Мастер- класс «Формирование предпосылок инженерного мышления старших дошкольников посредством ЛЕГО технологий»
материал (подготовительная группа)

Мастер - класс "Формирование предпосылок инженерного мышления старших дошкольников посредством ЛЕГО технологий"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер класс

Формирование предпосылок инженерного мышления старших дошкольников посредством ЛЕГО технологий

Сегодня, на нашем мастер классе, мы с вами окунемся в мир ЛЕГО.

Тема мастер класса: формирование предпосылок инженерного мышления старших дошкольников посредством ЛЕГО технологий.

Думаю, вы все согласитесь со мной: современные дети живут в эпоху активной  информатизации компьютеризации и роботостроения. Сегодня государство испытывает острую  потребность в высококвалифицированных специалистах, обладающих высокими интеллектуальными возможностями.  Начинать готовить будущих инженеров нужно не в вузах, а значительно раньше – в дошкольном возрасте, когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству. Необходимо развивать техническую пытливость мышления, аналитический ум и другие качества личности.

Конструирование в детском саду было всегда, но если раньше приоритеты  ставились на конструктивное мышление и развитие мелкой моторики, то теперь в соответствии с новыми стандартами необходим  новый подход. Конструирование в детском саду проводиться с детьми всех возрастов, в доступной игровой форме, от простого к сложному. Конструктор побуждает работать в равной степени и голову, и руки, при этом работает два полушария головного мозга, что сказывается на всестороннем развитии ребенка. Ребенок не замечает, что он осваивает устный счет, состав числа, производит простые арифметические действия. От простых кубиков ребенок постепенно переходит на конструкторы, состоящие из простых геометрических фигур, затем появляются первые механизмы, и программируемые конструкторы.

Виды ЛЕГО конструктора

Выбирать конструктор «Лего» необходимо учитывая возрастные особенности детей.

Конструктор Лего можно разделить на два больших класса: классическое мелкое Лего и крупное Лего Дупло.

Лего Дупло; Лего Soft (мягкие кирпичики)предназначено для детей с полутора лет. Наборы содержат крупные цельные фигурки известных героев или животных.

Мелкий Лего.

Лего Дакта Данный вид конструктора предназначен для детей от 5 лет. Конструктор включает в себя мелкие детали и пластины для детского творчества.

Лего Креатор. С наборов этой серии лучше всего начинать знакомство ребенка с классическим мелким Лего. В нём много как тематических наборов с всевозможными, домиками, машинками, маяками, замками, так и просто коробков с кубиками, окошками с дверцами и черепицей.

Лего Сити. Здесь имеются только тематические наборы, связанные с городом (полицейские участки, пожарные, скорая помощь, поезда и т. д.)

Тематические наборы. Лего инструкторы постарались собрать все самые популярные увлечения детей в своих тематических наборах. Здесь есть серии по отдельным фильмам и мультикам, всевозможные роботы монстры трансформеры, ниндзя и космические корабли.

Лего Ракерс - это наборы для сбора машинок, в которых есть инерционные механизмы.

Лего Техник. Лего Бионикл Это очень интересные и очень сложные наборы, где модели собираются, в основном, не из кирпичиков, а из всевозможных втулок, шестерёнок и палочек. Благодаря этому, все модели имеют подвижные, механизированные части и дают хорошее представление о том, как работают рычаги, поршни, шестерёнки, как устроены машины изнутри.

Лего Майндстромс.(EV3)(Wedo2.0) Это многофункциональный набор, содержащий множество датчиков и программируемых микросхем. С помощью него можно собирать настоящих роботов и самое главное – определять их поведение, создавать программы на специальном языке программирования.

Вид занятия

В младших и средних группах рекомендую применять следующие виды занятий:

- конструирование по образцу

- конструирование с опорой на схемы

- конструирование по собственному замыслу.

В старшей и подготовительной группе рекомендуется реже давать образец постройки. Если есть образец, то примерный, чтобы показать основные части конструкции и помочь отобрать нужные детали; в качестве образца часто используют фотографии, рисунки. Дети чаще придумывают свой вариант постройки.

Практическая часть:

Возьмите, пожалуйста, три кирпичика 2х4 и скрепите их.

– Как Вы думаете, сколько существует способов соединения этих фигур?

