Формирование предпосылок инженерного мышления у дошкольников на основе развития конструктивных навыков
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Нецветаева Татьяна Валерьевна

Мы живем в век высоких технологий. На современном рынке производственных отношений возникла необходимость в профессиях, требующих навыки работы с инновационными программируемыми устройствами, которые поступают на производство, такие специалисты востребованы. Назрела необходимость вести популяризацию профессии инженера. Для этого важно как можно раньше начинать прививать интерес и закладывать базовые знания и навыки в области конструирования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodrazrabotka.doc111.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад №15» Еманжелинского муниципального района

Челябинской области

        

ФОРМИРОВАНИЕ  ПРЕДПОСЫЛОК  ИНЖЕНЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ  У ДОШКОЛЬНИКОВ  НА  ОСНОВЕ  РАЗВИТИЯ  

КОНСТРУКТИВНЫХ НАВЫКОВ

Нецветаева Т. В.,

старший воспитатель

Еманжелинск, 2019

        ОГЛАВЛЕНИЕ        

Введение

3

Актуальность

3

Цель и задачи

5

Принципы

6

Планируемые результаты

6

Особенности организации образовательной деятельности

7

Содержание образовательной деятельности        

7

Организация взаимодействия с родителями        

10

Результативность                

11

Заключение

12

Список литературы        

13

Приложения                

        

ВВЕДЕНИЕ

Мы живем в век высоких технологий. На современном рынке производственных отношений возникла необходимость в профессиях, требующих навыки работы с инновационными программируемыми устройствами, которые поступают на производство, такие специалисты востребованы. Назрела необходимость вести популяризацию профессии инженера. Для этого важно как можно раньше начинать прививать интерес и закладывать базовые знания и навыки в области конструирования.

Для дошкольников характерны живой интерес к окружающей жизни, жажда ее познания, огромная восприимчивость к тому, что он узнает самостоятельно и от взрослых. Именно в дошкольном периоде начинает формироваться исследовательская деятельность. Зная о психофизиологическом развитии детей дошкольного возраста, мы можем решать задачи конструктивного характера.

Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Работа с различными видами конструктора позволяет ребенку исследовать мир через игру.

Конструирование в федеральном государственном образовательном стандарте  дошкольного образования определено как вид деятельности для развития исследовательской, творческой активности и формирования предпосылок инженерного мышления детей.

Актуальность. Инженерное мышление – это особый вид мышления, формирующийся и проявляющийся при решении инженерных задач. Объединяет различные виды мышления: логическое, творческое, наглядно-образное, практическое, теоретическое, техническое. Главные из перечисленных видов мышления – творческое, наглядно-образное и техническое. Все они начинают формироваться в дошкольном возрасте.

Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения.

Термин «конструирование» произошел от латинского слова construere –  создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов.

В детском конструировании выделяются два типа: техническое и художественное.

К техническому типу конструкторской деятельности относятся: конструирование из строительного материала (деревянные окрашенные или неокрашенные детали геометрической формы); конструирование из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления; конструирование из крупногабаритных модульных блоков.

В художественном конструировании дети, создавая образы, выражают свое отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой. К художественному типу конструирования относятся конструирование из бумаги и конструирование из природного материала.

Конструирование позволяет организовать интеграцию образовательных областей:

- познавательное развитие: техническое конструирование– воплощение замысла из деталей конструктора;

- речевое развитие: создание игровых ситуаций с использованием построек из конструктора способствует развитию связной речи;

- художественно-эстетическое развитие: творческое конструирование– создание замысла из деталей конструктора;

- физическое развитие: координация движения, крупной и мелкой моторики обеих рук.

В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской душе, тем ребенок умнее».

Эти выводы не случайны. Действительно, рука имеет большое "представительство" в коре головного мозга, поэтому развитие мелкой моторики имеет большое значение для развития ребенка.

Актуальность: заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики рук  детей в играх со льдом, способствует формированию предпосылок инженерного мышления.

В педагогике существует большое количество традиционных методов развития мелкой моторики: пальчиковые игры, самомассаж кистей и пальцев рук, графические упражнения, конструирование, игры на развитие тактильного восприятия. Эти методы подробно изучены и широко представлены в педагогической литературе. Особый интерес вызвала нетрадиционная техника – игры со льдом.

Цель :формирование предпосылок инженерного мышления на основе развития конструктивных навыков у дошкольников в играх со льдом.

Образовательные задачи:

1. обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, обобщению, классификации, систематизации, сериации, смысловому соответствию, ограничению.

2. развивать умение оперировать абстрактными понятиями, рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

3. совершенствовать умение детей работать с различными видами конструктора

4. научить использовать различные типы композиций для создания объемных конструкций

Развивающие задачи:         

1. развивать элементарное логическое мышление, воображение, внимание, память

2. развивать конструктивные навыки

3. совершенствовать умение планировать свою конструктивную деятельность

Воспитательные задачи:

1. воспитывать интерес к конструированию и конструктивному творчеству

2. воспитывать доброжелательные отношения между детьми через коллективную работу.

Ожидаемый результат:

  • у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
  • у ребенка сформирован устойчивый интерес к конструкторской деятельности, желание экспериментировать, творить, изобретать;
  • у ребенка развита способность к самостоятельному анализу сооружений, конструкций, чертежей, схем;
  • ребенок овладевает умением работать в конструировании по условиям, темам, замыслу;
  • ребенок овладевает приемами индивидуального и совместного конструирования;         
  • ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, организовывать совместную деятельность.

Особенности организации образовательной деятельности

        Форма организации детей: подгрупповая.

Образовательная деятельность осуществляется в соответствии с перспективным планом.

Организация  игр не требует специального оборудования, что является достаточно удобным и ценным в условиях дошкольного учреждения.

Для их проведения необходимы кусочки льда, которые заранее готовятся  в «шашечках», специальных силиконовых ёмкостях для заморозки или просто в подставках от шоколадных конфет.

Для того, чтобы детям было более интересно манипулировать с ледяными кубиками, можно придать им цвет, разнообразную форму или просто поместить «секретик» в замороженный кусочек льда.

Содержание образовательного процесса

Выделим 3 категории игр:

1 категория игр

Выкладывание по цвету разноцветных кубиков изо льда. Время взаимодействия со льдом увеличивается до 10-15 секунд.

2 категория игр

Выкладывание мозаичного рисунка из ледяных кубиков. Время взаимодействия со льдом и холодом до 25-30 секунд.

3 категория игр

Выкладывание замков, построек из ледяных кубиков. Наиболее продолжительное взаимодействие и манипуляции со льдом от 30 до 60 секунд.

Использование игр со льдом позволяет закреплять и расширять сенсорные представления детей. С помощью игр «Выполни по образцу», «Разложи по цвету», «Цветной эксперимент» у ребят закрепляются знания об основных цветах и их оттенках.

«Найди домик», «Ледяная стройка», «Ледяное ожерелье» закрепляю представления о форме и величине. Привлекаю своих воспитанников к научно-техническому творчеству, развиваю продуктивную (конструирование) деятельность, формирую предпосылки к исследовательской деятельности, физико-математическому развитию детей дошкольного возраста, создаю представление о профессии инженер. Также эти игры учат ориентироваться на образец, действовать по словесной инструкции. Таким образом, в процессе нетрадиционной игры происходит модернизация жизненного пространства воспитанников в мотивирующее пространство, где у детей формируется интерес к математике, естественно – научной сфере, через познание, поисково-исследовательскую и конструктивную деятельность, изменяются формы взаимодействия взрослого с детьми.

Пространственные представления закрепляем, играя в игры «Бассейн», «Расположи верно», «Ледяной холст». Чтобы закреплять знания по лексическим темам, предлагаю раскрасить цветными льдинками предметную картинку по теме или выложить ее по контуру, и дети выполняют это с большим удовольствием.

 Игры «Продолжи ряд», «Исправь ошибку», «Выполни по образцу» и др. способствуют развитию познавательных процессов (анализ, синтез).

В процессе постройки конструкций из ледяных кубиков у детей развиваются конструктивные способности. При строительстве по образцу или по подражанию ребенок учится воспринимать и воспроизводить пространственные отношения элементов конструкции.

Дети с удовольствием занимаются конструированием и на прогулке, используя снег.

Площадь участка и сам снег позволяют детям создавать конструкции более масштабных размеров, что способствует успешному переходу детей от организации малого пространства к освоению и организации большого. При этом работа носит в основном коллективный характер. Так, на ровной, слегка увлажненной поверхности песка мы с детьми  выкладываем  из  снежков, льдинок или снежных кирпичей разных размеров, форм и цвета большой «ковер» или целый город, в котором есть разные дома, улицы (по ним ездят машины), центральную площадь города с фонтаном (плоскостное конструирование).

