Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевое развитию. Чтение русской народной сказки "Крылатый, мохнатый да масленый".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Данный конспект поможет воспитателем организовать непосредственно образовательную деятельность по развитию речи с интеграцией областей, здоровьесберегающими технологиями и с использованием мультимедийного оборудования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_poznavatelnomu_razvitiyu.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе.
Речевое развитие: чтение русской народной сказки "Крылатый, мохнатый да масленый".
Интеграция областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Форма организации: совместная деятельность педагога с детьми.
Материал и оборудование: иллюстрации к сказке, деревянные ложки с изображением героев сказки, магнитофон, проектор и экран мультимедийные.
Образовательные задачи:
1. Познакомить детей с содержанием русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масленый».
2. Помочь детям понять поступки героев.
3. Замечать и понимать образные выражения.
4. Воспитывать интерес к русским народным сказкам.
Развивающие задачи: развивать память, мышление, зрительную и слуховую память.
Технологии: здоровьесберегающие, игровые, информационно-коммуникационные.
Ход НОД.
Дети стоят полукругом.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в группу пришли гости. Давайте поприветствуем друг друга, и наших гостей.
Здравствуй дружок,
Здравствуй дружок,
Скорей становись со мною в кружок,
Давай улыбнёмся и скажем «привет»
И солнцу привет,
И гостям всем привет!
Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами отправимся в сказочное путешествие. Для этого вам надо закрыть глаза, и сказать: раз, два, три, сказка к нам приди!
звучит музыка "в гости к сказке».
Ребята, а вы любите сказки?
ответы детей.
А кто из вас знает, что такое сказка?
ответы детей.
А кто сочинил сказку, если она народная сказка?
ответы детей.
Воспитатель: Давайте с вами немножко поиграем. Сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы будете их отгадывать.
Живет в норке,
Жует корки
Короткие ножки
Боится кошки. (мышка).
ответы детей.
Воспитатель: следующая загадка.
Следующая загадка.
Чик – чирик,
К зернышкам – прыг!
Клюй не робей!
Кто это? (воробей)
ответы детей.
Воспитатель: следующая загадка:
Для любимой бабушки
Испеку оладушки.
Так румяны и пышны
Эти вкусные… (блины)
ответы детей.
Воспитатель: и последняя загадка:
Хвост пушистый,
Мех золотой.
В лесу живет,
Кур в деревне крадет. (лиса).
Ответы детей.
Воспитатель: А давайте узнаем, правильно ли мы отгадали загадки? Посмотрите. Какой красивый стоит сундучок. Посмотрим, что в нём?
Сюрпризный момент. Из сундучка воспитатель достаёт деревянные ложки с изображением воробья, мышки, блина и лисы.
Воспитатель: посмотрите, ребята, вы правильно отгадали все загадки, и , посмотрите, у меня в руках ложки, на которых нарисованы герои нашей сказки «крылатый, мохнатый да масленый».
А так как наши герои сказочные и умеют говорить, то давайте вместе с ними немножко поиграем.
Проводится артикуляционная гимнастика для разминки губ и лёгкого массажа лица
В зеркало я посмотрюсь, улыбнусь, огорчусь
Нарисую две дорожки, на щеках поставлю точки,
Брови выведу дугой. Нос потрогаю рукой
Губы дудочкой сложу, и улыбку покажу,
Снова дудочкой сложу, и улыбку покажу.
Воспитатель: Вот молодцы, а сейчас я предлагаю вам сесть на стульчики, я вам прочитаю сказку, а вы внимательно слушайте и смотрите.
Дети садятся на стулья.. воспитатель читает сказку, чтение сопровождается показом иллюстраций нам мультимедийном экране.
Воспитатель: Вот ребята мы послушали и посмотрели сказку. В она понравилась?
Ответы детей.
А теперь давайте встанем со стульчиков, и отправимся на сказочный ковёр.
Воспитатель проводит физкульминутку, а дети выполняют действия в соответствии с текстом.
Физкультминутка «Мышка».
Мышка быстренько бежала (бег на месте),
Мышка хвостиком виляла (имитация движений),
Ой, яичко уронила (наклониться, поднять),
Посмотрите-ка, разбила (показать на вытянутых руках).
Повторяется 2 раза в разном темпе от быстрого к медленному.
После физкульминутки дети садятся на ковёр, и проводится беседа по содержанию сказки.
Воспитатель использует цветные иллюстрации к сказке.
Воспитатель: Как звали героев сказки? (Ответы детей)
Что делал воробей? (ответы детей)
Что делала мышка? (ответы детей)
Что делал блин? (ответы детей)
Что произошло в их дружном доме потом? (ответы детей)
Какую работу стал делать воробей? (ответы детей)
А мышка? (ответы детей)
Что случилось, когда друзья решили поменяться своей работой?
- «Вот так всегда бывает, когда один на другого кивает, а свое дело делать не хочет», - так сказал Блин. Почему он так сказал?
- Чем заканчивается сказка? (ответы детей).
Воспитатель: Вот видите ребята, сказка закончилась хорошо. Друзья снова стали жить в мире и согласии. Народные сказки всегда учат добру, трудолюбию, дружбе и любви к Родине. Давайте мы тоже дружно возьмём друг друга за руки, встанем в круг, и споём песенку про дружбу.
Дети встают с ковра, встают в круг, звучит песня «Настоящий друг».
Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться из страны сказок. Для этого давайте закроем глазки, и .скажем: один, два, три, четыре, пять, в группу мы пришли опять.
А вам понравилось путешествие в сказку?
Ответы детей.
Мне тоже очень понравилось. Вы все молодцы, хорошо поработали сегодня, давайте прощаться с нашими гостями.
Текст сказки
На лесной опушке, в тепленькой избушке, жили-были три братца: воробей крылатый, мышонок мохнатый да блин масленый.
Воробей с поля прилетел, мышонок от кота удрал, блин со сковороды убежал.
Жили они, поживали, друг друга не обижали. Каждый свою работу делал, другому помогал. Воробей еду приносил — с полей зерен, из лесу грибов, с огорода бобов. Мышонок дрова рубил, а блин щи да кашу варил.
Хорошо жили. Бывало, воробей с охоты воротится, ключевой водой умоется, сядет на лавку отдыхать. А мышь дрова таскает, на стол накрывает, ложки крашеные считает. А блин у печи — румян да пышен — щи варит, крупной солью солит, кашу пробует.
Сядут за стол — не нахвалятся. Воробей говорит:
— Эх, щи так щи, боярские щи, как хороши да жирны!
А блин ему:
— А я, блин масленый, окунусь в горшок да вылезу — вот щи и жирные!
А воробей кашу ест, похваливает:
— Ай каша, ну и каша — горазд горяча!
А мышь ему:
— А я дров навезу, мелко нагрызу, в печь набросаю, хвостиком разметаю — хорошо в печи огонь горит — вот и горяча!
— Да и я, — говорит воробей, — не промах: соберу грибов, натащу бобов — вот вы и сыты!
Так они жили, друг друга хвалили, да и себя не обижали.
Только раз призадумался воробей.
«Я, — думает, — целый день по лесу летаю, ножки бью, крылышки треплю, а они как работают? С утра блин на печи лежит — нежится, а только к вечеру за обед берется. А мышь с утра дрова везет да грызет, а потом на печь заберется, на бок перевернется, да и спит до обеда. А я с утра до ночи на охоте — на тяжкой работе. Не бывать больше этому!»
Рассердился воробей — ножками затопал, крыльями захлопал и давай кричать:
— Завтра же работу поменяем!
Ну, ладно, хорошо. Блин да мышонок видят, что делать нечего, на том и порешили. На другой день утром блин пошел на охоту, воробей — дрова рубить, а мышонок — обед варить.
Вот блин покатился в лес. Катится по дорожке и поет:
Прыг-скок,
Прыг-скок,
Я — масленый бок,
На сметанке мешан,
На маслице жарен!
Прыг-скок,
Прыг-скок,
Я — масленый бок!
