Речевое развитие «Чтение русской народной сказки «Снегурочка»
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)
Познакомить с русской народной сказкой «Снегурочка».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_snegurochka.docx | 27.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Торопецкого района детский сад №3
Речевое развитие в подготовительной группе
«Чтение русской народной сказки «Снегурочка»
Подготовила и провела:
Воспитатель Рыбакова Н.В.
Торопец
2020
Цель: Познакомить с русской народной сказкой «Снегурочка».
Задачи:
1.Воспитывать умение выполнять координированные движения, сочетая с художественным словом. Воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности.
2.Формировать умение целостно воспринимать сказку в единстве ее содержания и художественной формы. Формировать навыки связной речи, умение четко, ясно выражать чувства, используя в речи прилагательные.
3.Воспитывать любовь к русскому устному народному творчеству
4.Развивать умение слушать музыкальные произведения, эмоционально их воспринимать.
5.Воспитывать чувство сопереживания, взаимопомощи.
Материалы,оборудование: репродукция картины В. Васнецова «Снегурочка», индивидуальные карточки с изображением Снегурочки; аудиозапись с отрывком оперы Н. А. Римского – Корсакова «Снегурочка»; презентация сказки; текст сказки «Снегурочка», лента для игры, раскраска.
Словарная работа: люди добрые, красны девицы, разудалые молодцы русские, неможется, души не чаю, свечерело и т. д.
Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-этетическое развитие.
1.Организационный момент.
В.: - Поздоровайтесь с гостями, ребята! А я поздороваюсь словами из русской сказки:
- Здравствуйте, люди добрые!
- Здравствуйте, разудалые молодцы русские! (мальчикам).
- Здравствуйте, девицы красные, милые и прекрасные! (девочкам).
В: Как вы думаете, ребята, почему я сегодня поздоровалась с вами словами из сказки (потому что мы будем читать сказку или другие ответы детей)
В.: Вы правы. В волшебный мир сказок нас сегодня поведет вот эта книга. Глядя только на обложку , вы можете определить, какая сказка у нас сегодня в гостях (обоснованные ответы детей)
2 часть. Чтение сказки.
В.: - Давайте вместе прочитаем русскую народную сказку «Снегурочка»
А как вы думаете, ребята, кто придумывает народные сказки?
-А придумывали сказки люди, народ, и рассказывали их друг другу; так и дошли до нас сказки. Поэтому сказки называются народными.
нас сказки. Поэтому сказки и называются – народны
(чтение). Слова , которые необходимо объяснить при чтении сказки.
Жили ладно – это как? (Когда в семье царят мир и спокойствие - у них все ладится)
Приладили ручки и ножки – что сделали?( приделали)
Стала расти не по дням, а по часам? – это как? быстро
Души старики в дочке не чают – это как? Относиться к кому-то с безграничной любовью, любить его, обожать.
Работа в руках спорится –все удается, все получается
Неможется – нездоровится
Свечерело – наступил вечер
Стали кликать Снегурочку –звать
3.Беседа по содержанию:
- Понравилась ли вам сказка?
-Почему сказка называется «Снегурочка»? ( слеплена из снега)
- Почему Старик со старухой стали лепить Снегурочку? (обоснованные ответы детей)
- Красивой получилась у стариков доченька?
- А какими словами в русских сказках говорят о красивых девушках?(девица –красавица, красна девица, что ни в сказке сказать ни пером описать)
- Какими словами описывается Снегурочка в сказке, вспоминайте? (Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе)
- Вспомните, какое настроение было у Снегурочки зимой?
- Какая она была? (веселая)
(Предлагаю детям встать и изобразить радость на лицах)
В.: Посмотрите какие вы все добрые, радостные. Молодцы.
- Какой стала Снегурочка с приходом лета? Опишите её
Вот какая, грустная, невеселая. Изобразите грусть на лицах – посмотрите друг на друга – ой, какие у вас несчастливые, грустные лица.
- А почему же Снегурочка становилась такой грустной?
- Как исчезла Снегурочка? Что же с ней произошло? (растаяла)
- Во что, превратилась Снегурочка? (в белое облачко)
- Подумайте, бесследно ли исчезла Снегурочка, может ли она опять появиться на земле? (Из облака зимой пойдет снег, и мы сможем вновь встретиться с ней на новогоднем празднике).
- Можно ли сказку «Снегурочка» считать волшебной? - Можно, так как существует превращение - Снегурочка ожила.
В.: - А кто автор сказки «Снегурочка»? (русский народ)
- А что это значит? (передавали из поколения в поколение сказку, из уст в уста, так и живет сказка до сих пор).
А сейчас, я хочу вас научить играть в русскую народную игру, в которую играли ваши мамы и папы и в которую играли ребята в сказке. Называется игра «Заря –заряница» (объясняем значение слов) мгновенные вспышки света на горизонте при отдаленной грозе
4.Подвижная игра «Заря – заряница».
Заря – заряница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты расписные.
Один, два, три – не воронь,
А беги, как огонь!
(Дети встают в круг, руки держат за спиной. Водящий – Заря ходит за спиной игроков в кругу с лентой или платочком. Все произносят слова игры. С последними словами Заря осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который заметив это, берет ленту, и оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто добежал первым становится на свободное место в кругу. Тот, кто остался без места становится Зарей и игра повторяется
(Дети садятся на стульчики)
Образ Снегурочки вдохновлял поэтов, писателей и композиторов.
Вот как художник Виктор Васнецов представлял Снегурочку .
Художник был очарован русской зимой. На лесной заснеженной опушке появляется юная красавица – Снегурочка. Обратите внимание на её парчовую( тяжёлая ткань из шёлка с узором, выполненным металлическими нитями с золотом, серебром или их сплавами с другими металлами) шубку и шапочку. Они оторочены (обозначает край чего-либо, обшитый декоративной тесьмой) мехом. А какие серебристые краски. Они напоминают поблескивание (блеск, сияние) снежного наста и мягкость выпавшего снега. Снегурочка! Застенчивая, трепетная, робкая
Какая она на картине: веселая или грустная? Почему? (Ответы детей: Она испуганная, бледная. Кажется, что она сейчас заплачет, а плакать ей нельзя. Растает. Она грустная, ей страшно в темном лесу ).
- Ребята, не только художники рисовали картины к сказкам. Композиторы даже сочиняли к ним музыку. Давайте с вами послушаем классическую музыку. (Николай Римский-Корсаков: Опера «Снегурочка». Сядьте, поудобнее, давайте, послушаем отрывок из оперы.
(Звучит отрывок оперы Снегурочки из оперы Н. А. Римского – Корсакова.)
Беседа по содержанию:
- Понравилось ли вам опера? Какое настроение вызывает она? О чём она повествует (это рассказ о событии, которое происходит в определенный промежуток времени.)?
Опера Н. Римского-Корсакова повествует о том, как прекрасная пора года- весна неизбежно уходит, уступая место лету. Дитя самой Природы, дочь Деда-Мороза и Весны - холодная, нежная и хрупкая Снегурочка, тает под летними лучами солнца.
В музыке оперы звучат отголоски народных песен, пастушьи наигрыши, голоса певчих птиц. В ней звучит чудесное очарование русской природы, красота русской песенности.
.
3.Физминутка
В: Давайте, и мы слепим Снегурочку. Но сначала, я хочу , чтобы вы посмотрели на свои руки и руки товарища. Обратите внимание у мальчиков руки большие , сильные. Поэтому и комочки у них крепкие будут получаться, а у девочек ручки небольшие , нежные поэтому и комочки у них получатся маленькими, хрупкими. Я очень попрошу мальчиков , когда накатаем большие комки снега помочь девочкам поставить их друг на друга.
