Конспект непосредственно – образовательной деятельности по теме: «Насекомые» подготовительной к школе группе. Образовательная область: Художественное творчество
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа) по теме
В данном конспекте представлен материал открытого занятия для детей, где происходит знакомство с миром насекомых, их разнообразии и роли на планете Земля. Дети знакомятся со значением и разнообразием насекомых. Знакомство с соленным тестом и применении его в изо деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Детский сад № 395» г. Перми
Сценарий непосредственно – образовательной деятельности
изобразительная деятельность
«Насекомые»
подготовительная к школе группа
Воспитатель : И.В. Хамзина
г. Пермь 2015
Тема «Насекомые»
Цель: - Расширить знания детей о насекомых.
Задачи:
Образовательные:
- уточнить и закрепить с детьми понятие «насекомые»,
- изучить особенности внешнего вида используя вид изо-деятельности лепка.
Развивающие:
- развивать мелкую моторику рук, внимание, мышление.
- познакомить детей с новым материалом для лепки – соленым тестом.
- учить лепить различных насекомых из соленого теста, используя различные приемы: раскатывание теста между ладонями, оттягивание мелких деталей, соединение мелких частей путем прижимания и сглаживания мест соединения.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к окружающей природе;
- воспитывать эмоциональный настрой для воплощения своих чувств в лепке
Материал: Картинки с изображением насекомых, игрушки – аналоги, схемы лепки насекомых, солёное тесто, различные атрибуты для лепки (палочки, глазки и.т.д), плакат с картинками цветов, аудиозапись (звуки луга, звуки насекомых)
Оборудование: музыкальный центр (диск со звуками насекомых, музыкой.)
Организационный момент: Звуки насекомых
Воспитатель: Ребята, вы слышите звуки? А что это за звуки? Чьи они?
Ответы детей
В - Теперь послушайте звуки других насекомых, и попробуйте их угадать.
В - А почему начали просыпаться насекомые?
Дети: потому, что пришла весна, греет солнышко и всё вокруг просыпается.
В - Молодцы ребята! А как можно назвать одним словом бабочку, стрекозу, муху, пчелу, кузнечика, муравья?
Дети: (Насекомые)
В - А почему они называются насекомые?
Ответы детей
Загадки «Угадай насекомое»
Д. игра: «Чем отличаются насекомые друг от друга» (показ картинок)
В - Ребята сегодня я предлагаю вам слепить насекомых, но лепить мы их будем не из пластилина, а из интересного пластичного материала - соленого теста. А вот каких насекомых лепить вы решите сами. В подсказку вам предлагаются схемы картинки и вспомогательные атрибуты. Но перед тем как приступить к нашей интересной работе, давайте немножко подвигаемся с вами.
Физ. минутка:
Насекомые проснулись.
Потянулись, улыбнулись.
Раз – росой они умылись,
Два – изящно покружились,
Три – нагнулись и присели,
На четыре – полетели (дети садятся за столы)
Во время лепки включить музыкальную композицию «Божьи коровки».
По итогу выполнения работ…
В – Молодцы, какие у вас получились замечательные насекомые
После лепки приглашаю детей на поляну с цветами (картинки с первоцветами выложены в виде полянки)
В - Давайте поселим наших насекомых на нашей поляне.
Приглашаю детей к полянке
В - Посмотрите сколько здесь много красивых цветов, вспомните какие это цветы?
Ответы детей
В - Правильно. Молодцы.
В - Скажите ребята понравилось вам лепить из соленого теста?
Послушайте как радуются наши насекомые . Прослушивание звуков насекомых.
В - Я приготовила для вас еще немного теста, но простого, неокрашенного, и предлагаю вам в свободное время полепить и покрасить своих насекомых.
Спасибо вам ребята, за ваши работы и за внимание.
Ученики. – Желтая, как лимон.
Дети придумали правила о том, как вести себя в природе и создали запрещающие знаки.
* Нельзя рвать цветы на лугу, в лесу. Букеты можно составлять из садовых растений, которые специально выращивают люди. (Слайд №33-35.)
* Нельзя ловить бабочек и убивать насекомых. Они не только нужны в природе, но и украшают ее.
* Не разоряй муравейники. Муравьи – санитары леса.
Надевает эта крошка
Платье красное в горошек.
И летать умеет ловко.
Это … (божья коровка)
Комплексно-тематический план образовательной работы в старшей группе детского сада по теме: «Насекомые».
