Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка-инвалида, ребенка с ОВЗ
учебно-методический материал по коррекционной педагогике
Пример составления индивидуального маршрута на воспитанника ДОУ. Структура, содержание и особенности работы с детьми-инвалидами. План реализации при взаимодействии всех специалистов ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnyy_marshrut_shema_bazhenova.doc | 357 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 1 г. Пудожа Республики Карелия
186150, Республика Карелия, г. Пудож, ул. Садовая, д.17 тел. 8(81452) 5-10-45
Индивидуальный образовательный маршрут
для ребенка-инвалида, ребенка с ОВЗ __________________________________________________ __________________________________________________
группа________________________
"УТВЕРЖДАЮ"
Заведующий МКДОУ
__________Богданова М.А.
«____»____________ 20 г
Согласовано
______________ (ФИО родителя)
«____»____________ 20 г
Срок реализации:
____________________________________________________
____________________________________________________
г. Пудож
I. СВЕДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА
1.Ф.И.О. воспитанника___________________________________________________________
- Дата и место рождения ___________________________________________________________
- Социальный статус_______________________________________________________________
4. Социальная справка ______________________________________________________________
5. Адрес: по прописке ______________________________________________________________
по месту проживания ______________________________________________________________
Телефон__________________________________________________________________________ 6. Состав семьи ___________________________________________________________________
7. Сведения о родителях (законных представителях):
а) статус ________________________________________________________________________
ФИО матери __________________________________________________________________ год рождения __________________________________________________________________ образование ___________________________________________________________________
место работы, должность________________________________________________________
особые отметки ____________________________________________________________
б) статус _______________________________________________________________________ ФИО отца _______________________________________________________________________ год рождения ____________________________________________________________________ образование _____________________________________________________________________ место работы, должность___________________________________________________________ особые отметки __________________________________________________________________
- Другие родственники ___________________________________________________________
- Жилищные условия: ____________________________________________________________
- Материальная обеспеченность семьи: _____________________________________________
- Пребывание в других детских учреждениях: ________________________________________
- Дата поступления в МДОУ № 209: ________________________________________________
- Статус: «ребенок с ограниченными возможностями здоровья», ребенок - инвалид: от ________________г. основной диагноз______________________________________________ _______________________________________________________________________________
- № удостоверения по инвалидности______________ МСЭК №_________________________________ срок назначения_____________________ продление __________________________
- ИПР №______________________
- Оценка психологической готовности к началу дошкольного образования: _____________
- Социальная характеристика семьи. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
18. Запрос родителей (в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида №___________________от _________________________20 года).
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
II. МЕДИЦИНСКИЕ ДАННЫЕ
- Общее состояние (причина инвалидности) _______________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
- Физическое развитие _________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
- Неврология__________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
- Зрение ______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
- Слух _______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
- Опорно-двигательный аппарат __________________________________________________
_______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
- Диагноз психиатра ____________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
- Диагноз логопеда _____________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
- Данные о текущем лечении______________________________________________________
10.Диспансерное наблюдение врачей специалистов____________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
III. ИНФОРМАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Прохождение ПМПК :
первичное обследование | повторное обследование | каждые 2 года |
|
|
|
число, месяц, год | число, месяц, год | число, месяц, год |
|
|
|
Заключение ПМПК № протокола | Заключение ПМПК № протокола | Заключение ПМПК № протокола |
|
|
|
ГРУППА СОПРОВОЖДЕНИЯ.
1. Старший воспитатель 5. Воспитатели группы
2. Учитель - дефектолог 6. Педагог - психолог
3. Учитель-логопед 7. Мед. работник
4. Музыкальный руководитель 8. Сопровождающий /тьютор
КОНСИЛИУМЫ
Группа |
|
|
|
|
Год | 20 / | 20 / | 20 / | 20 / |
Дата |
|
|
|
|
Рекомендации ПМПк ДОУ | _____________ _____________ _____________ _____________
| _____________ _____________ _____________ _____________ | _____________ _____________ _____________ _____________ | _____________ _____________ _____________ _____________ |
Динамика развития |
|
|
|
|
Успешность усвоения АООП ДО |
|
|
|
|
Мониторинг индивидуального развития |
|
|
|
|
- Рекомендации профильных специалистов.
Учитель – дефектолог | ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Педагог-психолог
| Потенциальные возможности обучения по программе, состояние эмоционально-волевой сферы, мотивация обучения. Гипотеза причины нарушения обучения. Рекомендации педагогам, родителям. __________________________________________________________________ _______________________________________________________________ __________________________________________________________________ _______________________________________________________________
|
Учитель-логопед | Структура и степень нарушения речи._______________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ |
__________________________________________________________________ _______________________________________________________________
| |
Воспитатели | Гипотеза причины нарушения обучения и воспитания. Возможные причины кризисного состояния. _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _________________________________________________________________ __________________________________________________________________ |
Музыкальный руководитель | __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ _______________________________________________________________
|
Медицинский блок
| _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Сопровождающий/тьютор | _________________________________________________________________________________________________________________________________ |
- План работы - алгоритм ведения сопровождения.
