ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА с расстройствами аутического спектра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnyy_obrazovatelnyy_marshrut.docx | 28.68 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДЕНО:
Заведующий МБДОУ
«Детский сад «Чайка»
Т.В.Фрик____________
Разработали: Воспитатели
Индивидуальный маршрут развития ребенка с расстройствами аутического спектра,
воспитанника МБДОУ «Детский сад «Чайка»
г. Горняк Локтевский район
Сведения о ребёнке:
Ф.И ребенка:
Дата рождения:
Возрастная группа: старшая группа
Дата зачисления ребёнка с расстройствами аутического спектра в МБДОУ «Детский сад «Чайка»: 28.03.2023 года
Ф.И.О. родителей (законных представителей):
Мать:
Отец:
Адрес: 658421 Алтайский край Локтевский район г. Горняк
Инвалидность: установление категории «ребёнок-инвалид»
В конце марта 2023 года в дошкольное учреждение поступил ребенок (Владислав, 6 лет). По заявлению родителей, для определения оптимального педагогического маршрута и обеспечения индивидуального коррекционного сопровождения воспитанника, специалистами ПМПК было проведено обследование. В связи с тем, что в населенном пункте нет специализированных детских садов и групп компенсирующего вида, ребенок посещает детский сад «Чайка» корпус 3.
Основные особенности развития ребенка.
у Владислава наблюдаются проблемы в эмоциональной – волевой сфере. А именно отмечаются нарушения социального взаимодействия и способности к общению. Характерно стремление к одиночеству: не играет с детьми и игрушками, ритуальные, стереотипно повторяющиеся формы поведения, угловатость движений, неадекватные реакции на сенсорные стимулы. Остро реагирует на звуковые раздражители (громкая музыка, речь). Имеются трудности в усвоении социальных навыков, нарушения познавательной деятельности. Активность речевого общения снижена. На занятия в группе садится, выполняет инструкции педагогов. Владислав в состоянии освоить простейшие навыки самообслуживания (мытье рук, одевание, пользование столовыми приборами). Владислав не проявляет признаки агрессии и аутоагрессии. Ребенку характерно полевое поведение (бесцельное перемещение по комнате). Он нуждается в постоянном контроле. Мальчик инертен, медлителен, застенчив и замкнут в себе, с трудом вступает в контакт со знакомыми и незнакомыми сверстниками и взрослыми. Быстрота реакции на словесные раздражители (задания) медленная, требуется неоднократное подкрепление. Ребёнок не проявляет настойчивость при встречающихся трудностях и отступает перед ними. С программными задачами Владислав также не справляется: отсутствует концентрация внимания, нет интереса к познавательной деятельности во время работы в коллективе. Наблюдается синдром дефицита внимания.
Цель работы: помочь ребенку адаптироваться к социуму, содействовать его максимально возможному всестороннему развитию на всех этапах пребывания в детском саду.
Задачи:
формировать способность к подражанию движений и звуков;
формировать способность к зрительному контакту во время общения;
развивать слуховое внимание;
развивать артикуляционный аппарат;
развивать фонематический слух;
развивать дыхание (отработка воздушной струи);
развивать мелкую моторику;
развивать невербальные проявления ребенка как попытки вступать в контакт с окружающими людьми (использование простых жестов и т.п.);
расширять словарный запас;
Формы взаимодействия: привлечение к участию в образовательной, игровой деятельности, совместная с родителями образовательная и игровая деятельность, индивидуальная работа.
Выполнение рекомендаций психолога, логопеда.
Формы работы с родителями: консультации, индивидуальные беседы, тренинги, обмен опытом взаимодействия с ребенком, родительские собрания (круглый стол).
Предполагаемый результат:
Правильно произносит звуки русского языка; исследует предметы разнообразными способами: рассматривает предмет в руке, перекладывает предмет из одной руки в другую; налажен контакт глаза в глаза; соотносит знакомый объемный предмет с его плоским изображением.
Группа сопровождения:
Воспитатели, учитель-логопед, психолог
Координатор:
старший воспитатель.
Срок реализации индивидуального маршрута:
С 01.04.2023 года по 31.05.2024 года.
ПОСТРОЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ
ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА
РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА
План работы | Сроки проведения |
Игра «Гусеница» Цель: игра учит доверию. | Апрель 1 неделя |
Игра «Подружились мы с тобой» Цель: установление эмоционального контакта с ребёнком. | 2 неделя |
Игра «Рука твоя, рука моя» Цель: установление эмоционального контакта с ребёнком. Упражнение «Сделай «бульки» Цель: развитие речевого дыхания. | 3 неделя |
Игра «Слепой танец» Цель: развитие доверия друг к другу; снятие излишнего мышечного напряжения. | 4 неделя |
Игра «Покажи нос» Цель: помочь ребёнку ощутить и осознать своё тело. | Май 1 неделя |
Игра «Солнечный зайчик» Цель: развитие внимания и умение ориентироваться в пространстве. | 2 неделя |
Игра «Поиграй с куклой». Цель: формирование эмоционального контакта от физического взаимодействия с окружающими. | 3 неделя |
Упражнение «Говорим друг другу до свидания» Цель: установление эмоционального контакта с ребёнком. Упражнение «Надуй шарик» Цель: развитие речевого дыхания. | 4 неделя |
Упражнение «Воздушный шарик» Цель: снять напряжение, успокоить ребёнка. | Июнь 1 неделя |
Игра «Найди место для игрушки» Цель: формирование представлений о предметном мире. Игра: «Рукавичка» Цель: включение ребёнка в групповую работу. | 2 неделя |
Игра «Кто позвал тебя» Цель: формирование навыков реагирования на обращённую речь Игра «Ладушки» Цель: развитие тактильных ощущений. | 3 неделя |
Игра «Волшебный сундучок» Цель: развитие тактильных ощущений. | 4 неделя |
Подвижная игра «Догонялки» Цель: формирование двигательных навыков, улучшение координации движения. | Июль 1 неделя |
Игра «Позови ласково» Цель: побуждать ребёнка смотреть на лицо взрослого, позвавшего его. Упражнение «Запотевшее зеркало» Цель: развитие речевого дыхания. | 2 неделя |
Игра «Покажи предмет, какой скажу» Цель: формирование умения участвовать в совместной деятельности. | 3 неделя |
Игра «Помоги разложить картинки на группы» Цель: развитие интереса к предметам. | 3 неделя |
Игра «Запомни слова» Цель: обогащать словарь существительными. Упражнение «Листья шелестят» Цель: развитие речевого дыхания. | Август 1 неделя |
Упражнение «Кто я?» Цель: развитие представления и воображения ребёнка. | 2 неделя |
Игра «Волшебный стул» Цель: способствовать повышению самооценки ребёнка, улучшению взаимоотношений между детьми. | 3 неделя |
Игра «Лучик для солнца» Цель: формировать способность к повторению определённых движений. Упражнение «Дудочка» Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг губ. | 4 неделя |
Игра «Сделай как я» Цель: способствовать совершению простых действий с материалами. | Сентябрь 1 неделя |
Игра «Собери пирамидку» Цель: развитие зрительного и осязательного восприятия. | 2 неделя |
Упражнение «Какой мячик меньше -больше» Цель: развивать умение группировать фигуры по различным признакам. Упражнение «Подарок под ёлкой» Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг глаз. | 3 неделя |
Игра «Погладь кошку» Цель: формирование эмоционального контакта от физического взаимодействия с окружающими. | 4 неделя |
Дидактическая игра «Разрезные картинки» Цель: формировать умение собирать картинку из двух частей. | Октябрь 1 неделя |
Игра «Найди такой же» Цель: умение находить парные предметы. | 2 неделя |
Дидактическая игра «Кто как кричит» Цель: дать представление о домашней птице, звукоподражание. | 3 неделя |
Дидактическая игра «Раскрась хвост у петушка» Цель: закрепить основные цвета. Упражнение «Футбол» Цель: развитие речевого дыхания. | 4 неделя |
Игра «Покорми куклу» Цель: дать представление о посуде и её назначении. | Ноябрь 1 неделя |
Игра «Один – много» Цель: формировать восприятие количества. | 2 неделя |
Игра «Радость и грусть» Цель: учить распознавать на картинках положительные и отрицательные эмоции. | 3 неделя |
Игра «Бусы» Цель: формировать умение нанизывание шаров на шнур. | 4 неделя |
Игра «Собери ёлку» Цель: выкладывание ёлки по образцу из треугольников. | Декабрь 1 неделя |
Дидактическая игра «Дай. что скажу» Цель: формировать умение выбирать по образцу и инструкции. Упражнение «Снежинки летят» Цель: развитие речевого дыхания. | 2 неделя |
Упражнение «Стой/иди дальше» Цель: понимать речевые указания. | 3 неделя |
Игра «Узнать себя в зеркале» Цель: узнать своё отражение в зеркале и понимать собственное имя. | 4 неделя |
Игра «Весёлые прищепки» Цель: обучение тонкомоторным действиям с прищепками, укрепление мышц рук. | Январь 2 неделя |
Игра «Покажи» Цель: понимать обозначения предметов повседневного обихода, искать предметы. | 3неделя |
Игра «имена» Цель: запомнить имена членов семьи. | 4 неделя |
Упражнение «Принеси и сядь» Цель: понимать сложные предложения. | Февраль 1неделя |
Игра «Животные» Цель: понимать названия животных. Упражнение «Понюхай цветок» Цель: развитие речевого дыхания. | 2 неделя |