Задачи:
-уточнить и закрепить с детьми понятие «насекомые», используя различные виды детской деятельности;
-уточнить особенности внешнего вида насекомых.
-закрепить знания о способах питания, образе жизни, окраске в соответствии с местом обитания, защите от врагов, пользе и вреде, знаний для жизни других обитателей природы.
-формировать желание получать удовольствие от общения с природой.
Итоговые события:
Викторина «Что мы знаем о насекомых»
Цели: проверка знаний детей по теме «Насекомые».
План образовательной работы по теме: «Насекомые»
Познавательно-речевое | Социально-личностное | ||||
коммуникация | познание | Чтение литературы | социализация | труд | безопасность |
Рассмотреть картинки и иллюстрации на тему «Насекомые» Беседа Беседа «Что дети знают о насекомых?» уточнить знания детей о насекомых, их разнообразии, отличительных признаках, питании, передвижении; развивать фразовую речь, активизировать словарь по теме | Наблюдение за насекомыми закрепить знания детей о жизни насекомых, их местах обитания в разное время суток и разную погоду; развивать наблюдательность, любознательность; активизировать словарь по теме. Опыты: Очищенную палочку обмакивают в сахар, опускают в муравейник и наблюдают выделение муравьиной кислоты. Эксперимент: ПРОЗРАЧНОСТЬ ВОДЫ. Цель: Подвести к обобщению «чистая вода – прозрачная», «грязная – непрозрачная» Дидактическая игра «Собери цветок» | Разучивание стихотворения «Трудолюбивая пчелка» (по методике «Расскажи стихи руками») Цель: развивать память, моторику, умение ориентироваться в пространстве, речь, чувство ритма. Стихи: Д Минаев «Не троньте майского жука» В.В. Бианки. "Как муравьишка домой спешил" | Сюжетно-ролевые игры: «Семья» «Доктор» Театрализованные игры: Игра – драматизация по сказке «Муха-Цокотуха» Цели: закрепить знание содержания сказки; развивать выразительность речи и пантомимики; закрепить знания о насекомых. | Воспитатель предлагает детям побыть трудолюбивыми муравьями и собрать на участке все сухие ветки, бумажки, камни в мусорное ведро. Изготовление атрибутов к сказке «Муха-Цокотуха» совместно с воспитателем. | Беседа: «ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ УКУСАХ НАСЕКОМЫХ» рассказать детям - что надо делать если тебя укусило насекомое. |
Художественно-эстетическое | Физическое развитие | ||||
Худ. творчество | Музыка | Физкультура | здоровье | ||
Рисование: «Божьи коровки на лужайке» Закреплять умения самостоятельно рисовать в нетрадиционной технике. Лепка: «Божьи коровки на ромашке» Вызвать интерес к окружающему миру. Формировать реалистические представления о природе. Использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомых в своей работе. Аппликация: «Божьи коровки на лужайке» (Коллективная работа) Формировать заинтересованное отношение к общему результату коллективной деятельности. Развивать воображения, желание передать способом аппликации выразительный образ божьей коровки. | Восприятие музыки/ песенно-игровое и песенно-инструментальное творчество/ музыкально-ритмическая деятельность тематического характера «Насекомые» Слушание музыки «пчелка»
Пение «В траве сидел кузнечик | Утренняя гимнастика (поднять эмоциональный и мышечный тонус; развивать пластику и выразительность движений; закрепить знания о способах передвижения насекомых). Дыхательная гимнастика: «Летят пчелы». «Подуй на бабочку» Основные движения: « Дотянись до солнышка»(лазанье по гимнаст. Стенке) «Радужные брызги»(бросать мяч вверх и ловить) Подвижные игры: «Поймай комара» упражнять детей в прыжках; развивать точность движений, ловкость. «Медведь и пчелы» развивать умение бегать в разных направлениях, ловкость. Пальчиковые игры: «Пчела» | Беседа «Формирование у детей представления об особенностях осязания и обоняния». Формирование у детей представления об особенностях обонятельных ощущений, их роли в жизни человека. Формирование представлений об особенностях осязания и его роли в жизни человека. Развитие памяти, внимательности, воображения Побуждение детей к бережному отношению к коже, носу, рукам и уход за ними. | ||
