НОД по художественно - эстетическому и речевому развитию (чтение беларусской народной сказки "Пых")
план-конспект занятия по художественной литературе (средняя группа)

Асташина Елена Вячеславовна

НОД по художественно - эстетическому и речевому развитию (чтение беларусской народной сказки "Пых")

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад № 6

Конспект

По ознакомлению с художественной литературой (чтение белорусской народной сказки «Пых»)

(средняя группа)

                                                                              Подготовила:

Воспитатель гр №3

Асташина Е.В.                                                                      

Чебаркуль; январь   2019 г.

Задачи:

- продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества;

- учить следить за развитием сказочных действий;

- развивать умение давать характеристику персонажам, сопереживать;

- поддерживать инициативность и самостоятельность детей в речевом  общении со взрослыми;

- закреплять умение классифицировать предметы (фрукты, овощи);

- воспитывать интерес к народным сказкам.

Предварительная работа:

- игра – драматизация русской  народной сказки «Репка» с использованием настольного театра;

- дидактическая игра «Что растет на грядке?», «Четвертый лишний».

- речевые игры «Мячик – ёжик», Репка»;

- беседа «Для чего нужен фартук»

Материалы и оборудование:

- мягкая игрушка Ёжик

- мольберт с магнитной доской

- плоскостные фигурки героев сказки «Пых» (магнитный театр)

- картонные полоски обшитые тканью (грядки)  с набором овощей на липучках (морковь, свекла, капуста, репа, лук)

- массажные шарики маленькие по количеству детей

- набор для д/и по количеству детей: фигурка «лысого» ёжика, разноцветные прищепки, фигурки репки, разноцветных яблок, грибов.

Ход занятия

Организационная часть

Дети заходят в группу и воспитатель предлагает отправиться в путешествие по стрелочкам, разложенным на полу. Стрелочки приводят к стульчику, на котором  сидит Ёжик, и ребята приглашают гостя вместе поиграть.

Основная часть

Стрелочки приводят ребят с Ёжиком в «огород», где на грядках разложены овощи. Педагог просит рассказать гостю, что выросло на каждой грядке, далее использует обобщающее слово «овощи».

Урожай собирают в корзину. Каждый ребенок рассказывает Ёжику какой овощ он складывает т в корзину. Колючий гость просит разрешения остаться в огороде отведать сладкой репки, а дети путешествуют дальше по стрелочкам.

     Стрелочки приводят к мольберту, на котором расставлены герои сказки «Пых», грядки с овощами (ёжик спрятан за крупной репкой). Педагог предлагает детям сесть на стульчики, рассмотреть героев сказки и ответить на вопрос:

- Можем сказать, что это герои сказки «Репка»?

- Каких героев не хватает?

Воспитатель подводит итог:

- Правильно. Это герои белорусской народной сказки , которая называется «Пых». Сейчас я вам её прочитаю.

Слушайте ребятки сказку по порядку.

Слушайте, не перебивайте,

что увидите – запоминайте.

     Жили-были дедушка, бабушка да внучка Алёнка. И был у них огород. Росли в огороде капуста, свеколка, морковка и репка жёлтенькая. Захотелось однажды дедусе репки покушать. Вышел он в огород. Идёт-идёт, а в огороде жарко да тихо, только пчёлки жужжат да комарики звенят.

Прошёл дед грядку с капустой, прошёл грядку со свеколкой, прошёл грядку с морковкой... А вот и репка растёт.

Только наклонился, чтоб репку вытащить, а с грядки кто-то как зашипит на него:

— Пшш-ппы-ы-хх! Пшш-ппы-ы-хх! Не ты ли это, дедка? Не за репкой ли пришёл?

Испугался дед и бежать. Бежит мимо морковки, бежит мимо свеколки... Аж пятки сверкают. Еле-еле до хаты добрался. Сел на лавку, отдышаться никак не может.

— Ну что, дед, принёс репку?

— Ох, бабка, там такой зверь страшный сидит, что я еле ноги унёс!

— Да полно, дед! Я сама пойду, уж, верно, репку принесу...

И пошла бабка в огород, а в огороде жарко да тихо, только пчёлки жужжат да комарики звенят.

Шла-шла бабка мимо грядки с капустой, мимо грядки со свеколкой, мимо грядки с морковкой. Идёт бабка, торопится...

А вот и репка. Нагнулась бабка, чтобы репку вытащить, а из борозды как зашипит на неё кто-то:

— Пшш-ппы-ы-хх! Пшш-ппы-ы-хх! Не ты ли это, бабка? Не по репку ли пришла?

Испугалась бабка да бежать. Бежала-бежала она мимо морковки, мимо свеколки, бежала мимо капусты. Еле-еле до хатки добралась. Села на лавку, тяжело дышит, отдышаться не может.

— Ой, дедка, твоя правда! Кто-то там под кустом сидит, страшный такой, и пыхтит. Еле-еле ноги унесла!

Поглядела на деда с бабкой внучка Алёнка, пожалела их и говорит:

— Я принесу репку!

Пошла Алёнка в огород. А в огороде жарко да тихо, только пчёлки жужжат да комарики звенят.

