Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка инвалида с ДЦП.
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Дразкова Елена Викторовна

Индивидуальный образовательный маршрут

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnyy_obrazovatelnyy_marshrut.docx28.73 КБ

Предварительный просмотр:

По результатам диагностики определён следующий индивидуальный образовательный маршрут развития на 2021-2022 учебный год.

Ребенок:

Диагноз: ДЦП  2- 3 степени.

Цель: Развитие двигательных функций ребенка и коррекция их нарушений Создание основы для разностороннего физического развития (развитие и укрепление опорно - двигательного аппарата). Создание на основе использования потенциальных возможностей адаптивного физического воспитания предпосылок для наиболее эффективной адаптации детей к реальным условиям жизни, их успешной интеграции (инклюзии) в окружающую среду.

Задачи индивидуального образовательного маршрута:

- Формировать контроль над положением головы и ее движением;

- Обучать разгибать верхнюю часть туловища, формировать осанку:

- тренировать опорные функции рук (опор на предплечья и кисти);

- Развивать повороты туловища (переворачивание со спины на живот и с живота на спину);

- Формировать функции сидения и самостоятельного присаживания;

- Развивать равновесие;

- учить вставать на четвереньки и ползать в этом положении;

- Учить вставать на колени, затем на ноги;

- Развивать возможности удержания вертикальной позы и ходьбы с поддержкой и без нее;

- Стимулировать самостоятельную ходьбу и корректировать ее нарушения.

-Торможение и преодоление неправильных поз и положений.

- Предупреждение формирования вторичного порочного двигательного стереотипа.

Задачами вводно – подготовительной части являются: мобилизация внимания, укрепление мышц (их расслабления), улучшение координации и равновесия.

Задачами основной части: выполнение упражнений развивающих общую подвижность ребенка, закрепление ранее приобретенных и формирование новых двигательных навыков и обучение.

В заключительной части постепенно снижается общая физическая нагрузка, снимаем нервно – мышечное напряжение.

Формирование движений проводятся в строго определенной последовательности, а именно: начиная с головы, затем включая руки, руки – туловище, руки – туловище – ноги, ноги и совместные двигательные действия. На занятиях используются тренажеры.

При выстраивании ИОМ  учитывали следующие принципы:

  • систематическая диагностика;
  • индивидуальный подбор педагогических технологий;
  • контроль и корректировка;
  • систематические наблюдения;
  • пошаговая фиксация.

Индивидуальный образовательный маршрут

№ недели

задачи

содержание работы

оборудование

Сентябрь

1,2,3,4, 5 неделя

Обобщение и анализ информации о состоянии здоровья, общего развития ребёнка, для осуществления оценки, и прогнозирования конечного результата.

Мониторинг уровня двигательного развития ребенка с ДЦП.

 Тест «Основные двигательные навыки»

Заполнение карты обследования двигательных навыков ребенка дошкольного возраста с ДЦП. ( Таблица № 1)

Стул, скамейка, мяч,  игрушка, гимнасти-ческа лестница, кубики, модули.

Октябрь

1,2,3, 4 неделя

Развитие быстроты движений в крупных и мелких мышечных группах, развитие координации и ориентировки в пространстве. Укрепление мышечно – связочного аппарата и туловища; мышц, участвующих в формировании сводов стопы. Упражнять в умении выполнять комплекс упражнений для рук на сгибание и разгибание. Формирование правильной  осанки;

навыка дышать через нос. Воспитание самостоятельности в движениях и играх.

I часть. Ходьба за инструктором, ходьба на носках, на пятках; по массажным коврикам.

II часть. 1. Корригирующие упражнения:

  1. И. п. лежа на спине: самостоятельные повороты головы влево- вправо на звук (щелчок пальцами, потряхивание погремушкой и ДР.).
  2. И. п. лежа на боку: стимулирование поворотов головы за погре-мушкой, яркой игрушкой, пощелкиванием пальцами.
  3. И. п. лежа на животе: пассивное подкладывание под грудь согнутых в локтевых суставах рук ребенка — формируется ощущение опоры.
  4. И. п. лежа на животе: отталкивание легкого надувного мяча выпрямляющим движением обеих рук.
  5. И. п. то же, но отталкивающее движение мяча достигается одной рукой.
  6. И. п. лежа на спине. Одновременные разведения в стороны согнутых в коленных суставах ног, начиная с малой амплитуды и с дальнейшим ее увеличением.
  7. И. п. лежа на спине. Сгибание ноги с последующим отведением ее в сторону вплоть, до касания поверхности опоры,  другая нога при этом выпрямлена и прижата к опоре.
  8. И. п. сидя на коврике, хват двумя руками сверху за гимнастическую палку: инструктор поворачивает палку влево-вправо, вызывая соответствующие развороты туловища ребенка.
  9. И. п. сидя на ступеньке, инструктор протягивает в руки ребенку две деревянные палочки (в каждую ладонь по одной): выполняя тягу за палочки, добивается вставания ребенка на прямые ноги.

  1. И. п. лежа грудью и ногами на руках инструктора, опора руками (ладонями) на большой надувной мяч: методист выполняет покачивающе-амортизационные движения вверх-вниз — это способствует формированию опорности и зрительно-опорных реакций.

  1.  И. п. лежа спиной на большом мяче: инструктор захватывает ноги ребенка за лодыжки и выполняет небольшие покачивания в различных направлениях, вызывая у ребенка соответствующие реакции выпрямления и равновесия.
  2. И. п. стоя у поручня, хват за него двумя руками, к поручню на уровне колен ребенка подвешен мяч: ребенок пытается футболить мяч, оставаясь при этом на одной ноге.

2. Основные виды движений:

  • ходьба по верёвке прямо и боком;
  • ходьба по «пенечкам» (мешочкам с песком);
  • ходьба с перешагивание через кубики;
  • катание мяча друг другу из разных положений (стоя, сидя) на расстояние 0,5 м.;
  • лазание по наклонной лестнице на высоту 1,2-1,5 м.;
  • проползание в разноцветную туннель.

Тренажёры сложного типа: роликовые тренажеры,  мини – степ,  бегущий по волнам,  беговая дорожка,  мяч – балансир.

3.Игровое упражнение: «Разведчики» (ползание на животе и коленях преодолевая препятствие).

   

Подвижная игры: «Пустое место» (карточка  № 2  «Подвижные игры  для старшей группы»).

Подвижная игры: «Мышеловка»  (карточка  № 6  «Подвижные игры  для старшей группы»).

Подвижная игры: «Заполни карзину»  (карточка  № 17  «Подвижные игры  для старшей группы»).

Подвижная игры: «Пожарные на учении»  (карточка  № 19  «Подвижные игры  для старшей группы»).

III        часть. Игра малой подвижности: «Фигуры»  (карточка  № 81 «Подвижные игры  для старшей группы»).

Игра малой подвижности: «Чей мяч выше прыгнет?» (карточка  № 2  «Подвижные игры  для старшей группы»).

Гимнастическиймат, кубики, двухскатная и ребристая доски, гимнастические палочки, канат, туннель, мячи, гимнастическая лестница, тренажеры, игрушка, массажные коврики,

мешочки с песком, шишки.

Ноябрь

2,3, 4 неделя

Развитие образности движений, развитие координации и ориентировки в пространстве

Упражнять в умение синхронно поднимать и опускать руки, закреплять умение реагировать на слова.

Укрепление мышц тазового пояса, мышечного корсета позвоночника; мышц, участвующих в формировании сводов стопы. Формирование правильной осанки.

Способствовать укреплению мышц дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.

Воспитание самостоятельности в движениях и играх.

I часть. Ходьба за инструктором, ходьба на носках, на пятках; по массажным коврикам.

II часть. Корригирующие упражнения:

  1. И. п. лежа на спине, ноги согнуты и разведены, кисти ребенка прижаты (прихвачены) к одноименным лодыжкам — вызывается подъем головы.
  2. То же, но с покачиванием ребенка в данном положении впередназад (типа качалки)
  3. И. п. на четвереньках: повороты головой в разные стороны.
  4. И. п. на четвереньках: манипуляции одной рукой с предметами, что формирует устойчивое положение тела на трех операх.
  5. И. п. Потряхивание ног ребенка вверх-вниз, удерживая их за лодыжки.
  6. То же, но выполнять круговые движения-потряхивания (правая нога—по часовой стрелке, левая — против часовой).
  7. И. п.- лежа на спине. Отведение в сторону прямой ноги, другая при этом также прямая и прижимается методистом к полу.
  8. И. п.- лежа на спине Одновременные разведения в стороны согнутых в коленных суставах ног, начиная е малой амплитуды и с дальнейшим ее увеличением.
  9. И. п.- лежа на спине Одновременное сгибание ног к животу с последующим их разгибанием.
  10. И. п.- лежа на спине Одновременные противоположные сгибания-разгибания ног («езда на велосипеде»).
  11. И. п.- лежа на спине. Круговые движения обеими согнутыми в коленных суставах ногами по часовой стрелке и против, таз ребенка при этом фиксируется " методистом.
  12. И. п. лежа на животе, голова несколько выступает за край топчана— данное положение содействует подъему и стабилизации головы.
  13. И. п. лежа на животе, руки согнуты в локтевых суставах, плечи разведены: предлагая ребенку предмет для захвата двумя руками, стимулировать выведение прямых рук вперед с одновременным подъемом головы.
  14.  И. п. лежа на животе, опора на согнутые предплечья: ребенок пытается достать игрушку, подвешенную перед ним на определенной высоте (15—20— 25 см и т. д.) на резиновом жгуте.
  15.  И. п. стоя у поручня, хват за него двумя руками, к поручню на уровне колен ребенка подвешен мяч: ребенок пытается футболить мяч, оставаясь при этом на одной ноге.

2. Основные виды движений:

  • ходьба по разноцветным «следам»;
  • ходьба с перешагивание через предметы;
  • ходьба по верёвке прямо и боком;
  • подлезание под дуги (3дуги на расстоянии 1,5м друг от друга); в разноцветную туннель;
  • ходьба на двух ногах по верёвке, приставляя пальцы одной ноги к пятке другой ноге;
  • ходьба по двухскатной доске;
  • ходьба по ребристой доске;
  • лазание по наклонной лестнице;
  • прокатывание мяча между предметами (между ними 40-50 см)
  • подлезани под верёвкой прямо и боком (высота 40-50 см).

Тренажёры сложного типа:

  • роликовые тренажеры,
  • мини – степ,
  • бегущий по волнам,
  • беговая дорожка,

Подвижные игры: «Школа мяча» (карточка  № 61 «Подвижные игры  для старшей группы»).

Подвижные игры: «Футбол» (карточка  № 58 «Подвижные игры  для старшей группы»).

Подвижные игры: «Быстрые и ловкие» (карточка  № 51 «Подвижные игры  для старшей группы»).

Подвижные игры: «Невод и золотые рыбки»  (карточка  № 47 «Подвижные игры  для старшей группы»).

III        часть. Игра малой подвижности: «Совушка»  (карточка  № 84 «Подвижные игры  для старшей группы»).

Игра малой подвижности: «Найди и промолчи» (карточка  № 87  «Подвижные игры  для старшей группы»).

Гимнастический мат, кубики, двухскатная и ребристая доски, гимнастические палочки, канат, туннель, мячи, гимнастическая лестница, тренажеры, игрушка, массажные коврики,

мешочки с песком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год

Как можно составить карты по: индивидуальному  образовательному маршруту  ребенка требующего особого внимания, индивидуальному  образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...

Индивидуальная карта развития дошкольника. Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка

Предмет педагогической диагностики - это индивидуальное развитие дошкольников. Согласно ФГОС результат педагогической диагностики может быть использован для построения образовательной траектории разви...

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата - старшая группа Образовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)". Маршрут разработан по программе "Ладушки" И.Каплуново

Индивидуальный образовательный маршрутдля ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата- старшая группаОбразовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ (социально-коммуникативное развитие ребенка с расстройством аутистического спектра)

Аутизм – это нарушение развития, которое обычно характеризуется задержкой и нарушением социальных навыков, речи и поведения. Они не хуже и не лучше обычных детей, они просто другие. Эти дети нуж...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА И РЕБЕНКА С ОВЗ В ДОУ

Муниципальное  казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» №17...

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка-инвалида, ребенка с ОВЗ

Пример составления индивидуального маршрута на воспитанника ДОУ. Структура, содержание и особенности работы с детьми-инвалидами. План реализации при взаимодействии всех специалистов ДОУ....