Конспект непосредственно – образовательной деятельности по теме: «Насекомые» подготовительной к школе группе. Образовательная область: Художественное творчество
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа) по теме

В данном конспекте представлен материал открытого занятия для детей, где происходит знакомство с миром насекомых, их разнообразии и роли на планете Земля. Дети знакомятся со значением и разнообразием насекомых. Знакомство с соленным тестом и применении его в изо деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 МАДОУ «Детский сад № 395» г. Перми

Сценарий непосредственно – образовательной деятельности

 изобразительная деятельность

«Насекомые»
подготовительная к школе группа

Воспитатель : И.В. Хамзина

г. Пермь 2015

Тема «Насекомые»

Цель:                                                                                                                                                                  - Расширить  знания детей о насекомых.
Задачи: 

Образовательные:

- уточнить и закрепить с детьми понятие «насекомые»,

- изучить особенности внешнего вида используя вид изо-деятельности лепка.

Развивающие: 

- развивать мелкую моторику рук, внимание, мышление.

 - познакомить детей с новым материалом для лепки – соленым тестом.

 - учить лепить различных насекомых из соленого теста, используя различные приемы: раскатывание теста между ладонями, оттягивание мелких деталей, соединение мелких частей путем прижимания и сглаживания мест соединения.

 Воспитательные:

 - воспитывать бережное отношение к окружающей природе;

 - воспитывать эмоциональный настрой для воплощения своих чувств в лепке

Материал: Картинки с изображением насекомых, игрушки – аналоги, схемы лепки насекомых, солёное тесто, различные атрибуты для лепки (палочки, глазки и.т.д), плакат с картинками цветов, аудиозапись (звуки луга, звуки насекомых)

Оборудование: музыкальный центр (диск со звуками насекомых, музыкой.)

Организационный момент: Звуки насекомых

Воспитатель: Ребята, вы слышите звуки? А что это за звуки? Чьи они?

Ответы детей

В - Теперь послушайте звуки других насекомых, и попробуйте их угадать.

В - А почему начали просыпаться насекомые?

Дети: потому, что пришла весна, греет солнышко и всё вокруг просыпается.

В -  Молодцы ребята! А как можно назвать одним словом бабочку, стрекозу, муху, пчелу, кузнечика, муравья?

Дети: (Насекомые)

В - А почему они называются насекомые?

Ответы детей

Загадки «Угадай насекомое»

Д. игра: «Чем отличаются насекомые друг от друга» (показ картинок)

В - Ребята сегодня я предлагаю вам слепить насекомых, но лепить мы их будем не из пластилина, а из интересного пластичного материала - соленого теста. А вот каких насекомых лепить вы решите сами. В подсказку вам предлагаются схемы картинки и вспомогательные атрибуты.                                                                                                                    Но перед тем как приступить к нашей интересной работе, давайте немножко подвигаемся с вами.                                                                                                

Физ. минутка:

Насекомые проснулись.

Потянулись, улыбнулись.

Раз – росой они умылись,

Два – изящно покружились,

Три – нагнулись и присели,

На четыре – полетели (дети садятся за столы)

Во время лепки включить музыкальную композицию «Божьи коровки».

По итогу выполнения работ…

В – Молодцы, какие у вас получились замечательные насекомые

После лепки приглашаю детей на поляну с цветами (картинки с первоцветами выложены в виде полянки)

 В - Давайте поселим наших насекомых на нашей поляне.

Приглашаю детей к полянке

В -  Посмотрите сколько здесь много красивых цветов, вспомните  какие это цветы?

Ответы детей

В - Правильно. Молодцы.

В - Скажите ребята понравилось вам лепить из соленого теста?

Послушайте как  радуются наши насекомые . Прослушивание звуков насекомых.

В - Я приготовила для вас еще немного теста, но простого, неокрашенного,  и предлагаю вам в свободное время полепить и покрасить своих насекомых.

Спасибо вам ребята, за ваши работы и за внимание.

 Ученики. – Желтая, как лимон.  

Дети придумали правила о том, как вести себя в природе и создали запрещающие знаки.

* Нельзя рвать цветы на лугу, в лесу. Букеты можно составлять из садовых растений, которые специально выращивают люди. (Слайд №33-35.)

* Нельзя ловить бабочек и убивать насекомых. Они не только нужны в природе, но и украшают ее.

* Не разоряй муравейники. Муравьи – санитары леса.

Надевает эта крошка
Платье красное в горошек.
И летать умеет ловко.
Это … (божья коровка)

Комплексно-тематический план образовательной работы в старшей группе детского сада по теме: «Насекомые».

