Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста. «Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины И. Шишкина «На севере диком».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи
с детьми старшего дошкольного возраста.
«Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины И. Шишкина «На севере диком».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sostavlenie_opisatelnogo_rasskaza_po_kartine_na_severe_dikom.docx | 19.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 26 «Маячок» г. Воркуты
(МБДОУ «Детский сад № 26» г. Воркуты)
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи
с детьми старшего дошкольного возраста
«Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины И. Шишкина «На севере диком».
Воспитатель
Бойченко О.О.
Занятие по развитию речи в старшей группе
Тема: «Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины И.Шишкина «На севере диком».
Цель: учить составлять описательный рассказ по картине.
Задачи: развивать творческое воображение; учить детей использовать точные по смыслу подобранные слова; обогащать словарный запас определениями; развивать диалогическую речь, связную речь; упражнять детей в образовании уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Оборудование: репродукция картины И.Шишкина «На севере диком».
Ход занятия
Воспитатель беседует с детьми:
- Ребята, у вас есть друзья? (Ответы детей).
- О друзьях говорить всегда приятно. Давайте улыбнемся друг другу и скажем ласковое словечко.
Игра «Назови своего друга ласково».
Дети придумывают ласковые эпитеты: Добренькая Катюша, красивенький Тишенька, беленькая Лерочка, умненькая Алиночка, ласковенькая Настенька и т.д.
- Вот как хорошо вы относитесь к своим друзьям. А какие слова, сходные по звучанию, можно подобрать к слову «друг»? (Друг - друзья, дружба, дружелюбный, дружные, подруга, дружить, подружиться и т.д.)
- Бывает, что у человека нет друзей, и он остается один. Какие слова можно подобрать к слову «один»? (Один – одинокая, одиноко, одиночество и т.д.)
- Ребята, а как вы думаете, быть одному хорошо или плохо?
- Что хорошего? (Можно подумать о чем-то своем, помечтать, можно вспомнить что-то, можно поговорить с самим собой, можно принять важное решение, обдумать ситуацию, побыть наедине со своей совестью, никто не мешает, не отвлекает и т.д.)
- А что плохого? (Скучно, не с кем играть, не с кем поговорить, поделиться своими мыслями, некому сделать что-то хорошее и т.д.)
- Значит, быть одному, с одной стороны, хорошо, а с другой стороны, плохо. Одиночество – чувство, которое можно выразить и в музыке, и в живописи, и в словах.
Воспитатель предлагает послушать классическую музыку (музыку ветра, вьюги и т.д.)
- Какая музыка звучала? (Спокойная, медленная, задумчивая, печальная, грустная).
- Как вы думаете, какое настроение было у композитора, когда он писал эту музыку? (Грусть, печаль, тоска, одиночество и т.д.)
Воспитатель предлагает еще раз послушать музыку и выставляет репродукцию картины И.Шишкина «На севере диком», называя имя художника и название картины.
- Ребята, нравится вам эта картина? (Ответы детей).
- Какие краски выбрал художник для написания этого пейзажа? (Синие, голубые, серые, черные, коричневые, белые и т.д.)
- Что изображено на переднем плане? (Сосна).
- Какими словами можно сказать о сосне? Какая она? (Тихая, спокойная, красивая, усталая, задумчивая, высокая, стройная, лохматая, могучая, величественная, старая, мудрая, одинокая, грустная, печальная и т.д.)
- Ребята, вот вы сказали, что сосна одинокая и грустная. Видите, рядом нет других сосен, ее подруг. А теперь давайте представим, как она будет гнуться под сильным ветром, под северной вьюгой, ведь рядом нет ни одного другого дерева, чтобы защитить и поддержать ее.
Физминутка
Половина подгруппы изображают одинокие сосны, другая половина изображает буйство ветра, вьюги. Сначала ветер тихий, потом он усиливается, начинаются порывы, потом сосна пригибается чуть ли не к земле, затем ветер постепенно успокаивается. Затем группы меняются.
