Конспект совместной организованной образовательной деятельности с детьми логопедической подготовительной к школе группы по образовательной области «Познание» Тема: «В мире камней»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Предложеный материал позволяет детям с помощью опытно-экспериментальной деятельности изучить свойства, строение, особенности камней. В данном занятии использована технология моделирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_v_mire_kamnya.docx | 21.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
совместной организованной образовательной деятельности с детьми логопедической подготовительной к школе группы по образовательной деятельности «Познание»
Тема: «В мире камней»
Составитель:
Воспитатель ГБДОУ № 39
Голотова
Ольга
Александровна
Цель: воспитывать у детей познавательный интерес к объектам неживой природы, а именно, к камням.
Задачи:
- Содействовать формированию интереса к неживой природе (камням);
- Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление;
- Учить в проблемной ситуации находить правильное решение;
- Развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память;
- Познакомить со свойствами камней (легкий-тяжелый, мягкий-твердый, гладкий-шероховатый, тонет-не тонет, имеет цвет и др.)
- доказать свойства камней экспериментальным путём;
- развивать исследовательские навыки;
Оборудование:
Подносы с различными камнями и куском пластилина, лупы, бумага и простые карандаши.
Предварительная работа:
За несколько дней до занятия в группе выставляется коллекция камней, дети ее рассматривают.
Ход занятия:
Дети стоят полукругом.
Воспитатель: Сегодня наша группа превратится в научную лабораторию, а вы - в учёных. Если вы правильно отгадаете загадку, то узнаете, что мы будем изучать.
В сережках у мамы огнем он горит.
В пыли на дороге ненужным лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Он может быть мелкий —
в ладошке лежать.
Тяжелый, большой -
одному не поднять.
Кто, дети, загадку мою отгадал?
Кто этот предмет по приметам узнал?
Дети: Это камень. Это разные камни.
Воспитатель: Правильно.
Ребята, а вы знаете, что значение камня в жизни человека очень велико. Камень появился гораздо раньше всего живого на земле и оставил важный отпечаток в развитии человека.
Из камня были сделаны первые: жилища человека, орудия, очаг, мукомол, древние украшения, игрушки, краски и многое другое.
А теперь проходите и садитесь за столы. Ребята, это - исследовательская лаборатория, а вы учёные - исследователи.
Мы будем проводить различные эксперименты и опыты с камнями.
Дети садятся за столы с табличкой «Исследовательская лаборатория», где лежат подносы с камнями.
Итак, перед вами подносы, скажите, пожалуйста, что на нём лишнее?
Дети: пластилин…
Опыт 1. Твёрдость камня.
Воспитатель: Возьмите в правую руку камень, а в левую – пластилин и сожмите крепко-крепко. Что произошло?
Дети: Пластилин изменил форму, а камень – нет.
Воспитатель: Теперь вам понятен смысл выражения: «Твёрдый, как камень»?
Вывод: камень твёрдый и не может менять форму.
Опыт 2. Определение характера поверхности.
Воспитатель: Для следующего опыта нам нужны будут очень чувствительные пальчики. Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая?
Дети: гладкие, шершавые…
Закройте свои глазки, и попробуйте найти среди своих камешков самый гладкий.
Дети выполняют.
А теперь с закрытыми глазами найдите самый шершавый камень.
Дети выполняют.
Выстройте ваши камешки в ряд от самого шершавого до самого гладкого.
Дети выполняют. Делают вывод.
Вывод: камень может быть гладким и шероховатым.
Опыт 3. Рассматривание камней через лупу.
Воспитатель: Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся лупами.
Воспитатель объясняет правила пользования лупой.
Дети рассматривают свои камни.
Воспитатель: что интересного вы увидели ребята? (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т.д.). Молодцы, очень внимательные дети. А давайте, сделаем отпечаток понравившегося вам камня на пластилине.
Дети выполняют.
Воспитатель: Теперь рассмотрите получившийся отпечаток в лупу и зарисуйте его на бумаге.
Физкультминутка:
Стоит гора – старушка, (поднимают руки вверх)
До небес макушка (тянутся на цыпочках)
Её ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)
Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук)
Стоит гора, страдает, камешки теряет (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)
И каждый день, и каждую ночь (педагог дотрагивается до нескольких детей, которые должны изобразить камешки).
Катятся, катятся камешки прочь. (часть детей отходят в сторону)
Опыт 4. Определение температуры.
Воспитатель: Возьмите маленький камешек, прислоните его к щеке. Он теплый или холодный? Подержите его в кулачке, а затем снова прислоните к щеке. Изменились ли ваши ощущения? Стал ли камень теплее?
Дети выполняют. Делают вывод.
Вывод: камни могут быть теплые и холодные.
Опыт 5. Определение веса.
Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжелый и самый легкий камень.
Вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые.
Опыт 6. Определение размера.
Воспитатель: Все камни одинакового размера?
Дети: Нет.
Воспитатель: Найдите и покажите мне ваш самый большой камень, самый маленький, средний. Выложите свои камешки в ряд от самого маленького до самого большого. Кто сделает важный вывод о размерах камней?
Дети выполняют. Делают вывод.
Вывод: камни бывают разных размеров.
Опыт 7. Определение цвета и формы.
Дети делятся наблюдениями, какого цвета у них камни (серый, коричневый, белый, красный, синий и т. д.).
Делают вывод: камни по цвету и форме бывают разные.
Заключение:
Воспитатель: Ребята! Вы – молодцы! Вам понравилось делать опыты? Давайте подведём итог. Что же мы узнали с помощью экспериментов? Кто хочет стать ученым, надеть шапку бакалавра и сделать важный вывод о свойствах камней?
Один ребенок делает вывод обо всех проделанных опытах. С опорой на зрительную схему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной организованной образовательной деятельности с детьми логопедической подготовительной к школе группы – «Насекомые весной»
Конспект совместной организованной образовательной деятельности с детьми логопедической подготовительной к школе группы – «Насекомые весной»(интеграция образовательных обл...
Организованная образовательная деятельность «Подснежники» с детьми подготовительной к школе группы по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
Данный конспект занятия разработан по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Целью, которого является формирование интереса к созданию изображения, используя различные художест...
Конспект итоговой организованной образовательной деятельности с детьми логопедической подготовительной группы на тему: «Путешествие на остров правильной речи»
КОНСПЕКТ ИТОГОВОЙ ООД С ДЕТЬМИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ : ПУТЕШЕСТВИЕ НА ОСТРОВ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ...
КОНСПЕКТ интегрированной организованной образовательной деятельности воспитателя с детьми подготовительной к школе группы "Сочинение сказки по опорным словам
Придумывание конца сказки, опираясь на новые опорные слова....
Конспект совместной организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы к школе
на тему: «Викторина: ЧТО? ГДЕ? КОГДА?...
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности педагога с детьми подготовительной к школе группы с использованием развивающих технологий Образовательная область «Познавательное развитие»
Цель: Создание условий для закрепления и обобщения знаний детей о временах года и их особенностях.Задачи: Образовательные:продолжить формирование представлений о сезонных явлениях в пр...
Конспект образовательной деятельности с детьми логопедической подготовительной к школе группы. Тема: Птицы и животные весной
Конспект образовательной деятельности с детьми логопедической подготовительной к школе группы. Тема: Птицы и животные весной....