Взаимодействие с родителями.

Важную роль так же занимает работа с родителями. После проведения опроса и выявления проблем и трудностей у родителей с детьми в конструировании, для родителей были подобранны и проведены консультации, беседы, мастер-классы. Родители активно включились в наполнение развивающей среды формами для замораживания воды, создания снежных кирпичей. Для организации игр в выходные дни разработала буклеты, консультации .

        Результативность.

Оценивая результаты проведенной работы,  могу отметить положительную динамику в развитии своих воспитанников:

  1. Дети легче усваивают и самостоятельно выполняют сложные пальчиковые упражнения и их комбинации.
  2. У детей легче происходит развитие изобразительных и графических умений.
  3. Развиваются внимание и память, которые тесно связаны с речевым развитием.
  4. Развивается наглядно-образное восприятие.
  5. Совершенствуются память, мелкая моторика, мышление, усидчивость, творческие способности.
  6. Повышается положительный эмоциональный настрой

        Творческое конструирование изо льда и снега создает условия для ранней профориентации, формирования престижа профессии инженера,  приобщает детей к миру художественного изобретательства.

Изучение результативности работы строится на основе педагогической диагностики по следующим показателям:

Старшая группа:

Называет детали конструктора

Работает по схемам

Строит сложные постройки

Строит по творческому замыслу

Строит подгруппами

Строит по образцу

Строит по инструкции

Умеет рассказать о постройке

Подготовительная группа

Называет все детали конструкторов

Строит более сложные постройки

Строит по образцу

Строит по инструкции

педагога

Строит по творческому замыслу

Работает в команде

Использует предметы заместители

Работа над проектами

Если тот или иной показатель сформирован у ребенка и соответственно наблюдается в его деятельности  -ставится показатель«часто».

Если тот или иной показатель находится в состоянии становления, проявляется неустойчиво, ставится показатель «иногда».

Если тот или иной показатель не проявляется в деятельности ребенка (ни в совместной со взрослыми, ни в самостоятельной деятельности), ставится «редко».

Результаты мониторинга интерпретируются следующим образом.

Преобладание оценок «часто» свидетельствует об успешном освоении детьми требований дополнительной образовательной программы.

Если по каким-то направлениям преобладают оценки «иногда», следует усилить индивидуальную педагогическую работу с ребенком по данным направлениям с учетом выявленных проблем в текущем и следующем учебном году, а также взаимодействие с семьей.

Предполагается применение различных методов оценки: наблюдение за детьми, изучение продуктов их деятельности (построек), несложные эксперименты (в виде отдельных поручений ребенку, проведения дидактических игр, предложения небольших заданий), беседы, проекты.

Заключение. Игры со льдом и снегом способствуют развитию предпосылок инженерного мышления. Играя со льдом, дети учатся выполнять многоступенчатую инструкцию, у них развивается произвольная регуляция, возрастает познавательная активность и интерес к занятиям, а также происходит оздоровление организма.

                 

Список литературы и интернет-ресурсов

  1. Миназова Л. И. Особенности развития инженерного мышления детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2015. — №17. — С. 545-548.
  2.  Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры. — М.: Просвещение, 1991. Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры. — М.: Просвещение, 1991.
  3. http://www.maam.ru/detskijsad/krioterapija-kak-sredstvo-razvitija-melkoi-motoriki-detei-s-ovz.html
  4. http://vestnikpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=11056
  5. https://mdou14-olen.edusite.ru/DswMedia/acb6-1.doc


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование STEM-технологий в формировании предпосылок инженерного мышления у дошкольников

Использование  STEM-технологий в формировании предпосылок инженерного мышления у дошкольников...

«Формирование предпосылок инженерного мышления у дошкольников в процессе конструирования»

Развитие у дошкольников конструктивно-модельных умений и действий очень актуально в настоящее время по следующим причинам:• стремительное развитие науки и техники;• автоматизация промышленны...

Формирование предпосылок инженерного мышления дошкольников на основе развития конструктивных навыков

Современное общество и технический мир неразделимы в своем совершенствовании и продвижении вперед. Мир технологии захватил всю сферу челове...

Формирование предпосылок инженерного мышления у дошкольников

В. В. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем боль...

Консультация для педагогов «Формирование предпосылок инженерного мышления дошкольников на основе развития конструктивных навыков»

Консультация для педагогов "Формирование предпосылок инженерного мышления дошкольников на основе развития конструктивных навыков"...