Дидактическая игра «Сделай башню» Цель: понимать речевые инструкции, развивать подражение и взаимодействие. | 3 неделя |
Игра «Для чего нужен предмет?» Цель: сортировать по категориям | 4 неделя |
Игра «Разложи по коробкам» Цель: сочетать предметы по одинаковым функциям. | Март 1 неделя |
Игра «Беседа» Цель: имитировать звуки. Упражнение «Мыльные пузыри» Цель: развитие речевого дыхания. | 2 неделя |
Упражнение «Гласные звуки» Цель: подражать простым гласным звукам (А,У,О,Э,И) | 3 неделя |
Упражнение «Оп – оп» Цель: подражать определённым звукам. | 4 неделя |
Упражнение «О- о - о!» Цель: произнести первые звуки. | Апрель 1 неделя |
Игра «Алло!» Цель: улучшать социальную способность к взаимодействию. | 2 неделя |
Игра «Скажи своё имя» Цель: расширять языковые выразительные способности, углубление самопознания. | 3 неделя |
Игра «Да» и «Нет» Цель: расширять словарный запас, отвечать на короткие вопросы словами «да» и «нет». | 4 неделя |
Игра «Он и она» Цель: употреблять личные местоимения с учётом пола. | Май 1 неделя |
Игра «Съедобное – несъедобное» Цель: понимать наименования и обозначения функций предметов повседневного обихода. | 2 неделя |
Игра «Барабанщик» Цель: осознанно воспринимать и подражать понятиям «тихо/громко». «быстро/медленно». | 3 неделя |
Упражнение «Сахарок» Цель: подготовка к самостоятельному приёму пищи. Упражнение «Что шумит?» Цель: развитие речевого подражания и слухового внимания. | 4 неделя |
План работы сотрудничества с семьей
Задачи | Мероприятия | Срок проведения и ответственный |
Ознакомление родителей с результатами первичной, промежуточной и итоговой диагностики | Индивидуальные беседы | В течение года Воспитатели |
Проведение консультаций по освоению ООП дошкольного образования и вовлечение в совместную образовательную деятельность с детьми | Индивидуальные консультации | В течение года Воспитатели |
Информирование о ходе коррекционного процесса: индивидуальные и практические консультации. | Консультации «Аутизм: сигналы опасности», «Аутизм: лучшее лекарство – Ваша ДОБРОТА», «Игровое взаимодействие с детьми с расстройством аутического спектра», «Правила общения с ребёнком аутистом». | В течение года Воспитатели |
Беседы | «Развивающие игры для детей с расстройствами аутического спектра», «Безопасность ребёнка с РАС» | В течение года Воспитатели |
Рекомендации | «Как общаться с ребёнком, у которого аутизм» | В течение года Воспитатели |
Список использованной литературы:
Янушко Е. А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. Текст / Е.А. Янушко. — М.: Теревинф, 2004. — 136 с.
Титова Т.А., Елецкая О.В., Матвеева М.В., Куликова Н.С. Речевое и психическое развитие детей раннего возраста: Учеб.-метод. пособие / Под ред. О.В. Елецкой. — М.: ФОРУМ, 2016
Развитие общения у дошкольников / Под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. — М.: Педагогика, 1974. — 288 с.
Работа по развитию речи // Дети с нарушениями общения: ранний детский аутизм. — М.: Просвещение, 1989.
Морозова Т.И. Формирование коммуникативной функции речи у детей, страдающих ранним детским аутизмом, как профилактика вторичной школьной дезадаптации. Текст / Т.И. Морозова // Социальная и клиническая психиатрия. — 1992. — Т.2. —Вып.2. — С. 93–96.
В.С. Сандрикова Логопедические игры и упражнения для развития речи у детей с расстройствами аутического спектра.
Лебединская К.С. Дефектологические проблемы раннего детского аутизма. Текст / К.С. Лебединская, О.С. Никольская // Дефектология. — 1994. — № 2. — С. 3–8.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка инвалида
Представлена методическая разработка ИОМ ребенка инвалида посещающего ДОУ....
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА И РЕБЕНКА С ОВЗ В ДОУ
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» №17...
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка-инвалида
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка-инвалида...
Индивидуальный образовательный маршрут развития и обучения ребенка с синдромом Дауна. 2020 – 2021 г. (Реализация индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей ребенка-инвалида с
Индивидуальный образовательный маршрут развития и обучения ребенкас синдромом Дауна.2020 – 2021 г. (Реализация индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовле...
Индивидуальный образовательный маршрут сопровождения обучающегося старшего дошкольного возраста категории ОВЗ, ребенок - инвалид.
Индивидуальный образовательный маршрут сопровождения обучающегося старшего дошкольного возраста категории ОВЗ, ребенок - инвалид....
Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка инвалида с ДЦП.
Индивидуальный образовательный маршрут...
Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка-инвалида, ребенка с ОВЗ
Пример составления индивидуального маршрута на воспитанника ДОУ. Структура, содержание и особенности работы с детьми-инвалидами. План реализации при взаимодействии всех специалистов ДОУ....