Программа дополнительной образовательной услуги по дизайн-деятельности "Маленькие волшебники"
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему
Данная программа содержит пояснительную записку и перспективный план работы.
Дизайн-деятельность - это особый вид художественной деятельности, объединяющий в себе различные виды творчества: рисование, лепка, аппликация, конструирование, художественный труд, которые направлены на оформление и украшение интерьера, одежды, мебели и т.д.
Детский дизайн – новая художественно-продуктивная деятельность, которая понимается как проектное мышление самого широкого диапазона. В дизайне важны не только развитие замысла, но и планирование результата, что способствует развитию ребенка.
Цель программы: развитие художественного творчества посредством обучения детей элементам дизайна.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.doc | 124.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Формирование творческой личности, наиболее полное ее раскрытие –важнейшая задача педагогики на современном этапе.
Потребность общества в личности нового типа – творчески активной и свободно мыслящей – постоянно возрастает по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий нашей жизни. Эту потребность можно реализовать через занятия дизайном именно в дошкольном возрасте. Дошкольные учреждения призваны дать ребенку первоначальные представления о прекрасном в природе, об искусстве, в том числе о дизайне, который по праву можно назвать «символом современной цивилизации». Дизайн - художественное проектирование различных изделий, обладающих функциональными и эстетическими свойствами.
Программа актуальна, так как закрепление шаблонов в творчестве ребенка представляет для него большую опасность и необходимо разрушать застывшие шаблоны, вводить новые виды деятельности, способствующие стимулированию собственного творчества ребенка.
Детский дизайн – художественно- продуктивная деятельность, которая понимается как проектное мышление самого широкого диапазона, направлена на раскрытие личности ребенка, его индивидуальности, развитие его творческого потенциала, его саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве, с использованием только гуманных методов и приемов, без запретов и категоричных обращений. В дизайне важны не только развитие замысла, но и планирование результата, что способствует общему развитию ребенка. Детский дизайн может иметь предметно-декоративный и пространственно- декоративный характер. В первом случае это создание и украшение предметов (игрушек, сувениров, элементов одежды, аранжировок), во- втором деятельность в пространстве с учетом его особенностей (площадь, кубатура, освещение, рисунок окон, дверей, ниш, ландшафт и т.д.). Важно также, что дизайном занимаются все дети, причем сегодня они – исполнители, а завтра - творцы; сегодня они выполняют предметно- декоративные работы, завтра- пространственно- декоративные и т.п.
Освоив разнообразные дизайн-техники, ребенок сможет самостоятельно заниматься творчеством дома, в кругу семьи, что так важно в наше время семейной разобщенности и тотальной занятости родителей. Занятия дизайном способствует формированию у детей устойчивости замысла, мотивации выбора художественных средств, помогают им планировать свой результат. В результате занятий дети начинают эмоциональнее откликаться на красоту природы, одежды, помещений, проявляют более устойчивый интерес к изобразительному искусству , его видам и жанрам.
Цель программы: развитие художественного творчества посредством обучения детей элементам дизайна.
Принципы использования дизайн-деятельности как условия художественно-творческого развития дошкольников:
-культурологический принцип: культура является системообразующим механизмом. Определяющим поле деятельности людей; воспитание сегодня понимается как явление культуры, в процессе которого «создается путь к себе» и происходит осознание своего назначения в жизни; предпосылкой формирования базиса личностной культуры дошкольника является воображение и творчество как главные образующие личности ребенка;
-принцип интеграции содержания разных образовательных областей в процессе деятельности детского дизайна: сущность деятельности детского дизайна способствует возможности интегрировать содержание образовательных областей, что обеспечит максимальное достижение ожидаемых результатов;
-компенсаторный принцип: изобразительная деятельность для ребенка выполняет компенсаторную функцию, самодостаточность и неконкурентоспособность продукции детского творчества, самооценку детей, авторитет у собственных родителей.
-принцип дифференцированного подхода в организации детского дизайна (основывается на оригинальности и неповторимости творческого продукта): главное для дизайнера - нестандартность мышления, фантазия, воображение; из этого следует, что, с одной стороны, для развития деятельности дизайна у ребенка, от взрослого требуется дифференцированный подход, а, с другой стороны, любой продукт детского дизайна, будете отличаться индивидуальностью автора, следовательно, возможности раскрытия этой индивидуальности тоже больше в этой деятельности;
-принцип сочетания коллективного и индивидуального творчества детей: в деятельности детского дизайна необходимо учитывать совместно-раздельный характер исполнения замысла;
-принцип сотрудничества с семьей: создание через специальные формы работы с семьей мотивации, вызывающей у родителей стремление к сотрудничеству с ДОУ и внесению своего вклада в художественно-творческое развитие своих детей;
-принцип активности семьи: включение разнообразных видов дизайнерской деятельности в мероприятия, проводимые с родителями;
-принцип использования развивающей среды как пускового механизма для творчества.
