Программа по коррекционному развитию эмоциональной сферы обучающихся с задержкой психического развития.
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа)
Дети с ЗПР имеют ряд особенностей в развитии эмоциональной сферы, общении. Дошкольники испытывают дефицит общения со взрослыми, с детьми. Поэтому появляется необходимость учить детей открыто говорить о своих чувствах, переживаниях, показывать способы как общения друг с другом, так и выход из разных негативных эмоциональных ситуаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Коррекционное развитие эмоциональной сферы обучающихся | 33.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
по коррекционному развитию эмоциональной сферы обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья
5-6 лет
2020-2021 учебный год
Составил учитель-дефектолог:
Ибраева Л.Р.
2020г.
Пояснительная записка
Дети с ЗПР имеют ряд особенностей в развитии эмоциональной сферы, общении. В силу таких обстоятельств дошкольники испытывают дефицит общения со взрослыми, с детьми. Поэтому появляется необходимость учить детей открыто говорить о своих чувствах, переживаниях, показывать способы как общения друг с другом, так и выход из разных негативных эмоциональных ситуаций.
Для решения проблемы правильного формирования эмоциональной сферы ребенка эффективной формой является коррекционно-развивающие занятия, ведущим видом деятельности на которых всегда остаётся игра.
Целью данной программы является развитие эмоциональной сферы детей с игровыми средствами.
Задачи:
- развивать способности понимать, осознавать, выражать свои чувства, эмоциональное состояние, переживания другого человека на символическом и вербальном уровне;
- корректировать психоэмоциональное состояние;
- способствовать позитивных форм поведения, отношения к себе и окружающим;
- формировать позиции партнерских взаимоотношений детей друг с другом через игровую деятельность;
- развивать творческое воображение, фантазию.
Разработанные занятия построены на следующих принципах:
- реальный учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, потребностей данного возраста; опора на игровую деятельность-ведущую для этого периода развития;
- обеспечение необходимого уровня сформированности психических и социальных качеств ребенка.
Содержание занятий отвечает тенденциям современного образования, таким как:
- признание самоценности дошкольного периода;
- сохранение и развитие психофизического здоровья дошкольника;
- гуманизация и демократизация образовательного процесса.
Методические приёмы, используемые на занятиях:
- игры на развитие внимания, воображения;
- релаксационные упражнения;
- рисование;
- обсуждение переживаемых чувств.
Условия реализации занятий:
- занятия проводятся как индивидуально, так и с подгруппой детей;
- продолжительность одного занятия не должна превышать 30 минут;
- в занятиях используется музыка.
Значимые для разработки и реализации программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста
ЗПР — это психолого-педагогическое определение одного из распространенных отклонений в психофизическом развитии детей. Ее относят к «пограничной» форме дизонтогенеза, для которой характерен замедленный темп созревания психических структур. Данная популяция детей отличается гетерохронностью проявлений отклонений в развитии, различной степенью их выраженности, а также разным прогнозом последствий.
Для психической сферы детей с ЗПР характерно сочетание дефицитарных функций с сохранными. Отмечается, что парциальная дефицитарность высших психических функций часто сопровождается инфантильными чертами личности и поведения. В одних случаях у детей страдает работоспособность, в других — произвольность в организации деятельности, в третьих — мотивация познавательной деятельности и т. д. Таким образом, ЗПР это сложное полиморфное нарушение, при котором страдают разные компоненты психической и физической деятельности.
При ЗПР могут наблюдаться первичные нарушения как отдельных структур коры головного мозга, так и в различных сочетаниях. При этом глубина и степень повреждений и незрелости структур может быть различной. Именно этим и определяется многообразие психических проявлений, встречающихся у детей с ЗПР. Разнообразные вторичные наслоения еще более усиливают внутригрупповые различия. У детей с ЗПР отмечаются различные этиопатогенетические варианты, при которых ведущими причинообразующими факторами могут быть: низкий темп психической активности (корковая незрелость); дефицит внимания с гиперактивностью (незрелость подкорковых структур); вегетативная лабильность на фоне соматической ослабленности (в силу незрелости или вследствие ослабленности самой вегетативной системы на фоне социальных, экологических, биологических причин); вегетативная незрелость (как биологическая ослабленность организма); энергетическое истощение нервных клеток (на фоне хронического стресса) и др.
