Индивидуальный образовательный маршрут ребенка инвалида
методическая разработка (младшая группа)
Представлена методическая разработка ИОМ ребенка инвалида посещающего ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iom_makar.docx | 34.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №9 «Лесовичок»
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
Макар С.
с. Тасеево 2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РЕБЕНКЕ
Диагноз психолго-медико-педагогической комиссии:
Имеет особенности в физическом и психическом развитии. Нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Является обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.
Рекомендовано
Продолжить обучение и воспитание по адаптированной основной образовательной программе воспитания для детей с задержкой психомоторного и речевого развития. Психолого-педагогическое сопровождение в условиях ДОУ. Наблюдение у невролога, кардиолога, педиатра. Занятия с учителем-логопедом, с педагогом-психологом, дифектологом.
Воспитатели:
Ф.И.О. Абукова И.Г.
Ф.И.О. Иванова М.В.
Специалисты:
Ф.И.О. Пашкова Е.В. – учитель – логопед
Ф.И.О._____________________________________ – педагог – психолог
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Макар посещает МБДОУ № 9 «Лесовичок» с 2017 года. За период посещения ДОУ уже научился самостоятельно ходить, с каждым разом чувствует себя более уверенно. Макар является ребенком проявляющим интерес к игрушкам (машинки, кубики, рабочие инструменты) и настольным дидактическим играм (вкладыши, прищепки, матрешки и др.). С помощью взрослого проявляет активность в исследовании новых объектов.
Макар стал интересоваться детьми, радуется встречи с ним. Стал стремиться больше контактировать со взрослым и детьми. Речевые инструкции не всегда понимает, действует целенаправленно при наличии интереса к заданию. На групповых занятиях стал более усидчив, отмечаются существенные колебания концентрации внимания. Работоспособность неравномерная. Макар не так быстро устает. Макар самостоятельно не может обратиться за помощью к педагогу. Помощь педагога по мере необходимости не всегда принимает. В каждом конкретном случае педагог является разъясняющей, направляющей, стимулирующей стороной. Помощь ребенок использует продуктивно. У ребёнка ослаблен контроль и регуляция деятельности. Макар не понимает требований дисциплины, у него реже возникают трудности в общении со сверстниками. Макар может играть с детьми группы. Ребенок не всегда проявляет инициативу и заинтересованность в общении с педагогами и специалистами.
Отмечается отставание в речевом развитии. Не разговаривает. Обращённую речь понимает не в полном объёме. Общается при помощи некоторых звукосочетаний. Запас знаний и представлений об окружающем мире ограниченный, не соответствующий возрасту. Макара привлекают настольно-печатные дидактические игры, машинки, кубики, рабочие инструменты. Графические навыки не сформированы. Интерес к продуктивным видам деятельности – рисованию, лепке, конструированию проявляет очень редко. Мелкая моторика развита недостаточно, ведущая рука – правая.
Навыки самообслуживания не сформированы. Ситуации успеха вызывают у ребенка положительные эмоции. Реакция на одобрение адекватная. На замечания реагирует импульсивно. В целом легко возбудим. Родители принимают активное участие в воспитании и обучении ребёнка, интересуются динамикой его развития, консультируются с педагогическим составом, следуют рекомендациям специалистов.
Актуальный уровень развития не соответствует возрастной норме.
Цель: создать условия для успешного освоения ребёнком адаптированной образовательной программы ДОУ и успешной адаптации в социуме.
Задачи:
1. Развитие всех компонентов речевой системы.
2. Развитие и формирование познавательных процессов.
3. Развитие эмоционально-волевой сферы.
4.Развитие общей мелкой моторики.
5. Развитие основных видов движения.
Содержание индивидуального образовательного маршрута
Образовательный компонент:
- Форма обучения очная, групповая.
- Работа в режиме 2 час в неделю.
- Индивидуальный подход во время образовательного процесса.
- Использование двигательных, зрительных и речевых физкультминуток во время занятий.
- Совместные игры на развитие эмоционально-волевой сферы.
Направления работы
• Познавательное развитие
Сенсорное воспитание:
- учить воспринимать отдельные предметы, выделяя их из общего фона;
- учить дифференцировать легко вычленяемые зрительно, тактильно-двигательно, на слух и на вкус свойства предметов;
- учить различать свойства и качества предметов: мягкий - твердый, мокрый - сухой, большой - маленький, громкий - тихий;
- учить определять выделенное свойство словесно (сначала в пассивной форме, а затем в отраженной речи);
- формировать поисковые способы ориентировки - пробы при решении игровых и практических задач;
- создавать условия для восприятия свойств и качеств предметов в разнообразной деятельности - в игре с дидактическими и сюжетными игрушками, в строительных играх, в продуктивной деятельности (конструирование, лепка, рисование).