Этапы реализации индивидуального образовательного маршрута
I. Подготовительный этап.
- Наличие у воспитанника направления в МДОУ и заключения ПМПК с рекомендацией.
- Выяснение причин кризисного состояния.
- Выявление ресурсов и потребностей семьи, возможностей МДОУ в реализации ИОМ.
- Формирование команды сопровождения.
II. Составление ИОМ.
- Проводится коллегиально и утверждается на ПМП консилиуме МДОУ, при учете ИПР;
- Диагностика и обследование проводится ПМПК консилиумом МДОУ;
- Ответственного за ведение документации и реализацию маршрута назначают на первичном заседании ПМПк;
Мероприятия:
- Программы обучения и воспитания: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Специальные условия в организации обучения и воспитания (использование здоровьесберегающих технологий, лечебно – охранительный режим, дозирование учебновоспитательной нагрузки);_______________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Медикаментозное лечение, наблюдение; (выписка из амбулаторной карты) __________________________________________________________________________
- Работа с родителями, социальным окружением. Организация условий в семье для реализации дошкольного образовательного маршрута. Консультирование родителей (лиц их заменяющих), психолого-педагогическая помощь; консультирование по телефону (на сайте учреждения в разделе «вопрос-ответ»)
III. Результаты работы.
Рекомендации для дальнейшего сопровождения учебно-воспитательного процесса.
1.Систематическое психолого-медико-педагогическое сопровождение по всем направлениям деятельности.
2.Отслеживание динамики развития и успешности усвоения адаптированной дошкольной образовательной программы.
3.Своевременная корректировка индивидуального образовательного маршрута и определенных психолого-педагогических мероприятий при отсутствии или недостаточной динамики развития и коррекции.
4.Система работы с организацией промежуточных консилиумов.
5.Анализ всех проводимых консилиумов.
4. Основные особенности развития ребенка
По результатам психолого – педагогического обследования обнаружено следующее: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Развитие ручной моторики:
ведущая рука_______________________________________________________________________
захват двумя пальцами мелких предметов_______________________________________________
проведение прямых линий____________________________________________________________
проведение линий между двумя линиями_______________________________________________
изображение предметов в рисунке_____________________________________________________
шнурование, расстегивание, застегивание_______________________________________________
координация движений пальцев рук____________________________________________________
- Сенсорное развитие.
- Развитие зрительного восприятия:
цвет_____________________________________________________________________________
форма____________________________________________________________________________
величина_________________________________________________________________________
соотнесение объемных и плоскостных фигур__________________________________________
складывание пирамиды____________________________________________________________
складывание матрешки_____________________________________________________________
разрезная картинка________________________________________________________________
способы ориентировки_____________________________________________________________
- Сформированность пространственных представлений:
ориентировка на себе_____________________________________________________________
ориентировка в помещении________________________________________________________
ориентировка на улице____________________________________________________________
ориентировка на листе бумаги______________________________________________________
- Знание пространственных направлений:
верх-низ________________________________________________________________________
вперед-назад____________________________________________________________________
лево-право______________________________________________________________________
далеко-близко___________________________________________________________________
- Развитие слухового восприятия:
различение бытовых и музыкальных звуков__________________________________________
ритмический рисунок_____________________________________________________________
- Развитие тактильно – двигательного восприятия:
обследование предметов__________________________________________________________
определение предметов на ощупь__________________________________________________
- Формирование мышления:
классификация__________________________________________________________________
сравнение______________________________________________________________________
понимание и использование обобщающих слов______________________________________
3(4)-ый лишний_________________________________________________________________
решение проблемно – практических задач___________________________________________
выявление причинно – следственных связей_________________________________________
- Особенности развития психических процессов:
- Зрительная память:
запоминание_______________________________________________________________________
воспроизведение___________________________________________________________________
- Слуховая память:
Запоминание_______________________________________________________________________
Воспроизведение___________________________________________________________________
- Произвольное внимание:
Объем____________________________________________________________________________
Устойчивость______________________________________________________________________
- Формирование элементарных количественных представлений:
определение количественного состава групп предметов__________________________________
сравнение двух предметов___________________________________________________________
пересчет предметов_________________________________________________________________
уравнивание двух групп предметов____________________________________________________
знание цифр_______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
- Игровая деятельность:
игровые интересы___________________________________________________________________
сюжетно – отобразительные действия__________________________________________________
роль в сюжетно – ролевых играх______________________________________________________
поддержание диалога_______________________________________________________________
действия с игрушками_______________________________________________________________
действия со сверстниками____________________________________________________________
- Конструирование:
самостоятельное конструирование____________________________________________________
обыгрывание построек______________________________________________________________
анализ образца_____________________________________________________________________
- Представления о себе и окружающем.
