Конспект итогового занятия по речевому развитию (Чтение художественной литературы) в старшей группе «Путешествие по миру литературы»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему
это занятие проводиться в конце учебного года в старшей группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie_hudozhestvennoy_literatury.docx | 30.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект итогового занятия по речевому развитию (Чтение художественной литературы) в старшей группе «Путешествие по миру литературы»
Цель: Выявить уровень усвоения программного материала по образовательной области "Речевому развитию" (Чтение художественной литературы) на конец учебного года.
Задачи:
- определить уровень знаний персонажей сказок, название сказок;
- выявить умения называть произведения по иллюстрациям;
- выявить умения называть жанры литературных произведений (сказки, рассказы, стихи).
- развивать чувство рифмы.
- воспитывать интерес к художественной литературе.
Образовательные области: Социально - коммуникативное, Познавательное, Физическое, Художественно - эстетическое.
Оборудование: Книги, иллюстрации, аудиозапись физминутки Железновой, портреты: Лев Толстой, Евгений Иванович Чарушин, Виталий Васильевич Бианки, Константин Дмитриевич Ушинский, дерево с листочками на листочках загадки; электронные картинки: полочка волшебная, перо жар птицы, цветочек, щука; электронные иллюстрации к рассказам.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие по интереснейшему миру литературы. Нас ждет полет на ковре-самолете, три остановки - в сказочном королевстве, в краю рассказов и в мире стихов. Усаживайтесь удобно, отправляемся. (Звучи музыка "В гостях у сказки").
«Сказочное королевство сказок»
Воспитатель: Чем отличается сказка от рассказа? (Ответы детей: В сказках происходит то, чего не бывает в обычной жизни. Звери умеют разговаривать, люди пользуются волшебными предметами.)
Воспитатель: Какие бывают сказки? («русские – народные» и «авторские» сказки).
Воспитатель: Что такое авторская сказка? (где есть свой автор).
Воспитатель: Какие авторские сказки вы знаете? («Золушка», «Красная шапочка», «Кот в сапогах» и т.д.).
Воспитатель: Почему сказка называется русская, да еще и народная? (автор – народ).
Воспитатель: Ребята, перед нами дерево - загадки. Давайте отгадаем загадки.
Дидактическая игра «Отгадай сказку»
Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее. (Красная Шапочка)
На сметане мешен.
На окошке стужен.
Круглый бок, румяный бок Покатился ...(Колобок)
У отца был мальчик странный,
Необычный - деревянный.
Но любил папаша сына.
Что за странный Человечек деревянный
На земле и под водой Ищет ключик золотой?
Всюду нос сует он длинный. Кто же это?(Буратино)
Скорей бы приблизился вечер, |
Ах ты, Петя, простота,
Сплоховал немножко,
Не послушался кота,
Выглянул в окошко. («Кот, петух и лиса»)
Нет ни речки, ни пруда,
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца. («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
По тропе, шагая бодро,
Сами воду тащат вёдра. («По щучьему веленью»)
Возле леса, на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки.
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя)
Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек - копытца.
Трое их - и до чего же Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три поросенка)
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей.
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор ... (Айболит).
В детстве все над ним смеялись, |
Красна девица грустна: |
Стрела молодца угодила в болото, |
Воспитатель: Спасибо, ребята, молодцы.
Воспитатель: Какими словами обычно начинаются сказки? (Жили-были, в некотором царстве, в некотором государстве…)
Воспитатель: Какими заканчиваются? (Стали жить-поживать; вот и сказке конец, а кто слушал — молодец; стали жить долго и счастливо; и я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало…)
Дидактическая игра «Волшебный экран».
Воспитатель: Это чудесный экран. При помощи его я буду показывать предметы из сказок. А вы должны назвать сказку из которой этот предмет.
Воспитатель: Из какой сказки стрела? ( «Царевна-лягушка»), цветок? («Аленький цветочек»), волшебная палочка? ("Золушка"), щука? ("По щучьему велению"), перо? ("Сивка - бурка"), красная шапочка ("Красная шапочка")
Театр сказок.
