Примерное календарно-тематическое планирование по развитию речи для дошкольников с задержкой психического развития.
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему
Развитие лексики. Совершенствование грамматического строя речи. Развитие связной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarno-tematicheskoe_planirovanie.docx | 34.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Примерное календарно-тематическое планирование по развитию речи для дошкольников с задержкой психического развития
Месяц | Неделя | Лексическая тема | Развитие лексики. Совершенствование грамматического строя речи. Развитие связной речи. | |
Средний возраст | Старше – подготовительный возраст | |||
Сентябрь | 4 неделя | Осень. Деревья | Формирование словаря по теме. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Игра «Назови ласково». Образование множественного числа существительных. Игра «Один – много». | Активизация словаря по теме. Составление предложений об осени по картинке. Распространение предложений прилагательными. Образование относительных прилагательных (тема «Деревья»). Игра «Разноцветные листья». Составление рассказа из четырех предложений об осени по картинке. |
Октябрь | 1 неделя | Овощи. Огород | Актуализация лексики. Ответы на вопросы педагога. Игра «Волшебный мешочек». Образование множественного числа существительных. Игра «Один – много». Образование родительного падежа существительных Упражнение «Чего не стало». Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Игра «Назови ласково» | Актуализация словаря по теме. Отгадывание и толкование загадок. Игра «В огороде у козы Лизы». Образование множественного числа существительных. Игра «Один – много». Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Игра «Назови ласково» Составление рассказа-описания по плану по теме «Овощи» |
2 неделя | Фрукты. Сад | Расширение словаря. Игра «Узнай фрукт». Образование множественного числа существительных. Игра «Один – много». Образование родительногопадежа существительных Упражнение «Чего не стало». Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Игра «Назови ласково» Составление предложений по вопросам педагога. Игра «Волшебный мешочек» (фрукты) | Актуализация словаря по теме. Дифференциация овощей и фруктов. Игра «Поможем клоуну». Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Игра «Назови ласково» Образование множественного числа существительных. Игра «Один – много». Образование относительных прилагательных по теме. Игра «Веселый повар». Составление загадок-описаний о фруктах с опорой на картинки. | |
3 неделя | Ягоды. Домашние заготовки | Расширение лексики. Ответы на вопросы. Диалог «За ягодами». Игра «Собери в корзинку». Образование множественного числа существительных. Игра «Один – много». Образование родительного падежа существительных Упражнение «Чего не стало». Обучение отгадыванию загадок о ягодах. | Актуализация словаря по теме. Рассматривание картинок. Ответы на вопросы. Образование относительных прилагательных. Игра «Веселый повар» (по теме «Ягоды»). Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Игра «Назови ласково». Образование относительных прилагательных по теме. Игра «Веселый повар». Составление загадок-описаний о ягодах с опорой на картинки. | |
4 неделя | Лес. Грибы | Расширение лексики. Ответы на вопросы. Диалог «За грибами». Образование множественного числа существительных по теме. Игра «Один – много». Образование родительного падежа существительных Упражнение «Чего не стало». Обучение отгадыванию загадок о грибах. | Актуализация и расширение словаря по теме. Игра «За грибами». Загадки. Образование сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Игра «Назови ласково». Образование относительных прилагательных по теме. Игра «Веселый повар». Составление рассказа-описания по теме «Грибы» | |
5 неделя | Человек. Части тела | Актуализация и расширение словаря по теме. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Игра «Назови ласково» по теме Образование множественного числа существительных по теме. Игра «Один – много». Упражнение в употреблении простых распространенных предложений с предлогами. (У Вани во рту конфета.) | Расширение активного словаря многозначными словами: кисть (руки, рябины, маляра), нос (ребенка, лодки), спинка (дивана, ребенка, стула). Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Игра «Назови ласково» по теме. Образование множественного числа существительных по теме. Игра «Один – много». Составление рассказа «Расскажи о своем любимом друге» | |
Ноябрь | 1 неделя | (31.10-06.11) Дни здоровья и психолого-эмоциональной разгрузки | ||
2 неделя | Одежда. Головные уборы. | Актуализация и расширение словаря по теме. Игра «В магазине». Образование множественного числа существительных по теме. Игра «Один – много». Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Игра «Назови ласково» по теме. Игра «Большой – маленький». Образование родительного падежа существительных. Упражнение «Чего не стало». Повторение за педагогом рассказа-описания о куртке. | Расширение словаря по теме. Отгадывание и толкование загадок по теме. Образование множественного числа существительных по теме. Игра «Один – много». Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Игра «Назови ласково» по теме. Образование относительных прилагательных по теме. Использование несклоняемого существительного пальто. Составлений предложений. Составление рассказа-описания об одежде. Игра «Магазин» | |
3 неделя | Обувь | Рассматривание картинок по теме. Беседа. Актуализация и расширение словаря по теме. Образование множественного числа существительных по теме. Игра «Один – много». Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Игра «Назови ласково» по теме | Расширение словаря по теме. Отгадывание и толкование загадок об обуви. Образование множественного числа сущ. Игра «Один-много» по теме«Обувь». Образование род. Падежа сущ. по теме. Игра «Чего не хватает» Согласование прилагательных с сущ. «Какой? Какая? Какие?» Составление рассказа-описания об обуви. Игра «Магазин». | |
4 неделя | Электроприборы | Рассматривание картинок по теме. Беседа. Актуализация и расширение словаря по теме. Образование множественного числа существительных по теме. Игра «Один – много». Повторение за педагогом рассказа-описания об электроприборах с опорой на картинки. Игра «Магазин» | Расширение словаря по теме. Отгадывание и толкование загадок об электроприборах. Образование множественного числа существительных. Игра «Один – много» - по теме «Электроприборы» Составление рассказа-описания об электроприборах с опорой на картинки. Игра «Магазин» | |
Декабрь | 1 неделя | Зима. Признаки зимы | Актуализация словаря по теме. Рассматривание картины «Первый снег». Беседа по картине «Наступила зима». Подбор определений к существительным: снег, лед, снежинка. Сравнение двух времен года (признаки осени и зимы). Игра «Разноцветные круги». | Расширение словаря по теме «Зима». Приметы, зимние месяцы. Рассматривание картинок. Ответы на вопросы. Согласование прилагательных с существительными «Какой? Какая? (по теме «Зима») Составление рассказа-описания по опорным картинкам «Наступила зима». |
2 неделя | Мебель | Расширение словаря по теме. Обучение отгадыванию загадок о мебели. Беседа с рассматриванием картинок. Игра «Наша квартира» Употребление предлогов В, НА, С, ИЗ. Игра «Куклина комната» Повторение за педагогом рассказа-описания о стуле. | Расширение словаря по теме «Мебель». Беседа «Моя комната» с рассматриванием картинок. Отгадывание и толкование загадок о мебели. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Игра с мячом «Назови ласково» по теме. Образование относительных прилагательных. Игра «Из чего – какой?» по теме. Составление рассказа-описания о мебели по плану. | |
3 неделя | Посуда. Продукты питания | Расширение словаря по теме «Посуда». Загадки. Образование множественного числа существительных по теме. Игра «Один – много». Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Игра с мячом «Назови ласково» по теме. Составление рассказа-описания о посуде по плану. | Расширение словаря по теме. Формирование понятий: чайная, столовая, кухонная посуда; мучные, молочные, мясные продукты питания. Образование множественного числа существительных по теме. Игра «Один – много». Согласование прилагательных с сущ. «Какой? Какая? Какое?» Составление рассказа-описания о посуде по плану. | |
4 неделя | Новый год. Игрушки | Расширение словаря по теме. Беседа о новогоднем празднике. Рассматривание картинок «У елки». Подбор определений. Игра «Чудесный мешочек» (Игрушки) Образование множественного числа существительных. Игра Один-много» по теме «Игрушки» Составление рассказа по серии картинок. «Подарок Незнайки» | Расширение словаря по теме. Беседа о новогоднем празднике. Рассматривание картинок. Загадки. Образование относительных прилагательных. Игра с мячом «Что из чего?» по теме «Игрушки» Составление рассказа по представлению о том, как праздновали Новый год в семье. | |
5 неделя | (25.12-12.01) Дни здоровья и психолого-эмоциональной | |||