объем знаний и сведений об окружающем мире_________________________________________
__________________________________________________________________________________
8.1.Сформированность временных представлений:
времена года_______________________________________________________________________
время суток________________________________________________________________________
дни недели________________________________________________________________________
месяцы года_______________________________________________________________________
сегодня-завтра-вчера________________________________________________________________
8.2. Представления о микросоциальном окружении:
узнавание и называние близких_______________________________________________________
знание связей между близкими_______________________________________________________
узнавание и называние педагогов ____________________________________________________
8.3.Представления о макросоциальном окружении:
называние адреса проживания________________________________________________________
знание города проживания___________________________________________________________
знание страны проживания___________________________________________________________
- Речевое развитие:
фразовая речь______________________________________________________________________
пересказ сказок_________________________________________________________________
заучивание стихов______________________________________________________________
составление рассказов по картине (серии картин)_____________________________________
наличие эхолалий______________________________________________________________
принятие помощи взрослого_____________________________________________________
использование речи в быту_______________________________________________________
ЗАКЛЮЧЕНИЕ УЧИТЕЛЯ -ЛОГОПЕДА____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Эмоционально – волевая сфера:
эмоциональное состояние________________________________________________________
социальные контакты с детьми___________________________________________________
социальные контакты со взрослыми_______________________________________________
отношение к деятельности_______________________________________________________
принятие помощи______________________________________________________________
ЗАКЮЧЕНИЕ ПЕДАГОГА- ПСИХОЛОГА_______________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Долгосрочная цель сопровождения _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Срок реализации индивидуального маршрута____________________________________
- ПОСТРОЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ
ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА
РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА, РЕБЕНКА С ОВЗ
№ | Основные задачи | Педагоги | Направления работы |
| 1 этап –диагностика, обучение и воспитание ребенка-инвалида (ОВЗ): | ||
1 | Выявление запросов семьи на образовательные услуги | анкетирование и опрос родителей | |
2 | Комплексное обследование и диагностика уровня развития ребенка-инвалида, ОВЗ | Учитель – дефектолог, Педагог-психолог, Учитель-логопед, воспитатели | обследование особенностей и уровня развития ребенка-инвалида, ребенка с ОВЗ |
3 | Определение задач коррекционной психолого-педагогической работы и разработка индивидуальной образовательной программы | Учитель – дефектолог, Педагог-психолог, Учитель-логопед, воспитатели, члены ПМПк |
4 | Разработка индивидуальной программы ребенка - инвалида (ОВЗ) | Члены ПМПК консилиума ДОУ |
|
5 | Разработка программы и плана взаимодействия с семьей ребенка-инвалида (ОВЗ) | Члены ПМП консилиума ДОУ | комплексное изучение семьи и составление социального паспорта семьи |
6 | Первичная социализация ребенка инвалида со взрослым – педагогом | работа по развитию первичных коммуникативных умений и навыков | |
7 | Сохранение и укрепление здоровья ребенка-инвалида, (ОВЗ) | Медработники, учитель-дефектолог, воспитатели |
|
| 2 этап – этап обучения и воспитания ребенка-инвалида (ОВЗ) | ||
8 | Определение задач коррекционной психолого-педагогической работы и корректировка индивидуальной образовательной программы | Учитель – дефектолог, педагог-психолог, воспитатели, учитель - логопед | коррекционно-развивающая работа на основании индивидуальной образовательной программы
|
9 | Подбор технологий социализации в условиях группы, осуществление социализации. | Воспитатели | развивающая адаптационная работа по программе АООП |
10 | Разработка плана взаимодействия с семьей ребенка-инвалида | Ст. воспитатель, учитель – дефектолог, Педагог-психолог, Учитель-логопед, педагог, члены ПМПк | проведение методических мероприятий для задействованных педагогов |
11 | Сохранение и укрепление здоровья ребенка - инвалида (ОВЗ) | Инструктор по ЛФК, по физической культуре (центр-реабилитации) | медико-психолого-педагогическое сопровождение ребенка-инвалида (ОВЗ) по плану |
| 3 этап – этап индивидуального обучения и воспитания ребенка-инвалида (ОВЗ) | ||
12 | Подбор технологий социализации в условиях функционирующей группы | Учитель – дефектолог, Педагог-психолог, Учитель-логопед, воспитатели, члены ПМПк | корректировка и реализация индивидуальной образовательной программы |
13 | Определение задач коррекционной психолого-педагогической работы и корректировка индивидуальной образовательной программы | Учитель – дефектолог, Педагог-психолог, Учитель-логопед, воспитатели, музыкальный руководитель | |
14 | Разработка плана взаимодействия с семьей ребенка-инвалида
| Ст. воспитатель, учитель – дефектолог, Педагог-психолог, Учитель-логопед, педагог, члены ПМПк |
|
15 | Сохранение и укрепление здоровья ребенка - инвалида | мед.работники | |
| 4 этап – итоговый | ||
16 | Определение задач коррекционной психолого-педагогической работы и корректировка индивидуальной образовательной программы
