Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию (Чтение художественной литературы) для детей старшей группы. Образовательная область «Речевое развитие» Тема «По страницам сказок Виталия Бианки »
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цель: уточнить, углубить и систематизировать знания детей о природе, полученные детьми при знакомстве с творчеством писателя В.В Бианки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_stranitsam_skazok_v._bianki.docx | 191.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №55»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию (Чтение художественной литературы) для детей старшей группы.
Образовательная область «Речевое развитие»
Тема «По страницам сказок Виталия Бианки »
Подготовила:
воспитатель
Иглакова Марина Валерьевна
ЗАТО Северск 2019
Конспект занятия по речевому развитию (Чтение художественной литературы)
Тема «По страницам сказок Виталия Бианки »
Цель: уточнение, углубление и систематизация знаний о природе, полученные детьми при знакомстве с творчеством писателя В.В Бианки.
Задачи:
Образовательные: уточнить, углубить и систематизировать знания детей о природе, полученные детьми при знакомстве с писателем и его творчеством.
Развивающие: Развивать монологическую речь детей, развивать слуховое и зрительное внимание, память, усидчивость
Воспитательные: Воспитывать экологическую культуру у детей, учить быть внимательными, наблюдательными.
Предварительная работа с детьми: чтение и обсуждение сказок
Материалы и оборудование: портрет писателя В. Бианки; сказки и рассказы В. Бианки; картинки к сказке «Первая охота»; хвост; фото по сказке «Хвосты» (на флэшке), схематические карточки по сказке «Сова», карточки с тремя пустыми окошками, соединенными стрелочками и три картинки животных, растений, насекомых; смайлики, аудиозапись «Не дразните собак» сл. М. Пляцковского, раскраски по сказкам В. Бианки; раскраски по сказкам В. Бианки.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Мы с вами всю неделю знакомились с творчеством Виталия Валентиновича Бианки, и сегодня посмотрим, как хорошо вы помните произведения писателя.
Повсюду: в лесу на поляне,
В реке, на болоте, в полях-
Ты встретишь героев Бианки,
У них побываешь в гостях.
Про птиц, насекомых, лягушек
Рассказы и сказки прочтешь
И лучше знакомых зверушек
Узнаешь, дружок, и поймешь.
Ох, так написать о природе
Непросто, ведь нужно уметь
На вещи, знакомые вроде,
Всегда удивленно смотреть.
Воспитатель обращает внимание детей на выставку книг
Воспитатель: О чем эти книги? Что их объединяет?
Дети: Это книги о природе. Написал их Виталий Бианки.
Воспитатель: В. Бианки любил природу, и поэтому он очень много о ней писал. Читая его книги, мы узнаем о жизни животных и растений. Вот, например, эта книга… (Воспитатель берет книгу «Первая охота» Из нее падают карточки).
Воспитатель: Ребята, наверно, книга хочет нас проверить, все ли мы запомнили.
Воспитатель показывает картинки по сказке и задает вопросы:
1)Почему Щенок решил пойти на охоту за дикими зверями и птицами?
2)Как Выпи удалось обмануть Щенка?
3)Каким образом Удод спасся от Щенка?
4)Кто так напугал Щенка, когда тот заглянул в дупло?
5)Как Ящерка спаслась от щенка?
6) Где спрятались от Щенка насекомые?
7)Как Жук-Бомбардир сумел защититься от Щенка?
Воспитатель достает, торчащий из-за книжек хвост.
Воспитатель: Ой, что это?!
Дети: Хвост.
Воспитатель: Какой красивый. Не хотите примерить?
Дети: Хотим.
Воспитатель: Тогда я предлагаю поиграть с хвостиком. А водящего выберет считалочка. Проводится игра. Водящему прикрепляется хвост. Все дети стоят в кругу. Водящий ходит по кругу, дети пытаются забрать у него хвост.
Воспитатель: Ребята, а у каких животных есть хвосты?
Дети называют.
Воспитатель: Повезло же животным. Все они такие красивые с хвостами. Ведь хвостики нужны животным для красоты.
Дети отвечают, что хвост нужен не для красоты, хвостом животные отгоняют насекомых и т.д.
Воспитатель: А откуда вы знаете?
Дети: Из сказки В.В. Бианки «Хвосты».
Воспитатель: Правильно. (Воспитатель берет книжку «Хвосты».) Я хочу вам загадать загадки. А ваша задача угадать о ком она.
Дети садятся на стульчики перед доской.
Воспитатель загадывает загадки по содержанию сказки «Хвосты».
1. Иногда он прячет рожки,
Из семейства «брюхоножки»,
Выползает вечерами.
Сам – с похожими концами,
Длинный, мокрый… Не червяк!
И улитке стройной – брат. (слизняк);
2. Домом для меня, является река,
Хвостик очень длинный, рубашка-чешуя.
Захочешь ты меня, на крючок поймать
Стащу я червячка, и уплыву опять.
Лишь шлепну я хвостом, прямо по воде.
А как меня зовут? Скорей ответьте мне!
(рыба)
3. Посмотрите, как идет:
Точно задом наперед!
Это, братцы, не пустяк!
Так умеет только …
(рак)
4. Он по-рабочему одет –
Удобно, просто, ловко.
На нем малиновый берет
И пёстрая спецовка.
(Дятел)
5. Стройный, быстрый,
Рога ветвисты.
Скачет по лесу весь день,
Называется… .
(олень)
6. Рыжая плутовка
Спряталась под ёлкой.
Зайца ждёт хитрюга та.
Как зовут её? … (лиса)
7. Кто по коврику лугов
Сделал триста пять шагов?
И теперь моя рука
Держит кружку молока…
(Корова)
Воспитатель: Ребята, а эта книжка моя любимая. Вы узнали ее по обложке?
