Использование дидактических игр в работе по развитию математических представлений дошкольников с задержкой психического развития
консультация по коррекционной педагогике на тему
Наиболее трудным предметом для детей с задержкой психического развития дошкольного возраста является математика. Для развития познавательного интереса к математическим знаниям мы используем разнообразные методы и приемы обучения математике, привлекая красочный наглядный и раздаточный материал. Также одним из эффективных средств пробуждения живого интереса к учебному предмету являются дидактические игры.
Игры рекомендуется проводить с целью уточнения и закрепления математических представлений. Их можно использовать как в работе с подгруппой детей, так и индивидуально.
Игры по разделу «Количество и счет»
«Найди пару»
«Какое число я задумала»
«Не смотри»(счет на ощупь)
«Назови число на единицу больше меньше».
«Сколько нас без одного» (обратный счет),
«Какие числа пропущены»
«Назови соседей»
«Который по счету»
«Оживи картинку» - здесь детям даю картинку с написанными примерами и предлагаю раскрасить картинки цветными карандашами, соотнося полученный результат определенному цвету.
Игры на закрепление знаний о цифрах
«Слепи цифру из пластилина»,
«На что похожа цифра»,
«Найди предметы, окружающие нас, которые напоминают цифру».
«Нарисуй что-нибудь с использованием цифр» - здесь дети могут нарисовать лицо человека, узор, снеговика или какой-нибудь другой предмет, что развиваю фантазию детей.
«Изобрази цифру». Дети показывают цифры пальцами, руками, используя свое тело.
Игры на закрепление знаний о величине
«Шары» развитие и закрепление умения устанавливать отношение между элементами по величине (больше — меньше, толще, длиннее, короче).
«Наведем порядок», «Сломанная лесенка», «Матрешки», «Три медведя»
На закрепление умения сравнивать по двум признакам величины (длине и ширине):
«Найди пару», «Завяжем куклам бантики»
«Помоги деду Морозу» использование промежуточного средства — мерки — при определении высоты предметов.
Работая по разделу «Измерение величины» вместе с обычными, всем известными методами использую такие игры, как: измерить шагами, пальцами, условной меркой.
Игры на закрепление знаний о геометрических фигурах
«Домино» дети учатся находить среди многих одну определенную фигуру, назвать ее. Игра закрепляет знание о геометрических фигурах.
«Найди предмет такой же формы» -здесь дети учатся выделять по форме конкретные предметы из окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами.
«Пара слов» = например: я говорю детям: круг – дети называют предмет, похожий на круг – руль; квадрат – картина; овал – яйцо, и наоборот: я называю предмет, а дети называют форму.
«Какая фигура лишняя» - здесь дети не только называют и показывают лишнюю фигуру, но и объясняют, почему она не подходит, почему лишняя.
«Найди крышку для каждой коробки», «Подбери заплатку»,
«Колумбово яйцо», «Танграм»,
«Блоки Дьенеша». Дети выкладывают фигурки как по образцу, так и по памяти.
«Геометрическое лото» - здесь перед ребенком геометрические фигуры – красный круг, зеленый квадрат, синий треугольник, желтый овал и др.
Предлагается положить на стол желтый овал, справа от него – синий треугольник, а слева от овала – зеленый квадрат. Далее ответить: «Какая фигура осталась?» Выбрать для нее место и назвать, где она лежит.
«Кодирование фигур».
«Сосчитай сколько треугольник, кругов».
Использую на своих занятиях игры с палочками. Сначала давала простые задания. Например: выложить узор по образцу, на память, а затем задание усложнялось: предлагала составить 2 равных квадрата из 7 палочек, составить квадрат их двух палочек (используя угол стола).
Игры на развитие пространственных представлений
«Что изменилось?»
«Что где находится?»
«Поможем Зайке найти дорожку к домику»
«Что получилось?» - дети закрепляют умение ориентироваться на листе бумаги, отсчитывать клетки, строчки.
«Рисуем платочки» - дети повторяют узор. Сравнивают получившиеся узоры. Находят ошибки.
Под влиянием правильно организованной познавательной деятельности у детей развиваются умственные операции и процессы, творческое воображение, воспитываются интерес, волевые черты личности, желание учиться, сосредоточенность.
С помощью игр по формированию математических представлений, дети войдут в мир математики, и обучение не покажется им трудным и скучным.
Математические игры являются эффективным дидактическим средством.
Они способствуют развитию внимания, памяти, речи, воображения и мышления ребёнка, создают положительную эмоциональную атмосферу, побуждают детей к общению, коллективному поиску, активности в преобразовании игровой ситуации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vyst.docx | 18.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Наиболее трудным предметом для детей дошкольного возраста является математика. Для развития познавательного интереса к математическим знаниям мы используем разнообразные методы и приемы обучения математике, привлекая красочный наглядный и раздаточный материал.
Также одним из эффективных средств пробуждения живого интереса к учебному предмету являются дидактические игры.
Игры рекомендуется проводить с целью уточнения и закрепления математических представлений.
Задачи, которые призваны решать дид. игры по развитию математических представлений таковы:
- Развитие детской самостоятельности.
-Развитие психических механизмов как основы развития творческих способностей
(памяти, внимания, воображения, наблюдательности).
-Развитие математического мышления.
-Развитие умения детей овладевать разными способами действия.
-Совершенствование речи, моторики, активизация словарного запаса.
- Формирование геометрического мышления и графических навыков.
Сейчас я расскажу о том, какие игры я использую для формирования математических представлений у детей. Конечно же все игры можно использовать как в работе с подгруппой детей так и индивидуально.
По разделу «Количество и счет» использую дидактические игры.
«Найди пару»
«Какое число я задумала»
«Не смотри» (счет на ощупь)
«Назови число на единицу больше меньше».
«Сколько нас без одного» (обратный счет),
«Какие числа пропущены»
«Назови соседей»
«Который по счету»
«Оживи картинку» - здесь детям даю картинку с написанными примерами и предлагаю раскрасить картинки цветными карандашами, соотнося полученный результат определенному цвету.
В подготовительной группе познакомив детей со знаками +, - ,=, дети решают примеры на сложение и вычитание.
Чтобы детям было интересней выполнять то или иное задание, мы решили превратить сухое решение примеров в развивающую игру «Оживи картинку». (Где даю детям картинку с написанными примерами и предлагаю раскрасить картинки цветными карандашами, соотнося полученный результат определенному цвету. Это задание дети очень любят и выполняют с особым удовольствием).
Знакомя детей с цифрами, я даю различные игры такие, например, как
«Слепи цифру из пластилина»,
«На что похожа цифра»,
«Найди предметы, окружающие нас, которые напоминают цифру».
Я часто использую такую игру, как «Нарисуй что-нибудь с использованием цифр» - здесь дети могут нарисовать лицо человека, узор, снеговика или какой-нибудь другой предмет, что развиваю фантазию детей.
Также детям очень нравиться игра «Изобрази цифру». Дети показывают цифры пальцами, руками, используя свое тело.
В парах детям нравиться писать на спине друг у друга или на ладошке.
Детям очень нравится дидактический материал «Игры Воскобовича». Дети с большим удовольствием составляют различные цифры, фигуры с помощью резинок и гвоздиков. Здесь же закрепляют знания цифр и цветов.
Игры на закрепление знаний о величине
«Шары» развитие и закрепление умения устанавливать отношение между элементами по величине (больше — меньше, толще, длиннее, короче).
«Наведем порядок», «Сломанная лесенка», «Матрешки», «Три медведя»
На закрепление умения сравнивать по двум признакам величины (длине и ширине):
«Найди пару», «Завяжем куклам бантики»
Работая по разделу «Измерение величины» вместе с обычными, всем известными методами использую такие игры, как: измерить шагами, пальцами, условной меркой.
«Помоги деду Морозу» использование промежуточного средства — мерки — при определении высоты предметов.
При изучении геометрических фигур дети любят играть в игру:
«Пара слов» = например: я говорю детям: круг – дети называют предмет, похожий на круг – руль; квадрат – картина; овал – яйцо, и наоборот: я называю предмет, а дети называют форму.
Детям также нравится игра «Какая фигура лишняя» - здесь дети не только называют и показывают лишнюю фигуру, но и объясняют почему она не подходит, почему лишняя. (Например: 3 объемные фигуры, а одна плоскостная).
Также использую такие игры: «Найди крышку для каждой коробки», «Подбери заплатку», «Колумбово яйцо», «Танграм», «Блоки Дьенеша». Дети выкладывают фигурки как по образцу, так и по памяти.
«Геометрическое лото»,
«Кодирование фигур».
Для развития зрительного внимания играли в игру: «Сосчитай сколько треугольников, кругов».
Очень часто использую на своих занятиях игры с палочками. Сначала давала простые задания. Например: выложить узор по образцу, на память, а затем задание усложнялось: предлагала составить 2 равных квадрата из 7 палочек, составить квадрат их двух палочек (используя угол стола).
При формировании циклических представлений я могу предложить такие игры, как «Что сначала, что потом», «Раскрась, продолжая закономерность», «Какая фигура будет последней».
Обязательным требованием к данным играм является их развивающее воздействие (обеспечение развития психических процессов в единстве с личностным становлением).
В заключении хочу сказать, что математические игры являются эффективным дидактическим средством. Они способствуют развитию внимания, памяти, речи, воображения и мышления ребёнка, создают положительную эмоциональную атмосферу, побуждают детей к общению, коллективному поиску, активности в преобразовании игровой ситуации.
С помощью игр по формированию математических представлений, дети войдут в мир математики, и обучение не покажется им трудным и скучным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика работы по формированию у детей с задержкой психического развития пространственно-временных представлений и их реализации в лексико-грамматических средствах языка.
Как формировать пространственно-временные представления и учить реализовывать полученные навыки в лексико-грамматических средствах языка....
Использование устного народного творчества при организации работы по развитию речи детей с задержкой психического развития
Воспитательно-образовательный процесс в группе компенсирующей направленности осуществляется по программе «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
. Проблема сохранения здоровья детей остается важной во все времена, особенно она, является актуальной в отношении детей с ОВЗ. Здоровье сберегающие технологии взаимосвязаны и перекликаютс...
Использование ИКТ в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития
Необходимость использования информационнокоммуникативных технологий в коррекционной работе, бесспорно. Для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития ИКТ - помощник в повышении актив...
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи с использованием тренажера - перчаток «Умнички». Тема: «Волшебница Зима» для детей с задержкой психического развития в возрасте 5-7 лет. (Образовательные области: «Познавательн
Обогащение знаний детей о сезонных изменениях в зимней природе через эмоционально-чувственное восприятие окружающего мира с применением мнемотехники и нетрадиционного оборудования....
ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР) Причины возникновения задержки психического развития
К.С. Лебединской в 1980 г. был предложен свой вариант классифика-ции ЗПР. В основу данной классификации легла этиопатогенетическая сис-тематика. Выделяют 4 основных типа ЗПР:♦ конституциональног...
«Использование нейропсихологического подхода в работе учителя-дефектолога с детьми с задержкой психического развития»
Тезисы на тему: «Использование нейропсихологических приемов в работе учителя-дефектолога с детьми с ЗПР» были представлены и вошли в сборник тезисов в рамках Всероссийской (заочной) ...