Развитие зрительного восприятия:
- учить выделять предмет из общего фона;
- учить соотносить игрушку с ее изображением;
- учить хватать большие предметы двумя руками, маленькие - одной рукой;
- учить складывать из двух частей разрезную предметную картинку.
Восприятие формы, величины, цвета:
- учить различать объемные формы (куб, шар) в процессе дидактической игры по подражанию действиям взрослого;
- учить подбирать крышки к коробочкам одинаковой величины, но разной формы (круглая, квадратная);
- учить выполнять действия по подражанию, соотнося форму крышки и форму коробки;
- учить проталкивать объемные геометрические формы (куб, шар) в соответствующие прорези коробки, пользуясь методом проб;
- учить воспринимать (сличать) цвет: красный, желтый.
- учить воспринимать величину (большой, маленький).
- учить захватывать широкие предметы всей ладонью, узкие — пальцами;
- знакомить с названиями двух цветов: красный, желтый;
- учить различать цвета красный и желтый в ситуации подражания действиям взрослого.
Развитие слухового восприятия и внимания:
- знакомить с игрой на музыкальных инструментах, показывать, что разные инструменты издают различные звуки, вызывать интерес к играм со взрослым на музыкальных инструментах;
- учить реагировать на слуховые раздражители;
- вырабатывать по подражанию разные двигательные реакции в ответ на звучание различных инструментов.
Опознание предметов и явлений по звуковым характеристикам:
- учить дифференцировать на слух звучание музыкальных инструментов, реагируя действиями на звучание определенного инструмента (выбор из двух);
- учить соотносить игрушку с соответствующим звукоподражанием;
- учить дифференцировать звукоподражания.
Развитие тактильно-двигательного восприятия:
- учить воспринимать и узнавать на ощупь шар, куб;
- учить воспринимать на ощупь величину предметов, дифференцировать предметы по величине (в пределах двух);
- учить выбирать знакомые игрушки на ощупь по слову «дай» без предъявления образца;
- учить различать на ощупь величину предметов; проводить выбор из двух предметов (большого, маленького) с предъявлением образца зрительно.
- учить производить выбор по величине и форме по слову «дай» на ощупь.
Итоговые показатели по разделу:
- воспринимать отдельные предметы из общего фона, выделяя их по просьбе взрослого;
- различать свойства и качества предметов: мокрый - сухой, большой - маленький, сладкий - горький, горячий - холодный;
- воспроизводить в отраженной речи некоторые знакомые свойства и качества предметов (большой — маленький, горячий — холодный, кубик - шарик);
- сличать два основных цвета (красный, желтый);
- дифференцированно реагировать на звучание определенных музыкальных инструментов (выбор из двух);
- складывать разрезную картинку из двух частей;
- учитывать знакомые свойства предметов в предметно-практической и игровой деятельности (шарик катится; кубик стоит, не катится; большой домик для большой матрешки, маленький — для маленькой);
- дифференцировать звукоподражания.
Ознакомление с окружающим:
- формирование целостного восприятия представлений об окружающем мире;
- знакомить с предметами и объектами ближайшего окружения, их назначением и функциями, расширять представления о ближайшем окружении.
Итоговые показатели по разделу:
- иметь представления о богатстве и многообразии предметного мира (предметы и объекты ближайшего окружения);
- уметь ориентироваться в групповом помещении.
Развитие психических функций
Развитие внимания:
- привлечение внимания ребенка с помощью объектов, связанных с удовлетворением его органических потребностей;
- стимуляция непроизвольного внимания с использованием раздражителей разной модальности;
- развитие устойчивости непроизвольного внимания;
- формирование предпосылок для развития произвольного внимания; расширение объема внимания;
- развитие способности к переключению внимания.
Развитие памяти:
- развитие узнавания на основе простейших условных рефлексов;
- расширение круга узнаваемых предметов;
- развитие воспоминания на основе формирования у ребенка элементарных представлений о предметах;
- развитие непроизвольной памяти;
- увеличение объема запоминаемого материала;
- совершенствование процессов запоминания и воспроизведения.
Формирование мышления:
- развивать у детей наглядно-действенное мышление;
- создавать предпосылки к развитию у детей наглядно-образного мышления;
- установление связей «восприятие - образ», «предмет - действие», «действие - его результат»;
- установление закономерных связей посредством мыслительных операций, которые в раннем возрасте неотделимы от практических действий с предметами;
- установление причинно-следственных связей.
Итоговые показатели по разделу:
- рассматривать последовательно 2-3 объекта и ясно их воспринимать;
- переключать свое внимание с одной игрушки на другую;
- находить парные предметы и картинки (2-3 пары);
- понимать и выполнять указания взрослого;
- освоить способы действий с предметами;
- воспроизводить действия взрослого путем подражания;
- узнавать знакомые предметы среди незнакомых.
Социально-эмоциональное развитие:
- формировать представления о своем «Я», о своей семье и взаимоотношениях в семье;
- формировать представления о частях собственного тела, их назначении, расположении, о собственных возможностях и умениях;
- формировать общение «взрослый-ребенок», их сотрудничество;
- формировать потребность эмоционально-личностного контакта со взрослым;
- формировать общение между детьми, по ходу которого они постепенно переходят от параллельной игры к эмоционально-практическому общению;
- формировать доступные средства общения;
- формировать у детей адекватное поведение в конкретной ситуации: садиться на стульчик, сидеть на занятии и т. д.;
- обучать детей первичным способам усвоения общественного опыта (совместные действия ребенка со взрослым в предметной и предметно-игровой ситуации, подражание действиям взрослого);
- формировать интерес к игрушками, предметам и адекватным способам действия с ними;
- обучать детей выполнению элементарной речевой инструкции, регламентирующей какое-либо действие ребенка в определенной ситуации;
- привлекать внимание к различным эмоциональным состояниям человека, учить подражать выражению лица взрослого и его действиям;
- развивать способность выражать свое настроение с помощью мимики.
Итоговые показатели по разделу:
- демонстрировать готовность к совместным действиям со взрослым, принимать помощь взрослого;
- положительно реагировать на сверстников, уметь находиться рядом, не причиняя друг другу вреда и не создавая дискомфорта;
- выполнять предметно-игровые действия с игрушками и предметами из ближайшего окружения;
- адекватно вести себя в привычных ситуациях;
- выполнять по речевой инструкции 2-3 элементарных действия с игрушками.
Речевое развитие:
- формирование общения «взрослый-ребенок», которое продолжает работу, проводимую в семье;
- начало формирования общения между детьми, по ходу которого они постепенно переходят от параллельной игры к эмоционально-практическому общению;
- расширение объема понимания обращенной речи;
- формирование доступных средств общения;
- использование в общении вербальных и невербальных средств: зрительный контакт, сосредоточение зрительного и слухового внимания, общение с помощью предметных действий, привлечение к себе внимания, использование простейших жестов и звуков;
- развитие правильных движений органов речи, что является хорошей базой для активизации звукопроизношения;
- активизация звукопроизношения с учетом особенностей развития речи.
Развитие импрессивной речи:
Развитие пассивного словаря:
Накопление словаря происходит в следующей последовательности:
- существительные (предъявление, знакомство, называние предмета, организация игры с предметом);
- глаголы (знакомство ребенка с действием, организация игры и многократное обыгрывание действия, включение слова в быт);
- прилагательные (аналогичная методика);
- предложение (сложность предложения зависти от количества слов, влияющих на понимание (ключевые слова, несущие информацию).
Понимание связной речи:
Работа над пониманием связной речи ведется в следующей последовательности:
1. Изолированные действия
- демонстрируются и называются простые бытовые действия, включаются в бытовую игру детей;
- жесты, обозначающие действия, включаются в репертуар песенок, потешек, что обеспечивает их многократное усвоение и повторение;
- демонстрация и называние этого же действия по картинке.
2. Цепочки действий: работа ведется в той же последовательности что и при освоении изолированных действий. Цепочки действий постепенно усложняются.
3. Работа над простой адаптивной сказкой:
- демонстрация, сопровождаемая простым текстом и ключевыми жестами;
- работа с книгой по той же сказке.
Развитие экспрессивной речи
Развитие активного словаря.
Накопление словаря происходит в следующей последовательности:
- называние по подражанию (использование предметной или сюжетной картинки с использованием слова, жеста, звукоподражания);
- ответы на вопросы с использованием подражания;
- самостоятельные ответы на вопросы (принимается любая форма ответа, обращается внимание на качество звукоподражания);
- спонтанное использование речевых средств (поощряется речь детей в виде звукоподражаний и слов, что способствует постепенной жестовой речи устной);
- появление фразы (возможно активное использование жестов при построении фразы);
Работа по вызыванию звуков
Побуждение ребенка к самостоятельному произнесению звуков происходит поэтапно:
- повторение за ребенком имеющихся у него звуков;
- поочередное произнесение с ребенком имеющихся у него звуков;
- побуждение ребенка произносить новые звуки с опорой на предмет или картинку в сопровождении жеста. В случае необходимости используется опора на тактильные ощущения;
- имитация звукоподражания вслед за взрослым с опорой на картинку и буквы;
- спонтанное произнесение звуков с опорой на картинку;
- использование усвоенных звуков в речи;
- включение звуков в слоги и в слова.
