Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка-инвалида, ребенка с ОВЗ
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Баженова Мария Анатольевна

Пример составления индивидуального маршрута на воспитанника ДОУ. Структура, содержание и особенности работы с детьми-инвалидами. План реализации при взаимодействии всех специалистов ДОУ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon individualnyy_marshrut_shema_bazhenova.doc357 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 1 г. Пудожа Республики Карелия

186150, Республика Карелия, г. Пудож, ул. Садовая, д.17            тел. 8(81452) 5-10-45

 

 

 

 

 

 

Индивидуальный образовательный маршрут

для ребенка-инвалида, ребенка с ОВЗ __________________________________________________ __________________________________________________

группа________________________

 

 

 

 "УТВЕРЖДАЮ"

Заведующий МКДОУ

 

__________Богданова М.А.

«____»____________  20    г

                                                                     

Согласовано

______________ (ФИО родителя)

«____»____________  20    г

Срок реализации:

____________________________________________________

____________________________________________________

 

г. Пудож

I. СВЕДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА

 

1.Ф.И.О. воспитанника___________________________________________________________

  1. Дата и место рождения ___________________________________________________________
  2. Социальный статус_______________________________________________________________

4. Социальная справка ______________________________________________________________

5. Адрес: по прописке ______________________________________________________________

по месту проживания ______________________________________________________________

Телефон__________________________________________________________________________   6. Состав семьи ___________________________________________________________________

7. Сведения о родителях (законных представителях):

а) статус ________________________________________________________________________

    ФИО матери __________________________________________________________________ год рождения __________________________________________________________________ образование ___________________________________________________________________

    место работы, должность________________________________________________________

особые отметки ____________________________________________________________

 б) статус _______________________________________________________________________      ФИО отца _______________________________________________________________________      год рождения ____________________________________________________________________      образование _____________________________________________________________________      место работы, должность___________________________________________________________      особые отметки __________________________________________________________________

  1. Другие родственники ___________________________________________________________
  2. Жилищные условия: ____________________________________________________________
  3. Материальная обеспеченность семьи: _____________________________________________  
  4. Пребывание в других детских учреждениях: ________________________________________
  5. Дата поступления в МДОУ № 209: ________________________________________________
  6. Статус: «ребенок с ограниченными возможностями здоровья», ребенок - инвалид: от  ________________г. основной диагноз______________________________________________ _______________________________________________________________________________
  7. № удостоверения по инвалидности______________ МСЭК №_________________________________  срок назначения_____________________ продление __________________________  
  8. ИПР №______________________ 
  9. Оценка психологической готовности к началу дошкольного образования: _____________
  10. Социальная  характеристика семьи.  _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

18. Запрос родителей (в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида №___________________от  _________________________20    года).

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

II. МЕДИЦИНСКИЕ ДАННЫЕ  

 

  1. Общее состояние (причина инвалидности) _______________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

  1. Физическое развитие _________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

  1. Неврология__________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

  1. Зрение ______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

  1. Слух _______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

  1. Опорно-двигательный аппарат __________________________________________________

_______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

  1. Диагноз психиатра ____________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

  1. Диагноз логопеда _____________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

  1. Данные о текущем лечении______________________________________________________

     10.Диспансерное наблюдение врачей специалистов____________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

III. ИНФОРМАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

 

Прохождение ПМПК :

 

первичное обследование

повторное обследование

каждые 2 года

 

 

 

число, месяц, год

число, месяц, год

число, месяц, год

 

 

 

Заключение ПМПК

№                    протокола

Заключение ПМПК

№                  протокола

Заключение ПМПК

№               протокола

 

 

 

 

ГРУППА СОПРОВОЖДЕНИЯ. 

   

1. Старший воспитатель                                       5. Воспитатели группы

2. Учитель - дефектолог                                       6. Педагог - психолог

      3. Учитель-логопед                                               7. Мед. работник

      4. Музыкальный руководитель                            8. Сопровождающий /тьютор  

 

КОНСИЛИУМЫ

Группа

 

 

 

 

Год

20   /    

20    /      

20    /      

20    /      

Дата

 

 

 

 

Рекомендации  ПМПк ДОУ

_____________

_____________

_____________

_____________

 

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

_____________

Динамика развития

 

 

 

 

Успешность  усвоения АООП ДО  

 

 

 

 

Мониторинг индивидуального развития

 

 

 

 

 

  1. Рекомендации профильных специалистов. 

 

Учитель – дефектолог

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Педагог-психолог

 

Потенциальные возможности обучения по программе, состояние эмоционально-волевой сферы, мотивация обучения. Гипотеза причины нарушения обучения. Рекомендации педагогам, родителям.

__________________________________________________________________

_______________________________________________________________

__________________________________________________________________

_______________________________________________________________

 

Учитель-логопед  

Структура и степень нарушения речи._______________________________________________________________ __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

_______________________________________________________________

 

Воспитатели

Гипотеза причины нарушения обучения и воспитания. Возможные причины кризисного состояния.

