Развитие воображения у дошкольников с задержкой психического развития
статья по развитию речи (старшая группа)
Рекомендации для родителей. Как заниматься с ребенком дома.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_takoe_myshlenie.doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Что такое мышление.
Ни для кого не секрет, что лучшая форма обучения ребенка дошкольного возраста – это игра, а увлеченная и заинтересованная игра родителей со своим ребенком помогает развитию таких составляющих личности малыша, как его внимание, воображение, память, речь и конечно мышление.
Мышление - это познание сущности вещей, умение обобщать, находить родственные связи между вещами и предметами, умение рассуждать и мыслить. Результатом мышления является мысль, которая выражена в словах. Поэтому, мышление и речь тесно связаны между собой. С помощью мышления мы получаем знания, поэтому очень важно его развивать уже с детства. Игры и упражнения для дошкольников способствующие развитию мыслительного процесса. Игровые занятия помогут ребенку научиться рассуждать, сравнивать, классифицировать, обобщать, анализировать.
Игры для детей на развитие мышления.
Игра “Нравится - не нравится”.
Ребенок выбирает предмет, или явление и рассказывает что именно нравится, а что нет, то есть оценивает предмет. Например, картинка кошки: нравится - мягкая, приятная на ощупь, игручая, ловит мышей…; не нравится - царапается, убегает и т.д.
Игра “Бывает - не бывает”.
Вариант игры “съедобное -не съедобное”. Бросаем мяч и говорим правду либо небылицы. При правильной фразе ребенок мяч ловит, при обнаружении ошибки - нужно мяч отбросить. Примерные небылицы: самолет плывет по морю, квадратный мячик, соленый сахар.
Игра “Отвечаем быстро”.
Тоже игра с мячом. Взрослый бросает мяч ребенку с названием предметов (существительным), а ребенок должен быстро назвать прилагательное. Можно договориться, что ребенок будет называть только цвета предметов. Например: огурец - зеленый, солнце - желтое, потолок - белый…
Как вариант, можно игру усложнить: взрослый будет говорить то существительные, то прилагательные по очереди. Если игрок сказал ответ невпопад, и он не соответствует действительности - родитель и ребенок меняются местами.
Игра «Лишнее слово».
Ребенку предлагается выделить слово или признак, который в ряду других является лишним, а для всех остальных подобрать обобщающее понятие. Ребенок должен ответить на вопросы: «Какое слово лишнее? Почему?».
Тарелка, чашка, стол, чайник.
Темно, пасмурно, светло, зябко.
Береза, осина, сосна, дуб.
Диван, стол, кресло, дерево.
Много, чисто, мало, наполовину.
Ручка, мел, пенал, кукла.
Вчера, сегодня, утром, послезавтра
Зимний, летний, осенний, июньский, весенний.
Лежать, стоять, плакать, сидеть.
Старый, высокий, молодой, пожилой, юный.
Красный, синий, красивый, желтый, серый.
Игра «Подбери общее понятие».
Предложите ребенку назвать одним словом следующие понятия и дополнить ряд: яблоко, груша — ...; стул, шкаф — ...; огурец, капуста — ...; ботинок, сапог — ...; кукла, мячик — ...; чашка, тарелка — ...; кошка, слон — ...; нога, рука — ...; цветок, дерево — ...; окунь, щука — ...; роза, одуванчик — ...; март, сентябрь — ...; дуб, береза — ...; фонарь, лампа — ...: дождь, снег — ...
Это же упражнение необходимо выполнить с наречиями, прилагательными, глаголами.
Игра «Подбери слово».
Объясните ребенку, что есть слова, которые обозначают множество похожих предметов, явлений. Эти слова являются общими понятиями. Например, словом фрукты можно назвать яблоки, апельсины, груши и т.п.
Но есть слова, указывающие на меньшее число похожих объектов, и они являются частными, конкретными понятиями. Любое из этих слов, например яблоки, обозначает только яблоки, хотя это могут быть большие, маленькие, зеленые, красные, сладкие, кислые яблоки. А теперь попросите ребенка подобрать общее понятие к частным.
Ниже даны два ряда слов. К словам из первого ряда ребенок подбирает подходящее понятие из второго ряда:
• огурец, осень, пчела, дождь, павлин, озеро;
• овощ, время года, насекомое, осадки, ягода, водоем, птица.
Игра «Говори наоборот»
Большой – маленький, толстый – тонкий, черный – белый, горячий – холодный,
пустой – полный, легкий – тяжелый, чистый – грязный, больной – здоровый,
ребенок – взрослый, огонь – вода, сильный – слабый, веселый – грустный,
красивый – безобразный, трус – храбрец.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование дидактических игр в работе по развитию математических представлений дошкольников с задержкой психического развития
Наиболее трудным предметом для детей с задержкой психического развития дошкольного возраста является математика. Для развития познавательного интереса к математическим знаниям мы используем разнообраз...
Примерное календарно-тематическое планирование по развитию речи для дошкольников с задержкой психического развития.
Развитие лексики. Совершенствование грамматического строя речи. Развитие связной речи....
"Развитие эмоций у дошкольников с задержкой психического развития"
В презентации предоставлен материал по работе над эмоциями с детьми ЗПР...
ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
В статье рассматривается проблема развития зрительного восприятия у детей с ЗПР. Автор раскрывает эффективные формы и методы коррекционной работы, развивающие возможности сенсорной комнаты и методи...
Развитие связной речи дошкольников с задержкой психического развития
Консультационный материал для воспитателей об особенностях развития связной речи дошкольников с задержкой психического развития...
Развитие эмоционального интеллекта дошкольников с задержкой психического развития
В статье представлено содержание коррекционно-воспитательной работы с детьми с задержкой психического развития. Представленные виды деятельности позволяют развивать эмоциональный интеллект, мышл...
Влияние дидактических игр на развитие познавательных способностей дошкольников с задержкой психического развития.
Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Дидактическая игра – средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и про...