Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию «Осторожно, чужой человек»
план-конспект занятия по обж (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию «Осторожно, чужой человек»
Цель: способствовать обобщению правил безопасности при встрече с незнакомыми людьми.
задачи: способствовать формированию навыков безопасного поведения детей; развитию у детей чувства осторожности, осмотрительности.
- добиться усвоения знаний о том, что приятная внешность не всегда означает добрые намерения человека;
-способствовать закреплению знаний детей об опасных ситуациях, возникающих при встрече с незнакомыми людьми через рассматривание картинок, путем беседы и вопросов;
-способствовать воспитанию умения детей правильно вести себя в опасных ситуациях: не бояться, действовать уверенно и активно.
Материал: квадрат 30х30см с кармашками 10х10см,расположенными в 3 ряда и 3 столбца. В каждом кармашке вопрос; фломастер; две картинки с изображением ситуаций контактов с незнакомыми людьми: игра «Придумай портрет» (2 экземпляра); доска, два столика.
Предварительная работа: заучивание стихотворений, пословиц, поговорок об осторожности при встречах с незнакомыми людьми; чтение сказок о доверчивых героях и коварных злодеях; чтение журнала «Карапуз» 2002 год
«Звонят! Откройте дверь?», книги Т. А. Шорыгиной «Осторожные сказки», Г. П. Шалаевой «О. М. Журавлевой «Новые правила поведения для воспитанных детей», и др. проигрывание различных ситуаций с игрушками; тренинги.
Организация и методика проведения НОД:
-Дети, мы живем в огромном, многоликом мире людей. Мы хорошо знаем своих друзей, знакомых по соседней улице, соседей. Но мы не можем знать всех, кто живет в нашем городе, кого мы встречаем на улице. В мире есть люди добрые, умные, которые никому не делают зла. А есть люди, которые грабят квартиры, убивают людей, воруют детей. Поэтому надо научиться разбираться в людях, быть внимательными и осторожными.
-А вы знаете как вести себя при встрече с незнакомым человеком?
-Я вам хочу предложить поиграть в интересную игру: «Крестики-нолики»,где мы уточним как вести себя с незнакомыми людьми. Хотите поиграть?
-Вот наше игровое поле с различными заданиями. Вы разделитесь команды: «Нолики» и «Крестики». В игре будете по очереди отвечать на вопросы, которые спрятались в кармашках игрового поля. Если правильно ответите на вопрос-ставите в клеточке своей команды «Х» или «О».
Вначале - разминка, прочитаем стихотворения про опасные ситуации с незнакомцами.
1. Забывать нельзя никак,
Кто твой друг, а кто твой враг!
Дома ты один остался.
Вдруг в двери звонок раздался.
Незнакомцам ты не верь –
Отворять не надо дверь!
Это вовсе не пустяк:
Может быть за дверью враг!
Не пускайте дядю в дом,
Если дядя незнаком.
И не открывайте тете,
Если мама на работе.
Ведь преступник – он хитер,
Притворится, что монтер.
Или даже скажет он,
Что пришел к вам почтальон.
В жизни всякое бывает
С тем, кто двери открывает.
Чтоб тебя не обокрали,
Не схватили, не украли,
Незнакомцам ты не верь,
Закрывай покрепче дверь!
2. Каждый грамотный ребенок
Должен твердо знать с пеленок:
Если вас зовут купаться,
В телевизоре сниматься,
Обещают дать конфет,
Отвечайте твердо: «Нет!»
Вам предложат обезьянку
Или даже денег банку,
Или даже в цирк билет –
Отвечайте твердо: «Нет!»
Позовут лететь к Луне,
Покататься на слоне…
Есть на все простой ответ,
Ты ответить должен: «Нет!»
-Молодцы! А теперь начнем нашу игру!
Первый вопрос «открывает» команда «Крестики».
(Выходит ребенок, берет квадрат с вопросом, читает, участники этой команды отвечают, затем ставят знак своей команды в клеточке игрового поля).
-Дети, вы конечно, знаете и любите сказки. Они нас очень многому учат. В сказках есть доверчивые герои, а есть и хитрые, коварные злодеи.
-Вспомните, в каких сказках были ситуации, когда доверчивых героев обманывали хитрые, коварные злодеи( «Волк и семеро козлят», «Буратино», «Сказка о мертвой царевне», «Кот, петух и лиса» и др.)
-Молодцы, дети! Иди, Дима, поставь на игровом поле значок «Х».