_______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________

_______________________________________________________________

 _________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Музыкальный руководитель

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

_______________________________________________________________

 

Медицинский блок

 

 

_______________________________________________________________ _______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сопровождающий/тьютор

_________________________________________________________________________________________________________________________________

 

  1. План работы - алгоритм ведения сопровождения.

Этапы реализации индивидуального образовательного маршрута

I.   Подготовительный этап.

  1. Наличие у воспитанника направления в МДОУ и заключения ПМПК  с рекомендацией.
  2. Выяснение причин кризисного состояния. 
  3. Выявление ресурсов и потребностей семьи, возможностей МДОУ в реализации ИОМ. 
  4. Формирование команды сопровождения.

II. Составление ИОМ.

  • Проводится коллегиально и утверждается на ПМП консилиуме МДОУ, при учете ИПР; 
  • Диагностика и обследование проводится ПМПК консилиумом МДОУ; 
  • Ответственного за ведение документации и реализацию маршрута назначают на первичном заседании ПМПк; 

 

Мероприятия:

  1. Программы обучения и воспитания: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  
  2. Специальные условия в организации обучения и воспитания (использование здоровьесберегающих технологий, лечебно – охранительный режим, дозирование учебновоспитательной нагрузки);_______________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. Медикаментозное лечение, наблюдение; (выписка из амбулаторной карты) __________________________________________________________________________
  4. Работа с родителями, социальным окружением. Организация условий в семье для реализации дошкольного образовательного маршрута. Консультирование родителей (лиц их заменяющих), психолого-педагогическая помощь; консультирование по телефону (на сайте учреждения в разделе «вопрос-ответ») 

III. Результаты работы.

      Рекомендации для дальнейшего сопровождения учебно-воспитательного процесса.

1.Систематическое         психолого-медико-педагогическое         сопровождение         по         всем направлениям деятельности.

2.Отслеживание динамики развития и успешности усвоения адаптированной дошкольной образовательной программы.  

3.Своевременная корректировка индивидуального образовательного маршрута и определенных психолого-педагогических мероприятий при отсутствии или недостаточной динамики развития и коррекции.

4.Система работы с организацией промежуточных консилиумов.

5.Анализ всех проводимых консилиумов.        

4. Основные особенности развития ребенка 

По результатам психолого – педагогического обследования  обнаружено следующее: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Развитие ручной моторики:

     ведущая рука_______________________________________________________________________

захват двумя пальцами мелких предметов_______________________________________________

проведение прямых линий____________________________________________________________

проведение линий между двумя линиями_______________________________________________

изображение предметов в рисунке_____________________________________________________

шнурование, расстегивание, застегивание_______________________________________________

координация движений пальцев рук____________________________________________________

  1. Сенсорное развитие.
  1. Развитие зрительного восприятия:

цвет_____________________________________________________________________________

форма____________________________________________________________________________

величина_________________________________________________________________________

соотнесение объемных и плоскостных фигур__________________________________________

складывание пирамиды____________________________________________________________

складывание матрешки_____________________________________________________________

разрезная картинка________________________________________________________________

способы ориентировки_____________________________________________________________

  1. Сформированность пространственных представлений:

ориентировка на себе_____________________________________________________________

ориентировка в помещении________________________________________________________

ориентировка на улице____________________________________________________________

ориентировка на листе бумаги______________________________________________________

  1. Знание пространственных направлений:

верх-низ________________________________________________________________________

вперед-назад____________________________________________________________________

лево-право______________________________________________________________________

далеко-близко___________________________________________________________________

  1. Развитие слухового восприятия:

различение бытовых и музыкальных звуков__________________________________________

ритмический рисунок_____________________________________________________________

  1. Развитие тактильно – двигательного восприятия:

обследование предметов__________________________________________________________

определение предметов на ощупь__________________________________________________

  1. Формирование мышления:

классификация__________________________________________________________________

сравнение______________________________________________________________________

понимание и использование обобщающих слов______________________________________

3(4)-ый лишний_________________________________________________________________

решение проблемно – практических задач___________________________________________

     выявление причинно – следственных связей_________________________________________

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

  1. Особенности развития психических процессов:
  1. Зрительная память:

запоминание_______________________________________________________________________

воспроизведение___________________________________________________________________

  1. Слуховая память:

Запоминание_______________________________________________________________________

Воспроизведение___________________________________________________________________

  1. Произвольное внимание:

Объем____________________________________________________________________________

Устойчивость______________________________________________________________________

  1. Формирование элементарных количественных представлений:

определение количественного состава групп предметов__________________________________

сравнение двух предметов___________________________________________________________

пересчет предметов_________________________________________________________________

уравнивание двух групп предметов____________________________________________________

знание цифр_______________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

  1. Игровая деятельность:

игровые интересы___________________________________________________________________

сюжетно – отобразительные действия__________________________________________________

роль в сюжетно – ролевых играх______________________________________________________

поддержание диалога_______________________________________________________________

действия с игрушками_______________________________________________________________

действия со сверстниками____________________________________________________________

  1. Конструирование:

самостоятельное конструирование____________________________________________________

обыгрывание построек______________________________________________________________

анализ образца_____________________________________________________________________

  1. Представления о себе и окружающем.

