Формирование предпосылок инженерного мышления у дошкольников
статья по коррекционной педагогике

Степанова Светлана Анатольевна

В. В. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской душе, тем ребенок умнее».

Актуальность  данной работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста, способствует инженерному мышлению – решению конкретных, выдвигаемых задач и целей для достижения наиболее эффективного и качественного результата.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_inzhenernogo_myshleniya.odp1.65 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

сообщение на педсовете Тема: Формирование предпосылок инженерного мышления у дошкольников с ОВЗ Учитель – дефектолог: Степанова С.А.

Слайд 2

В. В. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. Чем больше мастерства в детской душе, тем ребенок умнее». Развитие инженерного мышления дошкольников – это поступательное, целенаправленное развитие сенсомоторных возможностей ребенка, его пространственного, логического и творческого мышления, обеспечивающих базис индивидуальных способностей в области освоения техники, простейших механизмов, создание конструкторских моделей и т.д. Инженерное мышление может потребоваться в самых простых бытовых ситуациях: открыть замок, достать шарик, закатившийся в узкую щель, надеть обувь без специального приспособления, пристроить сумку на неудобную спинку стула и так далее до бесконечности. Зачатки инженерного мышления необходимы ребенку уже с малых лет, так как с самого раннего детства он находится в окружении техники, электроники.

Слайд 3

Приоритетными задачами государственной политики в сфере дошкольного образования на современном этапе являются создание условий для позитивной социализации детей, амплификация (обогащение) развития, поддержка инициативы и творчества каждого ребенка. В образовательной программе детского сада одним из основных направлений является сенсомоторное развитие, которое составляет фундамент общего умственного развития ребенка. Одним из путей в данной работе является использование в образовательном процессе оборудования для моторного развития и конструирования, как одного из активных, практико-ориентированных, креативных и вдохновляющих средств развития дошкольников.

Слайд 4

Согласно данным диагностического обследования у дошкольников с ОВЗ слабо развито мышление, плохо развита мелкая моторика. У детей наблюдается мышечная напряженность, сниженный тонус, нарушение общей моторики. Малыши скованны, медлительны в выполнении движений. Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей способствует формированию предпосылок к инженерному мышлению – решению конкретных, выдвигаемых задач и целей для достижения наиболее эффективного и качественного результата.

Слайд 5

Целью коррекционно – развивающей работы является развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей с ОВЗ в играх, упражнениях и разных видах деятельности посредством использования доступного материала, создание благоприятных условий для развития инженерного мышления. Задачи: - Формировать предпосылки инженерного мышления - Способствовать работе речевых и мыслительных центров головного мозга - Совершенствовать мелкую моторику рук, развивая психические процессы: внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память, речь детей через использование разнообразных форм, методов и приемов - Формировать элементарные представления у детей о правилах безопасного поведения во время игры с дидактическим материалом - Совершенствовать развивающую предметно - пространственную среду - Способствовать сотрудничеству с родителями: повышать уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о моторной деятельности детей, изготовление пособий.

Слайд 6

Принципы формирования инженерного мышления: доступности и индивидуальности последовательности и систематичности связи с жизненным опытом наглядности Методы и приемы: Словесный Наглядно-действенный Практический Игровой

Слайд 7

Использование нестандартного оборудования 26 способов развить мелкую моторику рук: 1. Составляем контуры предметов (например, стола, дома) сначала из крупных, затем из более мелких палочек. 2. Составляем цепочки из 5-10 канцелярских скрепок разного цвета. 3. Нанизываем пуговицы, крупные бусины на шнурок. 4. Сортируем бобы, фасоль, горох, а также крупы (пшено, гречку, рис). 5. Застегиваем и расстегиваем пуговицы, молнии, кнопки, крючки. 6. Завинчиваем и отвинчиваем шайбы, крышки у пузырьков, баночек. 7. Достаем бусинки ложкой из стакана. 8. Складываем мелкие предметы (например, пуговицы, бусины) в узкий цилиндр.

Слайд 8

9. Наматываем нитки на катушку и сматываем её в клубок. 10. Стираем ластиком нарисованные предметы. 11. Капаем из пипетки в узкое горлышко бутылочки. 12. Надеваем и снимаем колечко (массаж пальцев). 13. Комкаем платок (носовой платок берем за уголок одной рукой и прячем в ладошке, используя пальцы только этой руки). 14. Прикрепляем бельевые прищепки к горизонтально натянутой веревке, на коробку, баночку.

