Образовательный проект "Волшебные картины"
проект по конструированию, ручному труду (старшая группа)
Направлен на создание выразительных картин путём конструирования из различных материалов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Создание выразительных картин путем конструирования из различных материалов | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательный проект
«Волшебные картины»
Номинация: «Лучший образовательный проект»
Сроки реализации проекта: сентябрь 2020 г. – май 2021 г.
Авторы: | Гаманюкова Татьяна Михайловна воспитатель первой кв. категории Кузьмина Галина Николаевна воспитатель высшей кв. категории, |
Аннотация
Данный проект способствует развитию познавательного интереса, творческих способностей, формированию культуры здорового и безопасного образа жизни, развитию творческой активности воспитанников, изучение современных технологий и техник творчества и декоративно-прикладного искусства, развивает художественный вкус, фантазию, трудолюбие.
Сам процесс создания картин способен доставить ребенку огромную радость и желание творить. Техники, представленные в проекте, развивают у детей способность работать руками под управлением сознания, совершенствуют мелкую моторику рук, точные движения пальцев, развивают глазомер.
Проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста, может быть полезен воспитателям ДОУ, педагогам дополнительного образования, родителям.
Актуальность проекта
В процессе создания проекта, акцентами для его развития и реализации выступили две актуальных проблемы развития современных дошкольников.
Первая, наиболее глобальная проблема – это проблема коммуникации в детском коллективе, сложности в развитии связной речи и общении. Физиологи установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Таким образом, вперед выступает проблема развития мелкой моторики, так как способствует развитию сенсорного восприятия и моторики – согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.
Необходимо уделять большое внимание формированию тонких движений пальцев именно в дошкольном возрасте. Ведь один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению – это высокий уровень развития мелкой моторики. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости, а также развития речи.
Вторая проблема развития современного дошкольника вытекает из условий современного общества, где детская среда перенасыщена яркими и красочными играми и игрушками, что не дает возможности ребёнку воображать, фантазировать, придумывать и творить…
Детское творчество –одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других. Между тем применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действий с ними. Дети узнают, что рисовать можно не только красками, карандашами, фломастерами, но и клеем, крупой, пластилином, салфетками, кофе, луковой шелухой, и многом другим.
Цель проекта – формирование у детей устойчивого интереса к творчеству, создание выразительных и оригинальных картин путём конструирования из различных материалов в сочетании с разнообразными изобразительными техниками.
Задачи проекта:
- Познакомить детей с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности, многообразием материалов и приемов работы с ними;
- Воспитать коллективное творчество, стремление действовать сообща;
- Развить мелкую моторику пальцев рук через активное и творческое применение усвоенных способов создания картин, используя нетрадиционные техники, материалы и выразительные средства.
Ожидаемый результат проекта
В результате реализации проекта, у дошкольников будут развиваться чувства формы, цвета, композиции, пропорции через создание картин с использованием разнообразных материалов, техник и способов. Кроме того, в процессе продуктивной деятельности воспитанники научатся рассуждать, задавать вопросы, делать выводы.
Деятельность в рамках проекта предусматривает участие всех сторон образовательных отношений – детей, их родителей и педагогов (см. таблицу).
Участие детей | Участие родителей | Участие педагогов |
- Знакомство со свойствами различных материалов в процессе создания картин; - Знакомство с различными техниками декоративно-прикладного творчества - Отработка навыков выполнения техники декоративно-прикладного творчества - Разработка собственного сюжета картин с использованием изучаемой техники выполнения и материала для их создания; - Транслирование опыта создания «Волшебных картин» через организацию выставок по темам. | - Организация сбора различных материалов для создания картин (бумага, ткань, пластик, бусины, нитки, крупа и многое другое); - Поддержка положительного эмоционального настроя детей; - Мастер-класс в формате он-лайн конференции ZOOM по созданию картин в определенной технике декоративно-прикладного творчества по теме; - Привлечение родителей к созданию совместных с детьми картин в выбранной технике. | - Создание проекта и плана его реализации; - Подготовка и сбор необходимых материалов для создания картин; - Ознакомление родителей с целями и задачами проекта, вовлечение в процесс подготовки материалов и создания картин; - Мастер-класс для коллег по транслированию опыта создания проекта и его реализации с использованием ИКТ; - Разработка и организация мастер-класса для родителей в формате он-лайн конференции ZOOM. |
План работы по проекту
Вид проекта: долгосрочный, внутригрупповой, творческий.
Форма организации деятельности детей: групповая, коллективная.
Участники проекта: воспитанники старшей группы (5-6 лет), родители воспитанников, педагоги.
Этапы реализации проекта
- Подготовительный этап 17.08.2020 – 31.08.2020
Создание проекта:
- Определение актуальности, целей, задач и предполагаемого результата;
- Поиск, сбор и структурирование информации по теме проекта в соответствии с целью и задачами, составление плана реализации проекта;
- Отработка и апробирование педагогами техник декоративно-прикладного творчества, планируемых к использованию в совместной деятельности с детьми;
- Подготовка материалов (бумага, ткань, пластик, бусины, нитки, крупа и другое), шаблонов и эскизов для создания картин детьми в разных техниках.