Обучающие задачи:
- обучение детей элементам дизайн – деятельности;
- развитие креативного мышления дошкольников, с помощью ознакомления с методами и приемами, применяемыми в художественно-конструктивном дизайне;
- создание условий для формирования знаний, умений, навыков для достижения определенных результатов;
- создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами, инструментами и техниками.
Воспитывающие задачи:
- формирование оценочного отношения к окружающему миру, эстетического вкуса, культуры поведения;
формирование положительно-эмоционального восприятия окружающего мира, интерес к ручному труду;
- стимулирование сотворчества со сверстниками и взрослыми в дизайн деятельности, используя результат творческой деятельности в быту, играх, декоре помещений в детском саду, доме;
- воспитание бережного отношения к природе, уважение и любовь к близким и родным.
Развивающие задачи:
- развитие интереса к дизайн–творчеству;
- развитие познавательной, творческой активности, общения, самос-тоятельности, самоутверждения;
- развитие художественного и творческого потенциала;
- развитие образного мышления, воображения, устойчивого внимания, наблюдательности, аккуратности;
- развитие мелкой моторики рук.
Дизайн-деятельность - это особый вид художественной деятельности, объединяющий в себе различные виды творчества: рисование, лепка, аппликация, конструирование, художественный труд, которые направлены на оформление и украшение интерьера, одежды, мебели и т.д.
Детский дизайн – новая художественно-продуктивная деятельность, которая понимается как проектное мышление самого широкого диапазона. В дизайне важны не только развитие замысла, но и планирование результата, что способствует развитию ребенка.
Программа состоит из 11 разделов, включающих в себя элементы различных видов художественного творчества, направленных на украшение и оформление интерьера:
1. Экопластика – вид детского художественного творчества, в котором художественные образы создаются из разных природных материалов. Этот вид деятельности в программе предполагает выполнение аппликаций из засушенных листьев и изготовление объемных поделок из шишек, скорлупы грецкого ореха.
2. Поделки из круп, ватных дисков, ваты, макаронных изделий, яичной скорлупы.
3. Бумагопластика – вид детского художественного творчества, в котором художественные образы создаются из разных видов бумаги. В программе предлагается работа по изготовлению объемных аппликаций, с использованием мятых салфеток.
4. Конструирование из бумаги
5. Тестопластика – вид детского художественного творчества, в котором художественные образы создаются из соленого теста.
6. Вышивание - вид ручного труда.
7. Пластолинография - вид детского творчества, в котором художественные образы создаются при помощи размазывания пластилина по поверхности картона.
8. Изонить - вид детского творчества, в котором художественные образы создаются при помощи вышивания цветными нитями по картону.
9. Батик – рисование акриловыми красками на разных видах ткани.
10. Рисование витражными красками.
11. Коллаж
При реализации данной образовательной программы участвуют дети 6-7 лет.
Занятия проводятся с подгруппой детей, в количестве 5-8 человек, 1 раз в неделю, включают в себя теоретическую и практическую часть.
Продолжительность занятия 30 минут.
Срок реализации программы 1 год.
Ожидаемые результаты:
-умение выполнять аппликацию из различных неклассических материалов: сухих листьев и цветов, ракушек, ватных дисков, яичной скорлупы, крупы, салфеток;
- умение изготовлять объёмные поделки-сувениры из шишек, желудей, скорлупы грецкого ореха, яичной скорлупы;
- умение лепить поделки из соленого теста и оформлять их;
- освоение специальных трудовых умений и способов самоконтроля для работы с тканью, нитками и простейшими инструментами (ножницами, иголкой);
- умение создавать поделки при помощи размазывания пластилина по картону;
- развитие творческого потенциала, воображения, самостоятельности, аккуратности;
- развитие творческой активности, мышц кистей рук, потребность в самоутверждении:
-повышенный уровень художественно-творческого развития дошкольников и активное вовлечение в этот процесс всех окружающих ребенка взрослых.