| старший воспитатель, Учитель – дефектолог, педагог-психолог, воспитатели, учитель - логопед | корректировка в зависимости от варианта продолжения образования, выбранного семьей ребенка-инвалида (ОВЗ) и реализация индивидуальной образовательной программы |
17 | Определение задач коррекционной психолого-педагогической работы и корректировка индивидуальной образовательной программы по подготовке ребенка-инвалида к школе | Учитель – дефектолог, педагог-психолог, воспитатели, учитель - логопед | индивидуальные и групповые занятия на развитие школьно-значимых функций формирование психологической и социальной готовности ребенка-инвалида к школе |
18 | Координация работы с семьей ребенка-инвалида | Ст. воспитатель, учитель – дефектолог, Педагог-психолог, Учитель-логопед, педагог, члены ПМПк | медико-психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка-инвалида по плану |
19 | Проведение мероприятий, направленных на взаимное принятие и сплочение всех участников группы (дети-родители дальнейшая социализация ребенка - инвалида (ОВЗ) в макросреде) | Ст. воспитатель, учитель – дефектолог, Педагог-психолог, Учитель-логопед, педагог, члены ПМПк | установление связи с социальным окружением и включение ребенка - инвалида, ОВЗ в социум |
20 | Определение дальнейшего образовательного маршрута ребенка-инвалида, ОВЗ (родители – ребенок – ДОУ – школа) | Ст. воспитатель Педагог-психолог, Учитель-логопед, педагог, члены ПМПк | организационное взаимодействие со школой по организации преемственности определение оптимального продолжения образовательного маршрута |
21 | Сохранение и укрепление здоровья ребенка-инвалида | Медработники, Инструктор по физ культуре (центр реабилитации) |
|
- Организация образовательной деятельности (образец)
Социально-коммуникативное развитие:
- учить первичным способам усвоения общественного опыта (совместные действия ребёнка со взрослыми в предметной и предметно-игровой ситуациях, подражание действиям взрослого, ребенка);
-учить откликаться на своё имя в разных учебно-игровых ситуациях;
-учить находиться рядом с детьми при выполнении разных режимных моментов и в свободной игровой деятельности;
- формировать фиксацию взора на яркой и озвученной игрушке и действиях с ней;
- формировать потребность эмоционально – личностного контакта со взрослым;
- учить воспроизводить указательный жест рукой и указательным пальцем;
- учить показывать по называнию взрослым части своего тела; показывать на лице глаза, нос, рот, щеки, на голове – уши, волосы.
- учить пользоваться рукой, как средством коммуникации (просить о помощи, здороваться, прощаться);
-учить узнавать себя в зеркале, на фотографии.
Формирование игровой деятельности:
Обучение игре
- учить брать и ставить предметы на место;
- учить использовать игрушки по функциональному назначению;
- учить выполнять знакомые действия с предметами по подражанию, частично совместно с педагогом (заводить юлу, нагружать, разгружать машину, катать коляску, ставить некоторые предметы посуды на кукольный стол, строить башню из кубиков, дорожки из строительного материала, мозаики);
- учить выражать положительное эмоциональное отношение к кукле;
- продолжать учить не совершать деструктивные действия с игрушками.
Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания:
- учить мыть и вытирать руки в соответствии с алгоритмом;
- учить снимать и вешать на место своё полотенце;
- учить застёгивать большие пуговицы;
- учить застёгивать застёжку-молнию с частичной помощью;
- учить развешивать вещи на стульчик;
- учить пользоваться салфеткой;
- учить правильно сидеть на стуле в процессе всего приёма пищи;
- учить проситься в туалет, указывая жестом;
Физическое развитие (физическое здоровье):
- учить выполнять элементарные движения и действия по подражанию, с помощью педагога;
- обучать элементарным правилам подвижных игр;
- учить бросать мяч по мишени по подражанию педагогу, частично сопряжённо с педагогом ;
- учить ловить, бросать и прокатывать мяч среднего размера по подражанию, частично сопряжённо с педагогом;
- учить прыгать на двух ногах с поддержкой педагога;
- учить ползать по гимнастической скамейке, по дорожке, подлезать под дугу по подражанию педагогу;
- учить ходить и бегать стайкой за педагогом.
Познавательное развитие:
Сенсорное воспитание:
- учить воспринимать отдельные предметы, выделяя их из общего фона по просьбе взрослого («возьми чашку», «покажи, где стул»);
- учить соотносить предметы с их изображением;
- учить сличать парные предметы и картинки;
- учить воспринимать величину предметов (большой, маленький);
- учить сличать геометрические фигуры;
- учить выбирать геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник);
- учить различать объёмные формы – кубик, шар;
- знакомить с названиями цветов (красный, жёлтый);
- учить сличать основные цвета и некоторые оттенки;
- учить складывать разрезную предметную картинку из 5- 6 частей;
- учить группировать предметы по одному заданному признаку (цвет, форма, величина);
- учить дифференцировано реагировать на звучание 4 музыкальных инструментов (бубен, погремушка, музыкальный молоток, барабан).
Формирование мышления:
- формировать простые целенаправленные действия с предметами («кати мяч», «покачай куклу»);
- учить выполнять действия с предметами, имеющими фиксированное назначение: чашка, ложка, стул, карандаш;
- учить пользоваться предметами-орудиями для решения проблемно-практических задач.
Формирование количественных представлений:
- учить составлять группы из одинаковых предметов;
- учить выделять один и много предметов из группы;
- учить соотносить количество 1 и 2 с количеством пальцев.
Ознакомление с окружающим:
- знакомить с животными и частями их тела (туловище, голова, уши, глаза, хвост, лапы; как голос подаёт);
- учить узнавать отдельные фрукты и овощи;
- учить узнавать некоторые игрушки, мебель, посуду.