объем знаний и сведений об окружающем мире_________________________________________

__________________________________________________________________________________

8.1.Сформированность временных представлений:

времена года_______________________________________________________________________

время суток________________________________________________________________________

дни недели________________________________________________________________________

месяцы года_______________________________________________________________________

сегодня-завтра-вчера________________________________________________________________

8.2. Представления о микросоциальном окружении:

узнавание и называние близких_______________________________________________________

знание связей между близкими_______________________________________________________

узнавание и называние  педагогов ____________________________________________________

8.3.Представления о макросоциальном окружении:

называние адреса проживания________________________________________________________

знание города проживания___________________________________________________________

знание страны проживания___________________________________________________________

  1. Речевое развитие:

фразовая речь______________________________________________________________________

пересказ сказок_________________________________________________________________

заучивание стихов______________________________________________________________

составление рассказов по картине (серии картин)_____________________________________

наличие эхолалий______________________________________________________________

принятие помощи взрослого_____________________________________________________

использование речи в быту_______________________________________________________

ЗАКЛЮЧЕНИЕ УЧИТЕЛЯ -ЛОГОПЕДА____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Эмоционально – волевая сфера:

эмоциональное состояние________________________________________________________

социальные контакты с детьми___________________________________________________

социальные контакты со взрослыми_______________________________________________

отношение к деятельности_______________________________________________________

принятие помощи______________________________________________________________

ЗАКЮЧЕНИЕ ПЕДАГОГА- ПСИХОЛОГА_______________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Долгосрочная цель сопровождения _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Срок реализации индивидуального маршрута____________________________________ 

  1. ПОСТРОЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ

ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА

РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА, РЕБЕНКА С ОВЗ

Основные задачи 

Педагоги

Направления работы 

 

1 этап –диагностика, обучение и воспитание ребенка-инвалида (ОВЗ):

 1

Выявление запросов семьи на образовательные услуги

анкетирование и опрос родителей

 2

Комплексное обследование и диагностика уровня развития ребенка-инвалида, ОВЗ

Учитель – дефектолог, Педагог-психолог, Учитель-логопед, воспитатели

обследование особенностей и уровня развития ребенка-инвалида, ребенка с ОВЗ

 3

Определение задач коррекционной психолого-педагогической работы и разработка индивидуальной образовательной программы

Учитель – дефектолог, Педагог-психолог, Учитель-логопед, воспитатели, члены ПМПк

 4

Разработка индивидуальной программы ребенка - инвалида (ОВЗ)

Члены ПМПК консилиума ДОУ

  • составление индивидуального образовательного маршрута
  • реализация индивидуальной образовательной программы

 

 5

Разработка программы и плана взаимодействия с семьей ребенка-инвалида (ОВЗ)

Члены ПМП консилиума ДОУ

комплексное изучение семьи и составление социального паспорта семьи

 6

Первичная социализация ребенка инвалида со взрослым – педагогом

работа по развитию первичных коммуникативных умений и навыков

 7

Сохранение и укрепление здоровья ребенка-инвалида, (ОВЗ)

Медработники, учитель-дефектолог, воспитатели

  • психолого- медико - педагогическое сопровождение семьи ребенка-инвалида, (ОВЗ)
  • медицинское сопровождение

 

2 этап – этап обучения и воспитания ребенка-инвалида (ОВЗ)

8

Определение задач коррекционной психолого-педагогической работы и корректировка индивидуальной образовательной программы

Учитель – дефектолог, педагог-психолог, воспитатели, учитель - логопед

коррекционно-развивающая работа  на основании индивидуальной образовательной программы

 

 9

Подбор технологий социализации в условиях группы, осуществление социализации.

Воспитатели

развивающая адаптационная работа по программе АООП

10

Разработка  плана взаимодействия с семьей ребенка-инвалида

Ст. воспитатель, учитель – дефектолог,

Педагог-психолог, Учитель-логопед,

педагог, члены

ПМПк

проведение методических мероприятий для задействованных педагогов

11

Сохранение и укрепление здоровья ребенка -    инвалида (ОВЗ)

 Инструктор по ЛФК, по физической культуре (центр-реабилитации)

медико-психолого-педагогическое сопровождение ребенка-инвалида  (ОВЗ) по плану

 

3 этап – этап индивидуального обучения и воспитания ребенка-инвалида (ОВЗ)

12

 Подбор технологий социализации в условиях функционирующей группы

Учитель – дефектолог, Педагог-психолог, Учитель-логопед,

воспитатели, члены

ПМПк

корректировка и  реализация индивидуальной образовательной программы 

13

 Определение задач коррекционной психолого-педагогической работы и корректировка индивидуальной образовательной программы

 Учитель – дефектолог, Педагог-психолог, Учитель-логопед,

воспитатели, музыкальный руководитель

 14

 Разработка плана взаимодействия с семьей ребенка-инвалида

 