Перспективный план дополнительной образовательной услуги по дизайн-деятельности «Маленькие волшебники»
раздел | месяц | Работа с детьми | Работа с родителями | |||
Эко пластика Экопластика Оригами Пластилинонография Тесто пластика Бумагопластика Экопластика Изонить Оригами Батик Экопластика | Сентябрь 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | Вводный мониторинг Цель: выявление исходного уровня развития художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста. | Знакомство с планом дополнительной образовательной деятельности «Маленькие волшебники»» Цель: знакомство родителей с целью и задачами кружка, с методами и приемами его осуществления, с аргументами важности его проведения. | |||
Экскурсия в парк Цель: сбор природного материала для изготовления поделок; воспитание бережного отношения к природе. | Вовлечение родителей в экскурсионные мероприятия, в заготовке природных материалов. | |||||
Совместная с педагогом подготовка природного материала к дальнейшей работе с ним: засушивание листьев, сортировка природного материала. | Консультация: «Как правильно заготовить природный материал?» Привлечение к подготовке природного материала для дальнейшего его использования при изготовлении поделок. | |||||
Объемная поделка из природного материала «Лошадка». Цель: учить детей использовать различный природный материал (каштан, желуди, листья, веточки) для изготовления лошадки, развивать умение соединять части игрушек при помощи заостренных палочек, продолжать закреплять навыки работы с шилом; воспитывать внимательность и старание в работе. | Анкетирование « Проявление заинтересованности детей к художественно-творческой деятельности» | |||||
Поделка из природного материала «Собачка» Цель: закрепить знания детей о земляном орехе и приемах работы с ним; воспитывать у них настойчивость, умение доводить начатое дело до конца; продолжать формировать умение планировать работу и самостоятельно контролировать поэтапное ее выполнение в процессе создания и использования наглядного плана-схемы, с пониманием относиться к объективной оценке результата своей работы | ||||||
октябрь 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | Конструирование из бумаги с элементами рисования пластилином «Кораблик на волнах» Цель: развитие воображения, фантазии, мелкой моторики рук. | Презентация «Что такое аранжировка и экопластика» Цель: знакомство с понятиями и видом деятельности. | ||||
Композиция из соленого теста «Дары осени» Цель: продолжать знакомство с художественным материалом -соленое тесто, рассказать о его свойствах. | Анкетирование «Организация художественно-творческой деятельности в семье» | |||||
Рисование и аппликация из бумаги (коллаж) «Лес, точно терем расписной» Цель: продолжать учить детей самостоятельному поиску оригинальных способов создания кроны дерева (обрывная и накладная аппликация, раздвижение, прорезной декор) и составление многоярусной композиции. | «День открытых дверей» (показ родителям занятий дополнительной образовательной деятельности по дизайн-деятельности «Маленькие волшебники») | |||||
Составление композиций из сухих листьев, семян, цветов «Осенняя пора очей очарованье» Цель: развивать фантазию, закрепить знание свойств сухих листьев, семян, цветов (хрупкие, нежные, тонкие), умение обращаться с сухими листьями. | Мастер-класс «Розы из листьев» Цель: показ способов изготовления роз из кленовых листьев. | |||||
Знакомство с инструментами, необходимыми для работы в технике изонить Цель: познакомить с техникой изонити | ||||||
ноябрь 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
| «Морковка» Цель:научить отличать лицевую и изнаночную сторону. Закрепить понятия: угол, вершина угла, левая и правая сторона угла. Упражнять детей вдевать нить в иголку и завязывать узелок | Индивидуальные консультации родителей по знакомству с техникой «Изонить». | ||||
Конструирование из бумаги «Петушок» Цель: продолжать учить детей конструировать из бумаги, закрепить умение отгибать углы у квадрата, хорошо проглаживать линии сгиба, развитие мышления, смекалки, воображения, аккуратности, усидчивости. | Изготовление родителями рамок к художественным работам детей. | |||||
Рисование на шелке акриловыми красками «Золотая осень» Цель: Продолжать знакомство с художественным материалом- акриловыми красками, рассказать о его свойствах,развивать чувство композиции | Индивидуальные консультации родителей по знакомству с техникой «Холодный батик» (рисование акриловыми красками на разных видах ткани) | |||||
Аппликация ленточная (коллективная композиция) «Там сосны высокие» Цель: создание коллективной композиции из ленточных аппликаций (сосны, ели, кедры) на основе объединяющего образа (гора) | Консультация «Детский дизайн в семье» | |||||
