Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию «Осторожно, чужой человек»
план-конспект занятия по обж (старшая группа)

Аверченкова Виктория Юрьевна

конспект занятий по обж

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_sotsialno.docx42.4 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию «Осторожно, чужой человек»

Цель: способствовать обобщению правил безопасности при встрече с незнакомыми людьми.

задачи: способствовать формированию навыков безопасного поведения детей; развитию у детей чувства осторожности, осмотрительности.

- добиться усвоения знаний о том, что приятная внешность не всегда означает добрые намерения человека;

-способствовать закреплению знаний детей об опасных ситуациях, возникающих при встрече с незнакомыми людьми через рассматривание картинок, путем беседы и вопросов;

-способствовать воспитанию умения детей правильно вести себя в опасных ситуациях: не бояться, действовать уверенно и активно.

Материал: квадрат 30х30см с кармашками 10х10см,расположенными в 3 ряда и 3 столбца. В каждом кармашке вопрос; фломастер; две картинки с изображением ситуаций контактов с незнакомыми людьми: игра «Придумай портрет» (2 экземпляра); доска, два столика.

Предварительная работа: заучивание стихотворений, пословиц, поговорок об осторожности при встречах с незнакомыми людьми; чтение сказок о доверчивых героях и коварных злодеях; чтение журнала «Карапуз» 2002 год

«Звонят! Откройте дверь?», книги Т. А. Шорыгиной «Осторожные сказки», Г. П. Шалаевой «О. М. Журавлевой «Новые правила поведения для воспитанных детей», и др. проигрывание различных ситуаций с игрушками; тренинги.

Организация и методика проведения НОД:

-Дети, мы живем в огромном, многоликом мире людей. Мы хорошо знаем своих друзей, знакомых по соседней улице, соседей. Но мы не можем знать всех, кто живет в нашем городе, кого мы встречаем на улице. В мире есть люди добрые, умные, которые никому не делают зла. А есть люди, которые грабят квартиры, убивают людей, воруют детей. Поэтому надо научиться разбираться в людях, быть внимательными и осторожными.

-А вы знаете как вести себя при встрече с незнакомым человеком?

-Я вам хочу предложить поиграть в интересную игру«Крестики-нолики»,где мы уточним как вести себя с незнакомыми людьми. Хотите поиграть?

-Вот наше игровое поле с различными заданиями. Вы разделитесь команды«Нолики» и «Крестики». В игре будете по очереди отвечать на вопросы, которые спрятались в кармашках игрового поля. Если правильно ответите на вопрос-ставите в клеточке своей команды «Х» или «О».

Вначале - разминка, прочитаем стихотворения про опасные ситуации с незнакомцами.

1. Забывать нельзя никак,

Кто твой друг, а кто твой враг!

Дома ты один остался.

Вдруг в двери звонок раздался.

Незнакомцам ты не верь –

Отворять не надо дверь!

Это вовсе не пустяк:

Может быть за дверью враг!

Не пускайте дядю в дом,

Если дядя незнаком.

И не открывайте тете,

Если мама на работе.

Ведь преступник – он хитер,

Притворится, что монтер.

Или даже скажет он,

Что пришел к вам почтальон.

В жизни всякое бывает

С тем, кто двери открывает.

Чтоб тебя не обокрали,

Не схватили, не украли,

Незнакомцам ты не верь,

Закрывай покрепче дверь!

2. Каждый грамотный ребенок

Должен твердо знать с пеленок:

Если вас зовут купаться,

В телевизоре сниматься,

Обещают дать конфет,

Отвечайте твердо«Нет!»

Вам предложат обезьянку

Или даже денег банку,

Или даже в цирк билет –

Отвечайте твердо«Нет!»

Позовут лететь к Луне,

Покататься на слоне…

Есть на все простой ответ,

Ты ответить должен«Нет!»

-Молодцы! А теперь начнем нашу игру!

Первый вопрос «открывает» команда «Крестики».

(Выходит ребенок, берет квадрат с вопросом, читает, участники этой команды отвечают, затем ставят знак своей команды в клеточке игрового поля).

-Дети, вы конечно, знаете и любите сказки. Они нас очень многому учат. В сказках есть доверчивые герои, а есть и хитрые, коварные злодеи.

-Вспомните, в каких сказках были ситуации, когда доверчивых героев обманывали хитрые, коварные злодеи( «Волк и семеро козлят»«Буратино»«Сказка о мертвой царевне»«Кот, петух и лиса» и др.)