Задачи:

-уточнить и закрепить с детьми понятие «насекомые», используя различные виды детской деятельности;

-уточнить особенности внешнего вида насекомых.

-закрепить знания о способах питания, образе жизни, окраске в соответствии с местом обитания, защите от врагов, пользе и вреде, знаний для жизни других обитателей природы.

-формировать желание получать удовольствие от общения с природой.

Итоговые события:

Викторина «Что мы знаем о насекомых»

Цели: проверка знаний детей по теме «Насекомые».

План образовательной работы по теме: «Насекомые»

Познавательно-речевое

Социально-личностное

коммуникация

познание

Чтение литературы

социализация

труд

безопасность

Рассмотреть картинки и иллюстрации на тему «Насекомые»

Беседа

Беседа «Что дети знают о насекомых?» уточнить знания детей о насекомых, их разнообразии, отличительных признаках, питании, передвижении; развивать фразовую речь, активизировать словарь по теме

Наблюдение за насекомыми

закрепить знания детей о жизни насекомых, их местах обитания в разное время суток и разную погоду; развивать наблюдательность, любознательность; активизировать словарь по теме.

Опыты: Очищенную палочку обмакивают в сахар, опускают в муравейник и наблюдают выделение муравьиной кислоты.

Эксперимент: ПРОЗРАЧНОСТЬ ВОДЫ.

Цель: Подвести к обобщению «чистая вода – прозрачная», «грязная – непрозрачная»

Дидактическая игра

«Собери цветок»

Разучивание стихотворения «Трудолюбивая пчелка»

(по методике «Расскажи стихи руками»)

Цель: развивать память, моторику, умение ориентироваться в пространстве, речь, чувство ритма.

Стихи: Д Минаев «Не троньте майского жука»

В.В. Бианки. "Как муравьишка домой спешил"

Сюжетно-ролевые игры: «Семья» «Доктор»

Театрализованные игры: Игра – драматизация по сказке «Муха-Цокотуха»

Цели: закрепить знание содержания сказки; развивать выразительность речи и пантомимики; закрепить знания о насекомых.

Воспитатель предлагает детям побыть трудолюбивыми муравьями и собрать на участке все сухие ветки, бумажки, камни в мусорное ведро.

Изготовление атрибутов к сказке «Муха-Цокотуха» совместно с воспитателем.

Беседа: «ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ УКУСАХ НАСЕКОМЫХ» рассказать детям - что надо делать если тебя укусило насекомое.

                         Художественно-эстетическое

                                              Физическое развитие

Худ. творчество

Музыка

Физкультура

здоровье

Рисование: «Божьи коровки на лужайке» Закреплять умения самостоятельно рисовать в нетрадиционной технике.

Лепка: «Божьи коровки на ромашке» Вызвать интерес к окружающему миру. Формировать реалистические представления о природе. Использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомых в своей работе.

Аппликация: «Божьи коровки на лужайке» (Коллективная работа) Формировать заинтересованное отношение к общему результату коллективной деятельности. Развивать воображения, желание передать способом аппликации выразительный образ божьей коровки.

Восприятие музыки/ песенно-игровое и песенно-инструментальное творчество/ музыкально-ритмическая  деятельность тематического характера «Насекомые»

Слушание  музыки «пчелка»

 

Пение «В траве сидел кузнечик

Утренняя гимнастика

(поднять эмоциональный и мышечный тонус; развивать пластику и выразительность движений; закрепить знания о способах передвижения насекомых).

Дыхательная гимнастика: «Летят пчелы». «Подуй на бабочку»

Основные движения: « Дотянись до солнышка»(лазанье по гимнаст. Стенке)

«Радужные брызги»(бросать мяч вверх и ловить)

Подвижные игры: 

«Поймай комара» упражнять детей в прыжках; развивать точность движений,

 ловкость.

 «Медведь и пчелы»

 развивать умение бегать в разных направлениях, ловкость.

Пальчиковые игры:

«Пчела»

Беседа

«Формирование у детей представления об особенностях осязания и обоняния».

Формирование у детей представления об особенностях обонятельных ощущений, их роли в жизни человека.

Формирование представлений об особенностях осязания и его роли в жизни человека.

 Развитие памяти, внимательности, воображения

Побуждение детей к бережному отношению к коже, носу, рукам и уход за ними.

Создание условий для самостоятельной деятельности детей.