Изготовление поделок из круп, макаронных изделий, ваты Тестопластика | Декабрь 1 неделя | Декоративная аппликация «Шляпы, короны и кокошники» Цель: конструирование головных уборов (шляп, кокошников, корон) для самодельных праздничных костюмов и оформление декоративными элементами | ||||
2 неделя 3 неделя 4 неделя | Изготовление панно «Зимняя ночь» Цель: формировать умение из различных круп создавать изображение. Развивать творческие способности, мелкую моторику. | Рекомендации по организации творческой среды в домашних условиях для свободной творческой продуктивной деятельности. | ||||
Лепка украшений для елки из соленого теста «Звездочка», «Елочка», «Конфеты» Цель: продолжить знакомство с художественным материалом- соленое тесто, учить создавать новогодние игрушки в технике тестопластики, закрепить умение украшать различные формы узорами | ||||||
Знакомство с масляными красками Цель: познакомить с масляными красками, их особенностями, названием; показать способ смешивания красок на палитре (чтобы получить тон более светлого цвета) , способ грунтовки картона, способы обработки кистей после работы (детский крем, растительное масло) Рисование маслом «Веселый праздник Новый год» Цель: учить передавать свои впечатления от праздника, учить смешивать краски на палитре для получения разных оттенков | Досуг для родителей и детей «Новогодняя сказка» Подведение итогов конкурса. Награждение победителей. | |||||
Заготовка цветных ледышек для украшения участка. Цель: познакомить детей со свойствами воды, формировать умение красить воду, развивать эстетическое восприятие. | ||||||
Дизайн зимнего участка Тестопластика | Январь 3 неделя 4 неделя | Лепка из снега «Волшебный дракон», украшение образа заготовленными ледышками. Цель: закрепить знание свойств снега, формировать желание помогать при создании образа из снега, развивать эстетический вкус при украшении поделки из снега. | Консультация «Организация дизайн-деятельности на улице в зимней период» | |||
Лепка из снега «Три поросенка», украшение образа. Цель: продолжать закреплять умение лепить образы из снега, развивать творчество, эстетический вкус при украшении предмета. | Вовлечение родителей к подготовке к конкурсу «Дизайнер зимнего участка» | |||||
Поделка из соленого теста «Подсвечник» Цель: продолжать знакомство с художественным материалом- соленое тесто, закрепить умение украшать различные формы узорами | ||||||
Изонить Тестопластика Батик Вышивание | Февраль 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | Поделка «Снежинка» с помощью техники изонить Цель:научить детей работать с трафаретом, подбирать нужный угол к рисунку. Упражнять детей вдевать нить в иголку и завязывать узелок. Научить дорисовывать изображение после вышивки угла. | Консультация для родителей «Техника «Изонить» | |||
Лепка рельефная из соленого теста (миниатюра в спичечном коробке) Цель: создание миниатюр в технике рельефной пластики (барельеф, горельеф,контррельеф.) Развитие мелкой моторики рук, координация работы рук и глаз | ||||||
Рисование на шелке «Зимняя сказка» Цель: продолжать знакомство с художественным материалом-акриловыми красками, рассказать о его свойствах, развивать чувство композиции | Консультация для родителей «Техника « Батик, рисование акриловыми красками» | |||||
Декоративная лепка из соленого теста по мотивам народной пластики «Нарядный индюк (по мотивам вятской игрушки)» Цель: создать условия для творчества детей по мотивам дымковской игрушки. Показ обобщенных способов создания образа- лепка индюка на основе конуса или овоида (яйца) | Мастер – класс «Полезные штучки для дома из соленого теста» Цель: заинтересовать родителей изготовлением поделок из соленого теста. | |||||
Март 1 неделя 2 неделя 3 неделя | Знакомство с новым видом ручного труда- вышиванием. Вводное занятие, вдевание нитки в иголку, Цель: знакомство с правилами обращения с иголкой, учить отмеривать нитки заданной длины и отрезание ее под острым углом, учить детей правилам безопасности при пользовании острыми предметами. | Консультация для родителей «Новый вид ручного труда- вышивание» | ||||
Знакомство со свойствами ткани. Трикотажное полотно и ситец- сравнение. Цель: формировать умение из трикотажных ниток скатывать «комочки», «шарики», «колбаски», и составлять элемент «цветок», сочетая нитки по цвету. | Выставка авторских поделок из различных материалов. | |||||
Знакомство с пяльцами. Запяливание ткани. Шов «строчка». Использование модели шва. Цель: упражнять в выполнении правильного действия, обратить внимание на технику безопасности труда. | ||||||
Вышивание салфетки «Подарок маме» Цель: упражнять в действии – шов «строчка». Предоставить каждому ребенку возможность выбрать рисунок и нитки самостоятельно. | ||||||