- Мы с вами показали, как трудно быть одному на белом свете, без друзей и поддержки. А что изображено на заднем плане картины? (Небо)
- Какими словами можно сказать о небе? Какое оно? (Хмурое, темное, холодное, вечернее и т.д.)
- Послушайте стихотворение М.Ю.Лермонтова «На севере диком…».
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна.
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
- Художник нарисовал заснувшую под пушистым снежным покровом сосну. Такую тихую, могучую, древнюю, мудрую, одинокую. А какая стоит тишина! Вы слышите? Вся вершина горы покрыта ослепительным белым снегом, и только в тени снег голубоватый и коричнево-желтый. Холодно, морозно. Кажется, что даже воздух застыл.
- Как вы думаете, с каким настроением писал эту картину художник? (С грустью, тоской, печалью и т.д.)
- Как вы догадались об этом7 Какие краски указывают на это? (Темно-голубая, черная, серая, коричневая)
- Какие детали говорят о тоске, задумчивости, грусти? (Вечернее холодное небо, хмурые тяжелые облака и т.д.)
- А что в картине говорит о светлых чувствах, о чистоте? (Снег ослепительной белизны)
- А что за яркий свет освещает вершину горы и часть сосны? (Лунный свет)
- Много лет стоит одинокая сосна на горе. За это время у нее были беды, страдания, радости, счастье. Но имела ли возможность сосна рассказать о них кому-нибудь?
- Как вы думаете, о чем думает сосна? Что она видела в своей жизни?
- С кем она могла общаться? (С ветром, солнцем, луной, снегом и т.д.)
- Ребята, рисовать картину можно не только красками, но и словами. Для того, чтобы рассказ получился полным, обозначим основные моменты опорными схемами.
- Что изображено на картине? (Сосна)
- Где растет сосна? (На горе)
- Какой ствол у сосны? (Большой, толстый)
- Какие ветки у сосны? (Колючие, пушистые)
- Какое небо? (Хмурое, темное)
- О чем думает сосна?
- Какие чувства вы испытываете к сосне?
Примерный рассказ
На вершине горы стоит одинокая сосна. Она грустная, печальная, усталая, красивая. У нее длинный ствол и пушистые ветви. На ветвях – сугробы снега, как белая шуба. По темно-голубому вечернему небу плывут хмурые облака. Кругом тишина. Лунный свет ласково освещает вершин сосны, и от этого она становится еще великолепнее. Сосна тихо дремлет в зимней тиши. И снится ей замечательный сон.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности по здоровьесбережению с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Где прячется здоровье?»
Цель: Формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни. Задачи:Формировать у детей представления о зависимости здоровья от двигательной активнос...
КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности по здоровьесбережению с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Где прячется здоровье?»
Цель: Формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни. Задачи:Формировать у детей представления о зависимости здоровья от двигательной активнос...
КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности по математике с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Царство Математики»
Цель: обобщение и закрепление полученных ранее знаний.Задачи:Образовательные:- закрепить знания детей: счет в пределах 10, представления о числовом ряде, предыдущем и последующем числе, умение ориенти...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи во второй младшей группе Тема: «Весенние цветы». Составление описательного рассказа
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи во второй младшей группеТема: «Весенние цветы». Составление описательного рассказа.Цель: учить составлять описат...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по здоровьесбережению с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по волшебному миру с доктором Пилюлькиным».
Дети помогают персонажу найти его градусник и по ходу выполняют определенные задания, тем самы закрепляют здоровый образ жизни....
Конспект непосредственно образовательной деятельности познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Здоровье – это богатство!»
Систематизировать представления детей о человеке, здоровье, способах его сохранения и здоровом образе жизни.Закрепить представления детей о значимости режима дня, о том какая еда полезна, какая вредна...
Конспект непосредственно образовательной деятельности познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Зимовье зверей»
Формировать представление о том, что дикие животные приспосабливаются к изменениям погодных условий.Познакомить с особенностями диких животных (их детенышей), впадающих в спячку, а также с теми, кто в...