Речевое развитие «Чтение русской народной сказки «Снегурочка»
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

Рыбакова Наталья Владимировна

Познакомить с русской народной сказкой «Снегурочка».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_snegurochka.docx27.89 КБ

Предварительный просмотр:


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Торопецкого района детский сад №3

Речевое развитие в подготовительной группе

«Чтение русской народной сказки «Снегурочка»

                           

                                                                                              Подготовила и провела:

                                                                                          Воспитатель Рыбакова Н.В.

Торопец

2020

Цель: Познакомить с русской народной сказкой «Снегурочка».


Задачи: 
1.Воспитывать  умение выполнять координированные движения, сочетая с художественным словом. Воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности.
2.Формировать умение целостно воспринимать сказку в единстве ее содержания и художественной формы. Формировать навыки связной речи, умение четко, ясно выражать чувства, используя в речи прилагательные.
3.Воспитывать любовь к русскому устному народному творчеству

4.Развивать умение слушать музыкальные произведения, эмоционально их воспринимать.

5.Воспитывать чувство сопереживания, взаимопомощи.


Материалы,оборудование: 
репродукция картины В. Васнецова «Снегурочка»,  индивидуальные карточки с изображением Снегурочки; аудиозапись с отрывком оперы Н. А. Римского – Корсакова «Снегурочка»;   презентация сказки;  текст сказки «Снегурочка»,  лента для игры,  раскраска.

  Словарная работа: люди добрые, красны девицы, разудалые молодцы русские, неможется, души не чаю, свечерело и т. д.


  Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-этетическое развитие.


1.Организационный момент.
 В.: - Поздоровайтесь с гостями, ребята! А я поздороваюсь словами из русской сказки:
- Здравствуйте, люди добрые!
- Здравствуйте, разудалые молодцы русские! (мальчикам).
- Здравствуйте, девицы красные, милые и прекрасные! (девочкам).
В: Как вы думаете, ребята, почему я сегодня поздоровалась с вами словами из сказки (потому что мы будем читать сказку или другие ответы детей)
   В.: Вы правы. В волшебный мир сказок нас сегодня поведет вот эта книга. Глядя только на обложку , вы можете определить, какая сказка у нас сегодня в гостях (обоснованные ответы детей)
   2 часть.    Чтение сказки.
   В.: - Давайте вместе прочитаем русскую народную сказку «Снегурочка»

А как вы думаете, ребята, кто придумывает народные  сказки?

-А придумывали сказки люди, народ, и рассказывали их друг другу; так  и дошли до нас сказки. Поэтому сказки называются народными. 

нас сказки. Поэтому сказки и называются – народны

(чтение).  Слова , которые необходимо объяснить при чтении сказки.

 Жили ладно – это как? (Когда в семье царят мир и спокойствие - у них все ладится)
Приладили ручки и ножки – что сделали?( приделали)
Стала расти не по дням, а по часам? – это как? быстро
Души старики в дочке не чают – это как? Относиться к кому-то с безграничной любовью, любить его, обожать.
Работа в руках спорится –все удается, все получается
Неможется – нездоровится 
Свечерело – наступил вечер
Стали кликать Снегурочку –звать

3.Беседа по  содержанию:
 - Понравилась ли вам сказка?
 -Почему сказка называется «Снегурочка»? ( слеплена из снега)
- Почему Старик со старухой стали лепить Снегурочку? (обоснованные ответы детей)
 - Красивой получилась у стариков доченька?
 - А какими словами в русских сказках говорят о красивых девушках?(девица –красавица, красна девица, что ни в сказке сказать ни пером описать)
 - Какими словами описывается Снегурочка в сказке, вспоминайте? (Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе)
 -  Вспомните, какое настроение было у Снегурочки зимой?
 -  Какая она была? (веселая)
(Предлагаю детям встать и изобразить радость на лицах)
В.: Посмотрите какие вы все добрые, радостные. Молодцы.
- Какой стала Снегурочка с приходом лета? Опишите её
Вот какая, грустная, невеселая. Изобразите грусть на лицах – посмотрите друг на друга – ой, какие у вас несчастливые, грустные лица.
 - А почему же Снегурочка становилась такой грустной?
 - Как исчезла Снегурочка? Что же с ней произошло?  (растаяла)
 - Во что, превратилась Снегурочка?  (в белое облачко)
 - Подумайте, бесследно ли исчезла Снегурочка, может ли она опять появиться на земле?  (Из облака зимой пойдет снег, и мы сможем вновь встретиться с ней на новогоднем празднике).
- Можно ли сказку «Снегурочка» считать волшебной?  - Можно, так как существует превращение - Снегурочка ожила.
   В.: - А кто автор сказки «Снегурочка»? (русский народ)
 - А что это значит? (передавали из поколения в поколение сказку, из уст в уста, так и живет сказка до сих пор).