-Молодцы, дети! Иди, Дима, поставь на игровом поле значок «Х».

-Дети, из сказок вы знаете, что злодеи очень изобретательны и знают 1001 способ, чтобы обмануть свою жертву. Поэтому, чтобы с вами в жизни не случилось ничего плохого, нужно помнить об осторожности.

-Следующий вопрос-команде «нолики».

-Дети, вам нужно вспомнить, в каких сказках героям удавалось обхитрить

и победить коварных злодеев(«Терешечка»«Жихарка»«Три поросенка»«Царевна-лягушка» и др.)

-Молодцы! (Ставится на игровом поле «О»).

- Не только в сказках, но и в жизни случаются ситуации, когда злодеи пытаются похитить детей. Попробуйте ответить на вопросы,как избежать опасности и что делать, если она все-таки возникнет.

-Команда «Крестики отвечает на три вопроса:

1 вопрос: Какого человека мы называем незнакомым (Это человек, которого мы лично не знаем. Он может назвать нас по имени, сказать, что знаком с кем-то из наших родных; что работает с мамой или папой, или друг дедушки, но все эти слова ничего не значат. Он мог специально разузнать наше имя или просто услышать, как нас назвали друзья).

2 вопрос: Если незнакомый человек взял тебя за руки и пытается увести с собой, что ты будешь делать (Нужно кричать,  но так, чтобы окружающие не подумали, что кричит просто капризный ребенок Надо кричать так«На помощь! Помогите! Я этого человека не знаюЕсли незнакомец возьмет на руки, надо принять такую позу, когда тебя трудно поднять: сесть на землю и поднять руки кверху или стараться увернуться, убежать. Можно ударить по ноге ботинком, ударять руками и ногами, кинуть песком или землей в глаза обидчика).

3 вопрос: Если к тебе обратился незнакомый человек, как ты будешь с ним разговаривать (Лучше не вступать в разговор на улице, если ты один или со сверстниками, без взрослых. Если разговор состоится- отвечать лучше вежливо, кратко, всем своим видом показывать, что тебя этот человек не интересует, что ты спешишь, тебя ждут).

-Молодцы, поставьте знак «Х».

-Вопросы команде «Нолики».

1 вопрос: Что делать, если тебя хотят затащить в машину (Кричать:

«Помогите, меня увозят чужие люди!»)

-А если тебя все-таки сумели затащить в машину?

-Нужно успокоиться и ждать возможности снова позвать на помощь. Напри- мер, когда будут выводить из машины.

2 вопрос: Куда ты побежишь, если за тобой гонится незнакомый человек?

(К ближайшему людному месту: к магазину, к остановке, но не в парк и не по безлюдной дороге).

3 вопрос: Что ты будешь делать, если чужой человек пытается сам открыть дверь, а ты дома один (Звонить по телефону 02,вызывать милиционера, стучать по батарее отопления, кричать и звать на помощь соседей, звонить им по телефону, открыть окно или выйти на балкон и звать на помощь взрослых. Если нет телефона-громко кричать «Милиция, выезжайте немедленно, ломают дверь!-и назвать адрес).

-Вы правильно ответили на вопросы. (Ребенок рисует значок «О»).

- Давайте немного отдохнем, поиграем в игру «Знакомый, свой, чужой»

(Дети встают в круг, по очереди бросают мяч, приговаривая«Знакомый, свой, чужой». Ребенок, поймавший мяч, называет соответствующего человека и возвращает мяч водящему: мама, папа, бабушка, воспитатель, подруга мамы)

- Дети команды «Крестики! Внимательно рассмотрите эту картинку, расскажите, что на ней нарисовано! Как вы думаете ,знаком ли мужчина мальчику? (Незнакомец предлагает малышу игрушки, сладости; может предложить покататься на машине, которая стоит неподалеку).

-Как вы думаете, как должен поступить мальчик (Ему лучше не вступать в разговор с незнакомцем и не отвечать на его вопросы или, в крайнем случае, сказать ему: «Ты чужой. я с тобой никуда не пойду…я буду кричать…позову милиционера…папу…и т. д).

-Мальчик должен отказаться от угощения и игрушек«Мне нельзя сладкого. У меня дома много игрушек» и т. д.

На предложение покататься на машине можно ответить«Мы с папой тоже поедем на машине» или «Я сегодня уже катался»«Меня укачивает в машине».

(Подводится итог).

- Вопрос-команде «Нолики».

-Что изображено на этой картинке?