- знакомить с некоторыми предметами и деталями одежды;
- учить адекватно вести себя в знакомых ситуациях на прогулке, в группе.
Развитие ручной и мелкой моторики:
- учить нанизывать на шнурок крупные бусины;
- учить выполнять действия с крупной шнуровкой;
- учить выполнять движения кистями и пальцами рук по подражанию действиям взрослого;
- учить захватывать предметы щепотью и двумя пальцами (указательным и большим);
- учить проводить плавную непрерывную линию (вертикально и горизонтально), не отрывая карандаш от бумаги;
- учить откручивать детали игрушек, конструктора;
- учить выкладывать детали крупной мозаики в пазы и вставлять детали мелкой мозаики в отверстия, образуя ряд.
Речевое развитие:
- учить выполнять действия по простейшей речевой инструкции (дай, сиди, возьми, на...);
- учить выполнять простые игровые действия, соответствующие тексту знакомых стихотворений, потешек;
- учить слушать адаптированные тексты, рассматривать иллюстрации к ним, узнавать и показывать знакомых героев;
- учить воспроизводить некоторые знакомые звукоподражания и слова («гав», «дай», «на»).
Художественно-эстетическое развитие:
Лепка:
- учить сидеть за столом в процессе выполнения работы;
- учить присоединять к основе (картон) готовые детали, плотно прижимая пальцами сопряжённо с педагогом;
- учить лепить предметы округлой и овальной формы по подражанию и с помощью педагога;
- учить приёмам сплющивания, размазывания, отщипывания, вдавливания сопряжённо с педагогом.
Аппликация:
- учить наблюдать за аппликационными действиями взрослого и выполнять действия совместно с педагогом;
- учить наклеивать простые заготовки с помощью педагога (наносить клей, переворачивать заготовку);
- учить выполнять аппликацию из двух частей с помощью педагога.
Рисование:
- учить правильно удерживать кисть (карандаш, фломастер, восковой мелок), целенаправленно закрашивая рисунок;
- учить закрашивать контур предмета различными изобразительными материалами (краски, фломастер, карандаш, восковые мелки);
- учить подбирать цвет краски в соответствии с цветом контура предмета.
Конструирование
- учить создавать простейшие постройки (башня, ворота, дом) по подражанию педагогу;
- учить выкладывать из счётных палочек простые изображения способом наложения на образец (заборчик, ёлочка, домик, дорожка).
- учить собирать макси-пазлы из 25 частей.
Развитие музыкально-ритмических навыков:
- учить выполнять движения под музыку сопряжено со взрослым, а затем по показу;
- учить двигаться со звучанием музыки и останавливаться с её окончанием;
- развивать микромоторику пальцев рук;
- учить извлекать звуки из музыкальных инструментов (колокольчик, погремушка, барабан);
- вовлекать в хороводные игры с детьми.
- учить правильно переносить свой стул на указанное педагогом место;
- закрепить умение самостоятельно снимать и надевать отдельные предметы одежды (колготки, плавки, носки, шапку, штаны), обувь.
- Содержательный раздел
В начале года | В середине года | В конце года | ||
Социально-коммуникативное развитие | ||||
Демонстрация эмоциональной, мимической реакции на ласковое обращение знакомого взрослого. | ||||
Давать позитивное двигательное подкрепление эмоциональной реакции; | ||||
Давать положительный эмоциональный отклик на появление близких взрослых (матери, отца, бабушки, дедушки); | ||||
Понимание указательного жеста руки и указательного пальца взрослого, поворачивать голову в указанном направлении; | ||||
Демонстрировать готовность к совместным действиям со взрослым: - принимать помощь взрослого, | ||||
- разрешать дотрагиваться до своих рук, | ||||
- принимать поглаживание по голове, | ||||
Выполнять со взрослыми совместные действия (мытье рук пользование ложкой, рисование мелом, рисование карандашом, раскатывание теста и т.д.) | ||||
Фиксировать взгляд на яркой звучащей игрушке и во время действия с ней, | ||||
Прослеживать перемещение игрушки по горизонтали на расстояние до 30 см; | ||||
Прослеживать перемещение игрушки по вертикали на расстояние до 30 см; | ||||
Откликаться на свое имя | ||||
Называть свое имя, | ||||
Узнавать себя в зеркале, | ||||
Узнавать себя на индивидуальной фотографии | ||||
Положительно реагировать на приход в группу воспитателя и взаимодействовать с ним; | ||||
Положительно реагировать на одного из сверстников ( друга, подругу), выделять его среди других детей; | ||||
Находиться рядом, не причиняя друг другу вреда и не создавая дискомфорта; | ||||
Выполнять предметно-игровые действия с игрушками и предметами из ближайшего окружения | ||||
Выполнять по речевой инструкции 3-4 элементарных действия игрушками. | ||||
Обучение игре | ||||
Проявлять эмоциональный интерес к игрушкам и действиям с ними; | ||||
Выполнять предметно-игровые действия, играя рядом со сверстниками, не мешая другим; | ||||