Книжный уголок: Предметные картинки по теме  «Насекомые»

Центр сюжетно-ролевых игр: создание предметно-развивающей среды и совместное изготовление атрибутов

Центр строительно-конструктивных игр- природный материал, пластилин, бумага для оригами.

Центр продуктивных видов деятельности: материалы и инструменты для рисования, лепки, аппликации и художественного труда.

Индивидуальная работа

Игра «Соедини точки и узнай, кто получится»

 Предложить детям соединить точки по порядку (узнать бабочку, гусеницу, муравья, кузнечика)

Игра «Дорисуй другую половину»

Взаимодействие с семьей

Создание папки передвижки : Оформление папки-передвижки «ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ УКУСАХ НАСЕКОМЫХ»

Семейные проекты  : поделки из природного материала на тему «Насекомые»

Создание альбома: «Такие разные насекомые»

Семейный просмотр ТВ передач:  о насекомых

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЕКТЕ

Тема: «Насекомые луга»

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАНИЕ»

Формирование целостной картины мира:

- Просмотр видео – фото-сюжетов, иллюстраций на тему «Насекомые луга», «Строение насекомого»;

- Экскурсия на луг;

- Знакомство с видовым разнообразием насекомых (строение, место обитания, жизнедеятельности и т.д.);

- Наблюдение за насекомыми на участке детского сада;

- Просмотр и обсуждение мультфильма «Муха-Цокотуха» К.Чуковского;

- Ведение дневника наблюдений с соответствующими записями и зарисовками о насекомых.

 

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (КОНСТРУКТИВНАЯ)

Изготовление макета «Муравейник»;

Конструирование из бросового материала «Божьи коровки жучки, паучки»;

Конструирование из бросового материала «Паучок на паутинке»;

Конструирование из природного материала «Пчёлки».


ФЭМП

Задания на количественный счёт насекомых:

- сосчитай всех насекомых

- решение простейших арифметических примеров с использованием наглядных картинок с насекомыми

Например:

На цветке сидело 3 пчёлки, к ним прилетела ещё одна пчёлка, сколько всего пчёлок сидит на цветке?

Задания и поручения на порядковый счёт

- расположи в ряд насекомых по заданию педагога: первой положи божью коровку, у которой на спине 2 пятнышка, второй положи самую большую пчёлку, третьей положи божью коровку, у которой на спине 1 пятнышко и т.д.

Задания на определение состава числа и соотнесение цифры с количеством:

- с помощью картинок с насекомыми составить количественные соответствия.

Например:

Сколько насекомых нам собрать, чтоб составить цифру пять? (дети подбирают картинки 2 пчелы и 3 бабочки и т.д.)

- подобрать соответствующую цифру к картинкам с различным количеством насекомых и т д.

Дидактические игры:

- «Собери насекомое» из многоугольников;

- «Четвёртый лишний»

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»

- Чтение и заучивание стихов о насекомых, загадок, считалок, пословиц, чистоговорок и т.д.

-Чтение и обсуждение произведений: Н.Романовой «Что узнал дождевой червяк»; К.Чуковского «Муха-Цокотуха»; В.Сухомлинского «Пусть будет соловей и жук»; И.А.Крылова «Стрекоза и муравей»; В.Драгунского «Он живой и светится» и.т.д.

- Чтение и заучивание стихов и четверостиший:

- Просмотр мультфильмов: «Муха-Цокотуха», «Стрекоза и муравей», «Лунтик», «Пчелка Майя», «Дюймовочка» и т.д.

- Рассматривание иллюстраций из «Красной книги».

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «КОММУНИКАЦИЯ»

Составление рассказов о насекомых, оформление книжек – малышек;

Беседы с детьми: «Кто такие насекомые?», «Где дом у насекомых?», «Кто, как, где спит?», «Кто живёт в подземном царстве?», «Бывают ли насекомые детёнышами?», «Насекомые в природе нашего края" и др.

Дидактическая игра «Закончи предложение» (употребление всех форм косвенных падежей имен существительных в единственном числе)

- Муравей сидел около….

- Божья коровка полезла по …

- Жук спрятался под…

- Муха села на…

- Гусеница сидела на…

- Муха ползла по…

- Составление описательных загадок про насекомых.

Дидактическая игра «Узнай, чьё крылышко» (бабочки, стрекозы, пчелы) (употребление родительного падежа существительного).

Дидактическая игра «Бывает – не бывает» (понимание логико-грамматических конструкций).

- Мальчик ловит бабочку. Бабочка поймала мальчика. Бабочка ловит девочку. Девочка поймала бабочку.

