Перспективное планирование по развитию речи в старшей группе.
материал по художественной литературе (старшая группа)
Перспективное планирование по развитию речи в старшей группе. В.В. Гербова. Табличный вариант.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Перспективное планирование по развитию речи в старшей группе | 42.81 КБ |
razvitie_rechi.docx | 42.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Месяц | п/п | Образовательная деятельность | Содержание работы(виды деятельности детей с учетом их возрастных особенностей) | Условия для индивидуальных потребностей детей | Литература | ||
Тема образовательной ситуации | Задачи педагогической деятельности | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
Сентябрь | 1/1 | Мы - воспитанники старшей группы | Продолжать знакомить с речью, как средством общения, поощрять попытки ребёнка делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями Развивать умение поддерживать беседу. Воспитывать творческую самостоятельность | Беседа о том, что такое диалогическая речь, воспитанность, вежливость. Игровая ситуация «Помогаем малышам». Д/и «Как вести себя старшим дошкольникам по отношению к младшим». Загадки о правилах поведения. | Игра с мячом «Назови вежливое слово». | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр.29-30 | |
2/2 | Рассказывание русской народной сказки «Заяц - хвастун» и присказки «Начинаются наши сказки…» | Расширять представления детей о многообразии окружающего мира, знакомить с разными способами образования слов, помогать детям правильно употреблять существительные в сравнительной степени. Развивать интерес к художественной литературе. Воспитывать чуткость к художественному слову | Д/и «Угадай сказку». Обсуждение цитаты из сказки. Чтение присказки. Чтение сказки. Беседа по сказке. Рассматривание иллюстрации к сказке. Составление рассказа – описания героя сказки. Продуктивная деятельность «Нарисуй иллюстрацию к сказке». Пересказ сказки «Заяц - хвастун». | Д/и «Из какой сказки?» | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр.31 - 33 | ||
3/3 | Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-с | Закреплять правильное произношение согласных звуков з- с Развивать фонематический слух: совершенствовать умение различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук. Совершенствовать интонационную выразительность речи. Воспитывать доброжелательное общение со сверстниками. | Артикуляционная гимнастика «Песенка комара», «Течёт вода». Мимическая гимнастика «Прогоняем комара», «Умываемся». Д/и «Какой звук в слове». Работа по картинкам. Разучивание скороговорки. | Д/и «Правильно, правильно» | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр.33-34 | ||
4/4 | Веселые рассказы Н. Носова | Познакомить детей с веселыми произведениями Н.Носова. Развивать умение внимательно слушать рассказывающего. Воспитывать творческую самостоятельность. | Рассматривание иллюстраций к произведениям Н. Носова. Беседа «Рассказы Н.Носова». Чтение рассказов Н. Носова «Живая шляпа», «Затейники». | Д/и «Из какой сказки». | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр.38-39 | ||
5/5 | Заучивание стихотворения И. Белоусова «Осень». | Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворения И. Белоусова «Осень». Развивать выразительную речь детей. Воспитывать интерес к поэтическому творчеству. | Беседа «Осень». Чтение отрывка из стихотворения И.А. Белоусова «Осень». Словарная работа. Чтение еще двух отрывков из стихотворения И. Белоусова «Осень». Заучивание стихотворения. Обсуждение синтаксического строя стихотворения. | Д/и «Когда это бывает». | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр.36-37 | ||
Октябрь | 1/6 | Лексические упражнения. Чтение стихотворения С.Маршака «Пудель». | Обогащать речь детей существительными и прилагательными Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям Расширять представления детей о многообразии окружающего мира. Развивать речь детей. Воспитывать чуткость к художественному слову | Словарная работа. Д/и «Имена существительные». Д/и «Подбери прилагательное». Заочное путешествие по лесу. Чтение стихотворения «Пудель». Беседа по стихотворению. Рисование по содержанию стихотворения. | Д/и «Подбери прилагательное к существительному». | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр.39 – 40 | |
2/7 | Учимся вежливости. | Продолжать знакомить детей с речью, как средством общения. Помогать детям употреблять слова в точном соответствии со смыслом. Развивать умение поддерживать беседу. Воспитывать творческую самостоятельность | Беседа «Вежливые поступки». Игровая ситуация «Вежливое поведение». Д/и «Хорошие поступки». Беседа «Правила поведения». | И/у «Скажи правильно». | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр.40 – 42 | ||
3/8 | Обучение рассказыванию: описание кукол. | Знакомить детей с алгоритмом составления рассказа - описания по плану. Развивать монологическую форму речи. Воспитывать желание рассказывать о своей кукле. | Рассматривание кукол. Рассказ – описание воспитателем. Рассказ, составленный детьми. С/р игра «Уложи малышей спать». | Д/и «Опиши куклу». | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр.42 - 43 | ||
4/9 | Звуковая культура речи:дифференциация звуков с – ц. | Закреплять правильное произношение согласных звуков с- ц. Развивать фонематический слух: совершенствовать умение различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук. Совершенствовать интонационную выразительность речи. Воспитывать доброжелательное общение со сверстниками. | Д/и «Какой звук?» Д/и «Кто быстрее подберет слова?». Чтение стихотворения Я. Щеголева «Ранним утром». Беседа по содержанию стихотворения. Д/и «дифференциация звуков». Д/и «Сохрани темп произношения». Отгадывание загадки. | Д/и «Дифферинцируй звуки правильно». | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр.43-44 | ||
Ноябрь | 1/10 | Чтение стихов о поздней осени. Дидактическое упражнение «Заверши предложение» | Познакомить со сложными предложениями. Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям Развивать умение поддерживать беседу, умение придумывать свои концовки. Воспитывать чуткость к художественному слову. | Беседа. Д/у «Заверши предложение». Чтение стихотворения И.Бунина «Листопад». Повторение отрывков из стихотворения. Чтение стихов об осени. | Д/и «Придумай конец». | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр. 48-49 | |
2/11 | Чтение русской народной сказки «Хаврошечка» | Познакомить с русской народной сказкой «Хаврошечка» Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям Развивать отличать сказочные ситуации от реальных. Воспитывать чуткость к художественному слову. | Беседа «Моя любимая сказка». Обсуждение присказки к сказке «Хаврошечка». Чтение сказки. Беседа по содержанию сказки. Д/и «Составь диалог». | Д/и «Чтение в лицах». | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр. 50-51 | ||
3/12 | Звуковая культура речи: работа со звуками ж-ш | Упражнять детей в произношении изолированного звука з (в слогах, словах различать слова со звуками ж,ш Развивать внимание, фонематический слух, речевое дыхание. Воспитывать звуковую культуру речи; обогащать и активизировать словарь; воспитывать культуру общения | Артикуляционная гимнастика «Песня жука», «Песня змеи». Словарная работа «Книжища, книжица». Чтение стихотворения Р.Х. Фархади «Про ослика». Д/и «Назови слова со звуком ш». Чтение потешки «Пошел ослик на торжок». | Игра «Кто внимательный?» | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр. 51-53 | ||
4/13 5/14 | Обучение рассказыванию Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат». | Знакомить с творческим рассказыванием в ходе придумывания концовки к сказке «Айога». Развивать умение поддерживать беседу, умение придумывать свои концовки. Воспитывать чуткость к художественному слову. Формировать умение последовательно и логично пересказывать литературный текст, стараясь правильно строить предложения. Развивать связанную речь. Воспитывать интерес к художественной литературе. | Чтение нанайской сказки «Айога». Д/и «Придумай сам». Д/и «Речевой диалог». Обсуждение по сказке. Чтение рассказа В. Бианки «Купание медвежат». Словарная работа. Пересказ текста частями несколькими воспитанниками. Кукольный театр для детей младшей группы. | Д/и «Подбери прилагательное». Д/и «Опиши все действия из рассказа». | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр. 53-54 В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр. 55-56 | ||
Декабрь | 1/15 | Чтение стихотворений о зиме. | Расширять представление детей о многообразии окружающего мира Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям. Продолжать знакомить с признаками зимы. Развивать умение поддерживать беседу. Воспитывать чуткость к художественному слову. | Беседа «Зима». Чтение стихотворения И. Бунина «Первый снег». Беседа «Закат». Чтение отрывка из романа А. Пушкина «Евгений Онегин». Обсуждение стихотворения. Чтение стихотворения И.Никитина «Встреча зимы». | Д/и «Из какого стихотворения?» | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр. 57-59 | |
2/16 | Дидактические упражнения «Хоккей», «Кафе». | Совершенствовать диалогическую форму речи. Развивать умение поддерживать беседу. Воспитывать творческую самостоятельность. | Беседа «Что такое хоккей?» Н/и «Хоккей». С/р игра «Кафе». Словарная работа (комментатор, репортаж). | Д/и «Правильное употребление слов, обозначающих пространственные отношения». | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр. 59-60 | ||
3/17 | Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела». | Совершенствовать умение детей связно, последовательно и выразительно пересказывать рассказ, Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью. Продолжать знакомить с книгами Развивать представления детей о многообразии окружающего мир драматизациях. Воспитывать чуткость к художественному слову. | Беседа – целеполагание. Чтение сказки «Как лисичка бычка обидела». Обсуждение сказки. Д/и «Составь рассказ - описание». Пение «Дразнилка». Пересказ сказки. | Д/и «Узнай сказку по отрывку». | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр. 60-62 | ||
4/18 | Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ш. | Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков с-ш, на определении позиции звука в слове. Развивать связанную речь детей. Воспитывать культуру речи, активизировать и пополнять словарный запас. | Артикуляционная гимнастика «Шум воды», «Звук змеи». Д/и «Найди звук «с». Словарная работа. Чтение отрывка из стихотворения Э. Мошковской «Жадина». Д/и «В каких словах спрятался звук «ш». Чтение отрывка из стихотворения Э. Успенского «Страшная история». Д/и «Где спрятался звук «с». Д/у «Позиция звука». Чтение скороговорки. | Д/и «Какой слышим звук?». | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр. 62-63 | ||
5/19 | Чтение сказки П. Бажова «Серебряное копытце». | Познакомить детей со сказкой П. Бажова «Серебряное копытце». Формировать представление об элементах волшебных сказок. Развивать связанную речь детей. Воспитывать интерес к творчеству П. Бажова. | Беседа о ранее прочитанных произведениях П. Бажова. Чтение сказки П. Бажова «Серебряное копытце». Обсуждение сказки после прочтения. Словарная работа. Рисование по прочитанному произведению П. Бажова «Серебряное копытце». | И/у «Из какой это сказки?» | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр. 61-62 | ||
Январь | 1/20 | Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения». | Закреплять умение целенаправленного рассматривания картины. Развивать умение составлять логичный, эмоциональный рассказ. Воспитывать культуру общения. | Беседа «Зима». Словарная работа (картина написана или нарисована). Демонстрация картины О. Соловьева «Зимние развлечения». Д/и «Подбери название к картине». Беседа по картине О. Соловьева «Зимние развлечения». Чтение стихотворения С. Черного «Волк». | Д/и «Придумай свою концовку». | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр. 69-71 | |
2/21 | Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-ж. | Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков з-ж. Развивать связанную речь детей. Воспитывать культуру общения. | Артикуляционная гимнастика «Полет жука», «песенка комара». Словарная работа (знойно, жонглёр). Игра м/п «Какой ряд победит?» Д/и «Хлопни в ладоши». Чтение стихотворения Н. Венгерова «Застукалка». Беседа по стихотворению. Д/и «Позиция звука в слове». Чтение стихотворения С. Я. Маршака «Ель на ежика похожа». | Д/и «Какая позиция звука в слове?» | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр. 72-73 | ||
3/22 | Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство». | Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение И. Сурикова «Детство». Развивать речь детей. Воспитывать интерес к восприятию поэтических произведений. | Беседа «Зима». Чтение стихотворений о зиме: А.С. Пушкин «Зимний вечер», И. Суриков «Зима», С. Есенин «Поет зима - аукает». Беседа по стихотворениям. Чтение отрывка из стихотворения И. Сурикова «Детство». Обсуждение стихотворения. Словарная работа «над бедой» весело хохочут. | Д/и «Когда это бывает?» | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр. 73-74 | ||
Февраль | 1/23 | Беседа на тему: «О друзьях и дружбе». | Совершенствовать диалогическую форму речи, Развивать умение поддерживать беседу. Воспитывать чуткость к художественному слову | Беседа «Мои лучшие друзья». Словарная работа «дружба». Рассказывание истории «Медвежонок Ушастик». Рассказывание педагогом случая из жизни. Рассказывание истории «Про мальчика Юру». Д/и «Закончи историю сам». Д/и «Противоположности». | И/у «Правильно-неправильно». | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр. 78-79 | |
2/24 | Чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка». | Расширять представления детей о многообразии окружающего мира. Поощрять попытки ребенка делиться разнообразными впечатлениями. Прививать интерес к чтению. Развивать умение поддерживать беседу иллюстраций. Воспитывать чуткость к художественному слову. | Чтение присказки «У лукоморья дуб зелёный». Беседа «Русские народные сказки». Чтение русской народной сказки «Царевна - лягушка». Обсуждение содержания сказки. Слушание аудиозаписи со сказкой. | Д/и «Назови сказку». | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр. 79-80 | ||
3/25 | Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч-щ | Упражнять детей в правильном произнесении звука щи дифференциации звуков щ – ч. Развивать фонематический слух детей; слуховое внимание, связную речь; Способствовать совершенствованию у детей коммуникативных навыков и звуковой культуры речи | Артикуляционная гимнастика «Движение паровоза», «Распиливание дров». Д/и «Назови слова, начинающиеся на ч». Словарная работа. Цитаты из сказки К. Чуковского «Федорино горе». Чтение скороговорки. Работа со скороговоркой. Д/и «Определи позицию звука». Отгадывание загадки. | Д/и «Назови слово» | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр. 80-81 | ||
4/26 | Пересказ сказки А.Н.Толстого «Еж» | Прививать умение у детей связно, последовательно и выразительно пересказывать сказку; отрабатывать интонационную выразительность речи. Прививать интерес к чтению. Развивать монологическую форму речи. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. | Мотивация. Чтение сказки А.Н. Толстого «ЕЖ». Беседа по содержанию сказки. Словарная работа. Элементы театрализации сказки. | Д/и «Назови слово». | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр. 81-82 | ||
Март | 1/27 | Беседа на тему «Наши мамы». Чтение стихотворений Е. Благининой «Посидим в тишине» и А. Барто «Перед сном». | Помочь детям понять как много времени и сил отнимает у матерей работа по дому. Развивать связанную речь, умение составлять рассказ. Воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим. | Беседа «Самое лучшее слово на свете – мама!» Рассказ детей «Моя мама». Беседа «Как вести себя со старшими». Чтение стихотворений Е. Благининой «Посидим в тишине». Беседа по стихотворению. Чтение стихотворения А.Барто «Перед сном». Обсуждение стихотворения. | Д/и «Назови ласково». | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр. 87-88 | |
2/28 | Составление рассказа по картинкам «Купили щенка». | Знакомить с работой по картинкам. Развивать умение составлять рассказ в определенной последовательности. Воспитывать интерес к художественному слову. | Выставка картин на доске. Д/и «Придумай название каждой картинке». Рассказ по картинкам. Рефлексия. | Д/и «Опиши картину». | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр. 88-89 | ||
3/29 | Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц-ч. Чтение стихотворения Дж.Ривза «Шумный Ба – бах». | Помочь в умении дифференцировать звуки ц-ч; познакомить со стихотворением Дж. Ривза «Шумный Ба-бах» Развивать умение поддерживать беседу, внимательно слушать. Воспитывать чуткость к художественному слову. | Д/и «Определи звук». Игровое упражнение «Определи позицию звука в слове». Чтение отрывка из стихотворения Н. Крандиевской «Колыбельная». Словарная работа. Беседа «Что такое рифма?» Чтение скороговорки. Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба - бах». Обсуждение стихотворения. | Д/и «Какой звук спрятался?» | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр. 91-93 | ||
4/30 | Чтение сказки «Сивка - Бурка». | Помочь детям запомнить содержание волшебной сказки. Развивать внимательность при слушании сказки. Воспитывать интерес к художественной литературе. | Беседа «Что такое волшебные сказки». Словарная работа. Чтение сказки «Сивка - Бурка». Беседа по сказке. Словарная работа. | Д/и «Из какой сказки?» | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр.93 | ||
5/31 | Чтение рассказов из книги Г. Снегирева «Про пингвинов». Дидактическая игра «Закончи предложение». | Познакомить детей с маленькими рассказами из жизни пингвинов. Формировать умение строить сложноподчиненные предложения. Развивать связанную речь, память, мышление Воспитывать интерес к литературным произведениям. | Загадывание загадки о пингвине. Рассматривание иллюстрации с пингвинами. Беседа о пингвинах. Чтение глав из книги Г. Снегирева «Про пингвинов»: «Пингвиний пляж», «Любопытные», «Отважный пингвиненок», «Камушки». Обсуждение по прочитанным главам. Д/и «Закончи предложение». | Д/ и «Составь сложные предложения». | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр.90 | ||
Апрель | 1/32 2/33 | Звуковая культура речи: дифференциация звуков л-р Чтение стихотворений о весне. Дидактическая игра «Угадай слово». | Упражнять детей в различении звуков л-р в словах, фразовой речи. Развивать умение слышать звук в слове, определять его позицию, называть слова на заданный звук. Воспитывать навыки коммуникативной грамотности. Приобщать детей к поэзии. Развивать умение задавать вопросы и искать кратчайшие пути решения логической задачи. Воспитывать интерес к художественному слову. | Беседа «Очень сложный звук «р». Артикуляционная гимнастика. Отгадывание загадки. Д/и «Какой звук спрятался». Заучивание скороговорки. Беседа «Весна». Чтение стихотворения Ивана Белоусова «Осень». Чтение стихотворений Ф. Тютчева «Весенние воды», А. Плещеева «Весна», С. Есенин «Черемуха». Обсуждение содержания стихотворений. Д/и «Отгадай слово». | Д/и «Определи звук». Д/и «Когда это бывает?» | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр.93-94 В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр.95-96 | |
3/34 | Чтение рассказа К. Паустовского «Кот - ворюга». | Продолжать формировать представление у детей пересказывать. Развивать умение правильно восстанавливать события в рассказе. Воспитывать интерес к художественному слову. | Чтение рассказа К. Паустовского «Кот - ворюга». Обсуждение рассказа. Словарная работа. Беседа «Рассказ или сказка». | Д/и «Перескажи любой отрывок». | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр.99-100 | ||
4/35 | Дидактические игры со словами. Чтение небылиц. | Помочь активизировать словарь детей. Развивать речь детей. Воспитывать бережное отношение к слову. | Д/и «Что получиться, то и получится». Беседа «Что такое небылицы?» Чтение небылиц. Д/и «Составь небылицу». Д/и «Угадай слово». И/у «Чепуха». | Д/и «Угадай слово». | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр.100 | ||
Май | 1/36 | Чтение рассказа В.Драгунского «Сверху вниз, наискосок». Лексические упражнения. | Расширять представления детей о многообразии окружающего мира. Продолжать объяснять детям жанровые особенности рассказа Прививать интерес к чтению рассказов. Развивать умение поддерживать беседу. Воспитывать интерес к художественной литературе. | Беседа «Мой любимый рассказ». Чтение рассказа В.Драгунского «Сверху, вниз наискосок». Обсуждение рассказа. Краткий экскурс «Народы земли». Словарная работа (индианка). Описание персонажей рассказа. | Д/и «Из какого это рассказа?» | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр.102 - 103 | |
2/37 | Звуковая культура речи. | Формировать умение различать звуки и четко и правильно их произносить. Развивать умение поддерживать беседу, внимательно слушать. Воспитывать чуткость к художественному слову. | Д/и «Назови звуки». Чтение стихотворения Ф. Грубина «Ромашки». Д/и «Назови звуки в словах». И/у «Посчитай звуки». Чтение и заучивание скороговорок. | Д/и «Какой звук?» | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр.104 – 105 | ||
3/38 | Чтение русской народной сказки «Финист- Ясный сокол» | Продолжать знакомить детей с основными чертами народной сказки. Познакомить с волшебной сказкой «Финист – Ясный сокол». Развивать речь детей. Воспитывать интерес к народному творчеству. | Беседа «Народная сказка». Чтение сказки «Финист – Ясный сокол». Обсуждение сказки. | Д/и «Из какой сказки?» | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр.104 | ||
4/39 | Рассказывание на тему «Забавные истории из моей жизни». | Продолжать формировать умение составлять логичные рассказы на темы из личного опыта. Развивать связанную речь. Воспитывать интерес к художественному слову. | Рассказ детей из своей жизни. Обсуждения понравившихся историй. | Д/и «Назови последовательность составления рассказа». | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр.105 | ||
5/40 | Лексические упражнения. | Формировать словарный запас детей. Развивать активный словарь детей, их мышление. Воспитывать бережное отношение к слову. | Беседа «Что такое словарь?» Д/и «Вопрос - ответ». И/у «Мой успешный диалог». Чтение стихотворения С. Есенина «Черемуха». | Д/и «Когда это бывает?» | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр 103-104 |
Перспективный комплексно-тематический план
Образовательной деятельности в общеразвивающей группе для детей 5-6 лет
(образовательная область «Речевое развитие», образовательная деятельность «Развитие речи»)
Основные цели и задачи:
Продолжать развивать речь как средство общения. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира. Предлагать для рассматривания изделия народных промыслов, мини-коллекции (открытки, марки, монеты, наборы игрушек, выполненных из определенного материала), иллюстрированные книги (в том числе знакомые сказки с рисунками разных художников), открытки, фотографии с достопримечательностями родного края, Москвы, репродукции картин (в том числе из жизни дореволюционной России).
Поощрять попытки ребенка делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации (телепередача, рассказ близкого человека, посещение выставки, детского спектакля и т. д.).
В повседневной жизни, в играх подсказывать детям формы выражения вежливости (попросить прощения, извиниться, поблагодарить, сделать комплимент).
Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять.
Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду.
Упражнять детей в подборе существительных к прилагательном (белый — снег, сахар, мел), слов со сходным значением (шалун — озорник — проказник), с противоположным значением (слабый — сильный, пасмурно — солнечно).
Помогать детям употреблять слова в точном соответствии со смыслом.
Закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков. Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с — з, с — ц, ш — ж, ч — ц, с — ш, ж — з, л — р.
Продолжать развивать фонематический слух. Развивать умение определять место звука в слове (начало, середина, конец).
Отрабатывать интонационную выразительность речи.
Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными (пять груш, трое ребят) и прилагательные с существительными (лягушка — зеленое брюшко). Помогать детям замечать неправильную постановку ударения в слове, ошибку в чередовании согласных, предоставлять возможность самостоятельно ее исправить.
Знакомить с разными способами образования слов (сахарница, хлебница; масленка, солонка; воспитатель, учитель, строитель).
Упражнять в образовании однокоренных слов (медведь — медведица — медвежонок — медвежья), в том числе глаголов с приставками (забежал — выбежал — перебежал).
Помогать детям правильно употреблять существительные множественного числа в именительном и винительном падежах; глаголы в повелительном наклонении; прилагательные и наречия в сравнительной степени; несклоняемые существительные.
Учить составлять по образцу простые и сложные предложения.
Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью.
Развивать умение поддерживать беседу.
Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Развивать монологическую форму речи. Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы. Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.
Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам.
Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.
Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.
Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать считалки, скороговорки, загадки. Прививать интерес к чтению больших произведений (по главам).
Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям.
Побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа. Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения.
Продолжать объяснять (с опорой на прочитанное произведение) доступные детям жанровые особенности сказок, рассказов, стихотворений.
Воспитывать чуткость к художественному слову; зачитывать отрывки с наиболее яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями, эпитетами. Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста.
Помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках.
Продолжать знакомить с книгами. Обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации. Сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению. Выяснять симпатии и предпочтения детей.
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычка сообща играть, трудиться, заниматься; стремление радовать старших хорошими поступками; умение самостоятельно находить общие интересные занятия.
Воспитывать уважительное отношение к окружающим.
Учить заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее.
Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость.
Воспитывать скромность, умение проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания.
Формировать умение оценивать свои поступки и поступки сверстников. Развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.
Расширять представления о правилах поведения в общественных местах; об обязанностях в группе детского сада, дома.
Обогащать словарь детей вежливыми словами (здравствуйте, до свидания, пожалуйста, извините, спасибо и т. д.). Побуждать к использованию в речи фольклора (пословицы, поговорки, потешки и др.). Показать значение родного языка в формировании основ нравственности.
Расширять представления ребенка об изменении позиции в связи с взрослением (ответственность за младших, уважение и помощь старшим, в том числе пожилым людям и т. д.). Через символические и образные средства углублять представления ребенка о себе в прошлом, настоящем и будущем.
Расширять традиционные гендерные представления.
Воспитывать уважительное отношение к сверстникам своего и противоположного пола.
Углублять представления ребенка о семье и ее истории; о том, где работают родители, как важен для общества их труд. Поощрять посильное участие детей в подготовке различных семейных праздников.
Продолжать формировать интерес к ближайшей окружающей среде: к детскому саду, дому, где живут дети, участку детского сада и др.
Обращать внимание на своеобразие оформления разных помещений.
Развивать умение замечать изменения в оформлении помещений, учить объяснять причины таких изменений; высказывать свое мнение по поводу замеченных перемен, вносить свои предложения о возможных вариантах оформления. Подводить детей к оценке окружающей среды.
Вызывать стремление поддерживать чистоту и порядок в группе, украшать ее произведениями искусства, рисунками. Привлекать к оформлению групповой комнаты, зала к праздникам. Побуждать использовать созданные детьми изделия, рисунки, аппликации (птички, бабочки, снежинки, веточки с листьями и т. п.).
Расширять представления ребенка о себе как о члене коллектива, формировать активную жизненную позицию через участие в совместной проектной деятельности, взаимодействие с детьми других возрастных групп, посильное участие в жизни дошкольного учреждения.
Приобщать к мероприятиям, которые проводятся в детском саду, в том числе и совместно с родителями (спектакли, спортивные праздники и развлечения, подготовка выставок детских работ).
Воспитывать любовь к Родине.
Формировать представления о том, что Российская Федерация (Россия) — огромная многонациональная страна. Рассказывать детям о том, что Москва — главный город, столица нашей Родины. Познакомить с флагом и гербом России, мелодией гимна.
Расширять представления детей о Российской армии.
Воспитывать уважение к защитникам отечества. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность; о том, как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы. Приглашать в детский сад военных, ветеранов из числа близких родственников детей. Рассматривать с детьми картины, репродукции, альбомы с военной тематикой.
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МДОАУ №69
________________ С.З. Султангалиева
приказ от
«___» __________ 2022г. №
Перспективное планирование
на 2022- 2023 учебный год
группы общеразвивающей направленности детей 5-6 лет №3
образовательная область «Речевое развитие»
Воспитатели:
Воронина Ю.А.
Штыкова Ю.А.
Предварительный просмотр:
Месяц | п/п | Образовательная деятельность | Содержание работы(виды деятельности детей с учетом их возрастных особенностей) | Условия для индивидуальных потребностей детей | Литература | ||
Тема образовательной ситуации | Задачи педагогической деятельности | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
Сентябрь | 1/1 | Мы - воспитанники старшей группы | Продолжать знакомить с речью, как средством общения, поощрять попытки ребёнка делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями Развивать умение поддерживать беседу. Воспитывать творческую самостоятельность | Беседа о том, что такое диалогическая речь, воспитанность, вежливость. Игровая ситуация «Помогаем малышам». Д/и «Как вести себя старшим дошкольникам по отношению к младшим». Загадки о правилах поведения. | Игра с мячом «Назови вежливое слово». | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр.29-30 | |
2/2 | Рассказывание русской народной сказки «Заяц - хвастун» и присказки «Начинаются наши сказки…» | Расширять представления детей о многообразии окружающего мира, знакомить с разными способами образования слов, помогать детям правильно употреблять существительные в сравнительной степени. Развивать интерес к художественной литературе. Воспитывать чуткость к художественному слову | Д/и «Угадай сказку». Обсуждение цитаты из сказки. Чтение присказки. Чтение сказки. Беседа по сказке. Рассматривание иллюстрации к сказке. Составление рассказа – описания героя сказки. Продуктивная деятельность «Нарисуй иллюстрацию к сказке». Пересказ сказки «Заяц - хвастун». | Д/и «Из какой сказки?» | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр.31 - 33 | ||
3/3 | Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-с | Закреплять правильное произношение согласных звуков з- с Развивать фонематический слух: совершенствовать умение различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук. Совершенствовать интонационную выразительность речи. Воспитывать доброжелательное общение со сверстниками. | Артикуляционная гимнастика «Песенка комара», «Течёт вода». Мимическая гимнастика «Прогоняем комара», «Умываемся». Д/и «Какой звук в слове». Работа по картинкам. Разучивание скороговорки. | Д/и «Правильно, правильно» | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр.33-34 | ||
4/4 | Веселые рассказы Н. Носова | Познакомить детей с веселыми произведениями Н.Носова. Развивать умение внимательно слушать рассказывающего. Воспитывать творческую самостоятельность. | Рассматривание иллюстраций к произведениям Н. Носова. Беседа «Рассказы Н.Носова». Чтение рассказов Н. Носова «Живая шляпа», «Затейники». | Д/и «Из какой сказки». | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр.38-39 | ||
5/5 | Заучивание стихотворения И. Белоусова «Осень». | Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворения И. Белоусова «Осень». Развивать выразительную речь детей. Воспитывать интерес к поэтическому творчеству. | Беседа «Осень». Чтение отрывка из стихотворения И.А. Белоусова «Осень». Словарная работа. Чтение еще двух отрывков из стихотворения И. Белоусова «Осень». Заучивание стихотворения. Обсуждение синтаксического строя стихотворения. | Д/и «Когда это бывает». | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр.36-37 | ||
Октябрь | 1/6 | Лексические упражнения. Чтение стихотворения С.Маршака «Пудель». | Обогащать речь детей существительными и прилагательными Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям Расширять представления детей о многообразии окружающего мира. Развивать речь детей. Воспитывать чуткость к художественному слову | Словарная работа. Д/и «Имена существительные». Д/и «Подбери прилагательное». Заочное путешествие по лесу. Чтение стихотворения «Пудель». Беседа по стихотворению. Рисование по содержанию стихотворения. | Д/и «Подбери прилагательное к существительному». | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр.39 – 40 | |
2/7 | Учимся вежливости. | Продолжать знакомить детей с речью, как средством общения. Помогать детям употреблять слова в точном соответствии со смыслом. Развивать умение поддерживать беседу. Воспитывать творческую самостоятельность | Беседа «Вежливые поступки». Игровая ситуация «Вежливое поведение». Д/и «Хорошие поступки». Беседа «Правила поведения». | И/у «Скажи правильно». | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр.40 – 42 | ||
3/8 | Обучение рассказыванию: описание кукол. | Знакомить детей с алгоритмом составления рассказа - описания по плану. Развивать монологическую форму речи. Воспитывать желание рассказывать о своей кукле. | Рассматривание кукол. Рассказ – описание воспитателем. Рассказ, составленный детьми. С/р игра «Уложи малышей спать». | Д/и «Опиши куклу». | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр.42 - 43 | ||
4/9 | Звуковая культура речи:дифференциация звуков с – ц. | Закреплять правильное произношение согласных звуков с- ц. Развивать фонематический слух: совершенствовать умение различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук. Совершенствовать интонационную выразительность речи. Воспитывать доброжелательное общение со сверстниками. | Д/и «Какой звук?» Д/и «Кто быстрее подберет слова?». Чтение стихотворения Я. Щеголева «Ранним утром». Беседа по содержанию стихотворения. Д/и «дифференциация звуков». Д/и «Сохрани темп произношения». Отгадывание загадки. | Д/и «Дифферинцируй звуки правильно». | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр.43-44 | ||
Ноябрь | 1/10 | Чтение стихов о поздней осени. Дидактическое упражнение «Заверши предложение» | Познакомить со сложными предложениями. Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям Развивать умение поддерживать беседу, умение придумывать свои концовки. Воспитывать чуткость к художественному слову. | Беседа. Д/у «Заверши предложение». Чтение стихотворения И.Бунина «Листопад». Повторение отрывков из стихотворения. Чтение стихов об осени. | Д/и «Придумай конец». | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр. 48-49 | |
2/11 | Чтение русской народной сказки «Хаврошечка» | Познакомить с русской народной сказкой «Хаврошечка» Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям Развивать отличать сказочные ситуации от реальных. Воспитывать чуткость к художественному слову. | Беседа «Моя любимая сказка». Обсуждение присказки к сказке «Хаврошечка». Чтение сказки. Беседа по содержанию сказки. Д/и «Составь диалог». | Д/и «Чтение в лицах». | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр. 50-51 | ||
3/12 | Звуковая культура речи: работа со звуками ж-ш | Упражнять детей в произношении изолированного звука з (в слогах, словах различать слова со звуками ж,ш Развивать внимание, фонематический слух, речевое дыхание. Воспитывать звуковую культуру речи; обогащать и активизировать словарь; воспитывать культуру общения | Артикуляционная гимнастика «Песня жука», «Песня змеи». Словарная работа «Книжища, книжица». Чтение стихотворения Р.Х. Фархади «Про ослика». Д/и «Назови слова со звуком ш». Чтение потешки «Пошел ослик на торжок». | Игра «Кто внимательный?» | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр. 51-53 | ||
4/13 5/14 | Обучение рассказыванию Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат». | Знакомить с творческим рассказыванием в ходе придумывания концовки к сказке «Айога». Развивать умение поддерживать беседу, умение придумывать свои концовки. Воспитывать чуткость к художественному слову. Формировать умение последовательно и логично пересказывать литературный текст, стараясь правильно строить предложения. Развивать связанную речь. Воспитывать интерес к художественной литературе. | Чтение нанайской сказки «Айога». Д/и «Придумай сам». Д/и «Речевой диалог». Обсуждение по сказке. Чтение рассказа В. Бианки «Купание медвежат». Словарная работа. Пересказ текста частями несколькими воспитанниками. Кукольный театр для детей младшей группы. | Д/и «Подбери прилагательное». Д/и «Опиши все действия из рассказа». | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр. 53-54 В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр. 55-56 | ||
Декабрь | 1/15 | Чтение стихотворений о зиме. | Расширять представление детей о многообразии окружающего мира Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям. Продолжать знакомить с признаками зимы. Развивать умение поддерживать беседу. Воспитывать чуткость к художественному слову. | Беседа «Зима». Чтение стихотворения И. Бунина «Первый снег». Беседа «Закат». Чтение отрывка из романа А. Пушкина «Евгений Онегин». Обсуждение стихотворения. Чтение стихотворения И.Никитина «Встреча зимы». | Д/и «Из какого стихотворения?» | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр. 57-59 | |
2/16 | Дидактические упражнения «Хоккей», «Кафе». | Совершенствовать диалогическую форму речи. Развивать умение поддерживать беседу. Воспитывать творческую самостоятельность. | Беседа «Что такое хоккей?» Н/и «Хоккей». С/р игра «Кафе». Словарная работа (комментатор, репортаж). | Д/и «Правильное употребление слов, обозначающих пространственные отношения». | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр. 59-60 | ||
3/17 | Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела». | Совершенствовать умение детей связно, последовательно и выразительно пересказывать рассказ, Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью. Продолжать знакомить с книгами Развивать представления детей о многообразии окружающего мир драматизациях. Воспитывать чуткость к художественному слову. | Беседа – целеполагание. Чтение сказки «Как лисичка бычка обидела». Обсуждение сказки. Д/и «Составь рассказ - описание». Пение «Дразнилка». Пересказ сказки. | Д/и «Узнай сказку по отрывку». | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр. 60-62 | ||
4/18 | Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ш. | Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков с-ш, на определении позиции звука в слове. Развивать связанную речь детей. Воспитывать культуру речи, активизировать и пополнять словарный запас. | Артикуляционная гимнастика «Шум воды», «Звук змеи». Д/и «Найди звук «с». Словарная работа. Чтение отрывка из стихотворения Э. Мошковской «Жадина». Д/и «В каких словах спрятался звук «ш». Чтение отрывка из стихотворения Э. Успенского «Страшная история». Д/и «Где спрятался звук «с». Д/у «Позиция звука». Чтение скороговорки. | Д/и «Какой слышим звук?». | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр. 62-63 | ||
5/19 | Чтение сказки П. Бажова «Серебряное копытце». | Познакомить детей со сказкой П. Бажова «Серебряное копытце». Формировать представление об элементах волшебных сказок. Развивать связанную речь детей. Воспитывать интерес к творчеству П. Бажова. | Беседа о ранее прочитанных произведениях П. Бажова. Чтение сказки П. Бажова «Серебряное копытце». Обсуждение сказки после прочтения. Словарная работа. Рисование по прочитанному произведению П. Бажова «Серебряное копытце». | И/у «Из какой это сказки?» | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр. 61-62 | ||
Январь | 1/20 | Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения». | Закреплять умение целенаправленного рассматривания картины. Развивать умение составлять логичный, эмоциональный рассказ. Воспитывать культуру общения. | Беседа «Зима». Словарная работа (картина написана или нарисована). Демонстрация картины О. Соловьева «Зимние развлечения». Д/и «Подбери название к картине». Беседа по картине О. Соловьева «Зимние развлечения». Чтение стихотворения С. Черного «Волк». | Д/и «Придумай свою концовку». | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр. 69-71 | |
2/21 | Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-ж. | Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков з-ж. Развивать связанную речь детей. Воспитывать культуру общения. | Артикуляционная гимнастика «Полет жука», «песенка комара». Словарная работа (знойно, жонглёр). Игра м/п «Какой ряд победит?» Д/и «Хлопни в ладоши». Чтение стихотворения Н. Венгерова «Застукалка». Беседа по стихотворению. Д/и «Позиция звука в слове». Чтение стихотворения С. Я. Маршака «Ель на ежика похожа». | Д/и «Какая позиция звука в слове?» | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр. 72-73 | ||
3/22 | Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство». | Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение И. Сурикова «Детство». Развивать речь детей. Воспитывать интерес к восприятию поэтических произведений. | Беседа «Зима». Чтение стихотворений о зиме: А.С. Пушкин «Зимний вечер», И. Суриков «Зима», С. Есенин «Поет зима - аукает». Беседа по стихотворениям. Чтение отрывка из стихотворения И. Сурикова «Детство». Обсуждение стихотворения. Словарная работа «над бедой» весело хохочут. | Д/и «Когда это бывает?» | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр. 73-74 | ||
Февраль | 1/23 | Беседа на тему: «О друзьях и дружбе». | Совершенствовать диалогическую форму речи, Развивать умение поддерживать беседу. Воспитывать чуткость к художественному слову | Беседа «Мои лучшие друзья». Словарная работа «дружба». Рассказывание истории «Медвежонок Ушастик». Рассказывание педагогом случая из жизни. Рассказывание истории «Про мальчика Юру». Д/и «Закончи историю сам». Д/и «Противоположности». | И/у «Правильно-неправильно». | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр. 78-79 | |
2/24 | Чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка». | Расширять представления детей о многообразии окружающего мира. Поощрять попытки ребенка делиться разнообразными впечатлениями. Прививать интерес к чтению. Развивать умение поддерживать беседу иллюстраций. Воспитывать чуткость к художественному слову. | Чтение присказки «У лукоморья дуб зелёный». Беседа «Русские народные сказки». Чтение русской народной сказки «Царевна - лягушка». Обсуждение содержания сказки. Слушание аудиозаписи со сказкой. | Д/и «Назови сказку». | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр. 79-80 | ||
3/25 | Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч-щ | Упражнять детей в правильном произнесении звука щи дифференциации звуков щ – ч. Развивать фонематический слух детей; слуховое внимание, связную речь; Способствовать совершенствованию у детей коммуникативных навыков и звуковой культуры речи | Артикуляционная гимнастика «Движение паровоза», «Распиливание дров». Д/и «Назови слова, начинающиеся на ч». Словарная работа. Цитаты из сказки К. Чуковского «Федорино горе». Чтение скороговорки. Работа со скороговоркой. Д/и «Определи позицию звука». Отгадывание загадки. | Д/и «Назови слово» | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр. 80-81 | ||
4/26 | Пересказ сказки А.Н.Толстого «Еж» | Прививать умение у детей связно, последовательно и выразительно пересказывать сказку; отрабатывать интонационную выразительность речи. Прививать интерес к чтению. Развивать монологическую форму речи. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. | Мотивация. Чтение сказки А.Н. Толстого «ЕЖ». Беседа по содержанию сказки. Словарная работа. Элементы театрализации сказки. | Д/и «Назови слово». | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр. 81-82 | ||
Март | 1/27 | Беседа на тему «Наши мамы». Чтение стихотворений Е. Благининой «Посидим в тишине» и А. Барто «Перед сном». | Помочь детям понять как много времени и сил отнимает у матерей работа по дому. Развивать связанную речь, умение составлять рассказ. Воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим. | Беседа «Самое лучшее слово на свете – мама!» Рассказ детей «Моя мама». Беседа «Как вести себя со старшими». Чтение стихотворений Е. Благининой «Посидим в тишине». Беседа по стихотворению. Чтение стихотворения А.Барто «Перед сном». Обсуждение стихотворения. | Д/и «Назови ласково». | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр. 87-88 | |
2/28 | Составление рассказа по картинкам «Купили щенка». | Знакомить с работой по картинкам. Развивать умение составлять рассказ в определенной последовательности. Воспитывать интерес к художественному слову. | Выставка картин на доске. Д/и «Придумай название каждой картинке». Рассказ по картинкам. Рефлексия. | Д/и «Опиши картину». | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр. 88-89 | ||
3/29 | Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц-ч. Чтение стихотворения Дж.Ривза «Шумный Ба – бах». | Помочь в умении дифференцировать звуки ц-ч; познакомить со стихотворением Дж. Ривза «Шумный Ба-бах» Развивать умение поддерживать беседу, внимательно слушать. Воспитывать чуткость к художественному слову. | Д/и «Определи звук». Игровое упражнение «Определи позицию звука в слове». Чтение отрывка из стихотворения Н. Крандиевской «Колыбельная». Словарная работа. Беседа «Что такое рифма?» Чтение скороговорки. Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба - бах». Обсуждение стихотворения. | Д/и «Какой звук спрятался?» | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр. 91-93 | ||
4/30 | Чтение сказки «Сивка - Бурка». | Помочь детям запомнить содержание волшебной сказки. Развивать внимательность при слушании сказки. Воспитывать интерес к художественной литературе. | Беседа «Что такое волшебные сказки». Словарная работа. Чтение сказки «Сивка - Бурка». Беседа по сказке. Словарная работа. | Д/и «Из какой сказки?» | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр.93 | ||
5/31 | Чтение рассказов из книги Г. Снегирева «Про пингвинов». Дидактическая игра «Закончи предложение». | Познакомить детей с маленькими рассказами из жизни пингвинов. Формировать умение строить сложноподчиненные предложения. Развивать связанную речь, память, мышление Воспитывать интерес к литературным произведениям. | Загадывание загадки о пингвине. Рассматривание иллюстрации с пингвинами. Беседа о пингвинах. Чтение глав из книги Г. Снегирева «Про пингвинов»: «Пингвиний пляж», «Любопытные», «Отважный пингвиненок», «Камушки». Обсуждение по прочитанным главам. Д/и «Закончи предложение». | Д/ и «Составь сложные предложения». | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр.90 | ||
Апрель | 1/32 2/33 | Звуковая культура речи: дифференциация звуков л-р Чтение стихотворений о весне. Дидактическая игра «Угадай слово». | Упражнять детей в различении звуков л-р в словах, фразовой речи. Развивать умение слышать звук в слове, определять его позицию, называть слова на заданный звук. Воспитывать навыки коммуникативной грамотности. Приобщать детей к поэзии. Развивать умение задавать вопросы и искать кратчайшие пути решения логической задачи. Воспитывать интерес к художественному слову. | Беседа «Очень сложный звук «р». Артикуляционная гимнастика. Отгадывание загадки. Д/и «Какой звук спрятался». Заучивание скороговорки. Беседа «Весна». Чтение стихотворения Ивана Белоусова «Осень». Чтение стихотворений Ф. Тютчева «Весенние воды», А. Плещеева «Весна», С. Есенин «Черемуха». Обсуждение содержания стихотворений. Д/и «Отгадай слово». | Д/и «Определи звук». Д/и «Когда это бывает?» | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр.93-94 В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр.95-96 | |
3/34 | Чтение рассказа К. Паустовского «Кот - ворюга». | Продолжать формировать представление у детей пересказывать. Развивать умение правильно восстанавливать события в рассказе. Воспитывать интерес к художественному слову. | Чтение рассказа К. Паустовского «Кот - ворюга». Обсуждение рассказа. Словарная работа. Беседа «Рассказ или сказка». | Д/и «Перескажи любой отрывок». | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр.99-100 | ||
4/35 | Дидактические игры со словами. Чтение небылиц. | Помочь активизировать словарь детей. Развивать речь детей. Воспитывать бережное отношение к слову. | Д/и «Что получиться, то и получится». Беседа «Что такое небылицы?» Чтение небылиц. Д/и «Составь небылицу». Д/и «Угадай слово». И/у «Чепуха». | Д/и «Угадай слово». | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр.100 | ||
Май | 1/36 | Чтение рассказа В.Драгунского «Сверху вниз, наискосок». Лексические упражнения. | Расширять представления детей о многообразии окружающего мира. Продолжать объяснять детям жанровые особенности рассказа Прививать интерес к чтению рассказов. Развивать умение поддерживать беседу. Воспитывать интерес к художественной литературе. | Беседа «Мой любимый рассказ». Чтение рассказа В.Драгунского «Сверху, вниз наискосок». Обсуждение рассказа. Краткий экскурс «Народы земли». Словарная работа (индианка). Описание персонажей рассказа. | Д/и «Из какого это рассказа?» | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр.102 - 103 | |
2/37 | Звуковая культура речи. | Формировать умение различать звуки и четко и правильно их произносить. Развивать умение поддерживать беседу, внимательно слушать. Воспитывать чуткость к художественному слову. | Д/и «Назови звуки». Чтение стихотворения Ф. Грубина «Ромашки». Д/и «Назови звуки в словах». И/у «Посчитай звуки». Чтение и заучивание скороговорок. | Д/и «Какой звук?» | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр.104 – 105 | ||
3/38 | Чтение русской народной сказки «Финист- Ясный сокол» | Продолжать знакомить детей с основными чертами народной сказки. Познакомить с волшебной сказкой «Финист – Ясный сокол». Развивать речь детей. Воспитывать интерес к народному творчеству. | Беседа «Народная сказка». Чтение сказки «Финист – Ясный сокол». Обсуждение сказки. | Д/и «Из какой сказки?» | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр.104 | ||
4/39 | Рассказывание на тему «Забавные истории из моей жизни». | Продолжать формировать умение составлять логичные рассказы на темы из личного опыта. Развивать связанную речь. Воспитывать интерес к художественному слову. | Рассказ детей из своей жизни. Обсуждения понравившихся историй. | Д/и «Назови последовательность составления рассказа». | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр.105 | ||
5/40 | Лексические упражнения. | Формировать словарный запас детей. Развивать активный словарь детей, их мышление. Воспитывать бережное отношение к слову. | Беседа «Что такое словарь?» Д/и «Вопрос - ответ». И/у «Мой успешный диалог». Чтение стихотворения С. Есенина «Черемуха». | Д/и «Когда это бывает?» | В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Стр 103-104 |
Перспективный комплексно-тематический план
Образовательной деятельности в общеразвивающей группе для детей 5-6 лет
(образовательная область «Речевое развитие», образовательная деятельность «Развитие речи»)
Основные цели и задачи:
Продолжать развивать речь как средство общения. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира. Предлагать для рассматривания изделия народных промыслов, мини-коллекции (открытки, марки, монеты, наборы игрушек, выполненных из определенного материала), иллюстрированные книги (в том числе знакомые сказки с рисунками разных художников), открытки, фотографии с достопримечательностями родного края, Москвы, репродукции картин (в том числе из жизни дореволюционной России).
Поощрять попытки ребенка делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации (телепередача, рассказ близкого человека, посещение выставки, детского спектакля и т. д.).
В повседневной жизни, в играх подсказывать детям формы выражения вежливости (попросить прощения, извиниться, поблагодарить, сделать комплимент).
Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять.
Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду.
Упражнять детей в подборе существительных к прилагательном (белый — снег, сахар, мел), слов со сходным значением (шалун — озорник — проказник), с противоположным значением (слабый — сильный, пасмурно — солнечно).
Помогать детям употреблять слова в точном соответствии со смыслом.
Закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков. Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с — з, с — ц, ш — ж, ч — ц, с — ш, ж — з, л — р.
Продолжать развивать фонематический слух. Развивать умение определять место звука в слове (начало, середина, конец).
Отрабатывать интонационную выразительность речи.
Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными (пять груш, трое ребят) и прилагательные с существительными (лягушка — зеленое брюшко). Помогать детям замечать неправильную постановку ударения в слове, ошибку в чередовании согласных, предоставлять возможность самостоятельно ее исправить.
Знакомить с разными способами образования слов (сахарница, хлебница; масленка, солонка; воспитатель, учитель, строитель).
Упражнять в образовании однокоренных слов (медведь — медведица — медвежонок — медвежья), в том числе глаголов с приставками (забежал — выбежал — перебежал).
Помогать детям правильно употреблять существительные множественного числа в именительном и винительном падежах; глаголы в повелительном наклонении; прилагательные и наречия в сравнительной степени; несклоняемые существительные.
Учить составлять по образцу простые и сложные предложения.
Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью.
Развивать умение поддерживать беседу.
Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Развивать монологическую форму речи. Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы. Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.
Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам.
Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.
Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.
Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать считалки, скороговорки, загадки. Прививать интерес к чтению больших произведений (по главам).
Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям.
Побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа. Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения.
Продолжать объяснять (с опорой на прочитанное произведение) доступные детям жанровые особенности сказок, рассказов, стихотворений.
Воспитывать чуткость к художественному слову; зачитывать отрывки с наиболее яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями, эпитетами. Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста.
Помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках.
Продолжать знакомить с книгами. Обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации. Сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению. Выяснять симпатии и предпочтения детей.
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычка сообща играть, трудиться, заниматься; стремление радовать старших хорошими поступками; умение самостоятельно находить общие интересные занятия.
Воспитывать уважительное отношение к окружающим.
Учить заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее.
Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость.
Воспитывать скромность, умение проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания.
Формировать умение оценивать свои поступки и поступки сверстников. Развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.
Расширять представления о правилах поведения в общественных местах; об обязанностях в группе детского сада, дома.
Обогащать словарь детей вежливыми словами (здравствуйте, до свидания, пожалуйста, извините, спасибо и т. д.). Побуждать к использованию в речи фольклора (пословицы, поговорки, потешки и др.). Показать значение родного языка в формировании основ нравственности.
Расширять представления ребенка об изменении позиции в связи с взрослением (ответственность за младших, уважение и помощь старшим, в том числе пожилым людям и т. д.). Через символические и образные средства углублять представления ребенка о себе в прошлом, настоящем и будущем.
Расширять традиционные гендерные представления.
Воспитывать уважительное отношение к сверстникам своего и противоположного пола.
Углублять представления ребенка о семье и ее истории; о том, где работают родители, как важен для общества их труд. Поощрять посильное участие детей в подготовке различных семейных праздников.
Продолжать формировать интерес к ближайшей окружающей среде: к детскому саду, дому, где живут дети, участку детского сада и др.
Обращать внимание на своеобразие оформления разных помещений.
Развивать умение замечать изменения в оформлении помещений, учить объяснять причины таких изменений; высказывать свое мнение по поводу замеченных перемен, вносить свои предложения о возможных вариантах оформления. Подводить детей к оценке окружающей среды.
Вызывать стремление поддерживать чистоту и порядок в группе, украшать ее произведениями искусства, рисунками. Привлекать к оформлению групповой комнаты, зала к праздникам. Побуждать использовать созданные детьми изделия, рисунки, аппликации (птички, бабочки, снежинки, веточки с листьями и т. п.).
Расширять представления ребенка о себе как о члене коллектива, формировать активную жизненную позицию через участие в совместной проектной деятельности, взаимодействие с детьми других возрастных групп, посильное участие в жизни дошкольного учреждения.
Приобщать к мероприятиям, которые проводятся в детском саду, в том числе и совместно с родителями (спектакли, спортивные праздники и развлечения, подготовка выставок детских работ).
Воспитывать любовь к Родине.
Формировать представления о том, что Российская Федерация (Россия) — огромная многонациональная страна. Рассказывать детям о том, что Москва — главный город, столица нашей Родины. Познакомить с флагом и гербом России, мелодией гимна.
Расширять представления детей о Российской армии.
Воспитывать уважение к защитникам отечества. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность; о том, как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы. Приглашать в детский сад военных, ветеранов из числа близких родственников детей. Рассматривать с детьми картины, репродукции, альбомы с военной тематикой.
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МДОАУ №69
________________ С.З. Султангалиева
приказ от
«___» __________ 2022г. №
Перспективное планирование
на 2022- 2023 учебный год
группы общеразвивающей направленности детей 5-6 лет №3
образовательная область «Речевое развитие»
Воспитатели:
Воронина Ю.А.
Штыкова Ю.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование по развитию речи в старшей группе
Перспективное планирование по развитию речи...
Перспективное планирование по развитию речи для старшей группы
Перспективное планирование на год по развитию речи для детей старшей группы....
Перспективное планирование по развитию речи в старшей группе
Данная методическая разработка поможет воспитателю грамотно спланировать свои занятия по развитию речи в ствршей группе детского сада....
перспективное планирование по развитию речи в старшей группе по лексическим темам
МЕСЯЦТЕМАЦЕЛЬСЕНТЯБРЬ«Здравствуй детский сад«Мы – воспитанники старшей группы» Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь старшие дошкольники. Напомнить, чем занимаются на з...
Перспективное планирование по развитию речи в старшей группе
Большое внимание в решении задач умственного воспитания и общего развития ребенка уделяется развитию устной речи....
перспективное планирование по развитию речи в старшей группе по программе "От рождения до школы"
данное планирование создано в помощь воспитателям...
Перспективное планирование по развитию речи в старшей группе детского сада
Данная методическая разработка поможет воспитателю грамотно спланировать свои занятия по развитию речи в старшей группе детского сада...