Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Рассматривание картины и составление рассказов по сюжетной картине «Счастливого плаванья», с использованием элементов ТРИЗ». Приоритетная область: коммуникация
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Богданова Татьяна Владимировна

Программное  содержание

Образовательная задача:

Продолжать учить детей с помощью системного анализа рассматривать картину и  понимать ее содержание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rassmatrivanie_kartiy.docx24.58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

              в старшей группе

«Рассматривание картины и составление рассказов

по сюжетной картине «Счастливого плаванья», с использованием  элементов ТРИЗ».

Приоритетная область: коммуникация

 

                                                                 Составила и провела

                                                       воспитатель Богданова Т.В. 

                          

       

 Программное  содержание

Образовательная задача:

Продолжать учить детей с помощью системного анализа рассматривать картину и  понимать ее содержание.

 Речевые задачи:

  • развитие связной речи:

1. Продолжать учить детей составлять короткие описательные  рассказы по сюжетной картине

2. Развивать объяснительно – доказательную речь

  • формирование словаря:

1. Словарь: отражение, заплатка, плаванье, гладкая поверхность, камыши.

2.Учить детей, используя  прием  «вхождения  в картину» давать образные характеристики объектов и действий.

  •  формирование грамматического строя речи:

1. Продолжать формировать умение согласовывать:

                                                       - слова в предложениях

                                                       -прилагательные с существительными

2. Развивать умение образовывать существительные  с уменьшительно, ласкательным суффиксом в игре «Назови  ласково»

  • звуковая культура речи:

 Закреплять умение отчетливо и внятно произносить скороговорку.

Развивающие задачи: продолжать развивать воображение, мышление

Воспитательная задача:

 Воспитывать интерес к предметам,  выходящим за пределы ближайшего окружения.

                        Используемые технологи

ТРИЗ, игровая

                         Материал к занятию

Картина под названием «Счастливого пути» из серии  «Плавание на зонтике»,  круги со  схематичным  изображением отдельных объектов, нити (полоски),  ковралин.

                            Предварительная работа

Чтение художественной литературы на данную тему, беседы о прочитанном, на темы:  «Где я отдыхал летом», «В какие игры можно играть летом»,   «Как можно использовать старые ненужные вещи», рассматривание картинок,  иллюстраций на данную тему.

 Ход  непосредственно организованной деятельности

Организационный момент.

Цель: Развитие эмоций, слухового восприятия, мышления, и зрительного восприятия.

Предлагаю детям подойти к окну.

Игра «Здравствуй»

Здравствуй, солнце золотое!- руки вверх, пальцы широко расставлены.

Здравствуй, небо голубое!– руки над головой, плавные движения ладошек из стороны в     сторону

Здравствуй, вольный ветерок! – плавные движения рук  перед собой из стороны в сторону

Здравствуй, маленький дубок! – поднять «твердые руки» над головой

Мы живем в одном краю –

Всех я вас приветствую!

Воспитатель: Ребята,  сегодня   у нас вновь  встреча с картиной

( дети садятся на стульчики)

Воспитатель:  И    в гостях  у нас  Волшебник «Дели – Давай - кА». Мы  с вами знаем, что «Дели – Давай – кА»  умеет   все на свете делить на части. Он нам поможет поделить нашу картину на множество частей.

Возьмем в руки бинокли и посмотрим на картину. Смотрим  так, чтобы увидеть только один предмет, и помним правило: не  называть тот объект, который   уже увидели и назвали.

Что, ты Саша видишь?

(дети называют отдельные объекты, схематичные изображения  которых выставляются на ковралине)

 Воспитатель: Ребята,  наша картина будет скучна, не красочна, если мы с вами ее не «раскрасим», не опишем объекты, не скажем, какими мы их видим.

А чтобы сделать это мы поиграем в игру: «Скажи какой?»

Например, вода,  какая, какой ее мы видим? – голубая, прозрачная, чистая.