Бежал, бежал, а навстречу ему Лиса Патрикеевна.
— Ты куда, блинок, бежишь-спешишь?
— На охоту.
— А какую ты, блинок, песенку поешь?
Блин заскакал на месте да и запел:
Прыг-скок,
Прыг-скок,
Я — масленый бок,
На сметанке мешон,
На маслице жарен!
Прыг-скок,
Прыг-скок,
Я — масленый бок!
— Хорошо поешь, — говорит Лиса Патрикеевна, а сама ближе подбирается. — Так, говоришь, на сметане мешон?
А блин ей:
— На сметане да с сахаром!
А лиса ему:
— Прыг-скок, говоришь?
Да как прыгнет, да как фыркнет, да как ухватит за масленый бок — ам!
А блин кричит:
— Пусти меня, лиса, в дремучие леса, за грибами, за бобами — на охоту!
А лиса ему:
— Нет, я съем тебя, проглочу тебя, со сметаной, с маслом да и с сахаром!
Блин бился, бился, еле от лисы вырвался, — бок в зубах оставил, — домой побежал!
А дома-то что делается!
Стала мышка щи варить: чего ни положит, а щи все не жирны, не хороши, не маслены.
«Как, — думает, — блин щи варил? А, да он в горшок нырнет да выплывет, и станут щи жирные!»
Взяла мышка да и кинулась в горшок. Обварилась, ошпарилась, еле выскочила! Шубка повылезла, хвостик дрожмя дрожит. Села на лавку да слезы льет.
А воробей дрова возил: навозил, натаскал да давай клевать, на мелкие щепки ломать. Клевал, клевал, клюв на сторону своротил. Сел на завалинку и слезы льет.
Прибежал блин к дому, видит: сидит воробей на завалинке — клюв на сторону, слезами воробей заливается. Прибежал блин в избу — сидит мышь на лавке, шубка у ней повылезла, хвостик дрожмя дрожит.
Как увидели, что у блина полбока съедено, еще пуще заплакали.
Тут блин и говорит:
— Так всегда бывает, когда один на другого кивает, свое дело делать не хочет.
Тут воробей со стыда под лавку забился.
Ну, делать нечего, поплакали-погоревали, да и стали снова жить-поживать по-старому: воробей еду приносить, мышь дрова рубить, а блин щи да кашу варить.
Так они живут, пряники жуют, медком запивают, нас с вами вспоминают.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ (ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ) ДЛЯ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РАННЕГО ВОЗРАСТА «Чтение стихотворения Ю.Гарея «Птицы улетают»
«Чтение стихотворения Ю.Гарея «Птицы улетают»Программное содержание. Обучающие задачи:Знакомить детей с птицами, познакомить с особенностями птиц – с наступлением холодов – улетают в теплые стра...
Конспект непосредственно образовательной деятельности. (средняя группа) Тема: Чтение русской народной сказки «Лиса, волк и медведь».
Цели: знакомить с русскими народными сказками; учить оценивать поступки героев, петь выразительно, отвечать на вопросы; развивать речь....
Анализ непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию. «Чтение русской народной сказки «Снегурушка и лиса» во 2 младшей группе (возраст детей 3-4 года).
Анализ НОД по итогам его проведения....
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Чтение русской народной сказки «Волк и козлята»
Программное содержание:1.Продолжать учить детей внимательно слушать сказку, правильно воспринимать содержание сказки, сопереживать ее героям.2.Развивать умение драматизировать эмоциональные отры...
Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей группе "Чтение русской народной сказки "Хаврошечка"
Цель: ознакомление детей с русской народной сказкой «Хаврошечка».Задачи:Образовательные:познакомить детей с русской народной сказкой «Хаврошечка»;учить...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию (Чтение художественной литературы) для детей старшей группы. Образовательная область «Речевое развитие» Тема «По страницам сказок Виталия Бианки »
Цель: уточнить, углубить и систематизировать знания детей о природе, полученные детьми при знакомстве с творчеством писателя В.В Бианки....