Технологическая карта образовательной ситуации по конструктивно-модельной деятельности (автор Петерсон Л.Г.) с использованием технологии ТРИЗ
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему

Технологическая карта образовательной ситуации по конструктивно-модельной деятельности (автор Петерсон Л.Г.)  с использованием технологии ТРИЗ

Тема: «Конструирование из бумаги - снежинка».

Цель: создание условий для конструирования из бумаги снежинок различной формы

 с использованием технологии ТРИЗ (метод «мозговой штурм»).

Задачи:

- Организация деятельности детей на формирование умения изготавливать различные снежинки из полосок бумаги.

- Организация деятельности детей на развитие логики, творческого воображения, речи через технологию ТРИЗ.

- Активизация  творческой  и мыслительной активности детей.

- Организовать рефлексивную деятельность детей.

Методы: словесный, практический, наглядный, игровой.

Материалы: полоски белой бумаги, салфетки, картон, ножницы, клей П. В. А., воздушные шары, облачка, гирлянда, рамки для снежинок, полоски белой и голубой бумаги, коробочка со снежинкой, елка, снежинки для украшения елки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_shkileva.docx22.66 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта образовательной ситуации по конструктивно-модельной деятельности (автор Петерсон Л.Г.)  с использованием технологии ТРИЗ

Тема: «Конструирование из бумаги - снежинка».

Цель: создание условий для конструирования из бумаги снежинок различной формы

 с использованием технологии ТРИЗ (метод «мозговой штурм»).

Задачи: 

- Организация деятельности детей на формирование умения изготавливать различные снежинки из полосок бумаги.

- Организация деятельности детей на развитие логики, творческого воображения, речи через технологию ТРИЗ.

- Активизация  творческой  и мыслительной активности детей.

- Организовать рефлексивную деятельность детей.

Методы: словесный, практический, наглядный, игровой.

Материалы: полоски белой бумаги, салфетки, картон, ножницы, клей П. В. А., воздушные шары, облачка, гирлянда, рамки для снежинок, полоски белой и голубой бумаги, коробочка со снежинкой, елка, снежинки для украшения елки.

Этапы

ОС

Деятельность педагога

Деятельность детей

Ожидаемые результаты

1. Введение в ситуацию

 Мотивация

 Прием ТРИЗ

Постановка  проблемы

Снегурочка встречает детей.

- Здравствуйте ребята. Вы меня узнали?  

Прием ТРИЗ «Точка удивления». Ребята у меня в руках Волшебная коробочка. Как вы думаете, что может лежать в ней? Вы можете задавать мне вопросы и ваши предположения, а я буду отвечать да и ли нет.

Игровой прием ТРИЗ. Игра «Да-нетка». Воспитатель предлагает задавать детям ему вопросы по поводу спрятанного в коробке  предмета (снежинка).

Если дети не справляются, загадываю загадку:

В гости прилетела

Звёздочка хрустальная.

На ладошку села –

От тепла растаяла. (Снежинка)

-Ребята, у меня в снежном царстве случилась беда, злодеи похитили все экспонаты из музея снежинок. И это единственный экземпляр,  который удалось сохранить. А  ведь скоро Новый год, а в Новый год всегда много гостей в музее.

Мне сказали, что вы сможете мне помочь восстановить экспонаты музея Снежинок, так как  вы творческие и способные дети., поэтому я хочу обратиться  к вам за помощью

Вы поможете мне?

Заинтересованность детей в помощи.

Соглашаются на решение данной ситуации (проблемы)

Рассуждают, мыслят, думают

Соглашаются на помощь в ситуации

Формировать желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.

2. Актуализация знаний и умений, приемы технологии ТРИЗ

Проблемная ситуация

Добраться в мою снежную страну  быстро нам помогут волшебные облака.

Скажите, на что похоже это облако?

Становись, готовьтесь  к полету. …..

 

Детский сад наш изменился,

В  снежный  остров превратился.

Мы отправимся гулять и задания выполнять.

1.        Мы добрались до снежной страны. А здесь нам  нужно пройти пешком. Заодно мы сможем рассмотреть все вокруг.

Снегурочка. Видит елочку.

- Ну, надо же, меня не было совсем недолго, а вьюга сдула с елочки весь снег. Непорядок.

Надо укрыть елочку,  поможете мне ребята? А,  чтобы снег дольше не сдувало, мы будем укрывать снежинками елочку, и называть слова похожие на слово снег.

(Снежинка, снеговик, снегопад, снегоход, подснежник……).

Продолжаем свой путь

 В моей снежной стране очень много необычного. Вот, например, полянка,  ступив на которую начинаешь говорить наоборот. Хотите проверить?

2.Сейчас мы поиграем с вами в игру наоборот.

 

Летом - жарко, а зимой –

Летом на деревьях листья, а зимой –

Летом день длинный, а зимой –

Летом солнце низко, а зимой -

Летом гуляют на улице много, а зимой –

Летом идет дождь, а зимой –

Летом дует теплый ветерок, а зимой –

Летом солнце светит и греет, а зимой –

Летом люди одеты легко, а зимой –

Ребята, вы просто молодцы.  

 Нам осталось совсем немного пути.

Но мы немного устали, предлагаю Вам немного отдохнуть.

Ребята а как вы думаете зима это хорошо или плохо?

А давайте разберемся.