Не совершать неадекватные действия с куклой и машиной; | ||||
Выражать положительное эмоциональное отношение к кукле; | ||||
По просьбе взрослого производить с игрушками знакомые игровые действия - кормить куклу, катать в коляске; | ||||
Нагружать в машинку игрушки, перевозить их. | ||||
Культурно-гигиенические навыки | ||||
Проситься на горшок; | ||||
Самостоятельно спускать штанишки и садиться на горшок; | ||||
Не выходить из туалета со спущенными колготками, штанами; | ||||
Мыть руки; | ||||
Пользоваться своим полотенцем; | ||||
Самостоятельно вытирать руки; | ||||
Садиться за стол на свое место; | ||||
Не есть руками; | ||||
Не пить из тарелки; | ||||
Не наполнять ложку руками; | ||||
Вытирать рот и руки салфеткой; | ||||
Не выходить из-за стола, не окончив еды; | ||||
Знать свой шкафчик для одежды; | ||||
Снимать колготки самостоятельно; | ||||
Надевать колготки с помощью воспитателя или няни; | ||||
Самостоятельно снимать и надевать их с помощью воспитателя или няни; | ||||
Самостоятельно снимать и надевать штаны, рейтузы, | ||||
Самостоятельно снимать и надевать шапку, обувь; | ||||
Аккуратно складывать одежду на стул, ставить обувь на место; | ||||
Пользоваться помощью взрослого | ||||
Благодарить за оказанную помощь | ||||
Речевое развитие | ||||
Пользоваться невербальными формами коммуникации; | ||||
Пользоваться указательным жестом, согласуя движения глаза и руки; | ||||
Проявлять интерес к окружающему: - людям, | ||||
- действиям с игрушками и предметами | ||||
Рассказывать об окружающем; | ||||
Слушать и проявлять интерес к речевым высказыванием взрослых: - рассказам, - стихам, - потешкам, - песенкам. | ||||
Воспроизводить знакомые звукоподражания, | ||||
Воспроизводить лепетные слова и усеченные фразы; | ||||
Выполнять действия по простым речевым инструкциям, | ||||
Отвечать на простые вопросы: - о себе, | ||||
- ближайшем окружении. | ||||
Познавательное развитие | ||||
Сенсорное развитие | ||||
Воспринимать отдельные предметы из общего фона, выделяя их по просьбе взрослого: «Возьми чашку», «Дай пирамидку», «Покажи, где стульчик»; | ||||
Различать свойства и качества предметов: - мокрый – сухой, | ||||
- большой – маленький, | ||||
- сладкий – горький, | ||||
- горячий – холодный. | ||||
Воспроизводить в отраженной речи некоторые знакомые свойства и качества предметов: - большой – маленький, | ||||
- горячий – холодный, | ||||
- кубик – шарик. | ||||
Сличать два основных цвета (красный, желтый): «Покажи, где такой кубик»; | ||||
Дифференцированно реагировать на звучание определённых музыкальных инструментов (выбор из трёх); | ||||
Складывать разрезную картинку из двух частей; | ||||
Учитывать знакомые свойства предметов в предметно-практической и игровой деятельности (шарик катится, кубик стоит, не катится, большой домик для большой матрешки, маленький – для маленькой. | ||||
Дифференцировать звукоподражание («Кто тебя позвал?»: выбор из двух – трех предметов или картинок). | ||||
Конструирование | ||||
Положительно относиться к процессу и результатам конструирования; | ||||
Узнавать и называть знакомые постройки и конструкций; | ||||
Создавать простейшие постройки и конструкции; | ||||
Создавать простейшие постройки из строительного материала; | ||||
Создавать простейшие постройки из палочек; | ||||
Проявлять интерес к выполнению коллективных построек | ||||
Совместной игре с ними; | ||||
Создавать поделки и конструкции в разных условиях – на полу и на столе; | ||||
Понимать слова, используемые педагогом при создании конструкций, - возьми, поставь, принеси, кубик, кирпичик, палочка, дорожка, лесенка, ворота, гараж, заборчик; | ||||
Играть, используя знакомые постройки. | ||||
Ознакомление с окружающим | ||||
Называть свое имя | ||||
Отвечать на вопрос: «Ты мальчик или девочка?» | ||||
Показывать части тела и лица, отвечая на вопрос: «Покажи, чем ты ходишь», «Покажи, чем смотришь», «Чем ты слушаешь?»; | ||||
Показывать на фотографии (выделив из трех) - себя | ||||
- маму | ||||
- папу | ||||
Показывать или называть отдельные предметы - одежды, | ||||
- посуды, | ||||
- игрушки | ||||
Узнавать реальных и изображенных на картинках знакомых - животных, | ||||
- птиц | ||||
Отвечать на вопрос, указывая жестом или словом (где солнышко, дом, машина, вода, дерево). | ||||
Художественно-эстетическое развитие | ||||
Лепка | ||||
Активно реагировать на предложение взрослого полепить; | ||||
Соотносить лепные поделки с реальными предметами; | ||||
Лепить по просьбе взрослого знакомые предметы, и прямыми движениями (колбаску, баранку). | ||||
Раскатывая пластилин между ладонями круговыми (колобок). | ||||
Положительно относиться к результатам своей работы; | ||||
Аппликация | ||||
Адекватно реагировать на предложение выполнить аппликацию, состоящую из одного предмета; | ||||