Бумагопластика | Апрель 1 неделя | Поделка из смятых комочков гофрированной бумаги «Бабочка» Цель: продолжать формировать умение сминать кусочки гофрированной бумаги, наклеивать на шаблон близко друг к другу | Консультация для родителей «Восприятие цвета в самостоятельной деятельности» | |||
Рисование витражными красками | 2 неделя | Рисование витражными красками «Пчелка» Цель: познакомить с нетрадиционной техникой рисования витражными красками, развивать цветовосприятие | ||||
Тестопластика Рисование витражными красками | 3 неделя 4 неделя | Броши и кулоны из теста с бисером и нитками Цель: формирование эстетического вкуса, продолжать развитие навыков работы с соленым тестом | Консультация «Развитие ручной умелости - путь к совершенствованию речи ребенка» | |||
Лепка рельефная из соленого теста «В далеком космосе» Цель: создание рельефной картины (панорамы), включающей разные космические объекты (солнце, планеты, звезды, созвездия, кометы). Формирование навыков сотрудничества и сотворчества. | Консультация для родителей « Воспитание культуры ребенка в процессе художественного восприятия в домашних условиях» | |||||
Май 1 неделя 2 неделя | Рисование витражными красками «Царевна- лягушка» Цель: продолжать знакомить с нетрадиционной техникой рисования витражными красками, развивать цветовосприятие | Совместный творческий конкурс поделок родителей и детей «Солнечный круг» | ||||
Лепка рельефная из соленого теста (в парах) «Дерево жизни» Цель: создание сложной композиции из соленого теста по фольклорным мотивам («дерево жизни»). Совершенствование техники рельефной лепки из соленого теста . Развитие способности к композиции. Формирование навыков сотрудничества и сотворчества. Воспитание интереса к народной культуре, желание участвовать в оформлении интерьера детского сада. | Открытый отчет для родителей по работе дополнительной образовательной деятельности «Маленькие волшебники». | |||||
Заключительный мониторинг. Цель: выявить уровень творческих способностей детей после проведенной в течение года работы. |
Вывод: внедрение в образовательную деятельность «Художественно-эстетическое развитие», дополнительной образовательной деятельности «Мастерская волшебников», позволило повысить результаты усвоения воспитанниками материала по художественно-эстетическому разделу за последние 3 года на 12%. Добиться таких успехов помогло использование разнообразных форм, методов, приёмов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительных образовательных услуг-кружка «Волшебное лукошко» для воспитанников 3-4 лет
Данная рабочая программа является нормативно - управленческим документом образовательного учреждения, характеризующим систему организации образовательной деятельности воспитат...
Программа дополнительной образовательной услуги для детей младшего дошкольного возраста "ВЕСЕЛЫЙ МЯЧ" (с использованием фитнес-технологии - фитбол-гимнастика)
Особенностью данного курса является использование на занятиях одного из таких снарядов: удивительные чудо-мячи – фитболы. Гимнастика с использованием фитболов относится к одному из видов фитнес-...
Программа дополнительной образовательной услуги для детей старшего дошкольного возраста "ЗДОРОВИЧОК" (с использованием оздоровительных фитнес-технологий)
Особенностью данного курса является применение оздоровительных фитнес технологий. Детский фитнес – это осмысленное отношение к собственному телу, к его состояниям и...
Программа дополнительной образовательной услуги "В мастерской юного художника" (бумагопластика).
Данная программа является авторской и предназначена для проведения занятий дополнительной образовательной услуги "В мастерской юного художника" (бумагопластика).Цель программы: Способствовать ра...
Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)
Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....
Программа дополнительной образовательной услуги "Я сам" программа по развитию у детей художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности группы общеразвивающей направленности детей от 2 до 3 лет
Программа дополнительной образовательной услуги "Я сам" программа по развитию у детей художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности группы общеразвивающей направленности детей...
«ЭРУДИТ» ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ» ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Разработана на основе парциальной программы «Одарённый ребёнок» Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко
Программа включает в себя 72 занятия, направленных на формирование логического мышления детей через использование занимательного математического материала. Занятия проводятся в игровой зан...