Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию «Робот – друг человека»
план-конспект занятия (старшая группа)

Наталья Сергеевна Спицина

Данный конспект позволит педагогу создать условия для формирования социально-коммуникативных навыков  у детей старшего дошкольного возраста на примере качеств и поступков персонажей мультфильмов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия в группе общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет №2

Организационная информация

Примечание

1.

Ф.И.О. педагога

Спицина Наталья Сергеевна

2.

Доминирующая образовательная область

Социально-коммуникативное развитие

3.

Вид деятельности детей

Коммуникативная, познавательная, двигательная, конструктивно-модельная, игровая

Методическая информация

1.

Тема образовательной деятельности

«Робот – друг человека»

2.

Методы и приемы реализации содержания занятия

- Постановка целей и мотивации деятельности детей: объявление о проведении конкурса на создание главного героя мультфильма  «Робот – друг человека»; мотивация – желание детей принять участие в конкурсе;

- Активизация деятельности в процессе занятия: беседа о качествах хорошего друга, инсценировка, игровая деятельность, дидактические игры «Пазлы. Поступки детей», «Подбери пару эмоциям», «Зеркало», «Доскажи словечко»; просмотр мультфильма «Во всем виноват зайка» (из цикла «Барбоскины»), презентации, прослушивание аудиозаписей песен; создание проблемной ситуации, рассматривание иллюстраций, анализ, выводы; сюрпризный момент – грамоты;

- Организация практической деятельности детей: двигательная активность, физминутка «Помогатор», продуктивная деятельность через дидактические приемы, конструирование «Робот»;

-   Поддержание интереса у детей: вопросы, индивидуальная работа, похвала, персонализированные вопросы, вручение грамот.

3.

Интеграция образовательных областей

1. Социально-коммуникативное развитие: беседа,  развитие свободного общения со взрослыми и детьми, соблюдение элементарных правил поведения, повторение правил безопасности

2.Познавательное развитие: активизация познавательной активности;

3. Речевое развитие: знакомство с новым понятием «программирование», отгадывание загадки;

4. Художественно-эстетическое развитие: музыкальное сопровождение, театрализация (инсценировка), просмотр мультфильма;

5. Физическое развитие: проведение физминутки, двигательная активности

4.

Возрастная группа

Группа общеразвивающей направленности для детей 6-7 лет №1

5.

Цель

Создание условий для формирования социально-коммуникативных навыков  у детей старшего дошкольного возраста на примере качеств и поступков персонажей мультфильмов.

6.

6.1

Задачи

- Продолжать работу над формированием представлений о доброте, отзывчивости, заботливости, желании прийти на помощь, честности, как о главных качествах человека;

- Способствовать формированию желания детей создавать что-то новое;

- Учить анализировать хорошие и плохие качества человека, поступки;

- Учить соотносить эмоции с качествами;

- Продолжать анализировать положительные поступки и качества мультипликационных персонажей;

- Закреплять представления о дружбе, о качествах, которыми должны обладать друзья;

- Дать новое понятие «программирование»;

6.2

- Продолжать развивать социально-коммуникативные навыки у детей в процессе совместной деятельности;

- Развивать умение работать в коллективе согласованно;

- Развивать конструктивные навыки;

- Использовать разноуровневые задания;

- Продолжить работу по развитию умения рассуждать, комментировать, обобщать, делать выводы;

- Развивать умение выражать свои эмоции;

- развивать навыки связной речи, умение давать полные ответы;

6.3

-Воспитывать нравственные качества: доброта, отзывчивость, заботливость, желание прийти на помощь, честность;

- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;

- Воспитывать активную жизненную позицию.

7.

Планируемые результаты

- Обучающиеся  дифференцируют плохие и хорошие качества и поступки человека, имеют представления о доброте, честности, отзывчивости, заботливости, как о качествах, которыми должны обладать друзья;

- Совместно с педагогом активно участвуют во всех видах деятельности;

-Демонстрируют культуру общения, речевую активность, мышление;

- Учатся сопоставлять и делать выводы

8.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

- Оформление места проведения занятия: оформление пространства групповой комнаты для театрализации, совместной деятельности с педагогом;

- Игровые атрибуты: атрибуты для театрализации, конструктивно-модельной деятельности;

- Дидактические материалы: настольно печатные игры «Подбери пару эмоциям», «Пазлы. Поступки детей»;

- Наглядно-демонстрационный материал: предметные и слайдовые картинки;

- ТСО: портативная аудиоколонка, телевизор, ноутбук, мобильный телефон, принтер.

9.

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты

Чтение стихотворений о друзьях и дружбе. Просмотр мультфильмов о поступках друзей. Проведение бесед на тему «Что такое дружба», «Если друг оказался вдруг».

Конспект занятия

I.