Шла-шла и пришла к тому месту, где репка росла.

И только наклонилась она, чтоб репку вытащить, а с грядки как зашипит кто-то:

— Пшш-ппы-ы-хх! Пшш-ппы-ы-хх! Не Алёнка ли это? Не по репку ли пришла?

Засмеялась тут Алёнка и как крикнет звонким голоском:

—  Это я, Алёнка! Бабке с дедке за репкой пришла.

А на грядке кто-то снова как запыхтит:

— Пшш-ппы-ы-хх! Пшш-ппы-ы-хх!

Нагнулась Алёнка над грядкой, чтоб разглядеть, кто там такой страшный сидит, и вдруг увидела: лежит на грядке какой-то колючий клубочек, глазками-бусинками поблёскивает и пыхтит:

— Пшш-ппы-ы-хх!

Засмеялась девочка:

— Ах ты, ёжик, ёжик колючий! Это ты дедушку с бабушкой напугал? Это ты их домой прогнал?

А ёжик вытянул кверху острую мордочку и опять:

— Пшш-ппы-ы-хх! Пшш-ппы-ы-хх!

Потянула Алёнушка репку раз, потянула другой и третий и вытянула репку. Да такую большую, круглую да жёлтенькую. Сладкую - пресладкую. Взяла Алёнка репку, ёжика в передничек положила — и домой. Бежала мимо морковки, бежала мимо свеколки, бежала мимо капусты. Быстро-быстро бежала! И мигом к своей хатке прибежала. А навстречу ей дедка с бабкой вышли. И спрашивают:

— А где же репка?

— А вот вам и репка!

Обрадовались тут дедка с бабкой:

— Ну и внучка у нас! Ну и Алёнушка! Молодец девочка! А как же зверь этот — Пых страшный? Не испугалась ли ты его?

Раскрыла тут Алёнка передничек:

— А вот вам и Пых!

Засмеялись старички:

— Ну и молодец Алёнка! Ну и смелая девчонка!

Вот и сказке конец, а кто слушал молодец!

Прочитав сказку, педагог сравнивает ёжика, свернутого клубочком, с колючим шариком, достает из коробочки массажные шарики, раздает каждому ребенку и предлагает поиграть.

Бегал ежик по дорожке,     (катаем между ладошек)

У него устали ножки.

Проходи в мои ладошки,   (в открытых ладошках)

Отдохни на них немножко,   ( покачать)

А потом беги опять          (подбрасываем   вверх)

Дружно весело играть.

С ним немножко поиграем, (подбрасываем вверх)

В наших ручках покатаем.    ( катаем в ладошках)

    Ребята складывают шарики в коробочку и слышат фыркание Ёжика – гостя, который просит пересказать сказку, потому не успел вовремя догнать детей (долго репку кушал). Педагог наводящими вопросами просит детей воспроизвести по порядку  для Ежа сказочные действия, прослушанной сказки.

 - Какие  овощи росли в огороде деда и бабки?

  - Что захотел покушать дед?

  - Принес дед репку?

 - А бабушка принесла репку?

  - Кого  испугались дед с бабкой?

 - А кто принес репку?

 -  Кого еще принесла Аленка?

  - За что похвалили внучку дед с бабой?

 -  А почему рассмеялись старики?

   Ёжик благодарит за рассказанную сказку и в знак благодарности преподносит настольную игру «Лысый Ёжик» в красивой коробочке.

   Ребята «надевают» колючки – прищепки к спинке фигурке ежа, прицепляя к каждой прищепке угощение: мелкие грибы, яблоки, репку.

   Цель игры: развивать мелкую моторику, закреплять умение классифицировать предметы, активизировать речевое общение со взрослым.

Заключительная часть

   Гость – Ёжик благодарит ребят за веселое путешествие, просит их напомнить, где побывал, дарит сладкое угощение (мармелад в форме фруктов) и прощается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевое развитию. Чтение русской народной сказки "Крылатый, мохнатый да масленый".

Данный конспект поможет воспитателем организовать непосредственно образовательную деятельность по развитию речи с интеграцией областей, здоровьесберегающими технологиями и с использованием мультимедий...

Конспект ООД по речевому развитию Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса»

Конспект ООД по речевому развитию Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса»...

Речевое развитие «Чтение русской народной сказки «Снегурочка»

Познакомить с русской народной сказкой «Снегурочка»....

Конспект занятия по развитию речи ОО « Речевое развитие» «Чтение русской народной сказки «Колобок» (в обр. К.Д. Ушинского) Вторая младшая группа

Знакомство с русской народной сказкой «Колобок» посредством эмоционального чтения. Пополнение и активизация словаря на основе русской народной сказки (называние по внешнему ...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в младшей группе по речевому развитию. Чтение русской народной сказки "Маша и Медведь"

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в младшей группе по речевому развитию. Чтение русской народной сказки "Маша и Медведь"...

Конспект по речевому развитию "Чтение русской народной сказки "Снегурушка и лиса".

Познакомить детей с русской народной сказкой "Снегурушка и лиса"; освоить новые слова с детьми; развитие речи у детей младшего дошкольного возраста; воспитание чувство доброжелательности и с...