-Дети, из сказок вы знаете, что злодеи очень изобретательны и знают 1001 способ, чтобы обмануть свою жертву. Поэтому, чтобы с вами в жизни не случилось ничего плохого, нужно помнить об осторожности.
-Следующий вопрос-команде «нолики».
-Дети, вам нужно вспомнить, в каких сказках героям удавалось обхитрить
и победить коварных злодеев(«Терешечка», «Жихарка», «Три поросенка», «Царевна-лягушка» и др.)
-Молодцы! (Ставится на игровом поле «О»).
- Не только в сказках, но и в жизни случаются ситуации, когда злодеи пытаются похитить детей. Попробуйте ответить на вопросы,как избежать опасности и что делать, если она все-таки возникнет.
-Команда «Крестики отвечает на три вопроса:
1 вопрос: Какого человека мы называем незнакомым (Это человек, которого мы лично не знаем. Он может назвать нас по имени, сказать, что знаком с кем-то из наших родных; что работает с мамой или папой, или друг дедушки, но все эти слова ничего не значат. Он мог специально разузнать наше имя или просто услышать, как нас назвали друзья).
2 вопрос: Если незнакомый человек взял тебя за руки и пытается увести с собой, что ты будешь делать (Нужно кричать, но так, чтобы окружающие не подумали, что кричит просто капризный ребенок Надо кричать так: «На помощь! Помогите! Я этого человека не знаю!» Если незнакомец возьмет на руки, надо принять такую позу, когда тебя трудно поднять: сесть на землю и поднять руки кверху или стараться увернуться, убежать. Можно ударить по ноге ботинком, ударять руками и ногами, кинуть песком или землей в глаза обидчика).
3 вопрос: Если к тебе обратился незнакомый человек, как ты будешь с ним разговаривать (Лучше не вступать в разговор на улице, если ты один или со сверстниками, без взрослых. Если разговор состоится- отвечать лучше вежливо, кратко, всем своим видом показывать, что тебя этот человек не интересует, что ты спешишь, тебя ждут).
-Молодцы, поставьте знак «Х».
-Вопросы команде «Нолики».
1 вопрос: Что делать, если тебя хотят затащить в машину (Кричать:
«Помогите, меня увозят чужие люди!»)
-А если тебя все-таки сумели затащить в машину?
-Нужно успокоиться и ждать возможности снова позвать на помощь. Напри- мер, когда будут выводить из машины.
2 вопрос: Куда ты побежишь, если за тобой гонится незнакомый человек?
(К ближайшему людному месту: к магазину, к остановке, но не в парк и не по безлюдной дороге).
3 вопрос: Что ты будешь делать, если чужой человек пытается сам открыть дверь, а ты дома один (Звонить по телефону 02,вызывать милиционера, стучать по батарее отопления, кричать и звать на помощь соседей, звонить им по телефону, открыть окно или выйти на балкон и звать на помощь взрослых. Если нет телефона-громко кричать «Милиция, выезжайте немедленно, ломают дверь!-и назвать адрес).
-Вы правильно ответили на вопросы. (Ребенок рисует значок «О»).
- Давайте немного отдохнем, поиграем в игру «Знакомый, свой, чужой»
(Дети встают в круг, по очереди бросают мяч, приговаривая: «Знакомый, свой, чужой». Ребенок, поймавший мяч, называет соответствующего человека и возвращает мяч водящему: мама, папа, бабушка, воспитатель, подруга мамы)
- Дети команды «Крестики! Внимательно рассмотрите эту картинку, расскажите, что на ней нарисовано! Как вы думаете ,знаком ли мужчина мальчику? (Незнакомец предлагает малышу игрушки, сладости; может предложить покататься на машине, которая стоит неподалеку).
-Как вы думаете, как должен поступить мальчик (Ему лучше не вступать в разговор с незнакомцем и не отвечать на его вопросы или, в крайнем случае, сказать ему: «Ты чужой. я с тобой никуда не пойду…я буду кричать…позову милиционера…папу…и т. д).
-Мальчик должен отказаться от угощения и игрушек: «Мне нельзя сладкого. У меня дома много игрушек» и т. д.
На предложение покататься на машине можно ответить: «Мы с папой тоже поедем на машине» или «Я сегодня уже катался», «Меня укачивает в машине».
(Подводится итог).
- Вопрос-команде «Нолики».
-Что изображено на этой картинке?
-Как вы думаете, перед дверью стоит настоящий милиционер или нет (Нет, это переодетый бандит.)
-Как вы думаете, какими словами он уговаривает девочку открыть дверь?
-Как должна поступить девочка (Не должна подходить к двери, раз -говаривать с чужим человеком. Преступники могут переодеваться в любую форму. Если придется вступить в разговор, то не говорить, что дома один. Сказать, что папа спит и просил его не будить или что папа в ванной.
Можно позвонить соседям или близко живущим родственникам и рассказать, что происходит).
(Подводится итог).
-А сейчас- конкурс для капитанов.
1 задание: составьте фоторобот опасного человека -Почему вы считаете, что составили фоторобот опасного человека?
2 задание: Вопрос капитану команды «Крестики»: Если у незнакомого человека приятная внешность, означает ли она и добрые намерения чело- века? (Не обязательно. Например, в «Сказке о мертвой царевне» красавице-
-царице удалось отравить царевну).
Вопрос капитану команды «Нолики»: А если человек некрасивый, бедно одетый или старый-значит ли, что он злой и не добрый (Нет. Например, Золушка. В любом наряде она добрая и ласковая).
-Правильно! Нужно обращать внимание не только на внешность, но и на поведение незнакомого человека. Если незнакомый человек часто встречает тебя, долго ходит за тобой, куда-то зовет, что-то обещает тебе, предлагает, просит…это должно насторожить вас, и вы должны рассказать об этом близким людям.
(Подводится итог конкурса капитанов).
- Вопрос для обеих команд одновременно: чья команда больше назовет народных пословиц и поговорок об осторожности при встрече с незнакомыми людьми, та и поставит свой значок.
Дети называют:
-Осторожность-мать безопасности.
- Осторожность-не трусость.
-Не бойся, но опасайся.
-Ухо слышит, глаз видит, а сердце чует.
-Не всякий к делу гож. кто лицом пригож.
-Не всякий встречный друг сердечный.
-Личиком гладок, да делами гадок.
-Не всякому верь, запирай крепче дверь.
-Не всякому слуху верь, не всякую правду сказывай.
-Хороший замок-надежный друг.
-Больше верь своим очам, нежели чужим очам.
-Берегись бед, пока их нет.
(Подводится итог).
-И последнее задание- обеим командам.
-Назовите правила поведения на улице при встрече с незнакомцем.
Дети называют:
-Не вступай в разговор с незнакомым человеком, как бы он ни уговаривал и чтобы ни предлагал!
-Никогда не садись в машину незнакомого человека!
-Если незнакомый человек слишком настойчив, громко зови на помощь, кричи: «Помогите! Меня увозит незнакомый человек!», постарайся вырваться и убежать.
-Если на улице кто-то идет или бежит за тобой, а до дома далеко, беги к ближайшему людному месту: к магазину, остановке и т. д.
-Не ходи в безлюдном месте!
-Не гуляй до темноты!
(Подводится итог).
_Дети, посмотрите, на нашем игровом поле закончились все вопросы, а вы на все вопросы сумели найти ответ. Посмотрим, чья же команда победила? (определяется команда победителей).
-Дети, понравилась ли вам сегодняшняя игра? Что вам больше всего понравилось и запомнилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по социально - коммуникативному развитию и социальному воспитанию. Тема: «Хорошо у нас в саду»
Цель: содействие нравственному развитию детей.Задачи:— конкретизировать первоначальные представления о правилах поведения в группе детского сада;— способствовать развитию интереса к с...
Конспект ООД по социально-коммуникативному развитию «Осторожно, чужой человек»
Конспект ООД по социально-коммуникативному развитию «Осторожно, чужой человек»...
Конспект занятия по социально - коммуникативному развитию "Доброта - главное качество человека"
занятие "Доброта - главное качество человека"...
Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию «Родословная»
Цель: формирование ценностного отношения к себе.Задачи:— конкретизировать представления детей о происхождении имен;— дифференцировать представления о близких и дальних родственниках, об их...
Конспект ООД по социально-коммуникативному развитию «Осторожно, чужой человек»
Конспект ООД по социально-коммуникативному развитию «Осторожно, чужой человек»...
Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию «Робот – друг человека»
Данный конспект позволит педагогу создать условия для формирования социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста на примере качеств и поступков персонажей мультфильмов....
Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста «Кого можно назвать вежливым человеком?»
Цель: закрепить и систематизировать знания детей по нравственному воспитанию.Задачи: формировать у детей навыки культурного поведения, учить употреблять в речи вежливые слова....