- Основной этап 01.09.2020 – 31.05.2021
Постепенное изучение различных техник декоративно-прикладного творчества и непосредственное создание картин из различных материалов в соответствии с перспективным планированием педагогов (см. таблицу).
Перспективное планирование по реализации проекта
Месяц | Работа с детьми (Тема/Цель) | Задачи |
Сентябрь | Тема: Рябина Цель: Создание ветки рябины в технике «квиллинг» | - вспомнить строение ветки рябины; - создать ягоды рябины, путем простого скручивания полоски бумаги; - создать лист рябины, путем использования формы «капля»; - воспитать усидчивость через организацию продуктивной деятельности. |
Октябрь | Тема: Береза Цель: Создание аппликации в технике «мятая бумага» | - познакомить детей с различными видами бумаги и их свойствами (бумага мнётся, рвётся, намокает и т.д.) - научить способам создания полуобъёмных композиций; - побудить к поисковой и экспериментальной деятельности в работе с данным материалом. |
Ноябрь | Тема: День народного единства Цель: Создание картины в технике «бумагопластики» | - продолжить знакомство со свойствами бумаги; - обогатить активный словарь детей словосочетанием «Пластика бумаги» - пластика в переводе с греческого «лепить», придавать форму; - создать аппликацию по шаблону; - научить скручивать жгутики из салфетки; - продолжить учить скатывать шарики из салфетки. |
Декабрь | Тема: Белый снег пушистый в воздухе кружиться Цель: Создание композиции с применением разных техник | - продолжить знакомить со свойствами снега; - обогатить словарный запас прилагательными: мягкий, хрустящий, искрящийся, пушистый, мохнатый; - продолжить учить скручивать жгутики из салфетки; - учить отрывать нужные кусочки ваты; - развивать внимательность при создании картины. |
Тема: Ёлка Цель: Создание украшенной елки, с применением техник бумагопластики и украшение бисером, бусинами и т.д. | - продолжить знакомить с характерными признаками деревьев; - продолжить знакомить с новогодними традициями (приносить в дом ёлку и наряжать её, есть мандарины, делать подарки близким людям, собираться на Новогодний ужин всей семьёй и т.д); - знакомить с новыми приёмами выполнения работ такими как: украшение бисером, бусинами, стразами и т.д. | |
Январь | Тема: Зимние забавы Цель: Создание картины с применением разных видов крупы (рис, гречка, пшено) | - продолжить знакомить с зимними традициями и забавами; - познакомить со свойствами круп; - обогатить словарный запас детей словами: (пшённая, ячневая, перловая: - крупа); - развить мелкую моторику при работе с крупой (перебирая, раскладывая в определённом порядке крупинки); - развить воображение через самостоятельный выбор сочетания разных видов крупы в процессе продуктивной деятельности; - воспитать усидчивость, аккуратность при создании картины из крупы. |
Февраль | Тема: 23 Февраля Цель: Создание открытки с изображением танка/корабля в технике «квиллинг» | - освоить форму «капля» в технике «квиллинг» для создания открытки; - воспитать усидчивость, аккуратность через организацию продуктивной деятельности. |
Март | Тема: 8 Марта Цель: Создание поздравительной открытки | - познакомить с новыми техниками декоративно-прикладного творчества; - развить мелкую моторику при создании картины с использованием ткани. |
Апрель | Тема: Птицы Цель: Создание птицы в технике «бумагопластика», приемом скручивания | - познакомить детей с приёмом «скручивание» в технике «бумагопластика»; - развить мелкую моторику, используя, приём «скручивание» салфетки; - воспитать усидчивость, аккуратность в процессе создания картины в нетрадиционной технике. |
Май | Тема: «Веселые насекомые» Цель: Создание полуобъемной аппликации насекомого путем скатывания и скручивания салфеток. | - закрепить приемы скручивания и скатывания; - развить мелкую моторику через приемы «скатывание», «скручивание»; - развить воображение в условиях самостоятельного выбора сочетания различных оттенков цветов при создании картины; - воспитать усидчивость и аккуратность через организацию продуктивной деятельности. |
- Заключительный этап 31.05.2021 – 04.06.2021
- Выставка картин, созданных в процессе реализации проекта;
- Выставка детско-родительского творчества в рамках тематической недели «Семья с нами рядом всегда и везде, она много значит в каждой судьбе»;
- Организация посещения выставки воспитанниками всех групп МБДОУ;
- Оформление он-лайн выставки на официальном сайте МБДОУ.