А сейчас, я хочу вас научить играть в русскую народную игру, в которую играли ваши мамы и папы и в которую играли ребята в сказке. Называется игра «Заря –заряница» (объясняем значение слов) мгновенные вспышки света на горизонте при отдаленной грозе

4.Подвижная игра «Заря – заряница».
   Заря – заряница,
   Красная девица,
   По полю ходила,
   Ключи обронила,
   Ключи золотые,
   Ленты расписные.
   Один, два, три – не воронь,
   А беги, как огонь!
 (Дети встают в круг, руки держат за спиной. Водящий – Заря ходит за спиной игроков в кругу с лентой или платочком. Все произносят слова игры. С последними  словами Заря осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который заметив это, берет ленту, и оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто добежал первым становится на свободное место в кругу. Тот, кто остался без места становится Зарей и игра повторяется

(Дети садятся на стульчики)

Образ Снегурочки вдохновлял поэтов, писателей и композиторов.

Вот как художник Виктор Васнецов представлял Снегурочку .

Художник был очарован русской зимой. На лесной заснеженной опушке появляется юная красавица – Снегурочка. Обратите внимание на её парчовую( тяжёлая ткань из шёлка с узором, выполненным металлическими нитями с золотом, серебром или их сплавами с другими металлами) шубку и шапочку. Они оторочены (обозначает край чего-либо, обшитый декоративной тесьмой) мехом. А какие серебристые краски. Они напоминают поблескивание (блеск, сияние) снежного наста и мягкость выпавшего снега. Снегурочка! Застенчивая, трепетная, робкая

Какая она на картине: веселая или грустная? Почему?  (Ответы детей:  Она испуганная, бледная. Кажется, что она сейчас заплачет, а плакать ей нельзя. Растает. Она грустная,  ей страшно в темном лесу ).

 - Ребята, не только художники рисовали картины к сказкам. Композиторы даже сочиняли к ним музыку. Давайте с вами послушаем классическую музыку. (Николай Римский-Корсаков: Опера «Снегурочка». Сядьте, поудобнее, давайте, послушаем отрывок из оперы.

(Звучит отрывок оперы Снегурочки из оперы Н. А. Римского – Корсакова.)

Беседа по содержанию:

- Понравилось ли вам опера? Какое настроение вызывает она? О чём она повествует (это рассказ о событии, которое происходит в определенный промежуток времени.)?

Опера Н. Римского-Корсакова повествует о том, как прекрасная пора года- весна неизбежно уходит, уступая место лету. Дитя самой Природы, дочь Деда-Мороза и Весны - холодная, нежная и хрупкая Снегурочка, тает под летними лучами солнца.

В музыке оперы звучат отголоски народных песен, пастушьи наигрыши, голоса певчих птиц. В ней звучит чудесное очарование русской природы, красота русской песенности.

.
3.Физминутка 
В: Давайте, и мы слепим Снегурочку. Но сначала, я хочу , чтобы вы посмотрели на свои руки и руки товарища. Обратите внимание у мальчиков руки большие , сильные. Поэтому и комочки у них крепкие будут получаться, а у девочек ручки небольшие , нежные поэтому и комочки у них получатся маленькими, хрупкими. Я очень попрошу мальчиков , когда накатаем большие комки снега помочь девочкам поставить их друг на друга.