Дети: Эта книжка называется «Мастера без топора».
Воспитатель: Молодцы. Сейчас мы узнаем хорошо ли вы ее знаете… Разделимся на две команды, команда девочек и команда мальчиков и посмотрим кто лучше запомнил сказку…
(дети делятся на команды и отвечают на вопросы, за правильные ответы получают смайлики)
Где высиживает козодой свои мраморные яички?
В шалаше из веточек
В ямке между кочками +
В гнезде из мха
В гнезде из соломы
Из чего строит гнездо синичка Ремез?
Из ваты
Из веток
Из пуха +
Из глины
Чьё гнездо на самой высокой сосне в лесу?
Дятла
Ворона
Аиста
Орла +
Без рук, без топорёнка построена избёнка. Что это?
Хатка бобра
Хижина лесника
Птичье гнездо+
Избушка Бабы Яги
Чье гнездо, как из брёвен, всё из сучьев сложено, пол глиной вымазан, соломкой устлан, крыша из веток?
Ласточки
Пеночки
Сороки +
Вороны
У какой птицы гнездо из глины?
У синицы
У воробья
У сороки
У ласточки +
Из чего мастерит гнездо певчий дрозд?
Из камушков
Из веточек
Из мха +
Из глины
Кто написал сказку «Мастера без топора»?
Александр Пушкин
Владимир Сутеев
Агния Барто
Виталий Бианки+
Воспитатель: Ну, что устали? Давайте поиграем. Сейчас вы не ребята, а мышата. А Даше и Савве предлагаю стать совами. Мыши выходят играть на полянку. Но вам нужно быть внимательными, неподалеку сидят совы. Я прочту стихотворение, если буду читать про день, то мышки бегают. Как только скажу «мыши, двери на засов» мышки, садятся и не шевелятся, а совы вылетают и ловят тех, кто пошевелится (дети выходят в центр зала).
Игра «День/ночь»
Утром солнечным у сов.
Дверь закрыта на засов.
Совы спать весь день не прочь
(совы сидят на корточках, мышки бегают)
На работу совам в ночь.
Только вечером от сов
Мыши двери - на засов
(мыши приседают, замирают, сова летит, забирает пошевелившегося мышонка, уводит на стульчик).
Воспитатель: Ребята, а сейчас я хочу напомнить еще одну сказку (Показывает книжку «Сова»). Предлагаю вспомнить, что же в ней произошло?
Дети рассказывают, а воспитатель прикрепляет к магнитной доске карточки со схематичными изображениями (сова—мышь—шмель—клевер—корова).
Старик поссорился с Совой--- Сова перестала ловить мышей--- мышей развелось много----они стали ловить шмелей, разрушать их гнезда--- шмели улетели и перестали опылять клевер--- клевер погиб и корове нечего стало есть, она перестала давать молоко и старику не смог пить свой любимый чай с молоком. (Схемы соединяются стрелочками.)
Воспитатель: Ребята, какой вывод можно сделать?
Дети: Можно сделать вывод, что все в природе взаимосвязано.
Воспитатель: А теперь предлагаю пройти за столы и попробовать составить свои цепочки взаимосвязи в природе. ( детям даются карточки с тремя пустыми окошками, соединенными стрелочками и три картинки животных, растений, насекомых. Детям нужно правильно составить цепочку, наложив картинки в окошечки.)
Воспитатель: Объясните, почему вы именно так составили цепочки?
Ответы детей:
Воспитатель: Проходите на ковер. Дети проходят на ковер, встают в полукруг.
Самоанализ детей
Воспитатель: Молодцы, вы хорошо поработали. Хочется, чтоб у вас появилось желание прочитать еще больше книг В. Бианки. Читая книги Бианки, и книги писателей, пишущих о природе, вы больше узнаете о ней. А значит, больше полюбите природу и будете беречь ее красоту.
Слушание аудиозаписи стихотворения «Не дразните собак» сл. М. Пляцковского.
Раздача призов (раскрасок по сказкам В. Бианки).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ (ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ) ДЛЯ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РАННЕГО ВОЗРАСТА «Чтение стихотворения Ю.Гарея «Птицы улетают»
«Чтение стихотворения Ю.Гарея «Птицы улетают»Программное содержание. Обучающие задачи:Знакомить детей с птицами, познакомить с особенностями птиц – с наступлением холодов – улетают в теплые стра...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области : «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество» «Чтение художественной литературы». для детей средней группы Тема: «Божья коровка».
Конспект непрерывной образовательной деятельностипо образовательной области : «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество&raq...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» (Чтение художественной литературы) для детей среднего дошкольного возраста Тема «День Победы» Чтение рассказа Б. Рябинина «Джульбарс».
Знакомство детей с животными, помогавшими солдатам в годы Великой Отечественной Войны завоевывать победу....
Конспект тематического развлечения по образовательной области «Речевое развитие» (чтение художественной литературы) для детей группы общеразвивающей направленности от 6 до 8-ми лет «В гости в бабушке Сказительнице»
Программное содержание.Образовательные задачи: уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках; продолжать формировать умения анализировать образные выражения в загадке; учить узнав...
Конспект занятия по чтению художественной литературы с детьми старшей группы с ОВЗ(ЛИН) по теме "Русская народная сказка "Курочка Ряба"
Конспект занятия по чтению художественной литературы с детьми старшей группы с ОВЗ(ЛИН) по теме "Русская народная сказка "Курочка Ряба"....
Конспект НОД по речевому развитию (чтение художественной литературы) для детей подготовительной группы. Тема: Сказка Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок»
Цель: Познакомить детей со сказкой Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок»Задачи:1. Формировать умение внимательно слушать и понимать содержание сказки, отвечать полным предложением на вопрос...