Планируемые результаты
- способен понимать, осознавать, выражать свои чувства, эмоциональное состояние, переживания другого человека на символическом и вербальном уровне;
- освоил позитивные формы поведения, отношения к себе и окружающим;
- сформированы позитивные партнерские отношения детей друг с другом
Каждое занятие состоит из нескольких частей и занимает не более 20-30 минут, в соответствии с возрастными психологическими и физическими возможностями дошкольников.
Перспективно-тематическое планирование игр-занятий по развитию эмоциональной сферы и коммуникативных навыков
№ | Тема | Программное содержание | Содержание занятия |
1 | Осень | Развивать воображение, зрительную и слуховую память, мимические движения; учить приемам расслабления; воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам. | Приветствие Упражнение «Знакомство», «Воображаемая картинка»; «Осенние листья» Рисование «Дерево настроения» Минутка танцевальной терапии Этюд «Удивление» Упражнение «Качели» Прощание |
2 | Овощи, фрукты | Формировать доброжелательное отношение друг к другу; Создать позитивное настроение; упражнять в умении выражать эмоции с помощью мимики; продолжать развивать выразительность движений; учить приемам мышечного расслабления; способствовать снятию агрессивности и ослаблению негативных эмоций | Приветствие Этюды «Удивление», «Помидор», «Ой-ой, живот болит». Игры «Собери урожай», «Люблю -не люблю» Рисование: «Любимые фрукты», «Волшебный овощ» Прощание |
3 | Наши имена | Учить вежливо общаться друг к другу по имени, употреблять различные обращения в зависимости от ситуации; развивать внимание, интерес к самому себе, к своему имени. | Приветствие. Беседа об именах. Игра 2 Соседи». Беседа « Как тебя называют». Игры: « Ласковое имя», « Произнести вслух»,. Упражнения: « Кто больше знает имен», «Мое имя». Прощание. |
4 | Моя семья | Формировать представление о семье, её составе, чувство близости с другими людьми, о ценностях других и самоценности; способствовать принятию детьми друг друга; учить осознавать себя любимым семьей; развивать способность понимать различные эмоциональные состояния и умение адекватно выражать их. | Приветствие. Игра «Клубочек» Беседа «Моя семья» Игра «Мы очень любим» Этюды «Любящий сын», «Капризный ребенок» Минутка танцевальной терапии Рисование «Моя семья» Прощание. |
5 | Посуда | Продолжать учить позитивным способам общения со сверстниками, развивать навыки совместной деятельности; умение правильно выражать эмоции и чувства посредством мимики, способствовать развитию выразительности жестов, движений. | Приветствие. Игра «Мы разные» Упр. «Покажи предмет» Этюды «Изобрази страх», «Покажи различные настроения» Упр. «Пылесос и пылинки» Игра-загадка «Без слов» Рисование «Волшебная посуда» Прощание. |
6 | О дружбе | Формировать представление о дружбе, позитивное отношение к сверстникам, побуждать к добрым поступкам; учить видеть, понимать оценивать чувства и поведение других; развивать тактильное восприятие; умение передавать различные эмоциональные состояния разными средствами; умение уступать др. др. | Приветствие. Беседа «Что такое дружба» Игра «Скажи ласковое слово соседу» Упр. «Договорись взглядом» Игра «Найди друга» Этюд «Поссорились и помирились» Рисование «Мои друзья» Прощание. |
7 | Одежда | Развивать воображение, выразительность движений; умение понимать язык жестов и телодвижений друг друга; продолжать учить передавать эмоциональное состояние друг другу, используя различные выразительные средства. | Приветствие. Упр. «Угадай кто желает с тобой поиграть». Игра «В магазине одежды» Рисование «Моя любимая одежда» Прощание. |
8 | Новый год | Продолжать развивать умение правильно выражать эмоции и чувства посредством мимики; способствовать развитию выразительности движений, формированию групповой сплоченности; упр. в приемах саморасслабления; развивать воображение, речь; создать позитивное настроение. | Приветствие. Игра «Мы играем вместе» Упр. «Кто как радуется» Игра «Отгадай настроение сказочных героев» Минута шалости Игра «Волшебный мешок Деда Мороза» Упр. «Разноцветные шары» Прощание. |