 – Существует 1060 способов соединения этих кирпичиков. Это говорит об огромных конструкторских возможностях материала. А теперь скрепим эти три детали следующим способом: Дополним свою конструкцию 2–4 любыми другими деталями. И расскажем, что у каждого получилось.

СПОСОБЫ СОЕДИНЕНИЯ ИЛИ СКРЕПЛЕНИЯ КИРПИЧИКОВ LEGO

Способы соединения (скрепления) - это способы, которыми кирпичики могут быть расположены или соединены.

СПОСОБЫ СОЕДИНЕНИЯ

Название (как?)

СТОПКОЙ

(КЛАДКОЙ)

ВНАХЛЕСТ

(ПЕРЕКРЫТИЕМ)

СТУПЕНЧАТО

(СТУПЕНЧАТОЙ КЛАДКОЙ)

Вид

http://freelance.ru/img/portfolio/pics/00/0B/2E/732766.jpghttp://www.bluecloudsolutions.com/wp-content/uploads/2015/07/the-first-steps-2-300x200.jpg

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/121/453/121453605_40.PNGhttp://egogo.by/sites/93a/cec/93acec029/images/product/001/001027/978-10601_7.wm-0x0.61429be7bc.jpg

C:\Users\Айсины\Desktop\512x512bb.jpghttps://st.depositphotos.com/1096434/2310/v/950/depositphotos_23100192-stock-illustration-brick-piramid-meccano-toy.jpg

Описание

Это не самый распространенный способ строительства и обычно не самый прочный, иногда укладка кирпичиков друг на друга необходима. Обычно решение использовать вертикально сложенные кирпичики обусловлено эстетическими, а не конструкционными потребностями. Причина этого проста: как вы можете увидеть на рисунке, стопка кубиков, неподдерживаемая окружающими элементами или слоями, как правило, не очень устойчива.

Ни одно соединение не укрепляет модели настолько хорошо, как соединение внахлест (перекрытие). Как и настоящие стенные кирпичи, кирпичики Лего держатся лучше, если устанавливаются друг на друга по принципу перекрытия. Такие соединения делают конструкцию более прочной и препятствуют выпадению деталей. В зависимости от размера используемого кирпичика, для соединения внахлест может понадобиться снизу половина кирпичика или всего лишь малая его часть.

Когда кирпичики соединяют ступенькой, следующий уровень сдвигается на один шаг по отношению к предыдущему, образуя рисунок ступеней лестницы. Такое построение позволяет, как правило, квадратным или прямоугольным кирпичикам, использованным в правильной комбинации, получить более естественные формы. Используя ступенчатую кладку, можно сделать крышу дома при помощи только стандартных кирпичиков.

.

Первые этапы работы с конструктором

На первых этапах работы с LEGO необходимо детям дать возможность насладиться конструктором – ощупать его, самостоятельно пофантазировать.

Затем, идут дидактические игры и игровые упражнения на знакомство с терминологией, закрепление пространственно-временных представлений, творческое воображение.

Игр и упражнений с ЛЕГО очень много. Я предлагаю поиграть в некоторые из них.

 «Спина к спине» (два человека сидят спиной друг к другу и имеют несколько одинаковых деталей; один составляет фигуру и вслух проговаривает, что он делает, у другого должна получиться такая же фигура).

Цель: Данная игра способствует развитию умения слышать и слушать друг друга, следовать инструкции. Кроме этого вы увидели, что так же происходит развитие речи, активизация словаря (название деталей, способы их крепления.)

Как вы думаете в каком возрасте можно применять с детьми?

Данная игра применяется с детьми в старшей группе.

Игра «Вторая половинка»

От каждой команды по 2 участника. Команде нужно выложить на плато из кирпичиков узор в соответствии уже имеющимся на другой половине, чтобы получилась симметричная картинка. Будет оцениваться точность выполнения, скорость и работа в команде.

Цель данного задания: формирования математического мышления, понимания принципа отражения и осевой симметрии в мозаике.

Данная игра применяется с детьми в старшей группе.

Задание «Построй и создай схему»

Предложить сделать элементарные постройки из трех, четырех деталей, а затем создать их чертежи, изображая конструкции в трех проекциях (спереди, сбоку и сверху).Способы построения те же: выкладывание фигурами и обведение, либо рисование на листочках в клетку.

Есть другой вариант игры «Схема по постройке товарища»

Цель: развивать самостоятельность, инициативу, индивидуальность, активизировать творческие проявления детей

Данная игра применяется с детьми в подготовительной группе.