Наклеивать заготовку | ||||
Соотносить аппликацию с реальными объектами; | ||||
Положительно относиться к результатам своей работы. | ||||
Рисование | ||||
Адекватно реагировать на предложение взрослого порисовать, | ||||
Изображать знакомые предметы; | ||||
Обследовать предмет перед рисованием, | ||||
Обводить по контуру; | ||||
Проводить прямые линии, | ||||
Проводить прерывистые линии, | ||||
Проводить волнистые линии, | ||||
Закругленные линии различными изобразительными средствами; | ||||
Соотносить рисунки с реальными объектами, называть их; | ||||
Положительно относиться к результатам своей работы. | ||||
Музыкальное воспитание | ||||
Различать знакомые музыкальные произведения, | ||||
Эмоционально реагировать действием, жестом и словом на звучание знакомой мелодии (выбор из двух); | ||||
Узнавать знакомые мелодии; | ||||
Прислушиваться к словам песен; | ||||
Подпевать отдельные слова и слоги песен; | ||||
Выполнять простейшие танцевальные движения под музыку (ходить, бегать); | ||||
Сотрудничать со сверстниками в процессе совместных художественно-эстетических видов деятельности; | ||||
Участвовать в коллективной досуговой деятельности. | ||||
Физическое развитие | ||||
Смотреть на взрослого, поворачиваться к нему лицом, когда он говорит | ||||
Тихо входить в спортивный зал и строится в шеренгу, ориентируясь на опору – стену, веревку, ленту, палку | ||||
Выполнять движения по подражанию взрослому | ||||
Бросать мяч по мишени | ||||
Ходить стайкой за воспитателем | ||||
Ходить друг за другом, держась за веревку рукой | ||||
Ходить по дорожке и следам | ||||
Спрыгивать с доски | ||||
Ползать по ковровой дорожке, доске, наклонной доске | ||||
Проползать под верёвкой | ||||
Проползать под скамейкой | ||||
Переворачиваться из положения лежа на спине в положение лежа на животе |
Критерии оценивания:
+ выполняет
# с помощью педагога
- не выполняет
План работы с родителями на ….. – ….. учебный год группы (образец)
№ п/п | Содержание деятельности | Срок исполнения | Ответственный исполнитель |
1. | Индивидуальные консультации «Адаптация ребенка в детском саду» | Сентябрь | |
2. | Оформление наглядно-информационных материалов «Наши правила!» | Сентябрь | |
3. | Проведение практических занятий для обучения родителей приемам коррекционно-развивающей работы с ребенком в домашних условиях | В течение года | |
4. | Групповые собрания «Роль родителей в реализации АООП и АОП » | Сентябрь | |
5. | Участие в выставке поделок из природного материала «Осень золотая» | Октябрь | |
6. | Общее родительское собрание – круглый стол «Успех семейного воспитания» | Ноябрь | |
7. | Участие в совместных мероприятиях, посвященных Дню Матери | Ноябрь | |
8. | Участие в выставке совместных детско-взрослых творческих работ «Зимушка-зима чудеса нам принесла» | Декабрь | |
9. | Оформление наглядно-информационных материалов «Частоболеющий ребенок» | Декабрь | |
10. | Индивидуальные беседы по результатам коррекционно-педагогической работы с детьми | Январь | |
11. | Оформление наглядно-информационных материалов «Как организовать выходной с ребенком» | Январь | |
12. | Групповые собрания «Социальное партнерство семьи и ДОУ как необходимое условие социализации дошкольника» | Январь | |
13. | Оформление наглядно-информационных материалов «Безопасность ребенка зимой» | Январь | |
14. | Консультация «Профилактика гриппа и ОРВИ» | Февраль | |
15. | Участие в выставке совместных детско-взрослых творческих работ « Защитникам Родины нашей» | Февраль | |
16. | Общее родительское собрание – «Социализация дошкольника – путь к успешному обучению в школе» | Март | |
17. | Подготовка и оформление фотовыставки «Моя любимая мамочка» | Март | |
18. | День открытых дверей | Апрель | |
19. | Участие в выставке совместных детско-взрослых творческих работ «Умелые руки, не знают скуки!» | Апрель | |
20. | Анкетирование родителей «Удовлетворенность родителей качеством образовательных услуг ДОУ» | Апрель | |
21. | Групповые собрания – «Итоги работы за учебный год» | Май | |
22. | Оформление наглядно-информационных материалов «Безопасное лето вашего ребенка» | Май |
Индивидуальный учебный план (на неделю)
Вид деятельности | Количество занятий в неделю | Примечание |
Фронтальные занятия (учитель-дефектолог, воспитатель) | 5 | Ежедневно |
Индивидуальные занятия учителя-дефектолога | 2 | |
Индивидуальные занятия воспитателя | 2 | |
Индивидуальные занятия педагога-психолога | 1 | |
Индивидуальные занятия учителя-логопеда | 2 | |
Индивидуальные занятия музыкального руководителя | 1 |
Особенности организации развивающей
предметно-пространственной среды группы (образец)
Развивающая среда в группе построена с учетом требований ФГОС дошкольного образования и адаптированной образовательной программы ДОУ.
