Для формирования мыслительных операций я разработала программу развития познавательной деятельности. Вся работа строится в определённой системе по этапам, начиная от простого к сложному.
В работе с детьми:
- использую разные формы занятий (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные),
- включаю различные виды игр (дидактические, настольные, развивающие, сюжетно – ролевые и др.),
- провожу занятия познавательного цикла с использованием цифрового проектора;
- для развития мыслительной деятельности создаю проблемные ситуации.
На занятиях у детей инициирую проявление мыслительных возможностей. Учебный материал подбираю в определённой последовательности:
- задания, которые готовят детей к пониманию сути и смысла проблемной ситуации;
- задания, которые ставят перед детьми проблемную ситуацию или подводят к осознанию недостаточности имеющегося уровня знаний или умений;
- задания, которые требуют от ребёнка применения приобретённых знаний в различных практических ситуациях;
- задания, в процессе которых необходимо применять полученные знания или умения в новых или вариативных ситуациях;
- задания, которые показывают педагогу и ребёнку уровень и качество его достижений на данном этапе.
Все задания и упражнения распределены на определённые группы: репродуктивные (упражнения, которые требуют применения приобретённых знаний или способов действий),
тренировочные (задания, требующие подражания образцу, либо применение приобретённых умений и навыков на аналогичных заданиях), частично – поисковые (перенос наличия способа действия в другие условия и применение его на другом содержании).
Но наша работа не дала бы положительной динамики, если бы не было поддержки семьи в вопросах развития ребенка. Родители являются первыми воспитателями и педагогами своего ребенка. Вовлечение родителей в процесс педагогической деятельности, их заинтересованное участие в процессе формирования мыслительных операций необходимо для развития их собственного ребёнка.
Взаимодействие с родителями строится на предоставлении полной информации о педагогическом воздействии на ребёнка в детском дошкольном учреждении. Привлекаю родителей к обсуждению индивидуальных планов работы с ребёнком, информирую об успехах, планирую перспективы работы на будущее, организую дни открытых дверей, проведение совместных конкурсов, праздников, практикумов по обучению родителей игровым методам и приемам для познавательного развития детей. В ходе совместных занятий родителей с детьми отрабатываются аналогичные задания на разном материале и закрепляются дома с родителями. Детям даются домашние задания в игровой форме, а родители помогают осуществлять правильный контроль за выполнением заданий. После выполнения домашних заданий проходят проверки и обсуждения с родителями, о том какие проблемы возникают при выполнении домашних заданий.
Анализируя проведенную работу по формированию мыслительных операций детей группы, можно сделать вывод, что положительная динамика наблюдается у большинства детей, даже с тяжелыми нарушениями, повысилась информированность и заинтересованность родителей в обучении и воспитании их детей. Родители не только выполняют рекомендации педагога и посещают занятия и другие мероприятия, но и делятся своим опытом работы с детьми, являются участниками мероприятий, принимают активное участие в изготовлении наглядности и методических пособий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация эффективного взаимодействия педагогов в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ
Создание в ДОУ психолого-медико- педагогического консилиума позволяет организовать эффективную работу всех участников образовательного пространства по сопровождению детей с ОВЗ....
«Обучение правилам поведения, воспитание дисциплины и формирование культуры деятельности дошкольника с ограниченными возможностями здоровья»
Стремление к деятельности - одна из характерных психофизиологических особенностей дошкольника, и задача взрослых, опираясь на эту особенность, направить его природную активность в нужное р...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
Образовательный проект «Мой дом, мой город, мой Урал» Проект составлен в соавторстве с учителем-логопедом, отражает идею патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста...
Коррекционно-развивающая программа сопровождения учителем-дефектологом детей дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями развития (ТНР и ЗПР) на 2017-2018 учебный год.
В наш время инклюзии постоянно приходится искать новые возможности для обучения и воспитания детей с ОВЗ.Данная программа поможет учителям-дефектологам составить свои календарно-тематические планы,ори...
Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ К ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ "
Толерантность - это проявление терпимости, уважения и понимания к личности другого человека независимо от каких либо отличий....
«Методы и приемы формирования самооценки у детей с ограниченными возможностями здоровья».
Самооценка – это оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей, особенностей своей деятельности. (ФГОС)Самооценка – оценка самого себя, своих достоинств и недостатков. /С.И.Оже...
МАТЕРИАЛЫ ОКРУЖНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ПО ВОПРОСАМ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ – ЮГРЕ В 2018 ГОДУ
Автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Институт развития образования»МАТЕРИАЛЫ ОКРУЖНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ПО ВОПРО...