Статья «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОО С УЧЁТОМ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ».
статья (младшая группа)
Часто, при создании предметно-развивающей среды большее внимание отдаётся девочкам, но необходимо учитывать и потребности мальчиков для полноценного развития личности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕМА: «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОО С УЧЁТОМ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ».
«Вот вышел сеятель сеять», «и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то. Иное упало на места каменистые, где немного было земли; и скоро взошло, потому что земля была не глубока. Когда же взошло солнце; увяло и как не имея корня, засохло. Иное упало на добрую землю и принесло плод: одно в сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать».
(Мф.13, 1-23; Мр4. 1-20; Лк8.5-15)
Как зерно, ребёнок, попадая в благоприятную, полезную, добрую среду, вырастет хорошим человеком, гордостью своей семьи, достойным гражданином своей Родины. Период дошкольного детства – период, в процессе которого педагоги и родители должны создать условия для ребенка , которые раскроют те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин.
Необходимость использования гендерного подхода в создании предметно-развивающей среды и воспитании детей подчёркивают многие отечественные и зарубежные учёные. Как известно, девочки и мальчики по-разному мыслят, понимают, чувствуют и переживают, необходимо создать условия, для эффективного развития личности ребенка как залог максимальной самореализации личности взрослого в будущем.
При создании предметно-развивающей среды с учётом гендерных особенностей, вместе с качествами, присущими тому или иному полу, происходит передача социального опыта, культурного наследия, семейных и национальных традиций, а значит и формирование духовных и нравственных качеств, что даёт возможность, будь то девочка или мальчик, стать полноценной, культурной личностью, достойным гражданином Российской Федерации.
Именно окружающая предметно-развивающая среда является одним из основных средств развития личности ребёнка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта, обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и. т. д. ), является основой его самостоятельной деятельности с учётом гендерных особенностей. Роль педагога в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов её с учётом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребёнка.
В дошкольном возрасте игра является основным видом детской деятельности, именно в сюжетной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения поэтому подбор материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков необходимо уделять особое внимание. При создании предметно-развивающей среды с учётом их гендерных особенностей детей, необходимо обратить внимание:
- На привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения;
- На достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины – матери;
- На наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр – «путешествий» в которых для мальчиков представляется возможность проиграть мужскую модель поведения.
Процесс одевания и раздевания кукол и мягких игрушек дети отождествляют с процедурой, с которой они постоянно сталкиваются в собственной жизни, что способствует осознанию ими человеческого смысла этого действия, и если вначале ребёнок просто воспроизводит в игре действия взрослых, то постепенно он начинает обозначать и называть свою роль: «Я мама, Я – папа».
Когда у игрушек привлекательный вид, гораздо проще вызвать у девочек и мальчиков чувство симпатии к ним. В процессе игр с такими игрушками легче побуждать детей выражать по отношению к игрушке свои чувства: говорить ласковые слова, обнимать, заглядывать в глаза и. т. д. . Отражая в игре социально одобряемые образцы женского и мужского поведения по отношению к игрушкам –девочки и мальчики получают необходимое эмоциональное развитие.
Важная роль в развитии игровой деятельности принадлежит конструированию из крупного строительного материала. Мальчики, вначале под руководством а затем самостоятельно охотно конструируют для коллективных игр. Это может быть большая машина, самолёт, пароход, вагон поезда и. т. д. При этом очень важным условием для воспитания детей с учётом их гендерных особенностей является то, что мальчикам может быть поручена «тяжёлая» работа: «подвезти» материал на машинах, установить основные крупные детали и. т. д.
Серьёзным недостатком игровой деятельности является повторение одних и тех же игровых действий, часто приходится наблюдать, как мальчики, взяв в руки машины, совершают ими однообразные действия взад – вперёд, подражая звуку мотора или многократно скатывают их с какой – то поверхности. В играх девочек однообразие проявляется в том, что действуя с куклой они повторяют одни и те же игровые действия. С низким уровнем развития игровой деятельности взрослые не должны мириться. Поэтому, если в результате наблюдений за игрой детей будет установлено, что дети играют на уровне подражания или в процессе игры они ограничиваются «ролью в действии», то воспитатели и родители должны принять меры по устранению этих недостатков.
Роль воспитателя состоит в том, что он ежедневно участвует в играх детей. При этом он руководит, как играми, в которых участвуют по желанию все дети, так и дифференцированно играет с девочками и мальчиками.
Кроме того, объяснив родителям необходимость развития детей в игровой деятельности, педагог может пригласить их для участия в играх детей, совместив таким образом включение родителей и детей в сюжетно – ролевую игру, что поможет родителю приобрести практические навыки, которыми в дальнейшем он сможет пользоваться, играя со своим ребёнком дома.
Часто взрослые порицают поведение мальчиков, когда они бегают, кричат, играют в войну. Но если учесть, что мальчикам физиологически нужно больше пространство для игр, что в игре они развиваются физически, учатся регулировать свою силу, игра им помогает разрядить скопившуюся энергию, то, возможно, причины для осуждения будет меньше. Просто предоставьте им пространство и следите, чтобы игры не носили агрессивного характера, для этого нужно научить играть мальчиков в солдат, лётчиков, моряков и создать для этого соответствующие условия. Так как мальчики очень любят разбирать игрушки, изучать их строение и конструкцию (а взрослые часто воспринимают это как намеренную порчу игрушек), при покупке игрушек для мальчиков нужно это учесть. Лучше для игр приобретать конструкторы «сборно – разборные модели транспорта».
Для игр девочкам требуется небольшое пространство. Организуя игровую среду, нужно об этом помнить. Желательно, чтобы всё, что может понадобиться для игры было рядом. Девочки чаще всего в играх осваивают роль мамы, поэтому необходимо, чтобы у них было достаточное количество кукол, колясок и прочей атрибутики. Так как у девочек лучше развита мелкая моторика, то им больше требуется мелких игрушек, атрибутов к играм.
Когда в игре будет, достигнут уровень развития, который характеризуется принятием роли и умением осуществлять в определённой последовательности ролевые действия, воспитатель может перейти к решению вопросов связанных с обучением девочек и мальчиков выполнения в игре социальных функций.
Создание предметно-развивающей среды с учётом их гендерных особенностей, с одной стороны призвано помочь ребёнку осознать себя представителем того или иного пола. В результате этого у детей должна сформироваться гендерная устойчивость: «Я девочка и буду ей постоянно, Я – мальчик и всегда буду им». Но вместе с тем, современная ситуация развития общества категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали рядом преимуществ по половому признаку. Например, мальчики, как будущие мужчины, в личных проявлениях, не должны демонстрировать только мужественность, несгибаемую волю и «железные» мускулы. Они должны быть добрыми, мягкими, чуткими, проявлять заботу по отношению к другим людям, родным и близким.
Девочки, как будущие женщины, помимо традиционно женских качеств должны быть активными инициативными, уметь отстаивать свои интерес. Проявление у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Организация предметно – развивающей среды в средней группе. Мини -музей хлеба в детском саду. "
Введение нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предлагает иные требования по организации пре...
Статья "Организация предметно-развивающей среды в группе для формирования безопасного поведения у дошкольников".
В данной статье говорится о том, как организовать предметно - пространственную среду в группе для формирования безопасного поведения у дошкольников....
Статья из опыта работы. Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ".
Статья из опыта работы.Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ"....
Статья "Организация предметно-развивающей среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО"
Статья "Организация предметно-развивающей среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО"...
Педагогическая статья "Организация предметно-развивающей среды в группе раннего возраста в период адаптации"
Пока ребенок не ходит в дошкольное учреждение, он находится в темном контакте с близкими взрослыми, чувства которых созвучны его собственным чувствам.При поступлении в детский сад, ребенок на какое ...
Организация развивающей среды в речевой группе с учётом гендерных особенностей детей
Организация развивающей среды в речевой группе с учётом гендерных особенностей детей...
Консультация «Учёт гендерных особенностей детей в организации развивающей предметно-пространственной среды, группового пространства»
Консультация«Учёт гендерных особенностей детей в организации развивающейпредметно-пространственной среды, группового пространства»...