При организации развивающей предметно-пространственной среды учтены принципы ее построения. Предметно-пространственная среда во всех группах безопасна: мебель и крупное игровое оборудование закреплены, не имеют дефектов, их расстановка в группе рациональна.
Доступность среды обусловлена возрастными и индивидуально-типологическими особенностями воспитанников. Игровое оборудование, материалы и игрушки находятся в свободном доступе. Пособия для индивидуальной работы и инструменты, требующие особого обращения (ножницы, стеки, мелкие и хрупкие предметы) находятся в закрытых нишах с условными обозначениями.
Среда полифункциональна и трансформируема. В группе предусмотрено зонирование для всех видов деятельности: познавательной, игровой, художественно-творческой, театрализованной, конструктивной, двигательной, трудовой. Наполняемость центров соответствует возрастным потребностям детей.
Учитывая важность социального развития дошкольников, в группе организованы уголки сюжетно-ролевой игры «Семья». В группе имеется необходимое оборудование для организации предметно-игровой деятельности.
Для организации художественно-творческой деятельности детей в группе имеется необходимое оборудование (ножницы, краски, кисти, клей, пластилин, бумага и картон, бросовый материал, подставки, салфетки и т.д.), которое используется на занятиях, а так же в свободной деятельности по требованию детей и под руководством педагогов. Для самостоятельной творческой деятельности детей центр изобразительного искусства содержит материалы для рисования (бумага, краски, цветные карандаши, трафареты, книжки-раскраски), образцы детских работ.
В группе имеется дидактическая кукла с набором одежды по сезонам. Игротека пополнены разнообразными авторскими играми и пособиями на развитие сенсорных представлений, мышления, памяти и внимания.
Зона конструктивных игр отличается доступностью и удобством расположения, содержит машины разных размеров, разнообразный строительный материал, разные виды конструкторов.
Книжный уголок отличаются разнообразием и содержательностью материала. Детская литература подобрана в соответствие с возрастом и программными требованиями. В группе помимо традиционной художественной литературы имеются подборки разнообразных музыкальных детских книг.
Для организации разных видов двигательной активности детей и проведения закаливающих процедур, в группе организован спортивный центр, в котором имеются предметы физкультурного и спортивно-игрового оборудования и инвентаря, позволяющие более полно удовлетворить двигательные потребности каждого ребёнка, стимулировать самостоятельную двигательную активность. Пособия для закаливающих процедур представлены разнообразными массажёрами.
В группе имеется уголок уединения, с этой целью используется часть спального пространства группы.
Все помещения группы оформлены эстетично и педагогически целесообразно. В дизайне использованы фотографии различной тематики, плакаты по лексическим темам и основам безопасной жизнедеятельности, детские работы. Характерным является многофункциональное использование помещений.
Методическое обеспечение (образец)
- Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. - М.: Просвещение, 2003.
- Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта: Методические рекомендации. - М.: Просвещение, 2009.
- Е. и С. Железновы Музыка с мамой: Аудиопрограмма для общего и музыкального развития малышей от 0 до в лет. - М.: издательство детских образовательных программ «ВЕСТЬ-ТДМ», 2007.
- Е. и С. Железновы Музыкальные обучалочки: Серия аудиодисков. - М.: издательство детских образовательных программ «ВЕСТЬ-ТДМ», 2007 – 2010.
- Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 3-4 лет. - М.: Просвещение, 1988
Программу составили:
Старший воспитатель__________________
Учитель-дефектолог __________________
Учитель – логопед____________________
Педагог – психолог___________________
Музыкальный руководитель ___________
Воспитатель _________________________
Воспитатель_________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектирование индивидуального образовательного маршрута как средство социализации ребенка
Данный материал содержит рекомендации по проектированию и разработке индивидуального образовательного маршрута. Раскрывает подход к образованию детей с особыми образовательными потребностями. Бу...
Индивидуальная образовательная программа для ребенка-инвалида
ч. 1 ст. 79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273 (далее – Федеральный закон "Об образовании в Российс...
Индивидуальный образовательный маршрут и мониторинг развития ребенка с речевыми нарушениями.
Составление индивидуального образовательного маршрута и мониторинг развития ребенка с использованием конструктора КИМП....
Индивидуальная образовательная программа для ребенка-инвалида с РАС и интеллектуальной недостаточностью.
Программа составлена с учетом специфических особенностей моторно-двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного развития ребенка с РАС и ИН; ве...
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА И РЕБЕНКА С ОВЗ В ДОУ
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» №17...
Индивидуальный образовательный маршрут развития и обучения ребенка с синдромом Дауна. 2020 – 2021 г. (Реализация индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей ребенка-инвалида с
Индивидуальный образовательный маршрут развития и обучения ребенкас синдромом Дауна.2020 – 2021 г. (Реализация индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовле...
Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка инвалида с ДЦП.
Индивидуальный образовательный маршрут...