(зонт, трава, цветы, небо, отражение, куст,  девочка, мальчик, мишка, пруд, камыши,  лес)

 Молодцы, ребята, вы увидели и описали все основные объекты нашей картины. А сейчас  выйдем на лужайку и поиграем

Физкультминутка:   На  лужайке поутру, мы затеяли игру

                                                       Дети встают в круг, берутся за руки

                                   Я ромашка, ты вьюнок, становись-ка в наш венок

                                    Раз, два, три, четыре, раздвигайте круг пошире

                                           Делают 4 шага назад

                                             А теперь мы ручейки, побежим вперегонки

                                                        Бегут по кругу

                                       Прямо к озеру спешим, станет озеро большим

                                                       Раздвигают круг

                                          Становитесь в круг опять, будем в солнышко играть

                                                      Смыкают круг

                                           Мы веселые лучи

                                                     Тянутся на носочках, руки вверх

                                   Мы резвы и горячи

                                                     Прыгают на носочках

  Воспитатель: Ребята,  вы помните, что волшебник «Дели – Давай – кА»  может еще  все и объединять. Ведь не дело, что мы картину разобрали на части, а обратно собрать забыли. Пришла пора наводить порядок – соединить, объединить  части в целое. Соединим два кружочка  и объясним, почему мы так сделали. Расскажем, как связаны между собой  объекты в кружочках и при этом  не забудем про то, как мы описали эти объекты.

 Например: «трава, цветы – их можно объединить, потому что  в траве растут цветы, тогда предложение получится такое: в зеленой,  высокой траве растут желтые, маленькие цветы.

Скажи, Егор, какие два объекта можно соединить?

(дети называют объекты и высказывают свои суждения об их  взаимосвязи, даю положительную оценку их высказываниям)

Воспитатель: Давайте внимательно  посмотрим на картину  и проверим, все ли объекты мы соединили. Молодцы, ребята вы  объединили  все объекты, составили множество предложений, объясняя их взаимосвязь

А сейчас, ребята, наш волшебник поможет  нам попасть в картину, и мы поиграем в игру «Слушай-ка - Чувствуй-ка»   Закройте глаза на минуточку.

Прислушайтесь внимательно, что происходит рядом с  вами?

 Что вы слышите? А теперь откройте глаза и скажите: Что вы слышали?

(выслушиваются ответы детей)

А сейчас походим тихонько по нашей картине.

 Что вы почувствовали?  

(выслушиваются ответы детей)

Притроньтесь и проведите рукой  по всему, что встретилось вам на пути.

Что вы почувствовали теперь? Что теперь можно сказать об объектах?

(выслушиваются ответы детей)

А теперь вдохните запах, того что вас окружает.

Какие запахи вы почувствовали?

Попробуйте,  что- то пожевать, если это не вредно.

Какие вкусовые ощущения добавились?

Ребята, а можете вы мне сказать какое время года в нашей картине?

А какое время дня, какая часть суток в картине?

(выслушиваются ответы детей)

Воспитатель: действительно, на картине  изображено лето, ясный день.

А теперь   закроем глаза,  и волшебник поможет нам выйти из картины.

Ребята, мы  так много  говорили и знаем о картине, что я думаю, сможем быстро составить рассказы по этой картине.

(Предлагаю детям составить рассказы по фрагментам  картины, обвожу указкой  фрагмент, дети составляют короткие рассказы.)

Воспитатель: Посмотрите на пруд и расскажите о нем.

(пруд,  берег пруда, поляна)

(при необходимости даю образец рассказа, выслушиваю рассказы детей,  2 -3 человека, даю положительную оценку)

Воспитатель: Скажите, ребята, какое название   подойдет этой картине?

(выслушиваю предположения детей)

Дидактическая игра:  «Назови ласково»(медведь,  зонт, цветок, лист, облако, куст, трава, поляна, лес, березка, берег, река, рука, нога)

Воспитатель: а сейчас, ребята, вспомним скороговорку и постараемся ее произнести четко медленно, а потом быстро.