Воспитатель: Сейчас вы увидите отрывки из сказок, которые покажут ребята. Вы должны угадать, из какой сказки отрывок.
*Сказка «Крошечка - Хаврошечка»
-Коровушка-матушка, меня ругают, бранят, плакать не велят, досыта не кормят, работать заставляют.
- влезь ко мне в правое ухо, в левое вылезь — все будет исполнено.
*Сказка «Царевна Лягушка»
- Отчего ты, Иван-царевич, невесел?
Отчего ниже плеч буйну голову повесил?
- Царь-батюшка приказал к утру хлеб испечь.
- Не печалься, ложись спать. Утро вечера мудренее.
*Сказка «Сивка Бурка»
— Сивка-Бурка, вещий Каурка, встань передо мной, как лист перед травой.
— Конь бежит, земля дрожит.
Из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет.
Одна шерстинка золотая, другая серебряная.
Воспитатель: Ребята вы наверное устали, давайте отдохнём.
Физминутка Железновой.
«Край рассказов»
Воспитатель: Чем отличается рассказ от сказки? (Ответы детей: В рассказах речь идет о том, что было на самом деле.)
Воспитатель: К какому рассказу иллюстрации?
Дидактическая игра «К какому рассказу иллюстрация»: Лев и собачка, Косточка, Филиппок, Котёнок- Лев Толстой , Медвежата, Про Томку, Волчишко, Воробьишко - Евгений Чарушин.
Воспитатель: Ребята, посмотрите кто это? ( Портреты писателе: Лев Толстой, Евгений Иванович Чарушин, Виталий Васильевич Бианки, Константин Дмитриевич Ушинский) Авторы.
Игра «Найди автора».
(Воспитатель вызывает одного ребенка)
Воспитатель: Покажи, Саша, книгу, а дети скажут кто ее автор.
«Мир стихов»
Воспитатель: Чем отличаются стихи от рассказов? Стихи записывают как? (В столбик. Вот так - показ стихов в книге)
Воспитатель: А рассказы записывают ..... (В строчку. Вот так - показ прозы в книге).
Воспитатель: А еще в стихах некоторые последние слова созвучны.
Муха, муха - Цокотуха
Позолоченное брюха.
Воспитатель: В этих стихах созвучны последние слова Цокотуха
и брюха. А какие слова созвучны в следующих строчках?
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
(Ответы детей)
Воспитатель: Пошла и нашла. Вы узнали, из какого произведения эти строчки? (Ответы детей: Из стихотворения «Муха - Цокотуха».)
Воспитатель: А кто автор этого стихотворения? (Ответы детей: Корней Иванович Чуковский.)
Воспитатель: Устали? Давайте отдохнем.
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
Мы плечами тик-тик,
Мы глазами миг-миг( 2 раза) .
Воспитатель: А теперь давайте поиграем в Добавлялки. Я говорю, а вы добавляете слово.
Дидактическая игра «Добавлялки»
Ра-ра-ра - начинается. .(игра)
Ры-ры-ры - у мальчика. (шары)
Ро-ро-ро - у Маши новое. .(ведро)
Ру-ру-ру - продолжаем мы. (игру)
Ре-ре-ре - стоит домик на. (горе)
Ар-ар-ар -кипит наш. (самовар)
Ор-ор-ор - созрел красный. (помидор)
Лу-лу-лу - сидит кот. (в углу)
Ша-ша-ша - мама моет. (малыша)
Жа-жа-жа - есть иголки у. (ежа)
Жу-жу-жу - молока дадим. (ежу)
СА-са-са - в лесу бегает. .(лиса)
Су-су-су -бывает холодно в. (лесу)
От-от-от - в болоте спит. (бегемот)
Воспитатель: Ребята, а кто знает стихи наизусть расскажите. Дети читают стихи наизусть.
Воспитатель: Молодцы, спасибо. Наше путешествие подошло к концу. Вам понравилось наше путешествие?
Стук в дверь. Заходит Королева Книга.