В: Ну что берем снег, лепим снежные комочки.


Возьмём снега мы немножко, 
Снежки слепим мы в ладошках. 
Дружно ими побросались — 
Наши руки и размялись. 
А теперь пора творить, 
Бабу снежную лепить. 
Ком за комом покатили, 
Друг на друга водрузили. 
Сверху третий, малый ком. 
Снег стряхнули с рук потом. 


В: Молодцы, посмотрите, какие у вас хорошие Снегурочки получились.

   4. Рефлексия.
- Давайте еще раз вспомним, какая сказка была у нас в гостях? Кто автор сказки? («Снегурочка», народ)

-Про какого известного художника мы с вами узнали?(Виктор Васнецов «Снегурочка»)

-С какой оперой познакомились? Кто ее написал? (Николай Римский-Корсаков «Снегурочка»)

Вспомните интересные слова из сказки ( неможется – нездоровится ,
свечерело – наступил вечер, стали кликать Снегурочку –звать, люди добрые, красны девицы, разудалые молодцы русские)
Вот работы конец, а кто хорошо работал – молодец!
А работали хорошо все! Вот за это вам подарок – раскраска Снегурочка. Поэтому сейчас мы попрощаемся со сказкой,  попрощаемся с гостями и пойдем разукрашивать наш подарок .

До свидания!  (Дети вместе с воспитателем уходят к себе в группу)

Список использованной литературы:

1Лободина, Н.В. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой / Н.В. Лободина. -Волгоград :Учитель, 2011. – С. 104, 147, 162.

2.Лаптева, О.И. Динамические минутки и физкультурные паузы в детском саду /     О.И. Лаптева. -  Москва : Мозаика-Синтез, 2010.- С.28.

3.  (Николай Римский-Корсаков: Опера «Снегурочка». Хор и оркестр Большого театра, дирижёр К. Кондрашин. Запись: 1946 год.
Ссылка: http://mp3.classic-music.ru/music/rimsky/sneg05.mp3 Действие 4

4. Ссылка: http://fanparty.ru/fanclubs/russkie-hudozhniki/pictures/1228017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсия для взрослых в мини-музей "Н.А.Римский-Корсаков и русская народная сказка "Снегурочка""

Презентация экспозиции мини-музея МБДОУ коллегам РМО музыкальных руководителей....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой "Рассказывание русской народной сказки "Снегурочка"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой "Рассказывание русской народной сказки "Снегурочка"...

Речевое развитие в подготовительной группе. «Чтение русской народной сказки «Снегурочка».

Цель данного конспекта развитие речи детей через разные приемы и способы....

подвижная игра "Снегурочка и солнышко" по мотивам русской народной сказки "Снегурочка".

Дети становятся в круг (на заранее нарисованный большой круг в зале или на площадке). Считалочкой выбирают «Снегурочку» и «Солнышко»., которые выходят за круг.Считалочка:«...

План-конспект в группе компенсирующей направленности на тему: «Расскажи мне сказку добрую». ( по мотивам русской народной сказки «Снегурочка»)

План-конспектв  группе компенсирующей направленности на тему:«Расскажи мне сказку добрую».(по мотивам русской народной сказки «Снегурочка»)Автор: Берестова О.В. Образ...

Ознакомление детей 6-7 лет с русским народным устным творчеством на примере русской народной сказки "Снегурочка"

Презентация "Иллюстрации к русской народной сказке "Снегурочка" для занятия по развитию речи "Ознакомление детей 6-7 лет с русским народным устным творчеством на примере русской на...

Конспект занятия по технологии «Бабушкины сказки» в средней группе на тему: «Приобщение к ценностям – семья, здоровье, жизнь на примере русской народной сказки «Снегурочка»

Конспект занятия по технологии «Бабушкины сказки» в средней группе на тему: «Приобщение к ценностям – семья, здоровье, жизнь на примере русской народной сказки «Снегурочк...