 Ехал грека через реку

Видит грека в реке рак

Сунул грека в реку руку

Рак за руку греку цап    

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы очень хорошо сегодня работали  и у вас получились хорошие рассказы. Ваши рассказы я постаралась записать,  и мы сможем с вами выпустить свою книгу рассказов.  В свободное время вы сможете нарисовать рисунки  к своим рассказам, это и будут иллюстрации в нашей книге.

Приложение

Куст – зеленый, большой, ветвистый,

 с коричневыми ветками, со свисающими ветками

Зонт – черный, большой,  круглый, раскрытый,

 с заплаткой, с деревянной ручкой

Отражение – темное, зеленое, овальное,

 вытянутое,  длинное, неопределенной формы

Небо -  светлое, голубое, нежное

Облака -  белые, пушистые, плывущие

Мишка – бурый, коричневый, маленький, веселый

игрушечный, смешной.

Девочка – красивая, веселая, радостная, нарядная.

машущая рукой

Мальчик – бегущий, веселый,  радостный, игривый.

с палочкой в руке, храбрый, машущий рукой

Дети – веселые, играющие, радостные, машущие

Пруд – голубой, зеленый, блестящий как  зеркало, гладкий,

 небольшой, не глубокий, мелкий

Палочка – длинная, кривая, деревянная

Камыши – растущие в воде, длинные, зеленые

 с коричневыми верхушками

Цветы – маленькие, желтые, белые, с зелеными

 стебельками и листочками, красивые.

Лес – зеленый, дальний, густой, похожий

 на зеленое облако.

У девочки – есть части тела,  распущенные, кудрявые,

 вьющиеся волосы, желтое, красивое платье

с пышной юбкой, с маленьким кармашком

 и пояском, белые басаножки

У мальчика – есть части тела, короткие темные, русые волосы

майка красного цвета, шорты синие  в белую

клетку, красные  носочки, коричневые

ботиночки

У мишке  – части тела,  майка в полоску, похожая на купальник,

На шеи ленточка, похожая на шарфик

 

 

                        Физкультминутка

                          На  лужайке поутру, мы затеяли игру

                                  Дети встают в круг, берутся за руки

                           Я ромашка, ты вьюнок, становись-ка в наш венок

                         Раз, два, три, четыре, раздвигайте круг пошире

                                     Делают 4 шага назад

                                 А теперь мы ручейки, побежим вперегонки

                                                     Бегут по кругу

                         Прямо к озеру спешим, станет озеро большим

                                        Раздвигают круг

                               Становитесь в круг опять, будем в солнышко играть

                                           Смыкают круг

                               Мы веселые лучи

                                            Тянутся на носочках, руки вверх

                          Мы резвы и горячи

                                            Прыгают на носочках

Игра «Здравствуй»

Здравствуй, солнце золотое!- руки вверх, пальцы широко расставлены.

Здравствуй, небо голубое!– руки над головой, плавные движения ладошек из стороны в     сторону

Здравствуй, вольный ветерок! – плавные движения рук  перед собой из стороны в сторону

Здравствуй, маленький дубок! – поднять «твердые руки» над головой

Мы живем в одном краю – руки вперед, ладонями вверх

Всех я вас приветствую

Дидактическая игра:  «Назови ласково»

(медведь,  зонт, цветок, лист, облако,

 куст, трава, поляна, лес, березка, берег, река, рука, нога)

Скороговорка

 Ехал грека через реку

                              Видит грека в реке рак

                             Сунул грека в реку руку

                              Рак за руку греку цап    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Составление рассказа по сюжетной картине «День 8 марта».

ФорФормировать умения рассказывать по содержанию сюжетной картины.Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов.Упражнять в подборе слов со сходным значением. Ок...

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи « Составление рассказа по картине «Ежи» Старший воспитатель: Эльдарова Б.М.

Программное содержание;- Формировать умение рассматривать картину и рассуждать над ее содержанием, озаглавить картину.- Учить составлять рассказ по картине, придерживаясь плана- Закреплять умение при ...

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи (составление рассказа по серии сюжетных картин) Тема: «Лыжник»

Конспекторганизованнойобразовательной деятельностив старшей группе  по развитию речи(составление рассказа по серии сюжетных картин) Тема: «Лыжник»          ...