Игра «Дострой конструкцию»

Ребенок начинает собирать модель из строительного материала, затем «передает» ее другому ребенку; тот продолжает сборку и «передает» модель следующему ребенку и т. д. Затем дети все вместе обсуждают, что у них получилось.

Цель: Данная игра способствует развитию умения работать в команде, развитие внимания и быстроты.

Данная игра применяется с детьми в старшей группе.

Игра «Придумай свою историю»

Работа в командах. Дается задание несколько слов. Нужно придумать и построить с этими словами историю.

Например: слова (кот, дерево, страх)

Например: «Жил был кот. Однажды он забрался на высокое дерево, стало ему очень страшно. Приехали спасатели и сняли его с дерева» (строят кота, дерево, спасателей)

Цель: формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; развивать умение обосновывать и доказывать рациональность выбранного способа действий; развитие воображения и связной речи и обогащение активного словаря

Данная игра применяется с детьми в подготовительной группе.

LEGO-задачки 

– карточка с тремя полями. Каждое поле отвечает за определенный признак детали конструктора – цвет, форму (вид сверху: прямоугольник, квадрат), количество кнопок на детали. По данным признакам нужно выбрать правильное решение, т.е. подобрать деталь конструктора.

LEGO- задачки предусматривают вариативность решений. Ребенок, представляя свое решение, которое может быть отличным от других, доказывает его правильность, пошагово проговаривая признаки своей детали в соответствии с предъявляемыми требованиями.

Заключение

Работая с конструктором ЛЕГО, дети могут экспериментировать, обсуждать идеи, воплощать их в постройке, усовершенствовать и так далее. Это повышает самооценку ребенка, а умение действовать самостоятельно, формирует чувство уверенности в своих силах. Поэтому конструктивная созидательная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие детей в режиме игры.

Рефлексия

В заключение нашей встречи предлагаю построить пирамиду эмоций.

Кирпичик зеленого цвета означает, что вам понравился данный мастер класс,

желтого – то, что мастер класс понравился, но вы еще что то хотели бы увидеть,

а кирпичик синего цвета покажет, что вам ничего не понравилось!

Всем спасибо!

СПОСОБЫ СОЕДИНЕНИЯ ИЛИ СКРЕПЛЕНИЯ КИРПИЧИКОВ LEGO

3 самых распространенных способа крепления

Способы соединения (скрепления) - это способы, которыми кирпичики могут быть расположены или соединены.

Стопкой (кладкой) Это не самый распространенный способ строительства и обычно не самый прочный, иногда укладка кирпичиков друг на друга необходима.

http://freelance.ru/img/portfolio/pics/00/0B/2E/732766.jpghttp://www.bluecloudsolutions.com/wp-content/uploads/2015/07/the-first-steps-2-300x200.jpg

Внахлест (перекрытием) Самый прочный способ соединения деталей

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/121/453/121453605_40.PNGhttp://egogo.by/sites/93a/cec/93acec029/images/product/001/001027/978-10601_7.wm-0x0.61429be7bc.jpg

Ступенчатой кладкой Используя ступенчатую кладку, можно сделать крышу дома при помощи только стандартных кирпичиков.

C:\Users\Айсины\Desktop\512x512bb.jpghttps://st.depositphotos.com/1096434/2310/v/950/depositphotos_23100192-stock-illustration-brick-piramid-meccano-toy.jpg

Первые этапы работы с конструктором

На первых этапах работы с LEGO необходимо детям дать возможность насладиться конструктором – ощупать его, пофантазировать.

Затем, идут дидактические игры и игровые упражнения на знакомство с терминологией, закрепление пространственно-временных представлений, творческое воображение.

Игр и упражнений с ЛЕГО очень много. Я предлагаю поиграть в некоторые из них.

 «Спина к спине» (два человека сидят спиной друг к другу и имеют несколько одинаковых деталей; один составляет фигуру и вслух проговаривает, что он делает, у другого должна получиться такая же фигура).

Цель: Данная игра способствует развитию умения слышать и слушать друг друга, следовать инструкции. Кроме этого вы увидели, что так же происходит развитие речи, активизация словаря (название деталей, способы их крепления.)

Как вы думаете в каком возрасте можно применять с детьми?

Данная игра применяется с детьми в старшей группе.

