«Формирование предпосылок инженерного мышления у дошкольников в процессе конструирования»
консультация по конструированию, ручному труду (средняя группа)
Развитие у дошкольников конструктивно-модельных умений и действий очень актуально в настоящее время по следующим причинам:
• стремительное развитие науки и техники;
• автоматизация промышленных процесс
• технологичность повседневной жизни – это освоение разнообразных гаджетов, электронных игрушек; появление «роботов-помощников»;
• инновационные процессы развития и обучения в сфере образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Г. Тамбов
МБДОУ «Детский сад №18 «Ручеек»
2021г.
Доклад на тему:
«Формирование предпосылок инженерного мышления у дошкольников в процессе конструирования»
Подготовила:
Воспитатель Семенова О.А
Развитие у дошкольников конструктивно-модельных умений и действий очень актуально в настоящее время по следующим причинам:
• стремительное развитие науки и техники;
• автоматизация промышленных процесс
• технологичность повседневной жизни – это освоение разнообразных гаджетов, электронных игрушек; появление «роботов-помощников»;
• инновационные процессы развития и обучения в сфере образования.
За время своей работы, наблюдая за процессом конструирования детей как в совместной, так и в самостоятельной деятельности и затем оценивая их результаты, я обратила внимание, что некоторые дети испытывают трудности, а именно: неумение устанавливать связь между создаваемыми постройками и объектами окружающего мира; у них вызывает сложность постройка по схеме, рисунку, модели или условию; дети не могут спланировать создание усложненной постройки; их самостоятельные постройки по замыслу не отличаются оригинальностью конструктивных решений.
Таким образом, пришла к выводу, что возможности дошкольного возраста в развитии технического творчества на сегодняшний день используются недостаточно и необходимо уделять конструктивно-модельной деятельности с детьми больше внимания.
Исходя из этой проблемы, поставила перед собой цель: расширение у детей опыта конструирования из различных видов конструкторов; апробирование современных образовательных конструкторов нового поколения.
Задачи:
• ознакомление детей с разными видами конструкторов и способами их соединения;
• закрепление умения конструировать по схеме, рисунку, модели, условию или замыслу;
• развитие технических приемов и навыков;
• развитие познавательного интереса, творческого мышления, пространственного воображения;
• формирование желания у детей самостоятельно осуществлять свой творческий замысел;
• воспитание дружеских взаимоотношений, взаимопомощи и сотрудничества.
Для реализации этих задач у нас в группе сформирована развивающая предметно-пространственная среда.
Уголок «Юный конструктор» наполнен разными видами конструкторов: деревянные, магнитные плоскостные и объемные, пластмассовые настольные и напольные, с разными способами крепления, с крупными и мелкими деталями. Работу по конструированию с детьми проводили в совместной и в самостоятельной деятельности. При этом широко применяли игровые приемы:
• занимательные конструкторские игры («Построй одинаковые конструкции»);
• увлекательные задания («Закончи конструкцию»);
• игры по условию («Построй машину», «Зайка в лесу»);
• игры соревновательного характера («Дом моей мечты»);
• строительство «Детского сада»;
Дети с интересом стали заниматься конструктивной деятельностью, применять различные технические приемы, объединяться небольшими группами, создавать коллективные постройки.
Для обыгрывания построек дети активно используют мелкие игрушки: машинки, фигурки животных и людей. У них появились предпочтения в выборе вида конструктора. Особенно ценны игры с конструктором для застенчивых и нерешительных детей, так как дают им возможность пробовать свои силы, видеть свои достижения, помогают приобрести уверенность.
Конструктивная деятельность значима тем, что
• является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, а также для их эстетического и трудового воспитания;
• позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры;
• позволяет воспитаннику проявлять инициативность, самостоятельность, творчество в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании;
• объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью.
Данную деятельность можно начинать с игровых заданий по плоскостному моделированию (из геометрических фигур, палочек Кюизинера). Сначала дети выкладывают изображения, накладывая геометрические фигуры на схему, затем конструируют по замыслу. Далее от плоскостного моделирования переходим к конструированию из самых разнообразных строительных материалов.
Это деревянный конструктор, конструкторы «Лего», крупный напольный строительный материал. Такое разнообразие позволяет воплощать любые замыслы детей.
Использование разных конструкторов, показывает, что конструкция одного и того же предмета может быть различной в зависимости от того, какой строительный материал используется, и от того, как соединяются его детали. Прежде чем перейти к самостоятельной конструкторской деятельности, необходимо дать детям образец постройки, чтобы они поняли назначение каждой детали, способы их соединения.
Далее переходим к более сложному этапу - конструированию по простейшим чертежам и наглядным схемам, через которое развивается наглядное моделирование, так как надо соотнести размер, цвет, форму деталей и скомбинировать их.
И наконец, конструирование по замыслу, которое позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее. Дети экспериментируют, изобретают, фантазируют и обыгрывают свои постройки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/23/picture-1059400-1537725296.jpg)
Использование STEM-технологий в формировании предпосылок инженерного мышления у дошкольников
Использование STEM-технологий в формировании предпосылок инженерного мышления у дошкольников...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/30/picture-1301709-1609301774.jpg)
Формирование предпосылок инженерного мышления у дошкольников на основе развития конструктивных навыков
Мы живем в век высоких технологий. На современном рынке производственных отношений возникла необходимость в профессиях, требующих навыки работы с инновационными программируемыми устройствами, которые ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/15/picture-893925-1526412529.jpg)
Материал из опыта работы "Конструирование из снега, как средство формирования предпосылок инженерного мышления"
Материал из опыта работы "Конструирование из снега, как средство формирования предпосылок инженерного мышления"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/27/picture-84336-1493294183.jpg)
Формирование предпосылок инженерного мышления у дошкольников
В. В. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем боль...
Мастер- класс «Формирование предпосылок инженерного мышления старших дошкольников посредством ЛЕГО технологий»
Мастер - класс "Формирование предпосылок инженерного мышления старших дошкольников посредством ЛЕГО технологий"...
«Формирование предпосылок инженерного мышления у дошкольников»
Начинать готовить будущих инженеров нужно не в вузах, а значительно раньше – в дошкольном возрасте, когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству....