Речевое развитие. Чтение художественной литературы. (старшая группа)
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)
Чтение художественной литературы. Содержание образовательной области направлено на достижение цели формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:
1. Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений
2. Развитие литературной речи
3. Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_st._gr_havroshechka.docx | 21.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия.
Речевое развитие. Чтение художественной литературы. (старшая группа).
Тема: «Чтение русской народной сказки «Хаврошечка».
Цель: Ознакомление детей с русской народной сказкой «Хаврошечка»
Задачи:
Образовательные: познакомить детей с русской народной сказкой «Хаврошечка»; учить детей строить полные предложения при ответе на вопросы по содержанию прочитанного; продолжить работу над словарным составом языка (подбор антонимов); познакомить детей с новыми, незнакомыми словами, объяснить их смысл, учить называть признаки предмета.
Развивающие: развивать умение выражать своё отношение к персонажам сказки при помощи символических средств; формировать умение внимательно и заинтересованно слушать сказки; совершенствовать диалоговую речь. Стимулировать двигательную активность во время мыслительной деятельности.
Воспитательные: воспитывать любовь к устному народному творчеству; качества: нравственные доброту, уважение, умение прийти на помощь в трудную минуту, умение радоваться.
Словарная работа: Холсты, наливные яблочки, пуд, прясть, рябая корова, лихо.
Оборудование: Книга, игрушка коровушка, портрет автора, яблоки, картинки к словарной работе, презентация сказки, икт, ноутбук, песня В.Шаинского «В мире много сказок».
Ход занятия:
Вводная часть. Организационный момент: Проблемная ситуация (или мотивация). Какое радостное, доброе утро. Мы сегодня, ребята, не одни. К нам пришли гости. Давайте поздороваемся с гостями. Возьмитесь за руки, передайте тепло своих рук и хорошее настроение другу справа, другу слева.
- Какие бывают сказки? (авторские, народные)
-Что значит авторские сказки? (сказки, которые сочинил один человек, автор сказки).
-Что значит народные сказки? (Народные сказки сочинял народ веками, передавая от человека к человеку, добавляя что-то своё).
- Если в сказке есть чудо, то она… (чудесная), есть волшебство, то. (волшебная), есть добро, то… (добрая), есть радость, то.. (радостная), есть загадки, то. (загадочная), есть мудрость, то… (мудрая) и т. д.
- В сказках мы с вами встречаем не только людей, но и животных.
Отгадайте загадку:
Гуляет летом по полям
И молоко дает всем вам,
Громко «му» кричит хозяйке
Сена мне побольше дайте. (коровушка)
Поздоровайтесь с ней.
- А коровушка, она какая? (добрая, большая, домашняя, пёстрая).
- А ещё можно сказать, что она пёстрая или рябая, т. е. её шерсть двух цветов чёрного и белого,как у нашей коровушки.
Русская народная сказка «Хаврошечка». Эту сказку сочинил русский народ давным давно. А услышал ее от народа (людей) великий русский писатель Алексей Николаевич Толстой и записал ее.
В сказке вам встретятся незнакомые слова. Некоторые из них мы уже употребляем в своей речи. Хаврошечка - старинное женское имя Хавронья. Пуд - старинная русская мера веса. Пуд –это как гиря примерно 16,00 кг. Это очень тяжёлый вес. Прясть - Посмотрите на картинку. На ней изображена женщина, которая прядёт. Её называют пряхой. Пряха прядёт, скручивая шерсть, и получает нить. Из которой можно связать потом носки, свитера и другую одежду. Холст – это ткань, которую изготовляли в старину из льна на специальных ткатских станках. Ткать – работать на ткатском станке, делать ткань, посмотрите на картинку. Это очень кропотливая работа. В тексте ещё встретится слово лихо или зло, что-то злое, не хорошее.
Такие слова наливное (яблоко). Может кто-то из вас знает, что это значит? (сочное, созревшее).
Дыхательное упражнение (включить телевизор)
А сейчас давайте с вами подготовимся к слушанию сказки. Глубоко вдохните носиком и выдохните ротиком. Показ воспитателя,затем вместе с детьми два раза. (ветерок)
Основная часть. Молодцы! Готовы слушать сказку «Хаврошечка»? Посмотрите на экран. Своё чтение я буду сопровождать иллюстрациями.
А после прочтения я у вас спрошу, кто является главными героями сказки?