Вводная часть

1.1

Создание проблемной ситуации

Воспитатель: Ребята, поднимите правую руку, у кого хорошее настроение. Поднимите обе руки у кого отличное настроение. Давайте поприветствуем друг друга и скажем это приветствие не просто так, а от души, поделимся друг с другом позитивом и подарим доброе утро!

 (приветствие детей)

Приветствие «Здравствуй, друг»

Здравствуй, правая рука (протягиваем правую руку вперед)

Здравствуй, левая рука (протягиваем левую руку вперед)

Здравствуй, друг (берем за руку соседа справа)

Здравствуй, друг (берем за руку соседа слева)

Здравствуй, здравствуй, дружный круг (качаем руками)

Здравствуй, небо голубое (поднимаем руки вверх)

Здравствуй, солнце золотое (рисуем руками круг)

Здравствуй, воздух (поднимаем руки вверх)

И трава (наклон, опускаем руки вниз)

Здравствуй, вся моя Земля (беремся за руки в кругу)

Мы пришли в наш детский сад, (ходьба на месте)

В нем полным-полно ребят! (показываем «класс» двумя руками)

Может сто, а может двести –(протягиваем вперед ладони, имитируя счет)

Время проведем мы вместе! (беремся за руки в кругу)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Сегодня у нас необычное утро –

к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся! А еще это утро необычно тем, что нашему детскому саду предложили принять участие в конкурсе на создание главного героя мультфильма.  Поэтому сегодня я принесла вам необычное объявление, хотите узнать, что в нем написано? (воспитатель показывает объявление: «Внимание! Конкурс! Объявляется конкурс на создание главного героя для нового мультфильма «Робот – друг человека») Я подумала, что вы захотите принять участие в новом конкурсе и получить награду. Попробуем? (ответы детей) Отлично!

1,5 мин.

Объявление

1.2.

Целевая установка

Воспитатель: Что же нам нужно сделать для участия в конкурсе? (ответы детей) Тогда посмотрите внимательно, что изменилось в нашей группе? (ответы детей) Самого робота создатели мультфильма уже изготовили, но для создания мультфильма он еще не готов. Почему? (ответы детей) Значит, нам нужно его доработать?

0,5 мин

1.3.

Мотивирование к деятельности

Ребята, а кем должен стать робот в мультфильме? (ответы детей)  А сейчас робот выполняет функции друга?  (ответы детей) (воспитатель с помощью вопросов подводит детей к тому, что робота нужно запрограммировать)

0,5 мин.

1.4.

Проектирование решения проблемной ситуации

Воспитатель: Ребята, правильно! Мы с вами запрограммируем робота. А как вы понимаете слово «запрограммировать»?  (ответы детей). Правильно ребята, запрограммировать – это значит собрать необходимые для машины функции и вложить в ее электронный мозг. Вы готовы?

1 мин

II

Основная часть

2.1.

Выполнение действий

Беседа о друзьях

Воспитатель: Ребята, а у вас есть друзья? Какими качествами они обладают? (ответы детей) Верно! Друг – это человек, который  помогает, заботится, волнуется, тревожится, переживает и которому вы доверяете. Значит, наш робот, чтобы стать настоящим другом, должен иметь соответствующие качества!

Ребята, а кто-нибудь обратил внимание, какая песня звучит? (ответы детей) Правильно, это песня кота Леопольда. (воспитатель вешает на доску изображение героя). А какие поступки любит совершать кот Леопольд, хорошие или плохие? Можно ли сказать, что он злой? А если он не злой, значит, каким важным качеством может поделиться кот Леопольд с роботом? (добротой) Молодцы, ребята, верно! Какое же первое  качество мы заложим в программу робота?! (воспитатель размещает на доске слово  на доске слово «доброта»)

Второе важное качество нам поможет определить персонаж другого мультфильма, у которого было много друзей. Отгадайте его имя.

Отгадывание загадки

Нет для доктора преград,

Всем помочь он только рад.

Кто же в Африку, друзья,

Полетел совсем не зря?

 (Доктор Айболит)

Правильно, ребята!  (воспитатель размещает на доске изображение героя) У доктора Айболита есть одно очень важное качество. Какое? (ответы детей)  Правильно! Он всегда готов прийти на помощь, он всегда отзывается на любую просьбу. Значит он какой?  Как называется такое качество?  Молодцы! Все верно!

Давайте вместе  подумаем, как поступит отзывчивый доктор Айболит в разных ситуациях.

Дидактическая игра «Доскажи словечко»

Если мой друг попал в беду,

На помощь я к нему …(приду)

Если у друга случилась беда,

Я помогу ему… (всегда)

Если вдруг начался дождик,

С другом разделю я … (зонтик)

Мы и в дождь, и в снег, и в стужу

При любой погоде…(дружим)!

Воспитатель: Молодцы, ребята! Какое качество мы заложим в программу робота?! (отзывчивость)

А нам с вами сейчас не помешает немного отдохнуть! А помогут нам в этом….. самые главные помогаторы! Кто из персонажей мультфильмов любим помогать?! Правильно, Фиксики!