Игра «Хорошо – плохо» (слово «зима»).

Мы будем выкладывать снежинку из полосок, белая полоска обозначает, что в зиме хорошо, синяя полоска обозначает, что в зиме плохо.

Посмотрите, какая у нас получилась красивая снежинка, и всё же зима – это прекрасное время года!  

Ребята, а откуда берутся снежинки? (Ответы детей).

Маленькие льдинки в высоком небе – это замерзший водяной пар. Он есть повсюду в окружающем нас воздухе.

 Весной, летом и осенью пар превращается в капли дождя, а зимой – в снежинки.

А почему хрустит снег под ногами? (Ответы детей).

- Он хрустит от того, что под тяжестью вашего тела ломаются звездочки и лучи.

- Почему снежинки белого цвета? (Ответы детей).

- Белый цвет происходит от заключенного в снежинке воздуха.

- Существует такое разнообразие снежинок, считается, что не бывает даже двух одинаковых. Обычно снежинки имеют шестиконечную форму.

Дети перемещаются

Отвечают на вопросы педагога.

Подбирают слова

Работают со словами антонимами

Формировать умение отвечать полным ответом на поставленные вопросы, предложенные игровые действия

Обогащать словарь детей за счет слов на тему «Зима»;

Формировать умение детей образовывать противоположные слова (антонимы)

3. Затруднение в ситуации

Ребята, скажите, пожалуйста, из чего мы можем сделать снежинки в наш музей?

Выполняют мыслительные операции, высказывают предположения

Формировать умение разрешать проблемные ситуации

4. «Открытие» способа действия

Вот мы и подошли к Музею Снежинок. Видит пустые витражи.

При нашем музее есть снежная мастерская, приглашаю Вас пройти в нее.

Снегурочка показывает образцы снежинок и прием изготовления.

Дети проходят в мастерскую

Развивать у детей творческие  способности, творческое воображение, художественный вкус, фантазию, творчество.

5. Включение  нового способа действия  в систему знаний и умений

Детям предлагается самостоятельная работа. Предлагается на выбор материал для изготовления и оформления снежинок.

Дети, которые быстро выполнили задания, могут украсить свои снежинки блестками.

Выполненные работы детям предлагается вставить в рамочки.

- Как красиво получилось!  Ребята,  какую неоценимую помощь вы мне оказали.  Мой музей будет снова открыт благодаря Вам.  А для кого вы еще можете сделать такие Снежинки?

 

Но  нам пора возвращаться в детский сад. Возьмите свои облачка и все дружно скажем волшебные слова, которые помогут вернуться в детский сад.

Раз, два, три. Мы все замрем.

В детский сад мы попадем.

Дети обсуждают результат, новые умения

Возвращаются в группу

Формирование  детской инициативы и самостоятельности

Формировать умение работать в группе сверстников. Развивать мелкую моторику, координацию движений обеих рук, зрительно двигательную координацию.

Развивать у детей навыки творческой работы

6. Осмысление

-Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что интересного сегодня вы узнали? Что понравилось больше всего? Какие задания вы запомнили? Где можно использовать полученные знания? С кем поделитесь увиденным?

-В благодарность за выполненные задания  я оставляю Вам Волшебные облачка. На них вы сможете путешествовать, а еще они помогут Вам исполнить Ваши Новогодние желания.  Всем спасибо, вы просто молодцы!

Дети рефлексируют высказываниями

Развивать умение делать выводы

     



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта образовательной ситуации по конструктивно-модельной деятельности "Мой дом".

Цель: создать условия для  формирования умения делать постройки из конструктора Задачи: Организовать деятельность детей для закрепления умений строить модель дома. Организовать деятельность д...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ по конструктивно-модельной деятельности в разновозрастной группе Тема: "Дом для лисички"

Цель: создать условия для развития конструктивных способностей у детей в умении строить нору из природного материала (мох, веточки. Листья.) Задачи: -  организовать деятельность детей по раз...

Технологическая карта образовательной ситуации по конструктивно- модельной деятельности "Город будущего"

Создать условия для формирования умения строить разные фасады зданий....

Технологическая карта образовательной ситуации познавательная (конструктивно-модельная) в младшей группе "Дом, в котором я живу".

Тема: дом, в котором я живу.Цель: создать условия для формирования умения строить простые постройки из кубиков.Задачи:1. Организация деятельности детей по развитию конструктивных способностей....

Технологическая карта образовательной ситуации предметная (конструктивно-модельная деятельность) в младшей группе "Дорожка для машины".

Тема: дорожка для машины.Цель: создать условия для ознакомления детей с различным строительным материалом.Задачи:1. Организация деятельности детей по ознакомлению со свойствами пластилина, как им поль...

Технологическая карта образовательной ситуации предметная (конструктивно-модельная деятельность) в младшей группе "Машинка для друзей"

Тема: машинка для друзей.Цель: создать условия для закрепления приема накладывания друг на друга кубиков.Задачи:1. Организация деятельности детей по развитию конструктивных способностей у детей.2. Орг...

Технологическая карта образовательной ситуации предметная (конструктивно-модельная) деятельность в младшей группе "Домик для ветерка"

Тема: домик для ветерка.Цель: создание условий для закрепления умения строить домик из 4-х вертикально-стоящих кирпичиков.Задачи:1. Организация деятельности детей по развитию конструктивных способност...