- Кто является главными героями сказки? (Хаврошечка и коровушка)
-У кого жила Хаврошечка? (У хозяйки, трёх дочерей: Одноглазкой, Двуглазкой,
Триглазкой, батюшка)
-Как звали дочерей хозяйки (Одноглазка,Двуглазка,Триглазка)
-Почему им дали такие имена?
Вам понравились эти девочки? (нет) Какими были эти девочки (злыми)
- Хаврошечка была какая? (добрая)
- Что делала Хаврошечка?
- Она на них работала.
- Значит она была какая? (работящая).
- А дочери хозяйки? (ленивые)
- Кто помогал Хаврошечке в сказке?-
- Корова помогала Хаврошечке выполнять тяжёлую работу.
- Что она при этом говорила? Влезь в одно ушко, в другое вылезь и всё будет готово.
Физкультминутка.
Коров пастух привёл на луг (шагаем на месте)
Стадо мычит, спасибо говорит (голову тянем и говорим протяжное му, вытянули губки трубочкой)
Очень вкусная трава (давайте покажем, как жуёт коровушка: посмотрите на меня)
Идёт кругом голова. (вращение головой в одну и другую сторону)
Бегают коровки по лужочку ловко (бег на месте).
Коровушка помогала Хаврошечке. Девочка влезала в одно ушко, вылезала из другого и работа была сделана.
- Была ли довольна хозяйка работой девочки?
- Как узнала хозяйка, кто помогает Хаврошечке?
-Хозяйка посылала своих дочерей, чтобы они всё разузнали.
- Сразу ли узнала хозяйка о том, как помогает коровушка Хаврошечке? (нет).
- Что говорила Хаврошечка, чтобы дочери хозяйки заснули?
- Она говорила: спи глазок, спи другой.
- Давайте покажем, как засыпали девочки, когда Хаврошечка убаюкивала их?
- Кто из дочерей разузнал секрет Хаврошечки? (Триглазка всё увидела)
- Почему (Хаврошечка забыла усыпить третий глаз)
-Помните, рассердилась хозяйка и велела коровушку зарезать. После чего Хаврошечка не стала кушать мясо коровушки и закопала косточки, поливая их.
-Что выросло на этом месте? На том месте выросла яблоня с наливными яблочками.
- Чем закончилась сказка? Мимо сада проезжал барин и попросил, чтобы его угостили яблочком,Хаврошечка угостила и барин женился на ней.
-Как вы понимаете «…и стала она в добре поживать, лиха не знавать». Больше ее никто не ругал, работать не заставлял, а только ее любили.
Заключительная часть. Рефлексия занятия.
- С какой сказкой мы познакомились сегодня?
- Чему нас учит эта сказка?
- Сказка нас учит быть добрыми, трудолюбивыми, помогать друг другу, любить друг друга.
- В подарок коровушка хочет угостить вас яблочками. Молодцы ребята.
Звучит песня В.Шаинского «В мире много сказок»
А теперь пожмите руки друг другу, встаньте в хоровод и обнимите друг друга и скажите «спасибо» друг другу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект итогового занятия по речевому развитию (Чтение художественной литературы) в старшей группе «Путешествие по миру литературы»
это занятие проводиться в конце учебного года в старшей группе....
Перспективное планирование учебно-воспитательного процесса в старшей группе на 2015-2016 учебный г.г.Образовательная область «Речевое развитие» (Чтение художественной литературы)
Перспективное планирование учебно-воспитательного процесса в старшей группе на 2015-2016 учебный г.г Образовательная облась "Речевое развитие"(Чтение художественной литературы)...
Перспективное планирование образовательной области «Речевое развитие» Чтение художественной литературы средняя группа
Средняя группа "Чтение художественной литературы" на учебный год в таблице....
Перспективное планирование образовательная область: Речевое развитие. Чтение художественной литературы. Старшая группа.
Перспективное планирование образовательная область: Речевое развитие. Чтение художественной литературы. Старшая группа....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию (Чтение художественной литературы) для детей старшей группы. Образовательная область «Речевое развитие» Тема «По страницам сказок Виталия Бианки »
Цель: уточнить, углубить и систематизировать знания детей о природе, полученные детьми при знакомстве с творчеством писателя В.В Бианки....
Конспект по образовательным областям: «Художественно-эстетическому развитию» и «Речевому развитию». Чтение художественной литературы» в старшей группе Тема: Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масляный»
Программное содержание:Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный.Задачи: Образовательные:- учить понимать характер и поступки героев сказки;- научить выд...