9 | Игрушки | Учить правильному поведению в различных жизненных ситуациях; формировать способность находить решение в конфликтных ситуациях; коммуникативные навыки, игровое партнерство, выразительность движений; развивать умение осознавать своё эмоциональное состояние, воспитывать доброжелательность, внимание к сверстникам. | Приветствие. Игра «Волшебный мешок» Упр. «Как лучше беседовать» Игра «Магазин игрушек» Этюд «Любимая игрушка» Двигательная пауза Упр. «Насос и мяч» Рисование «Моя любимая игрушка» Прощание. |
10 | О вежливости | Обогащать опыт по установлению контакта; формировать потребность использовать вежливые слова в своей речи; продолжать развивать речь, воображение, невербальные формы общения, наблюдательность; воспитывать вежливость, доброе уважительное отношение друг к другу. | Приветствие. Упр. «Разнообразные формы приветствия» Беседа «Кого мы называем вежливым» Игра «Не ошибись, пожалуйста» Минута шалости Упр. «Что нравится в соседях», «Подарок», «Шалтай-Болтай» Прощание. |
11 | Животные | Продолжать учить адекватно выражать различные состояния; развивать творческое воображение, эмпатию, выразительность движения, раскованность; способствовать снятию агрессивности и ослаблению негативных эмоций, мышечному расслаблению, создать позитивное настроение. | Приветствие. Упр. «Мяч каждому» Игра «Найди свою пару» «Тренируем эмоции» Этюды «Собака принюхивается» Игра «Два барана» Рисование «Несуществующее животное» Упр. «Спящие котята» Прощание. |
13 | Я среди других | Формировать адекватную самооценку, представление о себе, своих возможностях, желаниях; продолжать развивать интерес к сверстникам, чувство собственной значимости, умение видеть свои негативные и позитивные стороны; вызвать желание изменить в себе что-то; способствовать повышению уверенности в себе, в своих силах. | Приветствие. Упр. «Как ласково называют тебя дома» Игра «Дотронься» Упр. «Я считаю себя хорошим потому, что…», «Если бы ты был волшебником, что бы ты в себе изменил?» Игры: «Я умею», «Я-взрослый» Рисование «Я в будущем» Прощание. |
14 | Необычное путешествие | Углубить представления о различных эмоциональных состояниях; учить понимать эмоции окружающих по выражению лица, жестам, движениям тела; развивать представление об индивидуальных особенностях людей, о том как каждый человек уникален; воспитывать способность преодолевать замкнутость, пассивность; желание учавствовать в совместных играх. | Приветствие. Игра «Угадай-ка» Этюды «Северный полюс», «Остров плакс» Упр. «Развесели грустного» Игра «Узнай сказку» Рисование «Нарисуй, что больше нравится в путешествии» Прощание. |
15 | Мы дружные ребята | Развивать фантазию, умение действовать согласованно; учить анализировать характер других; развивать навыки позитивного социального поведения; воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам. | Приветствие. Игра «Эхо» Упр. «Угадай эмоцию друга», «Подари цветочек», «Мостик дружбы», «Клубочек» Прощание. |
16 | Мама | Развивать представление о семье, о родственных отношениях в ней; учить проявлять заботу, внимание и самые добрые чувства к самому близкому и родному человеку-маме; создавать положительное эмоциональное состояние у детей. | Приветствие. Беседа «Что такое семья» Упр. «Кто кому кто» Беседа о маме. Этюд «Маме улыбаемся» Игра «Мамины дела» Рисунок «Подарок маме» Прощание. |
17 | Весна | Учить передавать в рисунке радостное настроение весеннего дня, свое эмоциональное состояние, используя средства художественной выразительности; развивать выразительность жестов, мимики, движений, речи. | Приветствие. Игра «Передача чувств» «Стихи о весне» С.Я.Маршак Игра «Походки» Этюд «Цветок» Игры «Собери цветок», «Хвастунишки» Прощание. |
18 | Поможем зайке | Развивать умение различать печаль, радость; воспитывать сострадание, сочувствие, желание помочь; продолжать развивать выразительность речи и движений; создавать радостное настроение. | Приветствие. Знакомство со сказочными персонажами- Зайцем и Лисой Игры: «Покажи грустное (веселое) лицо», «Изобрази животное», «Изобрази сказочного героя» Прощание. |
19 | Птицы | Продолжать учить передавать эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; развивать раскованность, воображение, сплоченность; создать условия для снятия психомышечного напряжения. | Приветствие. Упр. «Изобрази» Этюд «Два сердитых петушка», «Гадкий утенок» Игры «Наседка и цыпленок», «Солнышко и тучка» Минута шалости Рисование «Птица счастья» Прощание. |
20 | Лес | Формировать понятие об уникальности каждого человека, о том, что люди имеют свои характерные особенности; умение определять своё настроение, эмоциональное состояние людей; развивать воображение, слуховое восприятие; учить действовать согласованно. | Приветствие. Упр. «Как ты себя сегодня чувствуешь» Игра «Лес» Этюд «Один в лесу» Упр. «Клеевой дождик», «Солнечный зайчик» Коллективное рисование «Сказочный лес» Прощание. |
21 | Я и другие | Формировать позитивное отношение к своему «Я», к сверстникам; развивать внимание, интерес к самому себе, к своему имени; создать условия для самовыражения. | Приветствие. Упр. «Моё имя» Игра «Кто я?» Упр. «Угадай-ка» Беседа «Что огорчает людей» Терапия искусством Прощание. |
22 | Насекомые | Продолжать развивать умение правильно выражать эмоции посредством мимики, выразительность движений, умение согласовывать свои действия с другими; создать позитивное настроение. | Приветствие. Упр. «Назови соседа ласково» Игра «Сороконожка» Упр. «Покажи эмоции» Игра «Подарок» Минутка танцевальной терапии Игра «Паутинка» Упр. «Смешинки-злючки» Прощание. |
23 | Цветы | Учить радоваться, понимать и любить красоту окружающего мира (цветам), эмоционально выражать чувство радости; развивать навык общения, групповую сплоченность, выразительность движений; формировать положительные чувства и эмоции через улыбку. | Приветствие. Упр. «Отгадай загадки» Игра «Клубочек» Этюд «Цветок» Упр. «Цветы» Игра «Ласковые слова», «Цветы и пчелки» Рисование «Мой любимый цветок» Прощание. |
24 | По морям, по волнам | Учить сосредоточиваться на зрительной и слуховой информации, адекватно реагировать на неё, передавать характерные черты героев средствами жестикуляции и мимики, понимать музыкальные произведения; формировать позитивное отношение к окружающим; развивать творческую фантазию, речь, умение расслабляться. | Приветствие. Приглашение в путешествие Упр. «Слушаем музыку» Игры: «Волны», «Море волнуется», «Хоровод морских существ» Упр. «Запомни лица» Прощание. |
25 | Сказочное путешествие | Совершенствовать умение различать эмоции по схематическим изображениям; формировать представление о значении взаимопомощи на примере сказочного сюжета, персонажей; продолжать развивать эмпатию, тактильное восприятие, выразительность речи и движений. | Приветствие. Упр. «Заряд бодрости» Игры «Собери целое», «Повтори фразу», «Люблю – не люблю», «Комплименты» Прощание. |
Литература:
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» под редакцией И.Т. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, З.И. Михайловой, 2011года
БаряеваЛ.Б., ЛогиновойЕ.А., Лопатиной Л.В. «Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития». Под.ред. Л. Б. Баряевой, ЛогиновойЕ. А..— СПб.: ЦЦК проф. Л. Б. Баряевой, 2010. — 415 с.
В. Ротарь, Т.В.Карцева Занятия для детей с задержкой психического развития.
Н А.Е.Соболева Развитие мышления и речи с нейропсихологом
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
перспективное планирование коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития
Перспективное планирование коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития по следующим разделам: изобразительная деятельность и конструирование....
Статья "Использование развивающих игр в коррекционной работе с дошкольниками с задержкой психического развития"
В данной статье рассказывается об использовании игр на развитие мышления, внимания, восприятия и памяти в работе дефектолога с детьми с задержкой психического развития.....
логопедическая работа в коррекционной группе для детей с задержкой психического развития
логопедическая работа в коррекционной группе для детей с задержкой психического развития...
Коррекционная работа с детьми с задержкой психического развития
Коррекционная работа с детьми с ЗПР...
"Коррекционная ритмика для детей с задержкой психического развития и умственно отсталых детей"
quot;Коррекционная ритмика для детей с задержкой психического развития и умственно отсталых детей"...
Методический семинар "Использование цветотерапии в коррекционной работе с дошкольниками с задержкой психического развития"
Представление педагогического опыта работы педагога-психолога ДОО с описанием инновационной здоровьесберегающей технологии "Цветотерапия"....
Особенности коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития
*Коррекционно-развивающая работа предполагает не тренировку отдельных навыков, а формирование целостной функциональной системы, которая позволит ребенку самостоятельно овладеть различными умениями. ...