Оценка результатов реализации проекта
Проект «Волшебные картины» позволил нам расширить образовательное пространство, придать ему новые формы и дал возможность развития творческого, познавательного мышления у воспитанников. Кроме того, репродукциями картин мы украшаем приемную группы. Тем самым добиваемся открытости образовательного процесса для родителей.
В ходе наблюдения за работой над созданием картин, можно отметить, что воспитанники:
- Имеют представление о материале, с которым работают, знают его свойства;
- Владеют приемами работы с различными материалами;
- Самостоятельно определяют последовательность выполнения работы;
- Учитывают яркость, оригинальность при создании картин;
- Умеют выбирать материал, соответствующий данной технике и способы создания картины;
- Комментируют свои конкретные действия, задают прямые вопросы воспитателю;
- Охотно отзываются на призыв о помощи сверстников, формулируют развернутые предложения при обращении к воспитателю (вопрос или просьбу).
В дальнейшем мы можем предположить, что результатом целенаправленной, систематической и планомерной работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через освоение нетрадиционных техник создания картин сможет способствовать не только развитию речи, но и формированию интеллектуальных способностей, что напрямую готовит их к успешному обучению в школе.
Распространение результатов проекта
Перспективы развития проекта «Волшебные картины» мы видим в поиске новых методических приемов, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности, способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики и самостоятельности.
В перспективе планируем:
- мастер-класс детей группы «Васильки» для детей соседних групп;
- создание мини-фильмов и дальнейшая их демонстрация родителям, педагогам и детям из других групп о способах создания картин в нетрадиционных техниках.
Устойчивость проекта
Прогноз негативных последствий | Коррекция негативных последствий |
Неудачи в создании картины из-за невнимательности, неусидчивости, отсутствия навыка; боязнь «ошибки» при создании картины. | повторение практических работ, аналогичных заданию по созданию картин, - уменьшение времени выполнения задания; - смена деятельности, смена материала и техники выполнения картин; - активная помощь воспитателя; - положительная реакция воспитателя на любые самостоятельные действия в процессе создания картины; - помощь в выборе вариаций относительно материалов. |
Бюджет проекта
Для обеспечения реализации проекта организована взаимосвязь с родителями воспитанников по привлечению в проект добровольных пожертвований в виде рамок для картин, бросового материала (пуговиц, ниток, пенопласта, лент и т.д.), клея, бумаги, картона и т.д. Дополнительный бюджет не предусмотрен.
Список литературы
- Шмитт Гудрун Квиллинг для детей / Гудрун Шмитт. - М.: Астрель, Кладезь, 2013.
- Рябко Н.Б. «Занятия по изобразительной деятельности дошкольника – бумажная пластика» (учебно-практическое пособие) – «Педагогическое общество России», М., 2007.
- Лыкова И. Чудо-писанки – шедевры миниатюрной живописи// Дошкольное воспитание. – 2007. - № 3. – С. 46-52.
- Парамонова Т. Лоскутный стиль// Обруч: образование, ребенок, ученик. – 2006. - № 3. – С. 34-36.
- Ярыгина А. Дети и дизайн: фитодизайн, флористика, аранжировки из природных материалов// Дошкольное воспитание. – 2006. - № 2. – С. 65-71.
- Вербенец А.М., Базикало С.В., Игнатенко Е.Е. Особенности и условия развития дизайн-деятельности старших дошкольников. – 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредсвенно-образовательной деятельности. Образовательная область "Познание"(формирование целостной картины мира). Тема Дары осени.
конспект Непосредственно-образовательной деятельности О.О.Познание(формирование целостной картины мира) составлен в соответствии с ФГТ.В нем дается интеграция образовательных областей. В результ...
Конспект непосредственной образовательной деятельности Образовательная область – формирование целостной картины мира: « Путешествие в Италию»
Конспект непосредственной образовательной деятельности Образовательная область – формирование целостной картины мира, для подготовительной к школе группы...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению детей рассказыванию (составление рассказа по картине) в старшей группе «Идём на выставку картин «Зимушка-зима»»
Составление рассказа, развитие речи...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Рассматривание картины и составление рассказов по сюжетной картине «Счастливого плаванья», с использованием элементов ТРИЗ». Приоритетная область: коммуникация
Программное содержаниеОбразовательная задача:Продолжать учить детей с помощью системного анализа рассматривать картину и понимать ее содержание....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста. «Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины И. Шишкина «На севере диком».
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста.«Рассказывание по картине. Составлен...
Конспект образовательной деятельности "Картины крота" в старшей группе по развитию речи
В конспекте раскрывается применение технологии "Литотерапия - как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста". Данный конспект был опробирован в городском конкурсе "Педа...
Конспект ООД по образовательной области «Познавательное развитие» НОД Формирование целостной картины мира тема: «Рассматривание картины «Кошка с котятами» во второй младшей группе.
Конспект ООД по образовательной области«Познавательное развитие»НОД Формирование целостной картины миратема: «Рассматривание картины «Кошка с котятами»во второй мла...