Ст. воспитатель, учитель – дефектолог,

Педагог-психолог, Учитель-логопед,

педагог, члены

ПМПк

 

 15

Сохранение и укрепление здоровья ребенка - инвалида

мед.работники

 

4 этап – итоговый

16

Определение задач коррекционной психолого-педагогической работы и корректировка индивидуальной образовательной программы

 

 старший воспитатель,

Учитель – дефектолог, педагог-психолог, воспитатели, учитель - логопед

корректировка в зависимости от варианта продолжения образования, выбранного семьей ребенка-инвалида (ОВЗ) и реализация индивидуальной образовательной программы

 17

Определение задач коррекционной психолого-педагогической работы и корректировка индивидуальной образовательной программы по подготовке ребенка-инвалида к школе

Учитель – дефектолог, педагог-психолог, воспитатели, учитель - логопед

индивидуальные и групповые занятия на развитие школьно-значимых функций

формирование психологической и социальной готовности ребенка-инвалида к школе 

18

Координация работы с семьей ребенка-инвалида

Ст. воспитатель, учитель – дефектолог,

Педагог-психолог, Учитель-логопед,

педагог, члены

ПМПк

медико-психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка-инвалида по плану

19

Проведение мероприятий, направленных на взаимное принятие и сплочение всех участников группы (дети-родители дальнейшая социализация ребенка - инвалида (ОВЗ) в макросреде)

 Ст. воспитатель, учитель – дефектолог,

Педагог-психолог, Учитель-логопед,

педагог, члены

ПМПк

установление связи с социальным окружением и включение ребенка - инвалида, ОВЗ в социум

20

Определение дальнейшего образовательного маршрута ребенка-инвалида, ОВЗ (родители

– ребенок – ДОУ – школа)

Ст. воспитатель

Педагог-психолог, Учитель-логопед,

педагог, члены

ПМПк

организационное взаимодействие со школой по организации преемственности

определение оптимального продолжения образовательного маршрута 

21

Сохранение и укрепление здоровья ребенка-инвалида

 Медработники, Инструктор по физ культуре (центр реабилитации)

 

  1. Организация образовательной деятельности (образец)

Социально-коммуникативное развитие:

- учить первичным способам усвоения общественного опыта (совместные действия ребёнка со взрослыми в предметной и предметно-игровой ситуациях, подражание действиям взрослого, ребенка);

-учить откликаться на своё имя в разных учебно-игровых ситуациях;

-учить находиться рядом с детьми при выполнении разных режимных моментов и в свободной игровой деятельности;

- формировать фиксацию взора на яркой и озвученной игрушке и действиях с ней;

- формировать потребность  эмоционально – личностного контакта со взрослым;

- учить воспроизводить указательный жест рукой и указательным пальцем;

- учить показывать по называнию взрослым части своего тела; показывать на лице глаза, нос, рот, щеки, на голове – уши, волосы.

- учить пользоваться рукой, как средством коммуникации (просить о помощи, здороваться, прощаться);

-учить узнавать себя в зеркале, на фотографии.

Формирование игровой деятельности:

  Обучение игре 

- учить брать и ставить предметы на место;

- учить использовать игрушки по функциональному назначению;

- учить выполнять знакомые действия с предметами по подражанию, частично совместно с педагогом (заводить юлу, нагружать,  разгружать машину, катать коляску, ставить некоторые предметы посуды на кукольный стол, строить башню из кубиков, дорожки из строительного материала, мозаики);

- учить выражать положительное эмоциональное отношение к кукле;

- продолжать учить не совершать деструктивные действия с игрушками.

Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания:

- учить мыть и вытирать руки в соответствии с алгоритмом;

- учить снимать и вешать на место своё полотенце;

- учить  застёгивать большие пуговицы;

- учить застёгивать застёжку-молнию с частичной помощью;

- учить развешивать вещи на стульчик;

- учить пользоваться салфеткой;

- учить правильно сидеть на стуле в процессе всего приёма пищи;

- учить проситься в туалет, указывая жестом;

Физическое развитие (физическое здоровье):

-  учить выполнять элементарные движения  и действия по подражанию,  с помощью педагога;

-  обучать элементарным  правилам подвижных игр;

- учить бросать мяч по мишени по подражанию педагогу, частично сопряжённо с педагогом ;

- учить ловить, бросать и прокатывать мяч среднего размера по подражанию, частично сопряжённо с педагогом;

- учить прыгать на двух ногах с поддержкой педагога;

- учить ползать по гимнастической скамейке, по дорожке, подлезать под дугу по подражанию педагогу;

- учить ходить и бегать стайкой за педагогом.

Познавательное развитие:

   Сенсорное воспитание:

- учить воспринимать отдельные предметы, выделяя их из общего фона по просьбе взрослого («возьми чашку», «покажи, где стул»);

- учить соотносить предметы с их изображением;

- учить сличать парные предметы и картинки;

- учить воспринимать величину предметов (большой, маленький);

- учить сличать геометрические фигуры;

- учить выбирать геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник);

- учить различать объёмные  формы – кубик, шар;

- знакомить с названиями цветов (красный, жёлтый);

- учить сличать основные цвета и некоторые оттенки;

- учить складывать разрезную предметную картинку из 5- 6 частей;

- учить группировать предметы по одному заданному признаку (цвет, форма, величина);

- учить дифференцировано реагировать на звучание 4 музыкальных инструментов (бубен, погремушка, музыкальный молоток, барабан).