Королева Книга: Здравствуйте, друзья!
Вы подданных моих узнать
Смогли б в теченье мига,
Лишь стоит мне себя назвать
Я Королева Книга.
Могу заставить погрустить
Читателя любого
Смеяться, плакать и любить
Мое поможет слово.
Изведать моря глубину,
Взвить флаг на мачте брига,
Слетать на Марс или Луну
Легко поможет книга.
Ребята, вам понравилось путешествие по литературной стране?
Воспитатель: Королева Книга, у тебя такая тяжелая сумка, что в ней?
Королева Книга: В сумке лежат сладости, которыми я хотела угостить ребят. Но у меня в сумке еще что-то есть. Я принесла вам книгу, которые вы можете почитать в свободное время. А теперь я хочу с вами попрощаться. До свидания.
Воспитатель и дети, говорят Спасибо! и прощаются с Королевой Книгой.
Королева Книга: Здравствуйте, друзья!
Вы подданных моих узнать
Смогли б в теченье мига,
Лишь стоит мне себя назвать
Я Королева Книга.
Могу заставить погрустить
Читателя любого
Смеяться, плакать и любить
Мое поможет слово.
Изведать моря глубину,
Взвить флаг на мачте брига,
Слетать на Марс или Луну
Легко поможет книга.
Ребята, вам понравилось путешествие по литературной стране?
Воспитатель: Королева Книга, у тебя такая тяжелая сумка, что в ней?
Королева Книга: В сумке лежат сладости, которыми я хотела угостить ребят. Но у меня в сумке еще что-то есть. Я принесла вам очень хорошую, интересную книгу, которые вы можете почитать в свободное время. А теперь я хочу с вами попрощаться. До свидания.
Воспитатель и дети, говорят Спасибо! и прощаются с Королевой Книгой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ (ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ) ДЛЯ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РАННЕГО ВОЗРАСТА «Чтение стихотворения Ю.Гарея «Птицы улетают»
«Чтение стихотворения Ю.Гарея «Птицы улетают»Программное содержание. Обучающие задачи:Знакомить детей с птицами, познакомить с особенностями птиц – с наступлением холодов – улетают в теплые стра...
Перспективный план работы по ОО «Речевому развитию» (Чтение Художественной литературы) в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Лесная сказка» на 2016– 2017 учебный год.
Перспективный план работы по ОО «Речевому развитию» (Чтение Художественной литературы) в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Лесная сказка» на 2016– 2017 учебный год....
Конспект НОД по речевому развитию (чтение художественной литературы) вторая младшая группа на тему: "Стихотворения А. Барто".
Конспект НОД по речевому развитию (чтение художественной литературы) вторая младшая группа на тему: "Стихотворения А. Барто"....
Конспект интегрированной НОД ОО «Речевое развитие» - чтение художественной литературы «Художественно-эстетическое развитие» - рисование. Тема: «В гостях у сказки».
Конспект интегрированной НОД ОО «Речевое развитие» - чтение художественной литературы «Художественно-эстетическое развитие» - рисование. Тема: «В гостях у сказки&raq...
Конспект тематического развлечения по образовательной области «Речевое развитие» (чтение художественной литературы) для детей группы общеразвивающей направленности от 6 до 8-ми лет «В гости в бабушке Сказительнице»
Программное содержание.Образовательные задачи: уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках; продолжать формировать умения анализировать образные выражения в загадке; учить узнав...
Конспект по образовательным областям: «Художественно-эстетическому развитию» и «Речевому развитию». Чтение художественной литературы» в старшей группе Тема: Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масляный»
Программное содержание:Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный.Задачи: Образовательные:- учить понимать характер и поступки героев сказки;- научить выд...
Конспект занятия по речевому развитию (Чтение художественной литературы) во второй младшей группе на тему: «Повторение стихотворений А. Барто из цикла «Игрушки»
Задачи:Образовательные;-повторить и закрепить ранее изученные произведения А. Барто;- формировать умение вслушиваться в речь, договаривать слова и словосочетания;- уточнять, расширять и обобщать предс...