Физминутка «Помогатор» (видео)

Воспитатель:  Спасибо, Фиксики, что помогли нам отдохнуть! Какое качество можно взять у помогаторов для программирования робота? (воспитатель размещает на доске изображение Фиксика)

Ребята, следующее важное качество нам поможет определить персонаж  очень известного мультфильма. Попробуйте угадать его имя по тем картинкам, которые видите на экране телевизора.

Интерактивная игра «Назови имя героя мультфильма»

Вы догадались о каком персонаже идет речь? Правильно, это кот Матроскин. (воспитатель размещает на доске изображение героя )

Ребята, как кот Матроскин относился к своей корове Мурке? А к дяде Федору, когда он заболел? Можно ли сказать, что кот Матроскин заботился о Шарике? Как он это делал?

Как называется качество человека, который проявляется заботу?  (заботливость) Какое качество мы заложим в программу робота?!

Воспитатель:  На доске осталось место еще для одного персонажа. Только кто это будет и какое у него качество, я не знаю. Давайте подумаем вместе.  (дети садятся на стулья) «Во всем виноват зайка» и подумаем о качествах Малыша.

Просмотр мультфильма «Во всем виноват зайка» (из цикла «Барбоскины»)

Воспитатель: Ребята, кто главный персонаж мультфильма?  Каким был Малыш в начале?  Какое качество у него появилось в конце мультфильма? Что значит быть честным? (ответы детей) Молодцы! Какое качество мы заложим в программу робота?! (честность)

2 мин.

Музыкальное сопросождение – песня  М.Пляцковского «Если добрый ты», изображение кота Лепольда

2 мин.

Изображение доктора Айболита

0,5 мин.

2 мин.

Видеозапись физминутки «Помогатор», ТСО, изображение Фиксика

3 мин.

ТСО, интерактивная игра «Назови имя героя мультфильма», изображение кота Матроскина

4 мин.

Видеозапись мультфильма  «Во всем виноват зайка» (из цикла «Барбоскины»), ТСО

2.2.

Анализ  результатов деятельности  детей

Воспитатель: Вот и закончилась работа над нашим роботом. Каким он должен получиться? Кем он должен стать? Мы все сделали, мне осталось только запустить программу, которую мы составили. Итак, внимание, запускаю!  (воспитатель собирает изображение персонажей, таблички и имитирует запуск программы, запуск презентации на экране телевизора с изображением тех персонажей, качества которых необходимы для создания робота-друга. В конце видеоролик - робот открывает глаза)

 Ребята, нам осталось сделать фото робота и отправить его организаторам конкурса. Сделаем общее фото? (воспитатель фотографирует и имитирует отправку по электронной почте).

2 мин.

Презентация Power point, мобильный телефон

III.

Заключительная часть

3.1.

Подведение итогов

Воспитатель: Как вы думаете, удалось ли нам создать робота-друга человека? Какой он у нас получился? Что мы в него запрограммировали? Есть ли вероятность того, что созданный нами робот победит в конкурсе и станет главным героем?  (раздается звук уведомления электронной почты)

Воспитатель: Ребята, мне пришло письмо от организаторов! И я его должна непременно распечатать! (имитация печати)

Награждение участников грамотами за участи в создании главного героя мультфильма.

Воспитатель: Ребята, какое у вас настроение осталось после участия в конкурсе? Подойдите к магнитной доске и выберете тот смайлик, который соответствует вашему настроению. (дети выбирают смайлик соответственно настроению) Спасибо вам, ребята, за работу и за отличное настроение, которое вы создали себе, мне и нашим гостям!

2 мин.

Мобильный телефон, принтер, грамоты, аудиозапись уведомления электронной почты, ТСО

Дальнейшая разработка темы

1.

Дидактическая игра

Разработка дидактической игры «Дружат дети всей планеты»

2.

Медиатека

Создание медиатеки (песни о дружбе, о друзьях)

3.

Проект

Детский проект на тему «Вместе весело шагать»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по социально – коммуникативному развитию на тему: «Огонь-друг, огонь-враг» .

Формировать умение детей действовать в случае возникновения пожара в соответствии с правилами поведения во время пожара....

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста Тема: «Кого можно назвать настоящим другом?»

Цель: формирование у детей представления о нравственном понятии - дружба.Задачи:Образовательные: учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других людей, мотивировать, объясн...

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию с детьми подготовительной группы «Наш друг — фотоаппарат»

Цель: развитие навыков эффективного общения, взаимопонимания посредством использования в непосредственной образовательной и игровой деятельности с детьми фототехники.Задачи:- разви...

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста «Кого можно назвать вежливым человеком?»

Цель: закрепить и систематизировать знания детей по нравственному воспитанию.Задачи: формировать у детей навыки культурного поведения, учить употреблять в речи вежливые слова....