Формирование мышления:

- формировать простые целенаправленные действия с предметами («кати мяч», «покачай куклу»);

- учить выполнять действия с предметами, имеющими фиксированное назначение: чашка, ложка, стул, карандаш;

- учить пользоваться предметами-орудиями для решения проблемно-практических задач.

Формирование количественных представлений:

- учить составлять группы из одинаковых предметов;

- учить выделять один и много предметов из группы;

- учить соотносить количество 1 и 2 с количеством пальцев.

  Ознакомление с окружающим:

- знакомить с  животными  и частями их  тела  (туловище, голова, уши, глаза, хвост, лапы; как голос подаёт);

- учить узнавать отдельные фрукты и овощи;

- учить узнавать некоторые игрушки, мебель, посуду.

- знакомить с некоторыми предметами и деталями одежды;

- учить адекватно вести себя в знакомых ситуациях на прогулке, в группе.

Развитие ручной и мелкой моторики:

- учить нанизывать на шнурок крупные бусины;

- учить выполнять действия  с крупной шнуровкой;

- учить выполнять движения кистями и пальцами  рук по подражанию действиям взрослого;

- учить захватывать предметы щепотью и двумя пальцами (указательным и большим);

- учить проводить плавную непрерывную линию (вертикально и горизонтально), не отрывая карандаш от бумаги;

- учить откручивать детали игрушек, конструктора;

- учить выкладывать детали крупной мозаики в пазы и вставлять детали мелкой мозаики в отверстия, образуя ряд. 

  Речевое развитие: 

 - учить выполнять действия по простейшей речевой инструкции (дай, сиди,  возьми, на...);

- учить выполнять простые игровые  действия, соответствующие  тексту знакомых стихотворений, потешек;

- учить слушать адаптированные тексты, рассматривать иллюстрации к ним, узнавать и показывать знакомых героев;

- учить воспроизводить некоторые знакомые звукоподражания и слова («гав», «дай», «на»).

Художественно-эстетическое развитие:

Лепка:

- учить сидеть за столом  в процессе выполнения работы;

- учить присоединять к основе (картон) готовые детали, плотно прижимая пальцами сопряжённо с педагогом;

- учить лепить предметы округлой и овальной формы по подражанию и с помощью педагога;

- учить приёмам сплющивания, размазывания, отщипывания, вдавливания сопряжённо с педагогом.

 Аппликация:

- учить наблюдать за аппликационными действиями взрослого и выполнять действия совместно с педагогом;

- учить наклеивать простые заготовки  с помощью педагога (наносить клей, переворачивать заготовку);

- учить выполнять аппликацию из двух частей с помощью педагога.

Рисование:

- учить правильно удерживать  кисть (карандаш, фломастер, восковой мелок), целенаправленно закрашивая рисунок;

- учить закрашивать контур предмета различными изобразительными материалами (краски, фломастер, карандаш, восковые мелки);

- учить подбирать цвет краски в соответствии с цветом контура предмета.

Конструирование 

- учить создавать простейшие постройки (башня, ворота, дом) по  подражанию педагогу;

- учить выкладывать из счётных палочек простые  изображения способом наложения на образец (заборчик, ёлочка, домик, дорожка).

- учить собирать макси-пазлы из 25 частей.

 Развитие музыкально-ритмических навыков:

- учить выполнять движения под музыку сопряжено со взрослым, а затем по показу;    

- учить двигаться со звучанием музыки и останавливаться с её окончанием;

- развивать микромоторику пальцев рук;

- учить извлекать звуки из музыкальных инструментов (колокольчик, погремушка, барабан);

- вовлекать в хороводные игры с детьми.

- учить правильно переносить свой стул на указанное педагогом место;

- закрепить умение самостоятельно снимать и надевать отдельные предметы одежды (колготки, плавки, носки, шапку, штаны), обувь.

  1. Содержательный раздел

В начале года

В середине года

В конце года

Социально-коммуникативное  развитие

Демонстрация эмоциональной, мимической реакции на ласковое обращение знакомого взрослого.

Давать позитивное двигательное подкрепление эмоциональной реакции;

Давать положительный эмоциональный отклик на появление близких взрослых (матери, отца, бабушки, дедушки);

Понимание указательного жеста руки  и указательного пальца взрослого, поворачивать голову в указанном направлении;

Демонстрировать готовность к совместным действиям со взрослым:

-  принимать помощь взрослого,

-  разрешать дотрагиваться до своих рук,

-  принимать поглаживание по голове,

Выполнять со взрослыми совместные действия (мытье рук пользование ложкой, рисование мелом, рисование карандашом, раскатывание теста и т.д.)