-Как вы думаете, перед дверью стоит настоящий милиционер или нет (Нет, это переодетый бандит.)

-Как вы думаете, какими словами он уговаривает девочку открыть дверь?

-Как должна поступить девочка (Не должна подходить к двери, раз -говаривать с чужим человеком. Преступники могут переодеваться в любую форму. Если придется вступить в разговор, то не говорить, что дома один. Сказать, что папа спит и просил его не будить или что папа в ванной.

Можно позвонить соседям или близко живущим родственникам и рассказать, что происходит).

(Подводится итог).

-А сейчас- конкурс для капитанов.

1 задание: составьте фоторобот опасного человека -Почему вы считаете, что составили фоторобот опасного человека?

2 задание: Вопрос капитану команды «Крестики»: Если у незнакомого человека приятная внешность, означает ли она и добрые намерения чело- века? (Не обязательно. Например, в «Сказке о мертвой царевне» красавице-

-царице удалось отравить царевну).

Вопрос капитану команды «Нолики»: А если человек некрасивый, бедно одетый или старый-значит ли, что он злой и не добрый (Нет. Например, Золушка. В любом наряде она добрая и ласковая).

-Правильно! Нужно обращать внимание не только на внешность, но и на поведение незнакомого человека. Если незнакомый человек часто встречает тебя, долго ходит за тобой, куда-то зовет, что-то обещает тебе, предлагает, просит…это должно насторожить вас, и вы должны рассказать об этом близким людям.

(Подводится итог конкурса капитанов).

- Вопрос для обеих команд одновременно: чья команда больше назовет народных пословиц и поговорок об осторожности при встрече с незнакомыми людьми, та и поставит свой значок.

Дети называют:

-Осторожность-мать безопасности.

Осторожность-не трусость.

-Не бойся, но опасайся.

-Ухо слышит, глаз видит, а сердце чует.

-Не всякий к делу гож. кто лицом пригож.

-Не всякий встречный друг сердечный.

-Личиком гладок, да делами гадок.

-Не всякому верь, запирай крепче дверь.

-Не всякому слуху верь, не всякую правду сказывай.

-Хороший замок-надежный друг.

-Больше верь своим очам, нежели чужим очам.

-Берегись бед, пока их нет.

(Подводится итог).

-И последнее задание- обеим командам.

-Назовите правила поведения на улице при встрече с незнакомцем.

Дети называют:

-Не вступай в разговор с незнакомым человеком, как бы он ни уговаривал и чтобы ни предлагал!

-Никогда не садись в машину незнакомого человека!

-Если незнакомый человек слишком настойчив, громко зови на помощь, кричи«Помогите! Меня увозит незнакомый человек, постарайся вырваться и убежать.

-Если на улице кто-то идет или бежит за тобой, а до дома далеко, беги к ближайшему людному месту: к магазину, остановке и т. д.

-Не ходи в безлюдном месте!

-Не гуляй до темноты!

(Подводится итог).

_Дети, посмотрите, на нашем игровом поле закончились все вопросы, а вы на все вопросы сумели найти ответ. Посмотрим, чья же команда победила? (определяется команда победителей).

-Дети, понравилась ли вам сегодняшняя игра? Что вам больше всего понравилось и запомнилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по социально - коммуникативному развитию и социальному воспитанию. Тема: «Хорошо у нас в саду»

Цель: содействие нравственному развитию детей.Задачи:— конкретизировать первоначальные представления о правилах поведения в группе детского сада;— способствовать развитию интереса к с...

Конспект ООД по социально-коммуникативному развитию «Осторожно, чужой человек»

Конспект ООД по социально-коммуникативному развитию «Осторожно, чужой человек»...

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию «Родословная»

Цель: формирование ценностного отношения к себе.Задачи:— конкретизировать представления детей о происхождении имен;— дифференцировать представления о близких и дальних родственниках, об их...

Конспект ООД по социально-коммуникативному развитию «Осторожно, чужой человек»

Конспект ООД по социально-коммуникативному развитию «Осторожно, чужой человек»...

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию «Робот – друг человека»

Данный конспект позволит педагогу создать условия для формирования социально-коммуникативных навыков  у детей старшего дошкольного возраста на примере качеств и поступков персонажей мультфильмов....

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста «Кого можно назвать вежливым человеком?»

Цель: закрепить и систематизировать знания детей по нравственному воспитанию.Задачи: формировать у детей навыки культурного поведения, учить употреблять в речи вежливые слова....