В: Ну что берем снег, лепим снежные комочки.
Возьмём снега мы немножко,
Снежки слепим мы в ладошках.
Дружно ими побросались —
Наши руки и размялись.
А теперь пора творить,
Бабу снежную лепить.
Ком за комом покатили,
Друг на друга водрузили.
Сверху третий, малый ком.
Снег стряхнули с рук потом.
В: Молодцы, посмотрите, какие у вас хорошие Снегурочки получились.
4. Рефлексия.
- Давайте еще раз вспомним, какая сказка была у нас в гостях? Кто автор сказки? («Снегурочка», народ)
-Про какого известного художника мы с вами узнали?(Виктор Васнецов «Снегурочка»)
-С какой оперой познакомились? Кто ее написал? (Николай Римский-Корсаков «Снегурочка»)
Вспомните интересные слова из сказки ( неможется – нездоровится ,
свечерело – наступил вечер, стали кликать Снегурочку –звать, люди добрые, красны девицы, разудалые молодцы русские)
Вот работы конец, а кто хорошо работал – молодец!
А работали хорошо все! Вот за это вам подарок – раскраска Снегурочка. Поэтому сейчас мы попрощаемся со сказкой, попрощаемся с гостями и пойдем разукрашивать наш подарок .
До свидания! (Дети вместе с воспитателем уходят к себе в группу)
Список использованной литературы:
1. Лободина, Н.В. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой / Н.В. Лободина. -Волгоград :Учитель, 2011. – С. 104, 147, 162.
2.Лаптева, О.И. Динамические минутки и физкультурные паузы в детском саду / О.И. Лаптева. - Москва : Мозаика-Синтез, 2010.- С.28.
3. (Николай Римский-Корсаков: Опера «Снегурочка». Хор и оркестр Большого театра, дирижёр К. Кондрашин. Запись: 1946 год.
Ссылка: http://mp3.classic-music.ru/music/rimsky/sneg05.mp3 Действие 4
4. Ссылка: http://fanparty.ru/fanclubs/russkie-hudozhniki/pictures/1228017
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экскурсия для взрослых в мини-музей "Н.А.Римский-Корсаков и русская народная сказка "Снегурочка""
Презентация экспозиции мини-музея МБДОУ коллегам РМО музыкальных руководителей....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой "Рассказывание русской народной сказки "Снегурочка"
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой "Рассказывание русской народной сказки "Снегурочка"...
Речевое развитие в подготовительной группе. «Чтение русской народной сказки «Снегурочка».
Цель данного конспекта развитие речи детей через разные приемы и способы....
подвижная игра "Снегурочка и солнышко" по мотивам русской народной сказки "Снегурочка".
Дети становятся в круг (на заранее нарисованный большой круг в зале или на площадке). Считалочкой выбирают «Снегурочку» и «Солнышко»., которые выходят за круг.Считалочка:«...
План-конспект в группе компенсирующей направленности на тему: «Расскажи мне сказку добрую». ( по мотивам русской народной сказки «Снегурочка»)
План-конспектв группе компенсирующей направленности на тему:«Расскажи мне сказку добрую».(по мотивам русской народной сказки «Снегурочка»)Автор: Берестова О.В. Образ...
Ознакомление детей 6-7 лет с русским народным устным творчеством на примере русской народной сказки "Снегурочка"
Презентация "Иллюстрации к русской народной сказке "Снегурочка" для занятия по развитию речи "Ознакомление детей 6-7 лет с русским народным устным творчеством на примере русской на...
Конспект занятия по технологии «Бабушкины сказки» в средней группе на тему: «Приобщение к ценностям – семья, здоровье, жизнь на примере русской народной сказки «Снегурочка»
Конспект занятия по технологии «Бабушкины сказки» в средней группе на тему: «Приобщение к ценностям – семья, здоровье, жизнь на примере русской народной сказки «Снегурочк...