Слайд 9

15. Перебираем четки или бусы одновременно двумя руками навстречу друг другу и обратно. 16. Находим спрятанные предметы в «сухом бассейне» с горохом и фасолью (в пластиковых ведрах или тазиках). 17. Сжимаем и разжимаем эспандер. 18. Катаем резиновые, пластмассовые, деревянные, поролоновые мячи с шипами ("ёжиков"). 19. Играем с конструктором, мозаикой и другими мелкими предметами. 20. Лепим, рисуем пальчиковой краской.

Слайд 10

21. Перебираем крупу, чистим скорлупу у яичек, лепим фигурки из теста. 22. Заворачиваем любую мелкую игрушку / что-нибудь яркое, привлекательное в 4—5 фантиков от конфет. Ребенок разворачивает все фантики и аккуратно их складывает. 23. Рисуем на листе дорожку, домик, кошку. Малыш "шагает" по дорожке- обводит ее пальчиком, цветным мелком, "рисует" пластилином, кисточкой. 24. Лепим из пластилина угощение для игрушек (сушки, баранки, пряники, печенье, конфетки), украшаем их крупой, бусинками и т. д. 25. Строим из одноразовых стаканчиков замки, гаражи, 26. Режем коктельные соломки на части и нанизываем на веревочку и собираем бусы.

Слайд 11

Игры с конструктором, мозаикой . Ребенок познает и моделирует мир всеми доступными ему средствами. Поэтому маленькому инженеру обязательно нужны занятия по конструированию в ДОУ, которые помогут развить его творческие способности и научат основам работы с разным материалом, в это время, у детей развивается не только образное мышление, но и фантазия, мелкая моторика рук. «Мозаика», «Конструктор» - этот материал способствует интенсивному развитию движений пальцев рук. Идея мозаики заключается в составлении из мелких частей целого изображения. Во время игры ребенок постоянно манипулирует деталями, проявляет сообразительность, наблюдательность, терпение и настойчивость. Применение Лего способствует: 1. Развитию у детей сенсорных представлений, поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета; 2. Развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления, делается упор на развитие таких мысли -тельных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение); 3.Тренировки пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики.

Слайд 12

Как способствовать формированию словесно логического мышления ребенка? Начальный этап развития логического мышления у младших дошкольников отличается скудностью обоснований и аргументации. Шестилетние дети уже способны объяснять некоторые свои суждения, но они чаще ссылаются на случайные обобщения. Что следует развивать В младшем дошкольном возрасте только проявляются начальные попытки логических рассуждений. Малыш нуждается в расширении понятийного словарика. Сравнение На этой стадии развития важно пополнять лексический запас ребенка, поясняя, что значит то или иное слово. Для развития мыслительных операций оперируют только реальными предметами («Чем похожи стол и стул?», «Положи на тарелку только фрукты»). Игры на ассоциации Словесные игры на выстраивание ассоциативного ряда с интересом воспринимаются дошкольниками, так как опираются на образы. Дети представляют, что стоит за предложенным понятием и придумывают слова, имеющие отношение к этому понятию.

Слайд 13

Таким образом, подобные игровые упражнения развивают мыслительные операции, умение устанавливать причинно-следственные связи, способность формулировать суждения и умозаключения. У пражнения на логические рассуждения Выполнение заданий с использованием наглядного материала. Детям предлагают картинки с изображениями, где им предстоит определить лишний объект, подобрать недостающий, или вставить пропущенную фигуру на свое место и т.д.. Игры: «Хитрое лото», «Отгадай-ка!», «Четвертый лишний», Подбери пару», «Цепочки» и т.д. Игры на развитие понятийного аппарата «Выручи инопланетянина», « Так бывает или нет?», « Потому что…»

Слайд 14

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование STEM-технологий в формировании предпосылок инженерного мышления у дошкольников

Использование  STEM-технологий в формировании предпосылок инженерного мышления у дошкольников...

Формирование предпосылок инженерного мышления у дошкольников на основе развития конструктивных навыков

Мы живем в век высоких технологий. На современном рынке производственных отношений возникла необходимость в профессиях, требующих навыки работы с инновационными программируемыми устройствами, которые ...

«Формирование предпосылок инженерного мышления у дошкольников в процессе конструирования»

Развитие у дошкольников конструктивно-модельных умений и действий очень актуально в настоящее время по следующим причинам:• стремительное развитие науки и техники;• автоматизация промышленны...

Мастер- класс «Формирование предпосылок инженерного мышления старших дошкольников посредством ЛЕГО технологий»

Мастер - класс "Формирование предпосылок инженерного мышления старших дошкольников посредством ЛЕГО технологий"...

«Формирование предпосылок инженерного мышления у дошкольников»

Начинать готовить будущих инженеров нужно не в вузах, а значительно раньше – в дошкольном возрасте, когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству....