Развитие эмоционального интеллекта дошкольников с задержкой психического развития
методическая разработка (старшая группа)

 В статье представлено содержание коррекционно-воспитательной работы с детьми с задержкой психического развития. Представленные виды деятельности позволяют развивать эмоциональный интеллект, мышление и речь дошкольников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_ei.docx24.13 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие эмоционального интеллекта дошкольников с задержкой психического развития

В условиях современного общества проблема социально-коммуникативного развития личности является одной из актуальных проблем   образования. Это относится и к сфере дошкольного образования. Социальное окружение современного ребенка имеет свои особенности: в нем часто наблюдается дефицит общения, внимательности, сердечности, доброжелательности во взаимоотношениях между людьми.

ФГОС ДО одним из важных направлений развития дошкольников называет образовательную область «Социально-коммуникативное развитие», которое способствует адаптации личности в условиях новых реалий. Оно предусматривает усвоение ребёнком ценностей и норм поведения, обуславливающих жизнь в обществе; становление самостоятельности; расширение сферы общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, социального и эмоционального интеллекта; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.  Одной из областей развития, обозначенных в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте, является развитие эмоционального интеллекта. 

Особую  важность развитие эмоционального интеллекта приобретает в дошкольном возрасте, когда эмоции проходят путь значительного развития. В это время происходит освоение социальных норм выражения  различных эмоций. Благодаря речевому развитию эмоции становятся осознанными, проявляются способности отличать экспрессивные средства от переживаний. У детей происходит развитие эстетических, интеллектуальных и моральных чувств, формируются чувства долга и стыда. Дошкольное детство -  время возникновения эмоциональных переживаний не только по поводу настоящего, но и по поводу будущего, возможность пространственно-временного смещения на основе эмоционального предвосхищения ситуации взаимодействия и вырабатывания способности к эмоциональной децентрации, а также увеличение способности понимания эмоций и рассуждений, стратегий действий других людей.

Понятие эмоционального интеллекта появилось недавно. Серьезно о нём впервые заговорили в 1990 году после статьи Питера Саловея и Джона Майера, в которой авторы определили эмоциональный интеллект как способность узнавать свои и чужие эмоции и чувства, различать их между собой и использовать эту информацию для дальнейших рефлексий и действий. Саловей и Майер считают эмоциональный интеллект подсистемой уже известного социального интеллекта, который позволяет «понимать людей и управлять ими».

Отечественные психологи понимают эмоциональный интеллект как способность человека понимать и осознавать свои эмоции, умение конструктивно их выражать, понимать чувства окружающих. От эмоционального интеллекта зависят общее благополучие человека, его удовлетворенность отношениями с другими людьми, успехи в работе и счастье в семейной жизни.

В отечественной педагогике и психологии широко используется модель Д. Гоулмана, включающая в структуру эмоционального интеллекта   самосознание, контроль импульсивности, уверенность, самомотивацию, оптимизм, коммуникативные навыки, умение эффективно выстраивать взаимоотношения с другими людьми.

В развитии эмоционального интеллекта прослеживается несколько этапов: на первом этапе происходит знакомство с эмоциями: радостью, злостью, горем, гневом, страхом, удивлением. Это может совершаться как в повседневной жизни, так и в специально организованной деятельности.

На втором этапе развивается способность использовать эмоции для направления внимания на важные события, формируется способность вызвать определенную эмоцию, контролировать ее. Благодаря данной способности человек может продолжать работать с той же продуктивностью или даже увеличить её, несмотря на негативное или тревожное эмоциональное состояние.

3-й этап – этап понимания (осмысления) эмоций.  Новообразование данного этапа состоит в отчётливой фиксации своего эмоционального состояния, в возможности выразить его в знаковой форме. Осознанию собственных эмоций ребенком способствуют называние взрослым эмоциональных реакций и состояния ребенка, принятие или непринятие взрослым этих эмоций, поддержка адекватных реакций и отвержение неадекватных. Кроме того, на данном этапе важна роль взрослого, которая заключается в том, что взрослый предоставляет дошкольнику образцы способов эмоционального самовыражения.

4-й этап. Управление эмоциями - это способность человека чувствовать свои эмоции, давать им характеристику, переживать их и отпускать после этого.

 Практика показывает, что в настоящее время в детский сад часто приходят дети, не проявляющие никаких эмоций, не реагирующие на окружающий их мир, дети с нарушенной самоидентификацией, которые не узнают себя и родных на фотографиях. Другие дети различают и проявляют только ограниченный набор эмоций, в основном отрицательных, часто неадекватных текущей ситуации. С другой стороны, есть дети, активно проявляющие свои эмоции, с богатой, живой мимикой, но при этом неговорящие.

Созданию положительного эмоционального фона в группе, знакомству детей с основными эмоциями, развитию навыков социализации и подражания способствует использование игр в кругу и хороводных игр. В ходе взаимодействия в играх у детей повышается мимическая активность, появляется положительная реакция на проведение игр, изменяется в лучшую сторону эмоциональная сторона игрового общения, развивается интерес к игре. Дети меньше проявляют негатив, тревогу, агрессивность, начинают выполнять игровые действия без помощи взрослых.

Общение ребёнка со сверстниками очень важно для нормального развития и эмоционального здоровья. Психогимнастика помогает ребенку проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других. В ходе выполнения упражнений у детей изживаются невротические проявления (страхи, различного рода опасения, неуверенность), вырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта и т.п.). Дети получают понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные, понимают причины возникновения основных эмоциональных состояний, осваиваются экспрессивные формы выражения эмоций – интонация, мимика, пантомимика.

Чтение сказок задает оценку положительного и отрицательного в жизни, противопоставляет идеальное и ошибочное, идентификация самоготребёнка с героями сказки помогает ему понять, что у других имеются такие же, как и у него, проблемы и переживания. Беседы по прочитанному учат распознавать эмоциональные проявления других, обогащают и активизируют речь детей за счёт слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения, развивается умение говорить о том, что чувствует другой, находясь в той или иной ситуации. Дети учатся проявлять внимание, сочувствие к героям сказки, к окружающим их людям. Игра-беседа с персонажами произведения позволяет узнать, насколько детям понятно содержание художественного произведения, понять, насколько глубоко   ребёнок усвоил нравственные эталоны, какова его позиция по отношению к разным героям.

Театрализованная деятельность обогащает жизненный опыт дошкольника, способствует развитию умения встать на позицию другого человека, оценить его поступок, сблизиться с героем произведения, пережить его победы и поражения. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения    (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

Настольные и дидактические игры позволяют познакомить детей с разными проявлениями эмоций, учат детей распознавать настроение других, в играх происходит закрепление эмоционального словаря, усваиваются такие понятия, как «настроение», «эмоции»,  дети начинают использовать в речи прилагательные весёлый, грустный, печальный, хмурый, удивлённый, испуганный и т. д.),  учатся устанавливать связи между проявлениями эмоций, чувств, и состояниями и причинами их возникновения.

Сюжетно-ролевая игра как всякая творческая деятельность, эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом. В игру вовлекаются все стороны личности: ребёнок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления.

        Формирование социальных умений происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Только так ребенок сможет овладеть речью, новыми знаниями и умениями; у него формируются  собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер. Гармоничное развитие личности дошкольника способствует повышению самооценки, позволит быть успешным в будущем, занимать лидирующие позиции в профессиональной деятельности. На наш взгляд, применение данных видов деятельности в работе с детьми с ЗПР способствует развитию эмоционального интеллекта.

Чем разнообразнее будут приёмы коррекционного воздействия на детей с задержкой психического развития, тем более успешным будет процесс социально-коммуникативного развития в целом, и развития эмоционального интеллекта в частности.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: Центр педагогического образования, 2014

2. Гоулман Дэниел, Эмоциональный интеллект ; пер. с англ. А. П. Исаевой. - М. : ACT: ACT МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2009. - 478с.

Электронные ресурсы:

  1. http://festival.1september.ru/articles/607697/;
  2. http://educoroang.ru/O_centre/projects/sip/razvitie_ehmocionalnogo_intellekta_kak_motivacionn.html
  3. http://elo4ka.ucoz.ru/publ/razvitie_ehmocionalnogo_intellekta_u_detej_doshkolnogo_vozrasta/1-1-0-3

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дидактических игр в работе по развитию математических представлений дошкольников с задержкой психического развития

Наиболее трудным предметом для детей с задержкой психического развития дошкольного возраста является математика. Для развития познавательного интереса к математическим знаниям мы используем разнообраз...

Примерное календарно-тематическое планирование по развитию речи для дошкольников с задержкой психического развития.

Развитие лексики. Совершенствование грамматического строя речи. Развитие связной речи....

"Развитие эмоций у дошкольников с задержкой психического развития"

В презентации предоставлен материал по работе над эмоциями с детьми ЗПР...

Статья: "Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное благополучие дошкольника с задержкой психического развития"

Статья посвящена проблеме детско-родительских отношений; тому, какое влияние родители оказывают на эмоциональное благополучие детей с ЗПР....

Развитие воображения у дошкольников с задержкой психического развития

Рекомендации для родителей. Как заниматься с ребенком дома....

Программа по коррекционному развитию эмоциональной сферы обучающихся с задержкой психического развития.

Дети с ЗПР имеют ряд особенностей в развитии эмоциональной сферы, общении. Дошкольники испытывают дефицит  общения со взрослыми, с детьми. Поэтому появляется необходимость учить детей откры...

Эмоциональная сфера дошкольников с задержкой психического развития как предмет коррекционной работы.

Эмоциональная сфера дошкольников с задержкой психического развития как предмет коррекционной работы.  Слово «эмоция» является производным от латинского глагола  emoveo- потрясаю,...