Создание условий для самостоятельной деятельности детей. | Книжный уголок: Предметные картинки по теме «Насекомые» Центр сюжетно-ролевых игр: создание предметно-развивающей среды и совместное изготовление атрибутов Центр строительно-конструктивных игр- природный материал, пластилин, бумага для оригами. Центр продуктивных видов деятельности: материалы и инструменты для рисования, лепки, аппликации и художественного труда. Индивидуальная работа Игра «Соедини точки и узнай, кто получится» Предложить детям соединить точки по порядку (узнать бабочку, гусеницу, муравья, кузнечика) Игра «Дорисуй другую половину» | ||||
Взаимодействие с семьей | Создание папки передвижки : Оформление папки-передвижки «ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ УКУСАХ НАСЕКОМЫХ» Семейные проекты : поделки из природного материала на тему «Насекомые» Создание альбома: «Такие разные насекомые» Семейный просмотр ТВ передач: о насекомых |
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЕКТЕ
Тема: «Насекомые луга»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАНИЕ»
Формирование целостной картины мира:
- Просмотр видео – фото-сюжетов, иллюстраций на тему «Насекомые луга», «Строение насекомого»;
- Экскурсия на луг;
- Знакомство с видовым разнообразием насекомых (строение, место обитания, жизнедеятельности и т.д.);
- Наблюдение за насекомыми на участке детского сада;
- Просмотр и обсуждение мультфильма «Муха-Цокотуха» К.Чуковского;
- Ведение дневника наблюдений с соответствующими записями и зарисовками о насекомых.
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (КОНСТРУКТИВНАЯ)
Изготовление макета «Муравейник»;
Конструирование из бросового материала «Божьи коровки жучки, паучки»;
Конструирование из бросового материала «Паучок на паутинке»;
Конструирование из природного материала «Пчёлки».
ФЭМП
Задания на количественный счёт насекомых:
- сосчитай всех насекомых
- решение простейших арифметических примеров с использованием наглядных картинок с насекомыми
Например:
На цветке сидело 3 пчёлки, к ним прилетела ещё одна пчёлка, сколько всего пчёлок сидит на цветке?
Задания и поручения на порядковый счёт
- расположи в ряд насекомых по заданию педагога: первой положи божью коровку, у которой на спине 2 пятнышка, второй положи самую большую пчёлку, третьей положи божью коровку, у которой на спине 1 пятнышко и т.д.
Задания на определение состава числа и соотнесение цифры с количеством:
- с помощью картинок с насекомыми составить количественные соответствия.
Например:
Сколько насекомых нам собрать, чтоб составить цифру пять? (дети подбирают картинки 2 пчелы и 3 бабочки и т.д.)
- подобрать соответствующую цифру к картинкам с различным количеством насекомых и т д.
Дидактические игры:
- «Собери насекомое» из многоугольников;
- «Четвёртый лишний»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»
- Чтение и заучивание стихов о насекомых, загадок, считалок, пословиц, чистоговорок и т.д.
-Чтение и обсуждение произведений: Н.Романовой «Что узнал дождевой червяк»; К.Чуковского «Муха-Цокотуха»; В.Сухомлинского «Пусть будет соловей и жук»; И.А.Крылова «Стрекоза и муравей»; В.Драгунского «Он живой и светится» и.т.д.
- Чтение и заучивание стихов и четверостиший:
- Просмотр мультфильмов: «Муха-Цокотуха», «Стрекоза и муравей», «Лунтик», «Пчелка Майя», «Дюймовочка» и т.д.
- Рассматривание иллюстраций из «Красной книги».
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «КОММУНИКАЦИЯ»
Составление рассказов о насекомых, оформление книжек – малышек;
Беседы с детьми: «Кто такие насекомые?», «Где дом у насекомых?», «Кто, как, где спит?», «Кто живёт в подземном царстве?», «Бывают ли насекомые детёнышами?», «Насекомые в природе нашего края" и др.
Дидактическая игра «Закончи предложение» (употребление всех форм косвенных падежей имен существительных в единственном числе)
- Муравей сидел около….
- Божья коровка полезла по …
- Жук спрятался под…
- Муха села на…
- Гусеница сидела на…
- Муха ползла по…
- Составление описательных загадок про насекомых.
Дидактическая игра «Узнай, чьё крылышко» (бабочки, стрекозы, пчелы) (употребление родительного падежа существительного).
Дидактическая игра «Бывает – не бывает» (понимание логико-грамматических конструкций).
- Мальчик ловит бабочку. Бабочка поймала мальчика. Бабочка ловит девочку. Девочка поймала бабочку.