Игра «Вторая половинка»

От каждой команды по 2 участника. Команде нужно выложить на плато из кирпичиков узор в соответствии уже имеющимся на другой половине, чтобы получилась симметричная картинка. Будет оцениваться точность выполнения, скорость и работа в команде.

Цель данного задания: формирования математического мышления, понимания принципа отражения и осевой симметрии в мозаике.

Данная игра применяется с детьми в старшей группе.

Рассказать     Задание «Построй и создай схему»

Предложить сделать элементарные постройки из трех, четырех деталей, а затем создать их чертежи, изображая конструкции в трех проекциях (спереди, сбоку и сверху).Способы построения те же: выкладывание фигурами и обведение, либо рисование на листочках в клетку.

Есть другой вариант игры «Схема по постройке товарища»

Цель: развивать самостоятельность, инициативу, индивидуальность, активизировать творческие проявления детей

Данная игра применяется с детьми в подготовительной группе.

Игра «Дострой конструкцию»

Ребенок начинает собирать модель из строительного материала, затем «передает» ее другому ребенку; тот продолжает сборку и «передает» модель следующему ребенку и т. д. Затем дети все вместе обсуждают, что у них получилось.

Цель: Данная игра способствует развитию умения работать в команде, развитие внимания и быстроты.

Данная игра применяется с детьми в старшей группе.

Игра «Придумай свою историю»

Работа в командах. Дается задание несколько слов. Нужно придумать и построить с этими словами историю.

Например: слова (кот, дерево, страх)

Например: «Жил был кот. Однажды он забрался на высокое дерево, стало ему очень страшно. Приехали спасатели и сняли его с дерева» (строят кота, дерево, спасателей)

Цель: формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; развивать умение обосновывать и доказывать рациональность выбранного способа действий; развитие воображения и связной речи и обогащение активного словаря

Данная игра применяется с детьми в подготовительной группе.

LEGO-задачки 

– карточка с тремя полями. Каждое поле отвечает за определенный признак детали конструктора – цвет, форму (вид сверху: прямоугольник, квадрат), количество кнопок на детали. По данным признакам нужно выбрать правильное решение, т.е. подобрать деталь конструктора.

LEGO- задачки предусматривают вариативность решений. Ребенок, представляя свое решение, которое может быть отличным от других, доказывает его правильность, пошагово проговаривая признаки своей детали в соответствии с предъявляемыми требованиями.

Работая с конструктором ЛЕГО, дети могут экспериментировать, обсуждать идеи, воплощать их в постройке, усовершенствовать и так далее. Это повышает самооценку ребенка, умение действовать самостоятельно. Поэтому конструктивная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие детей в режиме игры.

Рефлексия

В заключение нашей встречи предлагаю построить пирамиду эмоций.

Кирпичик зеленого цвета  - означает, что вам понравился данный мастер класс,

желтого – то, что мастер класс понравился, но вы еще что то хотели бы увидеть,

а кирпичик синего  - цвета покажет, что вам ничего не понравилось!

Всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Формирование предпосылок УУД у старших дошкольников "

Мастер-класс состоит из двух частей : первая - теоретическое обоснование, вторая - пример НОД,спроектированной на основе деятельностного подхода....

Мастер-класс Интеграция конструктивной, двигательной, коммуникативной деятельности дошкольников посредством Лего-технологий".

Методический материал для освоения и последующего применения технологии в практической деятельности педагогов ДОУ....

Использование STEM-технологий в формировании предпосылок инженерного мышления у дошкольников

Использование  STEM-технологий в формировании предпосылок инженерного мышления у дошкольников...

Проект на тему: «Развитие предпосылок инженерного мышления у дошкольников посредством steam - технологии»

повышение качества дошкольного образования через развитие конструктивной деятельности, технического творчества дошкольников и формирование предпосылок основ инженерного мышления детей 5-7 лет....

Мастер-класс для родителей "Развитие речи старших дошкольников посредством лего-комплектов "Построй свою историю"

laquo;Построй свою историю» - набор предназначен для изучения русского и иностранного языков.«Построй свою историю» - предназначено для развития навыков устной речи, чтения, словарн...

Мастер-класс «Формирование предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного возраста»

Опыт работы и демонстрация  кружковой деятельности по робототехнике....

Мастер - класс «CUBORO-Basis» – средство развития предпосылок инженерного мышления старших дошкольников

Мастер - класс «CUBORO-Basis» – средство развития предпосылок инженерного мышления старших дошкольников...