Фиксировать взгляд на яркой звучащей игрушке и во время действия с ней,

Прослеживать  перемещение игрушки по горизонтали   на расстояние до 30 см;

Прослеживать  перемещение игрушки по вертикали на расстояние до 30 см;

Откликаться на свое имя

 Называть свое имя,

Узнавать себя в зеркале,

Узнавать себя на индивидуальной фотографии

 Положительно реагировать на приход в группу воспитателя  и взаимодействовать с ним;

Положительно реагировать на одного из сверстников ( друга, подругу),  выделять его среди других  детей;

Находиться рядом, не причиняя друг другу вреда и не создавая дискомфорта;

Выполнять предметно-игровые  действия с игрушками и предметами из ближайшего окружения

Выполнять по речевой инструкции 3-4 элементарных действия игрушками.

Обучение игре

Проявлять эмоциональный интерес к игрушкам и действиям с ними;

Выполнять предметно-игровые действия, играя рядом со сверстниками, не мешая другим;

Не совершать неадекватные действия с куклой и машиной;

Выражать положительное эмоциональное отношение к кукле;

По просьбе взрослого производить с игрушками знакомые игровые действия - кормить куклу, катать в коляске;

Нагружать в машинку игрушки,  перевозить их.

Культурно-гигиенические навыки

Проситься на горшок;

Самостоятельно спускать штанишки и садиться на горшок;

Не выходить из туалета со спущенными колготками, штанами;

Мыть руки;

Пользоваться своим полотенцем;

Самостоятельно вытирать руки;

Садиться за стол на свое место;

Не есть руками;

Не пить из тарелки;

Не наполнять ложку руками;

Вытирать рот и руки салфеткой;

Не выходить из-за стола, не окончив еды;

Знать свой шкафчик для одежды;

Снимать колготки самостоятельно;

Надевать колготки с помощью воспитателя или няни;

Самостоятельно снимать и надевать их с помощью воспитателя или няни;

Самостоятельно снимать и надевать штаны, рейтузы,

Самостоятельно снимать и надевать шапку, обувь;

Аккуратно складывать одежду на стул, ставить обувь на место;

Пользоваться помощью взрослого

Благодарить за оказанную помощь

Речевое развитие

Пользоваться невербальными формами коммуникации;

Пользоваться указательным жестом, согласуя движения глаза и руки;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Проявлять интерес к окружающему:

- людям,

-  действиям с игрушками и предметами

Рассказывать об окружающем;

Слушать и проявлять интерес к речевым высказыванием взрослых:

- рассказам,

- стихам,

- потешкам,

- песенкам.

Воспроизводить знакомые звукоподражания,

Воспроизводить лепетные слова и усеченные фразы;

Выполнять действия по простым речевым инструкциям,

Отвечать на простые вопросы:

- о себе,

- ближайшем окружении.

Познавательное развитие

Сенсорное развитие

Воспринимать отдельные предметы из общего фона, выделяя их по просьбе взрослого: «Возьми чашку», «Дай пирамидку», «Покажи, где стульчик»;

Различать свойства и качества предметов:

- мокрый – сухой,

- большой – маленький,

- сладкий – горький,

- горячий – холодный.

Воспроизводить в отраженной речи некоторые знакомые свойства и качества предметов:

- большой – маленький,

- горячий – холодный,

- кубик – шарик.

Сличать два основных цвета (красный, желтый): «Покажи, где такой кубик»;

Дифференцированно реагировать на звучание определённых музыкальных инструментов (выбор из трёх);

Складывать разрезную картинку из двух частей;

Учитывать знакомые свойства предметов в предметно-практической и игровой деятельности (шарик катится,  кубик стоит, не катится, большой домик для большой матрешки, маленький – для маленькой.

Дифференцировать звукоподражание («Кто тебя позвал?»: выбор из двух – трех предметов или картинок).

Конструирование

Положительно относиться к процессу и результатам конструирования;

Узнавать и называть знакомые постройки и конструкций;

Создавать простейшие постройки и конструкции;

Создавать простейшие постройки из строительного материала;

Создавать простейшие постройки из палочек;

Проявлять интерес к выполнению коллективных построек

Совместной игре с ними;

Создавать поделки и конструкции в разных условиях – на полу и на столе;

Понимать слова, используемые педагогом при создании конструкций, - возьми, поставь, принеси, кубик, кирпичик, палочка, дорожка, лесенка, ворота, гараж, заборчик;

Играть, используя знакомые постройки.

Ознакомление с окружающим

Называть свое имя

Отвечать на вопрос: «Ты мальчик или девочка?»

Показывать части тела и лица, отвечая на вопрос: «Покажи, чем ты ходишь», «Покажи, чем смотришь», «Чем ты слушаешь?»;

Показывать на фотографии (выделив из трех)

- себя

- маму

- папу

Показывать или называть отдельные предметы

- одежды,

- посуды,

- игрушки

Узнавать реальных и изображенных на картинках знакомых

- животных,

-  птиц

Отвечать на вопрос, указывая жестом или словом  (где солнышко, дом, машина, вода, дерево).

Художественно-эстетическое развитие

Лепка

Активно реагировать на предложение взрослого полепить;

Соотносить лепные поделки с реальными предметами;

Лепить по просьбе взрослого знакомые предметы, и прямыми движениями (колбаску, баранку).

Раскатывая пластилин между ладонями круговыми (колобок).

Положительно относиться к результатам своей работы;

Аппликация

Адекватно реагировать на предложение выполнить аппликацию, состоящую из одного предмета;

Наклеивать заготовку

Соотносить аппликацию с реальными объектами;

Положительно относиться к результатам своей работы.

Рисование

Адекватно реагировать на предложение взрослого порисовать,

Изображать знакомые предметы;

Обследовать предмет перед рисованием,

Обводить по контуру;

Проводить прямые линии,

Проводить прерывистые линии,

Проводить волнистые линии,

Закругленные линии различными изобразительными   средствами;

Соотносить рисунки с реальными объектами, называть их;

Положительно относиться к результатам своей работы.

Музыкальное воспитание

Различать знакомые музыкальные произведения,

 Эмоционально реагировать действием, жестом и словом на звучание знакомой мелодии (выбор из двух);

Узнавать знакомые мелодии;

Прислушиваться к словам песен;

Подпевать отдельные слова и слоги песен;

Выполнять простейшие танцевальные движения под музыку (ходить, бегать);

Сотрудничать со сверстниками в процессе совместных художественно-эстетических видов деятельности;

Участвовать в коллективной досуговой деятельности.

Физическое развитие

Смотреть на взрослого, поворачиваться к нему лицом, когда он говорит

Тихо входить в спортивный зал и строится в шеренгу, ориентируясь на опору – стену, веревку, ленту, палку

Выполнять движения по подражанию взрослому

Бросать мяч по мишени

Ходить стайкой за воспитателем

Ходить друг за другом, держась за веревку рукой

Ходить по дорожке и следам

Спрыгивать с доски

Ползать по ковровой дорожке, доске, наклонной доске

Проползать под верёвкой

Проползать под скамейкой

Переворачиваться из положения лежа на спине в положение лежа на животе

Критерии оценивания:

+   выполняет      

#  с помощью педагога

-   не выполняет

План работы с родителями на ….. – ….. учебный год группы (образец)

№ п/п

Содержание

деятельности

Срок исполнения

Ответственный исполнитель

1.

Индивидуальные консультации «Адаптация ребенка в детском саду»

Сентябрь

2.

Оформление наглядно-информационных материалов «Наши правила!»

Сентябрь

3.

Проведение практических занятий для обучения родителей приемам коррекционно-развивающей работы с ребенком в домашних условиях

В течение года

4.

Групповые собрания «Роль родителей в реализации АООП и АОП »  

Сентябрь

5.

Участие в выставке поделок из природного материала «Осень золотая»

Октябрь

6.

Общее родительское собрание – круглый стол  «Успех семейного воспитания»

Ноябрь  

7.

Участие в совместных мероприятиях, посвященных Дню Матери

Ноябрь  

8.

Участие в выставке совместных детско-взрослых творческих работ «Зимушка-зима чудеса нам принесла»

Декабрь  

9.

Оформление наглядно-информационных материалов «Частоболеющий ребенок»

Декабрь

10.

Индивидуальные беседы по результатам коррекционно-педагогической работы с детьми

Январь

11.

Оформление наглядно-информационных материалов «Как организовать выходной с ребенком»

Январь

12.

Групповые собрания «Социальное партнерство семьи и ДОУ как необходимое условие социализации дошкольника»

Январь

13.

Оформление наглядно-информационных материалов  «Безопасность ребенка зимой»

Январь

14.

Консультация «Профилактика гриппа и ОРВИ»

Февраль

15.

Участие в выставке совместных детско-взрослых творческих работ « Защитникам Родины нашей»

Февраль

16.

Общее родительское собрание – «Социализация дошкольника – путь к успешному обучению в школе»

Март

17.

Подготовка и оформление фотовыставки  «Моя любимая мамочка»

Март

18.

День открытых дверей

Апрель

19.

Участие в выставке совместных детско-взрослых творческих работ «Умелые руки, не знают скуки!»

Апрель

20.

Анкетирование родителей

«Удовлетворенность родителей качеством образовательных услуг ДОУ»

Апрель

21.

Групповые собрания – «Итоги работы за учебный год»

Май

22.

Оформление наглядно-информационных материалов  «Безопасное лето вашего ребенка»

Май

Индивидуальный учебный план (на неделю)

Вид деятельности

Количество занятий в неделю

Примечание

Фронтальные занятия (учитель-дефектолог, воспитатель)

5

Ежедневно

Индивидуальные занятия учителя-дефектолога

2

Индивидуальные занятия воспитателя

2

Индивидуальные занятия педагога-психолога

1

Индивидуальные занятия учителя-логопеда

2

Индивидуальные занятия музыкального руководителя

1

Особенности организации развивающей

 предметно-пространственной среды группы (образец)

Развивающая среда в группе построена с учетом требований ФГОС дошкольного образования и адаптированной образовательной программы ДОУ.
При организации развивающей предметно-пространственной среды учтены принципы ее построения. Предметно-пространственная среда во всех группах безопасна: мебель и крупное игровое оборудование закреплены, не имеют дефектов, их расстановка в группе рациональна.

Доступность среды обусловлена возрастными и индивидуально-типологическими особенностями воспитанников. Игровое оборудование, материалы и игрушки находятся в свободном доступе. Пособия для индивидуальной работы и инструменты, требующие особого обращения (ножницы, стеки, мелкие и хрупкие предметы) находятся в закрытых нишах с условными обозначениями.

Среда полифункциональна и трансформируема. В группе предусмотрено зонирование для всех видов деятельности: познавательной, игровой, художественно-творческой, театрализованной, конструктивной, двигательной, трудовой. Наполняемость центров соответствует возрастным потребностям детей.

Учитывая важность социального развития дошкольников, в группе организованы уголки сюжетно-ролевой игры «Семья». В группе имеется необходимое оборудование для организации предметно-игровой деятельности.

Для организации художественно-творческой деятельности детей в группе имеется необходимое оборудование (ножницы, краски, кисти, клей, пластилин, бумага и картон, бросовый материал, подставки, салфетки и т.д.), которое используется на занятиях, а так же в свободной деятельности по требованию детей и под руководством педагогов. Для самостоятельной творческой деятельности детей центр изобразительного искусства содержит материалы для рисования (бумага, краски, цветные карандаши, трафареты, книжки-раскраски), образцы детских работ.

В группе имеется дидактическая кукла с набором одежды по сезонам. Игротека пополнены разнообразными авторскими играми и пособиями на развитие сенсорных представлений, мышления, памяти и внимания.

Зона конструктивных игр отличается доступностью и удобством расположения, содержит машины разных размеров, разнообразный строительный материал, разные виды конструкторов.

Книжный уголок отличаются разнообразием и содержательностью материала. Детская литература подобрана в соответствие с возрастом и программными требованиями. В группе помимо традиционной художественной литературы имеются подборки разнообразных музыкальных детских книг.

Для организации разных видов двигательной активности детей и проведения закаливающих процедур, в группе организован спортивный центр, в котором имеются предметы физкультурного и спортивно-игрового оборудования и инвентаря, позволяющие более полно удовлетворить двигательные потребности каждого ребёнка, стимулировать самостоятельную двигательную активность. Пособия для закаливающих процедур представлены разнообразными массажёрами.

В группе имеется уголок уединения, с этой целью используется часть спального пространства группы.

Все помещения группы оформлены эстетично и педагогически целесообразно. В дизайне использованы фотографии различной тематики, плакаты по лексическим темам и основам безопасной жизнедеятельности, детские работы. Характерным является многофункциональное использование помещений.

Методическое обеспечение  (образец)

  1. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. - М.: Просвещение, 2003.
  2. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта: Методические рекомендации. - М.: Просвещение, 2009.
  3. Е. и С. Железновы Музыка с мамой:  Аудиопрограмма для общего и музыкального развития малышей от 0 до в лет. - М.: издательство детских образовательных программ «ВЕСТЬ-ТДМ», 2007.
  4. Е. и С. Железновы Музыкальные обучалочки: Серия аудиодисков. - М.: издательство детских образовательных программ «ВЕСТЬ-ТДМ», 2007 – 2010.
  5. Пензулаева  Л.И. Физкультурные занятия с детьми 3-4 лет. - М.: Просвещение, 1988

Программу составили:

Старший воспитатель__________________

Учитель-дефектолог __________________

Учитель – логопед____________________

Педагог – психолог___________________

Музыкальный руководитель ___________

Воспитатель _________________________  

            Воспитатель_________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование индивидуального образовательного маршрута как средство социализации ребенка

Данный материал содержит рекомендации по проектированию и  разработке индивидуального образовательного маршрута. Раскрывает подход к образованию детей с особыми образовательными потребностями. Бу...

Индивидуальная образовательная программа для ребенка-инвалида

        ч. 1 ст. 79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273 (далее – Федеральный закон "Об образовании в Российс...

Индивидуальный образовательный маршрут и мониторинг развития ребенка с речевыми нарушениями.

Составление индивидуального образовательного маршрута и мониторинг развития ребенка с использованием конструктора КИМП....

Индивидуальная образовательная программа для ребенка-инвалида с РАС и интеллектуальной недостаточностью.

Программа составлена с учетом специфических особенностей моторно-двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного развития ребенка с РАС и ИН; ве...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА И РЕБЕНКА С ОВЗ В ДОУ

Муниципальное  казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» №17...

Индивидуальный образовательный маршрут развития и обучения ребенка с синдромом Дауна. 2020 – 2021 г. (Реализация индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей ребенка-инвалида с

Индивидуальный образовательный маршрут развития и обучения ребенкас синдромом Дауна.2020 – 2021 г. (Реализация индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовле...