Мастер-класс для педагогов «Учет гендерных особенностей детей при организации игр и физических упражнений»
материал
Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_dlya_pedagogov_doshkolnogo_obrazovaniya.docx | 108.76 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ детский сад №2 «Росинка»
Мастер-класс для педагогов
«Учет гендерных особенностей детей при организации игр и физических упражнений»
Автор:
Инструктор по физической культуре
Шишкина М.Р.
Гендерное воспитание детей дошкольного возраста
Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола. В самый ответственный период формирования гендерной устойчивости девочки и мальчики в течение длительного времени пребывания в дошкольном образовательном учреждении (8-12 часов) подвергаются исключительно женскому влиянию. Ни для кого не секрет, что система образования в России абсолютно бесполая: бытовая “совместность” мальчиков и девочек в наших детских садах, режим дня - не учитывает разные нормы подвижности у мальчиков и девочек. Питание унифицировано и по времени приема пищи, и по ее ассортименту. Содержательна и по стилю система воспитания. Феминизирована, как педагогическими кадрами :99% - педагогический и обслуживающий персонал в детских садах - женщины, так и в семье - 50% детей живут в семьях, где нет отцов, что особенно неприемлемо для мальчиков.
Анализ массовой практики показывает, что в настоящее время в системе дошкольного образования возникают серьёзные проблемы по вопросам гендерного воспитания. В первую очередь это связано с тем, что в программно-методическом обеспечении дошкольных образовательных учреждений России не учитывали гендерные особенности. В результате этого содержание воспитания и образования ориентировано на возрастные и психологические особенности детей, а не на мальчиков и девочек того или иного возраста, которые, по мнению ученых различаются:
• в физическом развитии и социальном поведении;
• в интеллектуальных и визуально-пространственных способностях и уровне достижений;
• в проявлении агрессии.
Изучение процесса гендерной социализации в дошкольном возрасте, где находятся его истоки, и условия, которые оказывают влияние на этот процесс, представляет особый интерес. В результате анализа психолого-педагогических исследований, проведенных в России и за рубежом, было установлено, что именно в период дошкольного детства у всех детей, живущих в разных странах мира, происходит принятие гендерной роли:
• к возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом;
• в возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что гендер не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.
Деловая игра для педагогов.
Выяснить физические особенности развития:
Мальчики:
- Лучше развито правое полушарие, участвующее в распознавании и анализе зрительных и музыкальных образов, формы и структуры предметов, в сознательной ориентации в пространстве
- Здоровье слабее. Организм хуже сопротивляется болезням. Многие болезни переносятся тяжелее
- Физически сильнее
- Ориентируются на дальнее зрение
- Более подвижны, менее усидчивы, т. к. потребность в движении выше в 4 – 6 раз. В 9 раз чаще страдают от своей гиперактивности
- Труднее обрабатывают информацию, полученную разными полушариями
- Легкие мальчиков по величине больше
- Крови на пол литра больше, чем у девочек
- Используют в рисунке меньшее количество цветов. Их цветовая гамма менее насыщенная
- Себя зачастую изображают на фоне машин
- Больше внимания при рассказе уделяют действиям. Рассказы отличаются незавершённостью, простотой изложения, традиционностью сюжета
Девочки:
- Лучше развито левое полушарие, обеспечивающее регуляцию речевой деятельности, письма, счета и логического мышления
- Девочки дышат грудью
- Большая выносливость. Более крепкое здоровье
- Физически слабее
- Организм лучше сопротивляется болезням
- Быстрее утомляются
- Чувствительны к шуму
- Ориентируются на ближнее зрение
- Менее подвижны. Более усидчивы
- У девочек сердце бьётся быстрее. Поэтому они такие суетливые
- Любят рисовать себя в фате. Рисуют себя с четко выделенными ресницами и ртом, любят прорисовывать взрослые атрибуты
- Речь обычно богаче. Словарный запас обогащается значительно быстрее
- Более детально описывают предметы. Используют сложные предложения в речи. Более эмоциональны.
Как же построить развивающую среду, ориентированную на гендерное воспитание?
Формирование гендерной идентичности мальчиков и девочек возможно лишь в совместной среде, где мальчики и девочки имеют возможность общаться, играть, трудиться вместе, но при этом они могут и проявить свои индивидуальные особенности, а также особенности, присущие своему гендеру. Следовательно, одним из важнейших условий формирования гендерной идентичности является создание полифункциональной предметно-развивающей среды, окружающей мальчиков и девочек (выделение игровых зон для мальчиков, игровых зон для девочек, оформление прихожей, спальни и других помещений, в которых бывают дети) .
Для девочек – это игры на семейно-бытовые темы. Для мальчиков – это игры в «пожарных», «моряков», «военных», «рыцарей» и др. Кроме атрибутов к сюжетно-ролевым играм, необходимы и дидактические игры. Такие игры трудно приобрести. Их можно сделать самим.
Для детей младших групп игры «Ленточки и бантики», «Подбери одежду кукле», «Чья игрушка? », «Чей предмет? Папы или мамы? », «Подбери пару по настроению», «Найди одежду для мальчика и девочки» и т. д.
Нужно использовать маркеры с акцентом на гендерную идентичность.
Оформить метки на шкафчиках для одежды. Для девочек подобрать картинки с изображением кукол, а для мальчиков – машин. Такие же красочные маркеры можно изготовить для кроватей и шкафчиков для полотенец.
Подобрать для девочек полотенца одного цвета, а для мальчиков – другого.
В книжном уголке можно организовывать «Выставки книг про девочек и для девочек», «Выставки книг про мальчиков и для мальчиков».
Как построить работу с детьми по гендерному воспитанию?
Работу с детьми по гендерной социализации необходимо проводить комплексно, используя все жизненные и специально подготовленные ситуации.
НОД можно осуществлять в рамках тематических недель «Мы разные – девочки и мальчики», «Мужчина и женщина, – какие они? », «Я – мальчик, будущий мужчина. Я – девочка, будущая женщина», «Маленькие рыцари и маленькие принцессы».
При подготовке к занятиям педагог должен продумать следующие моменты:
1) пути решения познавательной задачи должны носить как информационный, так и исследовательский характер
2) продумывать вопросы к занятию, учитывая особенности детей разного пола
3) использовать больше наглядности на занятиях, т. к. это важно для мальчиков
4) использовать проблемные ситуации на занятиях, помнить, что для девочек важны ситуации развивающего характера
•Проводить КВН, викторины типа “А ну-ка мальчики! ”, “А ну-ка девочки! ” 1 раз в 2 месяца.
•При обучении новому материалу разделять детей на подгруппы мальчики и девочки, рассаживать детей на занятии: мальчик – девочка, т. к. дети взаимодополняют друг друга.
•В начале занятия использовать игровые разминки, чтобы дать возможность мальчикам сконцентрировать внимание.
При проведении работы по воспитанию детей с учётом их гендерных особенностей, необходимо обратить особое внимание на следующее:
•На привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения;
•На достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины – матери;
•На наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр – «путешествий» в которых для мальчиков представляется возможность проиграть мужскую модель поведения.
В процессе выполнения задачи по формированию представления о различиях между мальчиками и девочками – как внешних, так и в чертах характера и поведении, воспитывается культура общения с партнерами противоположного пола в различных ситуациях и игровой деятельности. У детей вырабатываются:
•Навыки доброжелательного отношения друг к другу
•Умение быть опрятным: видеть и устранять недостатки своего внешнего вида в прическе, одежде и пр.
•Навыки оказания помощи друг другу в игре, совместной деятельности.
•Умение видеть и ценить хорошие поступки и положительные черты характера
•Умение понимать и уважать мнение партнеров противоположного пола
Овладению опытом мужского и женского поведения в хозяйственно-бытовой деятельности способствуют трудовые поручения, которые так же распределяются в зависимости от пола ребенка: мальчики выполняют работу, связанную с применением физической силы, девочки- с аккуратностью.
Изобразительная деятельность способствует половой самоидентификации ребенка, управляет его эмоционально-смысловым поведением. В этом возрасте тематика детских рисунков обусловлена принадлежностью ребенка к определенному полу и степень его сенситивности к половым различиям.
Общая направленность на подобие своему полу придает определенное содержание рисункам ребенка: мальчики рисуют дороги с мчавшимися автомобилями, самолеты в небе, корабли в море, строительство домов, а также войну и драки. Девочки же рисуют «красивеньких девочек», принцесс, цветы, сады, всевозможные орнаменты, а также мам, гуляющих с дочками.
Внести в уголок изодеятельности раскраски, трафареты, картинки для врезания, бросовый материал для ручного труда, как для мальчиков, так и для девочек.
В музыкально - ритмических движениях используется дифференцированный подход: мальчики разучивают движения, требующие мужской силы, ловкости (наездники, бравые солдаты). У девочек преобладает плавность, мягкость движений (хороводы, упражнения с цветами, лентами, шарами). В игре на музыкальных инструментах - ложки, барабаны, гармони – для мальчиков, бубны, колокольчики – для девочек. Используется дифференцированный подход в процессе физического воспитания на основе различий в двигательных функциях мальчиков и девочек. Используется распределение ролей в подвижных играх (девочки – пчелки, мальчики – медведи). Различия в подборе упражнений, оборудования.
Сотрудничество с родителями.
Задача дошкольного учреждения заинтересовать родителей, объяснить им важность формирования гендерной идентификации мальчиков и девочек именно с малых лет, научить их сотрудничать с детьми, не бояться играть с ними, беседовать, рисовать, играть, т. е. научить занимать позицию не «над» ребенком, а «рядом» с ним. Родителям необходим определенный запас знаний, которым воспитатель готов поделиться.
Просвещение родителей по вопросам воспитания мальчиков и девочек можно предложить по темам:
• Воспитание девочек и мальчиков
• Гигиена мальчиков и девочек и их одежда. Азы полового воспитания
•Поведение мальчиков и девочек
•Дружба мальчиков и девочек
•В семье растет дочь, в семье растет сын
•Игрушки мальчиков и девочек
•Я и моя семья
•Домашние обязанности малышей. С удовольствием и без напоминаний
•Женские и мужские профессии.
Таким образом, наша с вами задача, заключается в воспитании детей с учётом пола, организации развивающей среды для мальчиков и девочек, формировании качеств, свойственных обоим полам (справедливость, доброта, трудолюбие, любовь к родному дому и др.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гендерно – личностные особенности детей и организация их воспитания в массовом образовательном учреждении.
В дошкольном возрасте идёт интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола.Проблема гендерных особенносте...
"Учёт гендерных особенностей детей в физическом направлении развития дошкольников"
Учет гендерных особенностей является важнейшим аспектом здоровьесбережения. Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ем...
Организация развивающей среды в речевой группе с учётом гендерных особенностей детей
Организация развивающей среды в речевой группе с учётом гендерных особенностей детей...
Статья «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОО С УЧЁТОМ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ».
Часто, при создании предметно-развивающей среды большее внимание отдаётся девочкам, но необходимо учитывать и потребности мальчиков для полноценного развития личности....
Консультация «Учёт гендерных особенностей детей в организации развивающей предметно-пространственной среды, группового пространства»
Консультация«Учёт гендерных особенностей детей в организации развивающейпредметно-пространственной среды, группового пространства»...
«Организация РППС с учетом гендерных особенностей детей».
Диплом 2 место....