"Развитие эмоций у дошкольников с задержкой психического развития"
презентация к уроку (старшая группа) на тему
В презентации предоставлен материал по работе над эмоциями с детьми ЗПР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_emotsiy_u_doshkolnikov_s_zaderzhkoy_psihicheskogo_razvitiya.pptx | 1.41 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Дети дошкольного возраста не всегда способны осознать и контролировать свои эмоции. Детям с ЗПР еще сложнее ориентироваться в мире эмоций и чувств. Особенности слухового и зрительного восприятия, мышления не позволяют им в полной мере дифференцировать свои эмоции и эмоции окружающих людей. Слабость волевых усилий воспитанников с ЗПР приводить к проявлению негативных эмоций. Воспитатели и родители направляют свои усилия в первую очередь на развитие и коррекцию интеллекта ребенка, забывая о его чувствах и эмоциях
Цель Привлечь внимание детей к эмоциональному миру человека. Обучить дошкольников выражению эмоций и их распознаванию.
Задачи Дать детям знания о некоторых базовых эмоциях, используя разные каналы восприятия. Учить различать эмоции по схематическим изображениям. Помочь детям понимать собственное эмоциональное состояние. Выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонацию. Обучить навыкам релаксации, саморегуляции , формировать способность управлять своим эмоциональным состоянием. Повышать эмоциональную устойчивость ребенка, обсуждая и «проживая» ситуации, вызывающие разнообразные чувства. Развивать коммуникативные умения .
Работаю над следующими эмоциями: * РАДОСТЬ * ГРУСТЬ * СТРАХ * ОБИДА * ГНЕВ * ВИНА * УДИВЛЕНИЕ
Методы и приемы: Ритуал приветствия и прощания. Слушание песни или отрывка музыкального произведения соответствующего характера. Чтение отрывка литературного произведения. Изображение эмоций различными изобразительными способами (нарисовать, дорисовать, вылепить, выложить из деталей). Проигрывание этюдов. Игры и упражнения с использованием интонации и тембра. Рассматривание фотографий, пиктограмм, сюжетных картин с непрорисованным лицом. Выкладывание эмоций из кубиков и плоскостных деталей. Использование лото. Анализ заданных ситуаций. Рассказы воспитателя и детей. Упражнения подражательного и творческого характера на мышечную релаксацию.
Этапы работы
1. Первичное знакомство с чувством, настроением. Рассказ или чтение взрослым эпизода из сказки, рассказа, в котором герой испытывает то же чувство. Дети должны угадать чувство, а затем вспомнить другие эпизоды из сказок, рассказов, когда герой испытывает это же чувство. Вопрос: "Какое это чувство?" Затем взрослый говорит детям, что они тоже испытывают такое чувство и предлагает закончить предложение: "Чувство радости (обиды, жалости и др.) это когда ..." Наши близкие тоже в тех или иных случаях испытывают это чувство. Дети заканчивают предложения: "Для мамы чувство радости (обиды, жалости) это когда ...", "Для воспитательницы ... ", "Для сестры ..." Рисунок на тему "чувство" Затем в зависимости от возраста проводится или выставка детских рисунков (младшие дети) или рассказ каждого ребенка о своем рисунке. Игра "Ассоциации" (старшие дети). Дети по очереди придумывают, какого цвета могло быть чувство, каким животным, каким запахом, каким звуком ...
II. Обучение распознаванию и произвольному проявлению чувств. Предъявление детям одного, а лучше нескольких изображений человека, испытывающих данное чувство. Наблюдение за мимическим выражением чувства. Детям предлагается показать данное чувство лицом, телом, дыханием. Можно провести конкурс на самое похожее чувство (самую радостную радость, самый интересный интерес). Когда дети познакомятся более чем 2-мя чувствами, можно включать игры на проявление и распознавание чувств.
Практическое пособие на воспитание выражения эмоций. «Букет эмоций»
Описание пособия Искусственные цветы – подсолнухи небольшого размера, цветочный горшок, пенопласт, самоклейка зеленого цвета, пиктограммы эмоций, карточки с различными заданиями.
Реализация игры (варианты) Возрастная группа: 4-5 лет Название игры:«Собери цветочки» Цель: расширять представления об эмоциях, их названиях и описании . Задача: расширять представления об эмоциях, их названиях и описании . Активизация словаря: радость, злость, страх, грусть, доброта; грустный, добрый, веселый, сердитый, испуганный, злой, радостный; грустить, злиться, бояться, радоваться, обижаться.
Ход игры: В горшочке «растут» цветочки с разным настроением. Ребенок собирает цветочки: с веселым настроением, с грустным и т. д.
Название игры: «Угадай эмоцию » Возрастная группа: 5-6 лет Цель : учить детей по схеме узнавать эмоциональное состояние и изображать его с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций. Оборудование : картинки со схематическим изображением эмоций Ход игры: Вариант 1. На столе картинкой вниз выложить схематические изображения эмоций. Предложить детям по очереди брать любую карточку, не показывая ее остальным. Задача ребенка — по схеме узнать эмоциональное состояние, изобразить его с помощью мимики, пантомимики и голосовых интонаций. Остальные дети — зрители — должны угадать, какие эмоции изображает ребенок, что происходит в его мини-сценке .
Вариант 2. Для изучения интенсивности эмоций задание можно усложнить, предложив одному ребенку изобразить, например, радость, а другому — восторг, (раздражение — ярость, печаль — горе). Задача зрителей — как можно точнее определить эти эмоции.
П редполагаемый результат В результате проведенных занятий в старших и подготовительных группах дети овладели мимикой, пантомимикой, жестами, средствами художественной выразительности. Большинство детей научилось с помощью рисунка передавать эмоциональное состояние какого-либо персонажа.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практикум для родителей детей, имеющих отклонения в развитии (с задержкой психического развития ) (коррекционно-развивающие игры на развитие психических процессов у детей)
Цель практикума: Раскрыть родителям педагогическое значение развивающих игр и руководства ими. Обратить внимание родителей на то, что ребенок воспитывается в деятельности, и поскольку игра являет...
Коррекционно-развивающая программа для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития «Развитие высших психических функций»
Пояснительная запискаПо данным Министерства образования Российской Федерации среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизическ...
Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию познавательных психических процессов у детей подготовительной группы с задержкой психического развития «В гостях у Диких животных»
Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию познавательных психических процессов у детей подготовительной группы с задержкой психического развития «В гостях у Диких жив...
особенности психического развития детей 5-6 лет с ОВЗ (задержкой психического развития)
Внимание детей с задержкой психического развития старшей группы компенсирующей направленности характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические его колебания, неравномерная работоспособно...
Практические советы родителям детей с качественными нарушениями речи (расстройства аутистического спектра, задержка психического развития, умственной отсталости, задержках речевого развития невыясненной этиологии)
Основные советы родителям "неговорящих" детей....
Практические советы родителям детей с качественными нарушениями речи (расстройства аутистического спектра, задержка психического развития, умственной отсталости, задержках речевого развития невыясненной этиологии)
Основные советы родителям "неговорящих" детей....
ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР) Причины возникновения задержки психического развития
К.С. Лебединской в 1980 г. был предложен свой вариант классифика-ции ЗПР. В основу данной классификации легла этиопатогенетическая сис-тематика. Выделяют 4 основных типа ЗПР:♦ конституциональног...