Конспект образовательной деятельности "Картины крота" в старшей группе по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
В конспекте раскрывается применение технологии "Литотерапия - как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста". Данный конспект был опробирован в городском конкурсе "Педагог года" в номинации "Воспитатель года"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_obrazovatelnoy_deyatelnosti_kartiny_krota_v_starshey_gruppe_po_razvitiyu_rechi.docx | 35.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Городской конкурс профессионального мастерства
«Педагог года – 2019»
Номинация «Воспитатель года»
Конкурсное задание «Авторская разработка»
Конспект образовательной деятельности в старшей группе
«Картины крота»
Педагогическая идея: «Литотерапия – как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»
Кошина Юлия Юрьевна, воспитатель МАДОУ д/с №78 корпус 3
Тюмень, 2019
Задачи
- Побуждать детей к активной речевой деятельности.
- Учить детей связно и последовательно составлять описательный рассказ по картине, опираясь на план и вопросы воспитателя.
- Создавать условия для творческого развития детей при выполнении работы с картиной и камнями.
- Развивать мелкую моторику рук и тактильные ощущения.
- Воспитывать навыки сотрудничества при выполнении совместной работы.
Материалы и оборудование: картины из искусственных и природных камней, природные камни разного размера, подставки под картины, мольберты, детские столы и стулья, стеки, фонарики, массажный коврик с камнями.
Предполагаемый ход деятельности:
Содержание деятельности | Планируемый результат |
I этап. Мотивация к деятельности | |
(Дети заходят в группу, к ним выходит воспитатель в костюме крота, у него в руках сундучок с камнями) (Нечаянно крот рассыпает камни) Воспитатель: - Ой–ой–ой, рассыпал все свои сокровища. Здравствуйте, ребята, помогите, пожалуйста, слепому кроту собрать их. (Дети собирают камни) Воспитатель: - Это мое богатство. Как вы думаете, откуда эти камни? (дети высказывают свои предположения) Воспитатель: Посмотрите, на эти чудесные камешки. Выберите себе по одному. (Введение в действие элементов литотерапии) Воспитатель: – Рассмотрите их, потрогайте. Какой камень на ощупь? (Гладкий или шероховатый, твердый или мягкий.) Какая у него температура? (Теплый или холодный.) Давайте, сравним камни, какие они по размеру? (Большие или маленькие.) А теперь постучите камнями. На что похож звук? (дети рассматривают и обследуют камни) Воспитатель: - Что можно делать из камней? Может быть вы встречали предметы из камней на улицах нашего города, в магазине или дома? (дети высказывают свои предположения) | Возникновение интереса к дальнейшей деятельности Получение тактильных ощущений от взаимодействия с камнями Приобретение исследовательских навыков Развитие мелкой моторики Приобретение навыков обмена социальными знаниями |
II этап. Поиск способов деятельности, выход на цель деятельности | |
Воспитатель: - Ребята, а я очень люблю делать картины из камней, но их ни кто не видел. Как вы думаете, почему? Я хочу пригласить вас в свой музей, посмотреть на мои картины. Но под землей очень темно, что же нам делать? (дети находят фонарики) (Между группой и спальней сделан туннель, в котором лежит коврик с камнями) Воспитатель: - Ребята, при входе в мой дом лежат камни, я очень люблю ходить по ним босиком. Может вам тоже понравиться? (Дети снимают обувь) Друг за другом мы идем, и по камешкам пройдем, Камешки волшебные, свойства их целебные, Всем здоровье укрепляют, организму помогают! (пройдя по коврику, дети надевают обувь) Воспитатель: - Вот и мой подземный дом. Я так рад, что вы пришли ко мне в гости. Посмотрите, сколько у меня картин. И все они сделаны из камней. (рассматривают картины, сделанные из искусственных камней, освещая их фонариками) Воспитатель: - Вот эти картины я сделал самые первые. Посмотрите на них, что общего есть у всех этих картин? Что на них изображено? Я очень люблю лес. Открою вам небольшой секрет, эти картины сделаны из искусственных камней, которые сделал человек. А есть природные камни, которые сделала сама природа. И следующая картина сделана, как раз, из таких камней. (Подходят к картине, на которой изображена зима, из камней выложены силуэты зверей и деревьев) Воспитатель: - Вот это моя одна из самых любимых картин. На ней я изобразил своих любимых друзей, которые очень любят играть в догонялки. Вы догадались кто на картине? Как вы думаете, какое время года изображено на картине? Почему вы думаете, что это зима? Что еще есть на картине? К сожалению, я забыл, как назвал эту картину. А как вы думаете, как ее можно назвать? (предполагаемые ответы детей) Воспитатель: - А на следующей картине я изобразил поляну, на которой очень люблю гулять. (на следующей картине изображено летнее время года, поляна с цветами и снежинки) Воспитатель: - Но что-то в этой картине мне кажется странным, а что не как не пойму. Помогите разобраться. (Дети рассматривают картину, и приходят к выводу, что летом не может быть снега) Воспитатель: А когда может идти снег? А что на картине изображена зима? А как вы догадались, что это лето? Эту картину я назвал «Любимая полянка». | Развитие логического мышления Массирование стоп, воздействие на биологически активные точки Возникновение интереса к используемому материалу Активизируется мыслительный процесс и внимание Приобретение навыков в составлении предложений по содержанию картины Развитие умений устанавливать причинно – следственные связи |
III совместная и самостоятельная деятельность детей | |