Дидактическая игра «Подбери признак»: бабочка какая? - …, муравей какой? - …, пчела какая? - …

Интервью (формирование навыков диалогической речи) на тему «Насекомые луга».

Примерные вопросы:

1. Как вы думаете, что такое луг?

2. Чем насекомые отличаются от птиц?

3. Чем похожи жук, стрекоза и бабочка?

4. Как вы считаете, насекомые полезны?

5. Если бы ты был насекомым то, каким?

Игровая ситуация «Колобок знакомится с шестиногим народцем» (умение классифицировать насекомых не путать с животными и птицами).

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО»

Рисование:

Рассматривание иллюстраций к книгам;

Составление вместе с детьми кроссвордов;

Игры с рисованием: «Дорисуй насекомое по образцу»;

Рисование на тему «В траве сидел кузнечик»;

Лепка:

«Божьи коровки на листике», «Улитка и стрекоза»

Аппликация:

Объемная аппликация «Бабочки».

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛИЗАЦИЯ»

- Сюжетно-ролевые игры:

«Приключение в лесу»

Цель:

1. Способствовать развитию основ экологического сознания детей, на примере опасной для леса и его жителей ситуации, возникшей по вине людей.

2. Формировать понимание необходимости соблюдения человеком правил поведения в природе.

3. Формировать социально-активную жизненную позицию дошкольников, умение выражать своё отношение к роли как определённой жизненной позиции (смелость, доброта, забота, отзывчивость).

- Дидактические игры:

«Насекомые»

Цель: Обогатить знания детей о насекомых, закрепить их названия;

- Кто, что умеет делать?»

Цель: Расширять и активизировать глагольный словарь детей.

«На полянке»

Цель: Уточнять и расширять словарь по теме. Закреплять понимание предлогов «на», «под».

- Театрализованные игры:

Инсценировка басни «Стрекоза и муравей».

Логоритмическое упражнение «Дружные муравьи» (с музыкальным сопровождением).

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ТРУД»

- Беседы о трудолюбии, обсуждение о трудолюбивых ленивых насекомых.

- Помощь   взрослым в изготовлении декораций к праздникам, украшению зала.

- Посев семян цветов. Уход за рассадой.

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

- Физкультминутка «Бабочка» (дети говорят и выполняют движения).

- Физкультминутка «Кузнечики».

- Физкультминутка «Вот выходим мы на луг…»

- Физкультминутка «Божьи коровки» и т.д.

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ «ЗДОРОВЬЕ» И «БЕЗОПАСНОСТЬ»

- Беседы-обсуждения: «В чём польза насекомых?», «Опасные насекомые».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Осенняя ярмарка» в подготовительной к школе группе по областям «Физическая культура» и «Коммуникация»

Цель. Приобщение детей к здоровому образу жизни. Обучение игровым упражнениям для профилактики осанки и плоскостопия. Развитие компонентов устной речи детей в сочетании движения и слова.Задачи:Образов...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: "Время" (подготовительная к школе группа)

Данный материал направлен на формирование у детей потребностей в умении определять время по часам с точностью до часа....

Конспект совместной организованной образовательной деятельности с детьми логопедической подготовительной к школе группы по образовательной области «Познание» Тема: «В мире камней»

Предложеный материал позволяет детям с помощью опытно-экспериментальной деятельности изучить свойства, строение, особенности камней. В данном занятии использована технология моделирование....

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по теме: «Осень» (подготовительная к школе группа «Ладушки»)

Цель: Расширение знаний детей об осени  Продолжение знакомства с сельскохозяйственными профессиями. Закрепление знаний о правилах безопасного поведения в природе. Закрепление знаний о временах го...

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «Осенний лес» в старшей группе Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие.

Цель:  Учить детей видеть красоту природы через средства изобразительной деятельности. Продолжать развивать способность к образному восприятию красоты природы и её передаче с помощью цвета, формы...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности педагога с детьми подготовительной к школе группы с использованием развивающих технологий Образовательная область «Познавательное развитие»

Цель: Создание условий  для закрепления и обобщения знаний детей о временах года и их особенностях.Задачи: Образовательные:продолжить формирование представлений о сезонных явлениях в пр...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной к школе группе с использованием нейрогимнастики «В поисках сокровищ старого волшебника»Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной к

Конспект непосредственно образовательной деятельностипо ФЭМП в подготовительной к школе группе с использованием нейрогимнастики«В поисках сокровищ старого волшебника» \...