Январь | 3 неделя | Зимние забавы | Расширение словаря по теме «Зимние забавы». Рассматривание картинок по теме. Употребление в речи простых предлогов. Упражнение «На горке» Составление рассказа-описания о зиме по опорным картинкам. | Расширение словаря по теме «Зимние забавы». Рассматривание картинок по теме. Ответы на вопросы. Отгадывание загадок про зимний вид спорта. Образование относительных прилагательных от существительных. Составление рассказа-описания о зиме и зимних забавах по опорным картинкам. |
4 неделя | Зимующие птицы | Рассматривание картины «У кормушки». (Кого не стало? Кто прилетел? и т.п.) Беседа. Формирование словаря по теме. Употребление в речи простых предлогов. Игра «У кормушки» Составление рассказа-описания о снегире по вопросам. | Рассматривание картины «У кормушки». Беседа. Употребление в речи простых предлогов. Игра «У кормушки» Образование притяжательных прилагательных по теме «Зимующие птицы» Игра с мячом «Чей? Чья? Чьи?» Образование множественного числа существительных именительного и родительного падежей. Игра «Один – много» Составление рассказа-описания о синице. | |
5 неделя | Дикие животные и их детеныши | Рассматривание фигурок диких животных. Актуализация словаря по теме. Беседа. Обучение отгадыванию загадок. Употребление существительных в винительном и творительном падеже. Игра «Угостим животных». Образование существительных с суффиксами –онок-, енок-, -ат-, -ят-. Игра «Мамы и детеныши». Составление рассказа-описания о зайце. | Беседа о диких животных (с опорой на картинки). Расширение словаря по теме. Отгадывание и придумывание загадок-описаний о диких животных. Игра «Волшебный мешочек» Притяжательные прилагательные. Игра «Кто за деревом?» Употребление существительных в творительном падеже. Игра «Кто чем питается?». Составление рассказа-описания о лисе. | |
Февраль | 1 неделя | Домашние животные и их детеныши | Рассматривание фигурок домашних животных. Актуализация словаря по теме. Беседа. Образование существительных с суффиксами –онок-, енок-, -ат-, -ят-. Игра «Найди маму». Употребление предлогов: НА, С, В, ИЗ. Игра «Котенок и кресло». Составление рассказа-описания о кошке и собаке по вопросам и с опорой на картинку. | Беседа о домашних животных с рассматриванием картинок. Расширение словаря по теме. Отгадывание загадок. Образование существительных с суффиксами –онок-, -енок-. Игра «Найди маму». Употребление притяжательных прилагательных Игра «Кто за забором». Составление рассказа-описания о домашних животных по плану. |
2 неделя | Домашние птицы | Рассматривание картины «Птичий двор». Формирование словаря. Беседа. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Игра с мячом «Назови ласково» по теме. Коллективный рассказ – описание о петушке (4 предложения) | Беседа о домашних птицах с рассматриванием картинок. Расширение словаря по теме. Отгадывание загадок. Образование множественного числа существительных именительного и родительного падежей. Игра «Один – много» по теме. Употребление притяжательных прилагательных. Игра «Чей, чья?» - яйцо, клюв, лапы, хвост и т.д.Составление рассказа-описания о домашних птицах. | |
3 неделя | Защитники Отечества» | Расширение словаря по теме. Беседа о защитниках Родины. Чтение педагогом стихотворения «НашаРодина» Употребление существительных в дательном падеже. Игра «Кому что нужно» Составление предложений по картинкам. Игра «Кто знает, пусть продолжает». (Кто чем управляет) | Расширение словаря по теме. Беседа о военных профессиях с рассматриванием картинок. Отгадывание загадок. Употребление существительных в творительном падеже. Игра «Кто чем управляет». Употребление существительных в дательном падеже. Игра «Кому что нужно» Составление рассказа-описания о защитниках Родины. | |
4 неделя | «Зоопарк» | Рассматривание фигурок животных зоопарка. Актуализация словаря по теме. Беседа. Образование множественного числа существительных именительного и родительного падежей. Игра «Один – много» по теме. Коллективный рассказ – описание о животном Зоопарка. | Беседа о животных Севера и жарких стран с рассматриванием картинок. Расширение словаря по теме. Отгадывание загадок. Образование существительных с суффиксами –онок-, -енок-. Игра «Найди маму» Употребление предлогов. Игра «Кто спрятался в Зоопарке?» Рассказы-описания о животных Севера и жарких стран. | |
Март | 1 неделя | Весна. | Рассматривание картинок «Вена наступила». Расширение словаря. Беседа. Закрепление знания признаков осени, зимы, весны. Игра «Разноцветные круги». Употребление простых предлогов. Составление предложений о весне с опорой на картинки. | Беседа о весне с рассматриванием картинок. Расширение словаря по теме. Отгадывание загадок. Образование множественного числа существительных именительного и родительного падежей. Игра «Один – много» - по теме. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Игра «Назови ласково»- по теме. Рассказы-описания о весне по опорным картинкам. |