Итоговые показатели по разделу:
- выполнять предметные действия со взрослыми и сверстниками;
- выполнять простейшие поручения и просьбы;
- пользоваться невербальными формами коммуникации;
- воспроизводить знакомые звукоподражания, лепетные слова, усеченные фразы на основе подражания (в зависимости от возможностей ребенка).
Моторное развитие:
- стимулировать двигательную активность;
- развивать интерес к движениям и потребность в двигательной активности;
- обогащать двигательный опыт;
- формировать положительное отношение к двигательным играм;
- развивать основные движения (ходьба, бег, прыжки, лазание, ползание);
- формировать представления о собственном теле, его основных частях и их движениях;
- развивать ориентировку в пространстве;
- учить выполнять движения по подражанию, по образцу, по слову-сигналу;
- учить воспроизводить по подражанию различные движения пальцами и кистями рук, прослеживая их взором;
- развивать умение сопровождать движения проговариванием коротких стихов и потешек;
- формировать умение выполнять серию движений под музыку (совместно со взрослым, по подражанию и по образцу).
Итоговые показатели по разделу:
- выполнять движения по подражанию, по образцу, по слову-сигналу;
- выполнять серию движений под музыку;
- выполнять согласованные и координированные движения глаз и руки;
- производить движения пальцами одновременно с произнесением текста потешки или рифмованных историй;
- выполнять упражнения по самомассажу по показу взрослого;
- захватывать горох, фасоль, макароны большим и указательным пальцем в играх с «сухим бассейном»;
- играть с пирамидкой, снимать и нанизывать кольца на стержень.
Построение коррекционно-развивающей работы обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка. Работа по обогащению (амплификации) общего развития имеет коррекционную направленность.
Работа специалистов включает три блока углубленного диагностического обследования: при поступлении ребенка (сентябрь, в конце первого периода обучения (декабрь) и в конце второго периода обучения (май).
Особенностью данного маршрута является активное привлечение в работу родителей, что способствует повышению их психолого-педагогической компетентности. Обучение родителей (или матери) дает максимальный эффект при проведении коррекционных мероприятий. Содержание маршрута предполагает активное использование следующих форм работы с родителями:
1. Консультативно-рекомендательная.
2. Лекционно-просветительская.
3. Организация детских утренников, праздников.
4. Индивидуальные занятия с родителями и их ребенком.
5. Проведение практических тренинговых занятий по коррекции детско-родительских взаимоотношений (на основании результатов диагностики детско-родительских отношений).
Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации.
Формы и режим занятий
Основная форма - индивидуальные занятия со специалистами, игры-занятия в группе сверстников.
Работа с ребенком строиться с учетом следующих принципов:
• Опора на уровень развития ребенка и зону его ближайшего развития.
• Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
• Единство требований специалистов и в семьи.
• Коррекция и развитие с учетом интересов ребенка.
• Доступность, повторяемость и концентричность предложенного материала.
• Коррекционная направленность образовательного процесса.
Параллельно оказывается психолого-педагогическая помощь родителям.
Срок реализации индивидуального образовательного маршрута 1 год
Подпись родителей (законных представителей) ________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год
Как можно составить карты по: индивидуальному образовательному маршруту ребенка требующего особого внимания, индивидуальному образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка по образовательным областям.
Описание примерного индивидуального образовательного маршрута по образовательным областям....
План индивидуального образовательного маршрута ребенка, не осваивающего образовательную программу по физическому развитию
Создание в ДОУ условий, способствующих усвоение ребенком образовательной программы по физическому развитию, развитие физических качеств, необходимых для обучения в школе....
Карта индивидуального развития ребенка, диагностический инструментарий, индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ
карта развития ребенка, диагностический инструментарий по нравственному воспитанию, речевому развитию детей, общие сведения о ребенке с ОВЗ и членах семьи....
Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка инвалида в семье
Я вхожу в состав членов консультационного пункта. Для систематизации работы по оказанию педагогической помощи родителям мы разработали технологическую карту, в которой указан алгоритм реал...
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка-инвалида
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка-инвалида...
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА с расстройствами аутического спектра....