Дидактическая игра «Подбери признак»: бабочка какая? - …, муравей какой? - …, пчела какая? - …
Интервью (формирование навыков диалогической речи) на тему «Насекомые луга».
Примерные вопросы:
1. Как вы думаете, что такое луг?
2. Чем насекомые отличаются от птиц?
3. Чем похожи жук, стрекоза и бабочка?
4. Как вы считаете, насекомые полезны?
5. Если бы ты был насекомым то, каким?
Игровая ситуация «Колобок знакомится с шестиногим народцем» (умение классифицировать насекомых не путать с животными и птицами).
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО»
Рисование:
Рассматривание иллюстраций к книгам;
Составление вместе с детьми кроссвордов;
Игры с рисованием: «Дорисуй насекомое по образцу»;
Рисование на тему «В траве сидел кузнечик»;
Лепка:
«Божьи коровки на листике», «Улитка и стрекоза»
Аппликация:
Объемная аппликация «Бабочки».
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛИЗАЦИЯ»
- Сюжетно-ролевые игры:
«Приключение в лесу»
Цель:
1. Способствовать развитию основ экологического сознания детей, на примере опасной для леса и его жителей ситуации, возникшей по вине людей.
2. Формировать понимание необходимости соблюдения человеком правил поведения в природе.
3. Формировать социально-активную жизненную позицию дошкольников, умение выражать своё отношение к роли как определённой жизненной позиции (смелость, доброта, забота, отзывчивость).
- Дидактические игры:
«Насекомые»
Цель: Обогатить знания детей о насекомых, закрепить их названия;
- Кто, что умеет делать?»
Цель: Расширять и активизировать глагольный словарь детей.
«На полянке»
Цель: Уточнять и расширять словарь по теме. Закреплять понимание предлогов «на», «под».
- Театрализованные игры:
Инсценировка басни «Стрекоза и муравей».
Логоритмическое упражнение «Дружные муравьи» (с музыкальным сопровождением).
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ТРУД»
- Беседы о трудолюбии, обсуждение о трудолюбивых ленивых насекомых.
- Помощь взрослым в изготовлении декораций к праздникам, украшению зала.
- Посев семян цветов. Уход за рассадой.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
- Физкультминутка «Бабочка» (дети говорят и выполняют движения).
- Физкультминутка «Кузнечики».
- Физкультминутка «Вот выходим мы на луг…»
- Физкультминутка «Божьи коровки» и т.д.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ «ЗДОРОВЬЕ» И «БЕЗОПАСНОСТЬ»
- Беседы-обсуждения: «В чём польза насекомых?», «Опасные насекомые».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Осенняя ярмарка» в подготовительной к школе группе по областям «Физическая культура» и «Коммуникация»
Цель. Приобщение детей к здоровому образу жизни. Обучение игровым упражнениям для профилактики осанки и плоскостопия. Развитие компонентов устной речи детей в сочетании движения и слова.Задачи:Образов...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: "Время" (подготовительная к школе группа)
Данный материал направлен на формирование у детей потребностей в умении определять время по часам с точностью до часа....
Конспект совместной организованной образовательной деятельности с детьми логопедической подготовительной к школе группы по образовательной области «Познание» Тема: «В мире камней»
Предложеный материал позволяет детям с помощью опытно-экспериментальной деятельности изучить свойства, строение, особенности камней. В данном занятии использована технология моделирование....
Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по теме: «Осень» (подготовительная к школе группа «Ладушки»)
Цель: Расширение знаний детей об осени Продолжение знакомства с сельскохозяйственными профессиями. Закрепление знаний о правилах безопасного поведения в природе. Закрепление знаний о временах го...
Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «Осенний лес» в старшей группе Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие.
Цель: Учить детей видеть красоту природы через средства изобразительной деятельности. Продолжать развивать способность к образному восприятию красоты природы и её передаче с помощью цвета, формы...
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности педагога с детьми подготовительной к школе группы с использованием развивающих технологий Образовательная область «Познавательное развитие»
Цель: Создание условий для закрепления и обобщения знаний детей о временах года и их особенностях.Задачи: Образовательные:продолжить формирование представлений о сезонных явлениях в пр...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной к школе группе с использованием нейрогимнастики «В поисках сокровищ старого волшебника»Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной к
Конспект непосредственно образовательной деятельностипо ФЭМП в подготовительной к школе группе с использованием нейрогимнастики«В поисках сокровищ старого волшебника» \...