2 неделя | Семья. Мамин праздник | Рассматривание картинки «Поздравляем маму». Актуализация словаря по теме. Беседа. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Игра с мячом «Назови ласково» (по теме «Семья»). Составление предложений о семье с опорой на картинки. | Беседа о семье с рассматриванием картинок. Расширение словаря по теме. Отгадывание загадок. Образование множественного числа существительных именительного и родительного падежей. Игра «Один – много» (по теме «Семья») Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Игра с мячом «Назови ласково» (по теме «Семья») | |
3 неделя | Транспорт | Рассматривание предметных картинок и моделей машин по теме. Актуализация словаря по теме. Беседа. Обучение отгадыванию загадок по теме. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Игра с мячом «Назови ласково» - по теме. Составление предложений о транспорте. | Беседа о транспорте с рассматриванием картинок «Виды транспорта». Расширение словаря по теме. Отгадывание загадок. Образование множественного числа существительных именительного и родительного падежей. Игра «Один – много» (по теме «Транспорт») Употребление в речи предлогов. Игра с машинами (с комментарием действий). Составление рассказа-описания о транспорте по плану. | |
4 неделя | ПДД | Рассматривание картинок по теме. Формирование словаря. Беседа. Игра «Красный – желтый – желтый» (знания о светофоре). Употребление в речи простых предлогов. Игра «На улице». Составление предложений по картинкам по теме ПДД. | Беседа о дорожных знаках с рассматриванием картинок. Расширение словаря по теме. Отгадывание загадок. Употребление предложно-падежных формы существительных единственного и множественного числа. Игра «Посчитай переходы, тротуары, обочины по картинке»(1 – 3 – 5). Употребление в речи простых предлогов. Игра «На улице». Составление рассказа по картинке «На перекрестке» по плену. | |
5 неделя | (28.03-01.04) Дни здоровья и психолого-эмоциональной разгрузки | |||
Апрель | 1 неделя | Профессии. Инструменты | Рассматривание картинок по теме. Формирование словаря. Беседа. Глагольный словарь. Игра «Кто что делает?» Употребление существительных в творительном падеже. Игра «Кто чем пользуется». Составление предложений по картинкам «Шофер водит машину» | Беседа о профессиях и инструментах с рассматриванием картинок. Расширение словаря по теме. Рассказы детей о профессии родителей. Отгадывание загадок. Употребление существительных в творительном падеже. Игра «Кто чем пользуется». Образование относительных прилагательных от существительных. Игра «Из чего, какой?» Составление рассказа о работниках детского сада. |
2 неделя | Космос | Беседа о космосе с рассматриванием картинок. Расширение словаря по теме. Новая лексика: космос, космонавт, ракета, корабль. Употребление антонимов. Игра «Скажи наоборот» (далеко - близко, высоко-низко…). Употребление предлогов. Игра «Ракета и космос». Составление предложений о космосе по картинкам. | Беседа о космосе с рассматриванием картинок. Расширение словаря по теме. Игра «Полетим на луну». Отгадывание загадок. Употребление предлогов. Игра «Ракета и космос». Употребление предложно-падежных формы существительных единственного и множественного числа. Игра «Сосчитай до пяти» (Одна большая звезда..., одна космическая станция …) Пересказ рассказа «Юрий Гагарин». | |
3 неделя | Перелетные птицы | Беседа о перелетных птицах. Рассматриванием картины «Грачи прилетели». Формирование словаря по теме. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Игра с мячом «Назови ласково» - по теме. Образование родительного падежа существительных. Игра «Кого не хватает?» по теме. Составление предложений о перелетных птицах. | Беседа о перелетных птицах с рассматриванием картинок. Расширение словаря по теме. Отгадывание загадок. Образование множественного числа существительных именительного и родительного падежей. Игра «Один – много» - по теме Образование притяжательный прилагательных. Игра «Чей?, Чья?, Чьи?,» Составление рассказа-описания о перелетной птице. | |
4 неделя | Школа. Школьные принадлежности | Беседа о школе, школьных принадлежностях с рассматриванием картинок. Активизация словаря по теме. Образование множественного числа существительных именительного и родительного падежей. Игра «Один – много». Составление предложений о школьных принадлежностях по картинкам. | Беседа о школе, школьных принадлежностях с рассматриванием картинок. Расширение словаря по теме. Отгадывание загадок. Образование множественного числа существительных именительного и родительного падежей. Игра «Один – много» Образование относительных прилагательных от существительных «Из чего, какой?» Составление рассказа по серии картинок «Почему учитель ругает мальчика?». | |
Май | 2 неделя | День Победы. Мой город | Беседа о Дне Победы с рассматриванием картинок. Активизация словаря по теме. Образование множественного числа существительных именительного и родительного падежей. Игра «Один – много». Составление предложений о праздничном салюте по картинкам. | Беседа о Дне Победы с рассматриванием картинок. Расширение словаря по теме. Образование множественного числа существительных именительного и родительного падежей. Игра «Один – много» Образование глаголов совершенного и несовершенного вида по теме «День Победы» Составление рассказа по картинке «День Победы» - возложение цветов к памятнику. |
Насекомые | Рассматривание картинок. Формирование словаря. Беседа. Отгадывание, толкование загадок о насекомых. Употребление в речи простых предлогов. Игра «Бабочка и цветы». Составление предложений о насекомых по картинкам. | Беседа о насекомых с рассматриванием картинок. Расширение словаря по теме. Отгадывание загадок. Образование множественного числа существительных именительного и родительного падежей. Игра «Один – много» Употребление в речи предлогов: на, под, за, в, из, из-за, из-под. Игра «На лесной полянке» - насекомые. Составление рассказа о насекомых по плану. | ||
3 неделя | Цветы садовые и луговые | Рассматривание картинок по теме. Расширение словаря. Беседа Отгадывание загадок. Образование множественного числа существительных именительного и родительного падежей. Игра «Один – много» - по теме. Использование в речи простых и сложных предлогов. Составление рассказа-описания о цветах по образцу. | Беседа о цветах с рассматриванием картинок. Расширение словаря по теме. Отгадывание загадок. Образование множественного числа существительных именительного и родительного падежей. Игра «Один – много» - по теме. Использование в речи простых и сложных предлогов. Составление рассказа-описания о цветах по плану (с опорой на картинки). Игра «Маленькие художники». | |
4 неделя | Лето, рыбы | Рассматривание картинок. Активизация словаря. Отгадывание загадок. Игра «Аквариум». Согласование числительных 2 и 5 с существительными. Игра «Лото – 2 и 5» Использование в речи простых предлогов. Составление предложений о рыбах с опорой на картинки. | Беседа о рыбах с рассматриванием картинок. Расширение словаря по теме. Отгадывание загадок. Образование множественного числа существительных именительного и родительного падежей. Игра «Один – много» - по теме. Образование творительного падежа существительных. Игра «Кто чем питается» Использование в речи простых и сложных предлогов. Составление рассказа-описания о речных рыбах с опорой на картинки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование грамматических средств речи у дошкольников с задержкой психического развития
работа по преодолению нарушений грамматической стороны речи...
Использование дидактических игр в работе по развитию математических представлений дошкольников с задержкой психического развития
Наиболее трудным предметом для детей с задержкой психического развития дошкольного возраста является математика. Для развития познавательного интереса к математическим знаниям мы используем разнообраз...
"Развитие эмоций у дошкольников с задержкой психического развития"
В презентации предоставлен материал по работе над эмоциями с детьми ЗПР...
Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью моделей и картинно-графических схем.
Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью моделей и картинно-графических схем. В практике развития речи дошко...
Методическая разработка по развитию связной монологической речи старших дошкольников с задержкой психического развития
Особенности формирования речевой деятельности, процесса овладения языком и навыками связных высказываний у детей с ЗПР до сих пор остаются недостаточно хорошо изученными.В практике коррекционной педаг...
Современный подход к использованию диафильмов в практике коррекционной работы по подготовке к овладению связной речью у дошкольников с задержкой психического развития
Очень трогательная, добрая сказка, как в потерянной рукавичке зимовали звери, пока хозяин не вернулся за пропажей....
Профилактика нарушений письменной речи у дошкольников с задержкой психического развития
Проблема нарушений письменной речи – одна из самых актуальных для школьного обучения. Происходит это потому, что письмо и чтение в школе превращается в средство приобретения знаний учащимися....