(далее воспитатель и дети переходят к незаконченной картине с изображением моря) Воспитатель: - Вы знаете, у моей бабушки сегодня день рождения. Я хотел подарить ей картину, не успел закончить ее. Вы мне поможете? Моя бабушка ни когда не была на море, но она всю жизнь мечтала побывать там. На картине я изобразил синее море, на котором плывут два парусника. А рядом с парусниками плывет кит, выплескивающий воду фонтаном. Сверху голубое небо с белыми облаками и летающими чайками. Внизу я сделал желтый песок. На песке у самого моря ползет морская черепаха. И видна чьи-то следы. Как вы думаете чьи это следы могут быть? (Основа картины из пластилина и разделена на части) Воспитатель: Смотрите, на картине остались свободные три части. А нас больше. Что же нам делать? (Разделиться на пары) - Как можно разделиться на пары? (Дети делятся на пары по считалке, по дружбе, по цвету одежду и т.д.) Воспитатель: - Что бы вы добавили к этой картине? Примерные вопросы для активизации воображения: - Что можно быть в небе? - Кто может плавать в море? - Кого можно встретить на песчаном берегу? (дети высказывают свои предположения) (на отдельном столе лежат камни) Воспитатель: - Проходите к столу, где я храню свою коллекцию камней, здесь можно выбрать камни, которые понадобятся вам для работы. (Дети проходят к столу, выбирают камни и проходят за рабочие столы, для выполнения работы) Воспитатель: - А я, друзья мои, перед тем как начать работать над картиной, всегда разминаю свои пальчики. В руки камешки возьмем и в руках мы их сожмем! Массажные упражнения Воспитатель: – Я люблю «катать камешек между ладошками». Покатайте его от кончиков пальцев до основания ладони. Теперь положите камешек на левую ладонь, а правой прокатите камешек по каждому пальчику. Совершите вращательные движения камешком по ладони. Хорошо помассируйте левую ладонь. Теперь смените руки. Сделаем массаж для правой ладони. Почувствуйте, как камешек дает нам силу и спокойствие. Воспитатель: - Ваши пальчики уже размялись. Можно приступать к работе. У меня есть песочные часы, я их использую, чтобы вовремя закончить картину. И для вас я такие приготовил. (На каждый стол ставятся песочные часы) Самостоятельная работа детей. (когда дети закончат работу, собирается картина, картина выставляется на мольберт) Воспитатель: - Какая красивая у нас получилась картина. (уточняю у детей, что они изобразили) Вот только бабушка не сможет ее рассмотреть, потому что она плохо видит. Что же нам делать? (дети высказывают свои предположения, и приходят к выводу, что нужно рассказать про картину) План рассказа: Воспитатель:- В начале, расскажем о море, затем расскажем о небе, а закончим рассказ, про песчаный берег. Примерные вопросы по картине: - Как можно назвать нашу картину? - Что изображено на ней? - Что происходит на море? - Что мы видим в небе? - Кто отдыхает на берегу? Воспитатель: - Ой, знаете, о чем я подумал, а как же бабушка услышит наш рассказ, ведь она очень далеко? Нам нужно, что то придумать! (дети высказывают свои предположения, и приходят к выводу, что нужно записать рассказ на телефон) Примерный рассказ по картине. На картине изображено синее теплое море, на котором, плавают белые корабли и купаются люди. В небе светит яркое солнце, и летают чайки. Морские волны накатываются на песчаный берег. А по берегу гуляют люди. | Приобретение навыков сотрудничества Развитие мелкой моторики рук Практическое освоение детьми способа работы с камнями и картиной, составление связного рассказа
|
II этап. Заключительный этап. Итог деятельности | |
Воспитатель: - Спасибо, вам ребята, за то, что помогли сделать картину для бабушки. Мне очень приятно, что вы пришли в мой музей и очень интересно узнать, что вам понравилось больше всего. (Обращаюсь к каждому ребенку с вопросом) Чем тебе сегодня понравилось заниматься? Что у тебя получилось лучше всего? Что бы ты захотел сделать еще раз? Где вы сегодня побывали? Воспитатель: - А вы знаете, какие скоро будут праздники? Я приготовил для вас подарки. (воспитатель раздает подарки, маленькие картинки из камней) | Развитие умений выражать собственное мнение о проделанной работе, проявлять эмоциональное отношение |
Кошина Юлия Юрьевна, воспитатель, МАДОУ д/с № 78 города Тюмени
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект Образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи «Чтение стихов о весне. Дидактическая игра «Угадай слово»».
КонспектОбразовательной деятельности в старшей группе по развитию речи«Чтение стихов о весне. Дидактическая игра «Угадай слово»»....
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи « Составление рассказа по картине «Ежи» Старший воспитатель: Эльдарова Б.М.
Программное содержание;- Формировать умение рассматривать картину и рассуждать над ее содержанием, озаглавить картину.- Учить составлять рассказ по картине, придерживаясь плана- Закреплять умение при ...
Конспект образовательной деятельности детей старшей группы по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий на тему: «В осеннем лесу»
Конспект образовательной деятельности детей старшей группы по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий на тему: «В осеннем лесу»...
Конспект образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи
Знакомство со стихотворением А. Плещеева «Осень» с использованием мнемосхемы.Цель: познакомить детей со стихотворением А. Плещеева «Осень» посредством составления мнемотаблиц.З...
"Педагогическая находка". Методическая разработка образовательной деятельности с детьми. Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи на тему "Цветик - разноцветик".
quot;Педагогическая находка". Методическая разработка образовательной деятельности с детьми. Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи на тему &qu...
Конспект образовательной ситуации в старшей группе по развитию речи «Пересказ русской народной сказки «Теремок» методом моделирования»
Цель: формировать у детей умение рассказывать сказку методом моделирования.Задачи:Образовательная: формировать ассоциативное мышление, используя в пересказе знакомой сказки наглядные модели из геометр...